Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ) » Кафедра «Изыскания и проектирование дорог» | История кафедры


Кафедра «Изыскания и проектирование дорог» | История кафедры

История кафедры

Кафедра изысканий и проектирования дорог является одной из старейших в университете. Ее истоком была кафедра дорожного дела, организованная в 1929 г. одновременно с автомобильно-дорожным факультетом в Московском институте инженеров транспорта.

Ею руководил проф. Д.П.Крынин, выпускник Петербургского института путей сообщения.

После образования Московского автомобильно-дорожного института (1930г.) в 1931 г. кафедру возглавил П. И. Шестаков. В 1933 г. кафедра была разделена на кафедры изысканий и проектирования дорог и усовершенствованные дороги и грунтовые дороги. Заведующим первой из них был назначен П. И. .Шестаков, который в 1934 г. был утвержден в звании профессора, а в 1935 г. ему была присуждена ученая степень кандидата технических наук без защиты диссертации.

В первые годы перед кафедрой встала задача методического обеспечения учебных занятий в условиях частых реформ высшего образования - отказ от лекций, дипломного проектирования и экзаменов, переход к бригадно-лабораторному методу обучения и непрерывной производственной практике и последующее возвращение к старым, проверенным многолетним опытом высшей школы методам. Возглавляемая П.Н.Шестаковым кафедра в 1930-1936 гг. была основной базой разработки научно-методических вопросов для Отдела учебных заведений Центрального управления дорожным транспортом НКПС, а позднее – Гушосдора НКВД.

При кафедре было создано бюро реального проектирования (позднее проектно-производственный сектор), которое в отдельные годы выполняло силами студентов курсов изыскания и проектирование до 10 тыс. км дорог в год. Изыскания часто проводились в отдаленных районах страны со сложными, в то время мало изученными природными условиями (Среднее Поволжье, горные районы Дагестана и Азербайджана, заболоченные районы Белоруссии, вечная мерзлота в районе предполагавшихся к разработке Буреинских каменноугольных месторождений на Дальнем Востоке и др.). Были проведены изыскания ряда крупных мостовых переходов через реки Вятку, Ловать, Великую, Онон и др.

Развитие автомобилизации страны требовало совершенствования научной базы проектирования.

С 1939 г. кафедрой было начато экспериментальное определение коэффициентов сцепления: шин с дорожным покрытием - основного пара-; метра определяющего требования к видимости в продольном профиле и радиусам кривых в 1 плане. Для этой цели была сконструирована первая в СССР прицепная динамометрическая 1 тележка для определения коэффициентов продольного и поперечного сцепления. По материалам этой работы М.С.Замахаев защитил в 1941 г. кандидатскую диссертацию, в 1942 г. ему было присвоено звание доцента.

Защищенная в 1939 г. О.В.Андреевым кандидатская диссертация “Струенаправляющие сооружения мостовых переходов” - первая аспирантская работа на кафедре. Она явилась началом исследований в области создания научно обоснованных методов проектирования мостовых переходов, из которых сложилась руководимая им в дальнейшем научная школа.

В октябре 1947 г. заведующим кафедрой был назначен доц. В.Ф.Бабков, руководивший ею до 1990 г. Бабков В.Ф. В 1933 г. с отличием окончил Московский автомобильно-дорожный институт и в качестве начальника партии работал на изысканиях дорог на Дальнем Востоке. В 28 пет, после защиты кандидатской диссертации, был старшим научным сотрудником и начальником отделения ДорНИИ Гушосдора НКВД СССР.

В годы Великой Отечественной войны он служил сначала в дорожных войсках Брянского и Центрального фронтов, а затем в Главном дорожном управлении Советской Армии, в в этот период написал ряд книг и статей, обобщающих опыт советских дорожных войск.

В апреле 1954 г. В.Ф.Бабков был утвержден Высшей аттестационной комиссией в ученой степени доктора технических наук и звании профессора. Тогда же он был назначен заместителем директора МАДИ по учебной и научной работе, а затем проректором по научной работе. Эту обязанность он выполнял до июля 1987 г., находясь одновременно на должности заведующего кафедрой.

Валерий Федорович является признанным руководителем научной школы СССР по проектированию и реконструкции дорог. Им опубликовано более 300 печатных работ: монографий, учебников и учебных пособий по проектированию автомобильных дорог, проектированию аэродромов, безопасности дорожного движения, механике грунтов и дорожных одежд, ландшафтному проектированию дорог. Многие книги переведены на иностранные языки и изданы за рубежом. Он представлял Советский Союз на ряде международных научных конгрессов. В 1968 г. он был избран почетным доктором Будапештского технического университета.

