Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ) » Кафедра «Изыскания и проектирование дорог» | Методические указания к диплому


Кафедра «Изыскания и проектирование дорог» | Методические указания к диплому

Рекомендации по выполнению дипломного проекта на кафедре «Изыскания и проектирование дорог»

         Выполнение дипломного проекта заключается в проектировании автомобильной дороги или её участка, а также в детальной разработке одного из сложных элементов дороги или искусственного сооружения.

 

Направления дипломного проектирования

  1. Проектирование автомобильной дороги I-V категории;
  2. Проектирование реконструкции автомобильной дороги II-V категорий
  3.  Проектирование подъездной автомобильной дороги I-V категорий к населённому пункту, станции, производственному объекту и т.д.
  4.  Проектирование внутрихозяйственной (промышленной) автомобильной дороги;
  5.  Проектирование карьерной автомобильной дороги;
  6.  Проектирование городской автомобильной дороги
  7.  Проектирование реконструкции городской автомобильной дороги
  8.  Проектирование автодромов, испытательных полигонов и т.д.;
  9.  Проектирование мостового перехода с подходами.

 

Пояснительная записка к дипломному проекту

Пояснительная записка оформляется на листах формата А4 и представляет в сброшюрованном виде. Она должна содержать обоснование всех принятых технических решений, проведённые расчёты и технико - экономические показатели объекта. К пояснительной записке прилагается список использованной литературы, составленный в соответствии с требованиями к библиографическому описанию.

Объём пояснительной записки должен быть не менее 60 листов машинописного текста. Допускается представлять в виде разборчиво написанной рукописи объёмом не менее 80 листов. Информация размещается только на одной (правой) стороне листа. Текст допускается наносить черным, синим или фиолетовым цветами.

При брошюровании пояснительной записки первым листом располагается титульный лист, после которого следует задание на выполнение дипломного проекта, далее оглавление. Титульный лист и оглавление в нумерацию страниц не включаются.

На титульном листе должны быть подписи:

  • дипломника;
  • всех консультантов;
  • главного консультанта;
  • решение о допуске к защите заведующего кафедрой или его заместителя.

 

Все чертежи и ведомости, прикладываемые в пояснительную записку, должны быть обведены тушью (гелевой ручкой) и сфальцованы под формат А4.

 

Рекомендуется следующая структура пояснительной записки:

1.

Введение

2.

Природно – климатические условия района проектирования

Характеристика существующей автомобильной дороги (при проектировании реконструкции дороги)3.

 

Определение категории проектируемой дороги

4.

Технические нормативы и транспортно – эксплуатационные показатели

5.

Проектирование плана трассы

6.

Конструирование и расчёт дорожной одежды

7.

Технико – экономическое сравнение вариантов конструкций дорожной одежды

8.

Дорожно – строительные материалы

9.

Расчёт малых водопропускных сооружений

10.

Проектирование продольных профилей

11.

Проектирование поперечных профилей

12.

Подсчёт объёмов земляных работ

13.

Расчёт скоростей движения

14.

Оценка безопасности движения

15.

Сравнение вариантов трассы

16.

Деталь проекта


16.1  Общие положения


16.2  Варианты и область применения


16.3  Конструкции и сравнение вариантов

 

16.4  Принцип работы

 

16.5  Расчётная часть

 

16.6  Требуемые объёмы

17.

Проект организации строительства

18.

Безопасность жизнедеятельности и охрана окружающей среды

19.

Сметно – финансовый расчёт

20.

Расчёт экономической эффективности капитальных вложений

21.

Использованная литература

 

Графический материал

Графический материал представляет собой плакаты, выполненные на ватмане формата А1 и А0. Плакаты могут быть выполнены как с применением компьютера, так и вручную. При выполнении плакатов вручную они должны быть оформлены тушью (гелевой ручкой). Оформление продольных профилей допускается на миллиметровой бумаге с последующей обводкой соответствующими цветами.

Объём графического материала должен быть не менее 10 листов формата А1.

На представляемых плакатах приводятся все необходимые чертежи, надписи и цифры.

