Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ) » Кафедра «Электротехника и электрооборудование» | История кафедры


Кафедра «Электротехника и электрооборудование» | История кафедры

 

Кафедра «Электротехника и электрооборудование» является одной из старейших кафедр университета. Еще в 1932 году на автомеханическом факультете была создана лаборатория, а в 1934 году кафедра «Электротехника и электрооборудование». Первоначально она размещалась на площади 40 м2  вместе с лабораторией «ДВС», и работало здесь всего два человека: доцент, канд. техн. наук  С.П.Банников и лаборант П.С.Кожитев. К 1938 году научный потенциал кафедры увеличился до четырех человек: зав. кафедрой профессор, д-р тенх. наук Б.И.Угримов; доцент, канд. техн. наук С.П.Банников; ассистенты А.Д.Краверс и Н.Л.Песелев.

Для организации процесса обучения требовались учебные пособия, и кафедра одной из первых приступила к созданию учебной и методической литературы для высших и средних учебных заведений. В эти годы выходит учебник «Электромонтера» (Гострансиздат, 1934 г.), учебник «Электрооборудование автомобилей» (Гострансиздат, 1935 г.). лабораторный практикум (Гострансиздат, 1935 г.) и др.

Коллектив кафедры в 1938 г. в центре С.П. Банников

В 1941 году заведующим кафедрой становится профессор, д-р техн. наук Г.С.Аранзон – блестящий ученый в области теории электрических цепей.

В период Великой Отечественной войны сотрудники кафедры участвовали в работах по восстановлению трофейных автомобилей, проводили фундаментальные исследования по расчету баланса электроэнергии, по износу деталей автомобильного электрооборудования для ремонтных заводов, вели разработки новых типов реле-регуляторов и аккумуляторов.

В 1947 году в связи с ликвидацией Московского института инженеров коммунального строительства в МАДИ был переведен факультет городского электрического транспорта, просуществовавший до 1956 года, в состав которого вошла кафедра «Электротехника и электрооборудование»

После переезда института в новое здание на Ленинградском проспекте, кафедра вошла в состав факультета автомобильного транспорта. К этому времени был накоплен большой опыт проведения учебной и научной работы, и к 1961 году были организованы лаборатории электротехники, электропривода и электрических машин.

В 1964 году заведующим кафедрой стал заслуженный деятель науки и техники РСФСР, профессор, д-р техн. наук С.П.Банников, автор ряда учебников и один из организаторов специализации «Электрооборудование автомобилей», воспитавший целую плеяду кандидатов технических наук.

Первым большим научно-исследовательским хозяйственным договором был договор кафедры с заводом МЗМА (затем ОАО «Москвич»), по исследованию элементов системы автоматического регулирования температуры охлаждающей жидкости ДВС автомобиля «Москвич-412».

В 1961 году кафедра заключает хозяйственный договор по НИОКР с Брянским автомобильным заводом на разработку электропривода вентилятора ДВС с униполярной ассинхронно-синхронной электромагнитной муфтой. В результате была разработана конструкция ассинхронно-синхронной электромагнитной муфты и получено авторское свидетельство на изобретение.

В 1968 г. кафедра ведет серьезные научные работы с Подольским аккумуляторным заводом по исследованию характеристик стартерных кислотно-свинцовых аккумуляторных батарей в различных климатических зонах. Результаты этих научных работ были использованы при создании отечественных необслуживаемых стартерных аккумуляторных батарей.

В 1972 и 1973 годах проводились большие научно-исследовательские работы с Электрогорским механическим заводом, Камышинским крановым заводом и с Соликамским горнообогатительным комбинатом.

В 1975 году кафедра заключила договор по созданию и исследованию линейного асинхронного электродвигателя с последующим созданием имитационного стенда по испытанию автомобилей при столкновении с препятствием на полигоне НАМИ.

В 1976 году кафедра провела научно-исследовательскую работу с НПО «Динамо», по разработке, исследованию и созданию опытного образца электропривода с униполярной электромагнитной муфтой для электромобиля.

Коллектив кафедры в 1979 г.