В.Ф. Бабков был активным членом редколлегии журнала “Автомобильные дороги”, научно-технического совета Министерства автомобильных порог РСФСР, председателем методического совета по автомобильным дорогам Учебно-методического объединения по автотракторным и дорожным специальностям Госкомобразования СССР, ряд лет являлся членом комиссий Комитета по Ленинским и Государственным премиям СССР, экспертных советов и пленума ВАК СССР.

За военные заслуги и успешный труд в мирное время В.Ф.Бабков награжден орденами и медалями.

Значительное место в деятельности кафедры в конце 40-х - начале 50-х годов заняла научно-методическая работа, связанная с возобновлением подготовки инженеров-дорожников и устранением недостатков преподавания, вызванных спецификой военного периода. Были пересмотрены и переутверждены учебные программы курса “Изыскания и проектирование дорог”.

В 1943 г. МАДИ после эвакуации возвратился в Москву. Эвакуация существенно отразилась на лабораторном оборудовании кафедры, которое в значительной мере было утрачено или вышло из строя при перевозках. Количество студентов возросло как за счет роста приема, так и возвращения осенью 1945 г. из армии демобилизованных студентов.

На кафедре осталось три штатных преподавателя - доц. В.Ф.Бабков, М.С.Замахаев и ассистент П. И.Седельников.

Итогом методических разработок кафедры в области аэродромостроения явился выпуск первого в стране учебника для гражданских вузов “Изыскания и проектирование аэродромов”. Много сил затратила кафедра на создание учебной литературы для автомобильно-дорожных институтов. В 1949 г. вышло из печати коллективное учебное пособие “Упражнения по курсу проектирования автомобильных дорог”, выдержавшее под разными названиями четыре издания (1949, 1932, 1966 и 1983 гг.). Коллективом кафедры был подготовлен совместно с преподавателями кафедры строительства и эксплуатации дорог обобщающий курс “Автомобильные дороги”, охватывавший тематику курсов проектирования, строительства и эксплуатации дорог. На основе разделов, написанных В.Ф.Бабковым и М.С.Замахаевым , и учебного пособия О.В.Андреева “Проектирование мостовых переходов” был подготовлен учебник “Проектирование автомобильных дорог”, третье издание которого вышло из печати в 1987 г.

Переломным в деятельности кафедры явился 1960 г., когда институт переехал в новое здание на Ленинградском проспекте. Изменение условий работы было связано с увеличением приема студентов и появлением возможности развития лабораторной базы. Расширился прием в аспирантуру. Всего за 70 лет по кафедре изысканий и проектирования дорог защитили кандидатские диссертации более 160 аспирантов, соискателей и преподавателей кафедры. 11 из них (В.В.Сильянов, Е.М.Лобанов, С.И.Рокос, В.Н.Иванов, В.Е.Тригони, А.П.Васильев, Г.А.Федотов, Нгуэн-Суан Трук, В.Н.Яромко, Ю.В.Слободчиков, В.П.Носов) стали докторами технических наук.

По окончании аспирантуры были оставлены на кафедре Н.П.Орнатский (1960 г.), О.А.Дивочкин (1969 г.), Е.М.Лобанов (1965 г.), Б.А.Щит (1979 г.), А.С.Холин (1981 г). В 1958 г. В.С.Порожняков и С.К.Кашкин, ушедший на пенсию, в 1987 г., В.В.Сильянов, В.П.Залуга и В.И.Пуркин в 1962 г., П.И.Поспелов в 1974 г., А.П.Шевяков, работавший после окончания аспирантуры в научно-исследовательском институте Гипродорнии, в 1980 г. вернулся на кафедру. В 1968 г. на кафедру перешел из Союздорнии Ю.В.Кузнецов, специализировавшийся в дальнейшем на преподавании курса автомобильных дорог. После нескольких лет работы в Союздорнии и на кафедре геодезии МАДИ в 1969 г. вернулся на кафедру ее бывший аспирант Ю.Н.Ситников. Оставленные на кафедре по окончании института для научной работы А.С.Машенин и В.Ю.Голубин, Д.М.Строков, Г.А.Менделев, Р.Ю.Юсифов также через несколько лет были переведены в ассистенты.