Демонстрационные плакаты должны иметь заглавную надпись, отражающую их содержание. В правом нижнем углу ставиться штамп установленного образца. Оформление чертежей в рамках выполнения одного дипломного проекта должно быть однотипным.

Оформлять плакаты следует с таким расчётом, чтобы они были хорошо видны с расстояния 3-4 м членам комиссии.

Далее приводятся рекомендации по оформлению основных плакатов к дипломному проекту:

 

План трассы.

Проектирование плана трассы осуществляется на карте масштаба 1:10000 или 1:25000. В первом случае длина трассы должна составлять 6-7 км, во втором – 12-14 км. Масштаб карты 1:10000 позволяет запроектировать трассу более детально и наглядно, при масштабе 1:25000 возможно в большем объёме использовать возможности трассирования

При проектировании новой автомобильной дороги количество вариантов трассы должно быть не менее 2-х. При проектировании реконструкции допускается 1 вариант с подвариантами. Также в рамках реконструкции рекомендуется рассмотреть на некотором протяжении участок нового строительства (обход небольшого населённого пункта, существенное спрямление и т.д.).

Проектируемая трасса должна иметь логические начало и конец. Это может быть примыкание к существующим дорогам, подъезд к населённому пункту или промышленному предприятию и т.д. Рекомендуется рассматривать участок новой или реконструируемой автомобильной дороги в рамках  развития заданного направления.

Чертёж плана трассы должен быть правильно оформлен. На нём указываются:

  • начало и конец трассы;
  • протяжение каждого варианта;
  • вершины углов поворота;
  • пикетажное значение начало и конец каждой кривой;
  • пикеты;
  • километровые указатели;
  •  искусственные сооружения (водопропускные трубы, мосты, путепроводы, транспортные развязки, места установки подпорных стенок, шумозащитных экранов и т.д.).

Проектировании городской автомобильной дороги осуществляется на карте масштаба 1:500, 1:1000, 1:2000 и 1:5000. Длина трассы может составлять 2-6 км.

Длина указателя километров принимается порядка 3-х см. Диаметр круга – 1 см. Высота текста должна быть не менее 7 мм.

Принятый (наилучший) вариант трасы оформляется красным цветом.

 

Водопропускные сооружения

Для каждого варианта трассы рассчитывается одна водопропускная труба и один малый мост. Рекомендуется выбрать сооружения с минимальным и максимальным расходами. К расчёту сооружений в пояснительной записке или на плакатах прилагаются конструктивные чертежи с привязкой данного сооружения к конкретным условиям. Размеры остальных искусственных сооружений принимаются конструктивно.

 

Дорожная одежда

В дипломном проекте должно быть рассчитано не менее 3-х вариантов конструкции нежёсткой  дорожной одежды. При выполнении проекта реконструкции рассчитывается усиление существующей дорожной одежды. Также в рамках реконструкции необходимо рассчитать конструкции на участках уширения дорожной одежды и изменения плана трассы (спрямления, обходы и т.д.). Каждый вариант рассчитывается вручную по всем показателям и критериям. На автомобильной дороге I категорий в дополнение к нежёстким конструкциям необходимо рассчитать дорожную одежду жёсткого типа.

На плакатах с дорожной одеждой приводятся все рассмотренные конструкции с отображением конструктивных и технологических слоёв и толщин. Необходимо указать стоимость 1 м2 каждого варианта. В пояснительной записке и на чертежах необходимо вычертить конструкцию дорожной одежды на обочине (укрепление обочины). Также на плакатах приводятся расчётные характеристики используемых дорожно – строительных материалов. Раздел «Дорожная одежда» согласуется с консультантом по кафедре «Дорожно – строительные материалы».

 

Продольный профиль

Продольный профиль вычерчивается в следующих масштабах: горизонтальный 1:5000, вертикальный 1:500, геологический (по вертикали) 1:100.  При проектировании плана трассы в масштабе 1:10000 продольные профили вычерчиваются полностью для каждого варианта. Если масштаб плана 1:25000 то продольные профили вычерчиваются для характерных участков протяжением не менее 6-7 км каждый. При выполнении продольного профиля должны быть учтены требования, предъявляемые к построению проектной линии и оформлению чертежа.