По окончании НИР в 1978 году был создан опытный образец электропривода с униполярной электромагнитной муфтой (УЭММ). После стендовых испытаний электропривод с УЭММ был смонтирован на «карте» вместо ДВС. Первый электромобиль, созданный в стенах МАДИ, назвали «МАДИ-1».

 

Первый электромобиль,
созданный на базе карта в 1978 г.

Испытания «МАДИ-1» подтвердили положительные стендовые испытания, в которых был проверен режим рекуперативного торможения с подзарядкой аккумуляторов. Положительные результаты испытаний электропривода С УЭММ дали основания для продолжения исследований с перспективой создания и установкой электропривода с УЭММ на электромобиль, выполненный на базе серийного микроавтобуса РАФ.

Большая научно-исследовательская работа проводилась на кафедре в конце 80-х годов по созданию и исследованию комбинированных энергетических установок на автомобиле.

В 1989 году по заказу НПО «Динамо» кафедра разработала методику диагностирования и прибор для диагностики электропривода большегрузных автосамосвалов с дизель-электрической трансмиссией (110 т, 170 т, «БелАЗ»).

Под руководством С.П.Банникова на кафедре электротехники и электрооборудования продолжали развиваться указанные научные направления, а также появляются новые, которые включают проблемы создания средств диагностирования и испытательного оборудования автомобилей. Выходят в свет учебные пособия «Электромобили», «Проектирование электромобилей», «Эксплуатация электромобилей» под редакцией Б.П.Бусыгина, учебники «Электрооборудование автомобилей» автор С.П.Банников (М. Транспорт 1970 и 1977 гг.), методические указания к лабораторным работам по ТОЭ.

Заведующий кафедрой Ютт В.Е.

С 1983 года по настоящее время кафедру «Электротехника и электрооборудование» возглавляет заслуженный деятель науки и техники РФ, академик АЭН РФ, профессор, д-р техн. наук В.Е.Ютт. Он является автором учебника «Электрооборудование автомобилей», выдержавшего три издания, по которому учатся студенты во всех автомобильных вузах России и стран СНГ, ряда монографий и более двухсот научных статей. Под его руководством защищено более 30 докторских и кандидатских диссертаций.

В период с 1985 года по 1990 год по инициативе доцента, канд. техн. наук В.В.Морозова проводятся большие работы по ремонту и переоборудованию лабораторий современными стендами и приборами, которые позволяют поднять учебный процесс и исследовательскую деятельность на более высокую ступень.

В 2003 году при поддержке компании “ИНЖТЕХСЕРВИС”, был создан учебно-выставочный центр современного диагностического оборудования. Благодаря этому при проведении лабораторных работ со студентами стало возможным использование диагностического оборудование ведущих производителей таких как “BOSCH”. Учебно-выставочный центр оснащён стендамим-тренажёрами позволяющими изучать работу микропроцессорной системы зажигания и комплексной электронной системы управления ДВС.

Научный потенциал кафедры достаточно высок. Здесь работали ведущие ученые в области электротехники и электрооборудования: профессора, д-ра техн. наук Г.С.Аранзон, С.П.Банников, М.А.Быков, А.Д.Багриновский, Ю.И.Боровских, доценты канд. техн. наук С.Ф.Гребенников, А.А.Баланевский, Б.П.Бусыгин, С.Т.Казярян, К.В.Павлов, Е.С.Музланова и др. На кафедре вырос и защитил докторскую диссертацию Президент Академии электротехнических наук РФ, доктор техн. наук, профессор Б.И.Петленко.

Их дело продолжают профессора, канд. техн. наук Е.А. Кирсанов, В.В. Морозов, Е.И.Сурин, доценты, канд. техн. наук К.Л.Богданов, Л.Е.Круковский, Е.М.Лайко, А.Б.Ламм, В.Н.Логачев, О.Ю.Попов, А.М.Резник, Д.А.Соснин, В.П.Старовойтов, А.С.Стесин, А.И.Фещенко, В.И.Чепланов, а также высококвалифицированный инженерный и лаборантский персонал.

 Коллектив кафедры 2004 год

Кафедра продолжает развивать свою учебную и научно-исследовательскую деятельность и с уверенностью смотрит в будущее.