В период 7080-х годов происходило развитие материальной базы кафедры. Научная работа кафедры возрастала по мере увеличения ее численности и развития института. В начале 50-х годов некоторое время продолжались исследования по проходимости колесных машин по грунтовым поверхностям и бездорожью, начатые на кафедре строительства и эксплуатации дорог. Автором и его аспирантами М.Э.Геннихом, А.А.Малышевым и Н.П.Орнатским были предложены методы расчета сопротивления движению повозок с ведущими и ведомыми колесами при разной скорости, расстановке колес, распределении нагрузки между осями и давлениивоздуха в шинах. Разработаны требования к параметрам шасси самолетов, предназначенных для полетов с размокших грунтов, и дан ряд рекомендаций по обеспечению работы авиации с грунтовых аэродромов в распутицу, получивших отражение в учебниках по проектированию аэродромов.

По материалам проведенных обследований дорог и попутного выполнения экспериментов был сделан ряд ценных рекомендаций в части:

  • проектирования дорог для смешанного автобусного и троллейбусного движения, позволивших устранить заторы на кривых в плане и на подъемах дороги Симферополь - Ялта (А.П.Васильев, 1964 г.),
  • учета влияния видимости в плане и продольном профиле автомобильных дорог на режимы и безопасность движения (Ю.Н.Ситников, 1967 г.) и требований к кривым в плане и продольном профиле, радиусы которых рассчитываются из условия видимости в ночное время при свете фар (Т.В.Канаева, 1953 г.),
  • обоснования параметров кольцевых пересечений в одном уровне, способствовавшего более широкому их применению на дорогах СССР, разработки новых типов пересечений в одном уровне (Б.Н.Лебедев, 1973 г., И.С.Садикова, 1982 г.),
  • проектирования канализированных пересечений в одном уровне, оценки их пропускной способности и относительной безопасности (Е.М.Лобанов),
  • разработки способов выявления опасных участков дороги в процессе проектирования методами коэффициентов аварийности и коэффициентов безопасности и также принципов исправления трассы при реконструкции и капитальном ремонте (В.Ф.Бабков).

Полученные при обследованиях материалы были обобщены в нескольких коллективных монографиях членов кафедры (“Дорожные условия и режимы движения автомобилей”, 1967 г.; “Пропускная способность автомобильных дорог”, 1970 г.; “Методики оценки безопасности движения и транспортных качеств автомобильных дорог”, 1971 г.; “Дорожные условия и организация движения”, 1974 г.; “Стадийное улучшение транспортно-эксплуатационных качеств автомобильных дорог”, 1975г.).

Дальнейшим шагом в развитии дорожных исследований в 60-70-х годах явилась оценка нервно-эмоциональной напряженности водителя в различных дорожных условиях. На основе методики измерения кожно-гальванической реакции в диссертационных работах Б.С.Муртазина об особенностях движения автомобилей по извилистым участкам дорог (1970 г.), В.В.Суходоева о сложности движения по разным участкам длинных маршрутов (1973 г.) и Б.И.Лебедева о режимах проезда автомобилей по кольцевым пересечениям (1973 г.) и других аспирантов появилось самостоятельное научное направление исследований нервно-эмоциональной напряженности и надежности работы водителей в различных дорожных условиях. Его возглавил Е.М.Лобанов, защитивший в 1980 г. докторскую диссертацию на тему “Совершенствование норм и методов проектирования дорог и организации движения на основе восприятия водителями дорожной обстановки”.

Продолжались исследования коэффициентов сцепления. Н.Кульмурадов (1979 г.) изучал величины коэффициентов сцепления в условиях высоких температур, характерных для дорожных покрытий в жарком климате Туркмении. Ю.В.Кузнецов оборудовал на базе автомобиля ЗИЛ-130 ходовую испытательную лабораторию с прицепной динамометрической тележкой для измерения коэффициентов продольного и поперечного сцепления, обеспечивающей высокую точность измерения. Свыше 20 лет по заданию НИИ шинной промышленности и Московского шинного завода он давал заключения об эффективности и износе резных рисунков протектора вновь выпускаемых шин для легковых автомобилей. В процессе испытаний установлен ряд закономерностей, связывающих величину коэффициента сцепления со скоростью движения, шероховатостью и влажностью покрытия. Сконструирован портативный прибор ударного действия для определения коэффициента сцепления, показания которого хорошо коррелируют с результатами испытаний с динамометрической тележкой. Прибор прошел государственные испытания в Комитете стандартов. Его производство было организовано ГАИ СССР. Он применяется при расследовании дорожно-транспортных происшествий и оценке сцепных качеств при диагностике дорог.