Необходимо заполнить все графы чертежа продольного профиля (включая проектирование кюветов, типы поперечного профиля и т.д.).

 

Поперечные профили

 Поперечные профили вычерчиваются с привязкой к конкретному пикетажу с указанием рабочей отметки. Масштаб поперечного профиля принимать не менее 1:100. На чертежах должны быть указаны размеры и параметры всех элементов:         

  • ширина полосы движения;
  • ширина укреплённой полосы обочины;
  • ширина укрепления обочины;
  • общая ширина обочины;
  • ширина проезжей части;
  • ширина земляного полотна;
  • поперечные уклоны;
  • заложение откосов земляного полотна;
  • заложение внешних откосов;
  • толщину растительного слоя на откосах;
  • размеры кюветов и нагорных канав.

На автомобильной дороге I категории также указываются ширина и конструкция разделительной полосы, ширина укреплённой полосы. 

При установке металлического барьерного дорожного ограждения необходимо указать его марку.

Рекомендуется графически отобразить все используемые в проекте типы укрепления кюветов и канав.

 

Деталь проекта

Тема и объект детального проектирования назначаются руководителем. Деталь проекта должна быть представлена не менее чем на трёх листах формата А1. Масштаб чертежей устанавливает дипломник по согласованию с руководителем. На плакатах рекомендуется отобразить расчётную схему, методику расчёта, принятую конструкцию и её элементы.

 

Технология и организация строительства

На отдельном плакате необходимо привести технологическую схему устройства какого-либо элемента автомобильной дороги (например устройство основания или покрытия дорожной одежды, возведение земляного полотна, установка дорожного ограждения и т.д.). Для приводимой технологической схемы надо рассчитать потребность машин, механизмов, протяжение захватки и.т.д.

На отдельных плакатах должны быть представлены организация строительства и календарный график, отражающий все операции по строительству (реконструкции) автомобильной дороги.

 

Экономическая часть

Экономическая часть должна быть представлена на заключительном плакате, на котором дипломник приводит сводный сметный расчёт и эффективность капитальных вложений.

 

Допуск к защите дипломного проекта

Для допуска к защите дипломного проекта студент должен благополучно пройти все проверки, организованные на кафедре. После завершения выполнения дипломного проекта студент его подписывает. Консультанты должны посмотреть и подписать относящиеся к ним части проекта. Далее подготовленные и оформленные к защите чертежи и пояснительную записку подписывает руководитель. После окончательного одобрения и подписания дипломного проекта руководителем проект представляется заведующему кафедрой или его заместителю для предварительной защиты. Во время её проведения проверяющий вправе указать на необходимость внесения поправок и корректировок в дипломные проект. В дополнение к этому студент должен правильно ответить на все вопросы, задаваемые проверяющим. При выполнении всех требований заведующего кафедрой или его заместителя он подписывает дипломный проект. При не выполнении требований проверяющего студент до защиты дипломного проекта не допускается. 

 

Защита дипломного проекта 

В процессе защиты дипломник рассказывает и наглядно демонстрирует цель и последовательность выполнения проекта, основные технические решения и особенности проекта, деталь проекта, технологию и организацию строительства, экономическую часть. Особое внимание следует уделить наиболее оригинальным, интересным, потребовавшим творческой и инженерной работы моментам.

Продолжительность доклада не должна превышать 15 минут.

После своего доклада студент должен правильно ответить на все вопросы, задаваемые членами комиссии.

Оценка дипломного проекта складывается из следующих основных, наиболее значимых моментов:

  1. Соответствие дипломного проекта выданному заданию;
  2.  Правильность и глубина разработки проектных решений;
  3. Оформление пояснительной записки и плакатов;
  4. Содержательность доклада и его рассказ;
  5. Правильность, точность и глубина ответов на поставленные вопросы.

 

Вопросы к вступительному экзамену в магистратуру по дисциплине «Изыскания и проектирование дорог» в 2016 г.