Логическим завершением этого направления было создание профессором Е.М. Лобановым методики расчетного определения при проектировании дорог параметров трассы (обеспечивающих ее плавность), вошедшей в Указания по архитектурно-ландшафтному проектированию автомобильных дорог (ВСН 18-84 Минавтодора РСФСР). Проектированию площадок отдыха были посвящены диссертации Е.М.Окорокова (1972 г.) и Я.Э.Варны (1965 г.). Опыт архитектурно-ландшафтного проектирования дорог нашел отражение в учебной литературе (В.Ф.Бабков Современные автомобильные магистрали, 1961 и 1974 гг. переведена в Болгарии; В.Ф.Бабков Ландшафтное проектирование автомобильных дорог, 1968 и 1980 гг., Н.П.Орнатский Благоустройство автомобильных дорог, 1986 г.). На кафедре начало складываться самостоятельное направление исследований в области обязательного для автомобильных магистралей обслуживания движения, возглавлявшееся Н.П.Орнатским.

Параллельная специализация студентов-выпускников на кафедрах изысканий и проектирования дорог и автомобильных перевозок (проф. Л.Л.Афанасьев) обосновала целесообразность создания новой специальности “Организация дорожного движения”. Для новой специальности были подготовлены пособия по впервые введенным учебным дисциплинам “Транспортно-эксплуатационные характеристики автомобильных дорог” В.В.Сильянова и “Дорожные условия и безопасность движения” В.Ф.Бабкова. Последняя книга выдержала три издания и переведена на английский, арабский, вьетнамский, польский и японский языки.

Получили развитие научные исследования в области безопасности движения ночью, расстановки дорожных знаков и оборудования дорог (В.П.Залуга). Крупным вкладом в дорожное обеспечение безопасности движения явились подготовленные в 1967 г. на основе проведенных кафедрой исследовании и материалов обследований дорог указания по обеспечению безопасности движения на автомобильных дорогах, в которых была дана методика установления опасных мест на дорогах, оценка степени их опасности и комплекс рекомендаций по предотвращению таких мест на стадии проектирования и их устранению в процессе капитальных ремонтов и реконструкции дороги. Указания, утвержденные Минавтодором РСФСР как ведомственные нормы, неоднократно переиздавались. О.А.Дивочкиным была разработана в 1969 г. методика учета потерь от дорожно-транспортных происшествий При оценке вариантов автомобильных дорог.

В 70-х годах под руководством проф. В.В.Сильянова на кафедре возникло самостоятельное направление, в котором моделирование на ЭВМ движения потока автомобилей на основе методики имитационного моделирования сочетается с широким использованием экспериментальных данных, получаемых из наблюдений на дорогах. Моделирование дало возможность исследовать ряд вопросов, экспериментальное решение которых потребовало бы много времени и было бы практически невозможно (докторская диссертация В.В.Сильянова “Закономерности движения потока автомобилей и их использование при проектировании дорог”, 1968 г., и кандидатские диссертации В.М.Еремина, 1983 г., Д.Хамраева, 1981 г., Б.Б.Анохина, 1982 г., В.В.Столярова, 1984 г., М.Т.Работяги, 1984 г. и др.).

Результатом проведенных исследований явились утвержденные Минавтодором РСФСР рекомендации по оценке пропускной способности автомобильных дорог и руководство по определению пропускной способности автомобильных дорог, в которых были изложены методы определения и повышения пропускной способности при разработке проектов новых и реконструированных дорог. В рекомендациях впервые в дорожной литературе СССР было дано понятие об уровнях обслуживания и предложены критерии перехода транспортных потоков из одного уровня в другой.

80-е годы характеризовались развитием и расширением исследований по проектированию автомобильных магистралей, безопасности движения и теории транспортных потоков. Профессором Е.М. Лобановым была создана методика теоретической оценки сочетания элементов трассы (обеспечивающих зрительную плавность и ясность дороги), исключающая необходимость проектировавшегося ранее построения перспективных изображений. Работы по безопасности движения касались организации движения (А.П.Шевяков) и обеспечения его пассивной безопасности, установления безопасных поперечных профилей земляного полотна (В.П.Залуга).

Впервые начал использоваться для оценки вариантов проектных решений, с точки зрения безопасности, метод конфликтных ситуаций (В.Г.Крбашьян, 1988 г., А.И.Должиков, 1988 г.). Исследования транспортных потоков были сосредоточены на плотных транспортных потоках, характерных для современных условий движения на дорогах высшей категории. Первая попытка их изучения была выполнена В.М.Трибунским еще в 1972 г. Получаемые результаты дают базу для разработки мероприятий по организации движения и выявлению опасных участков на дорогах.

Получил развитие ряд направлений, по которым ранее проводились лишь отдельные поисковые исследования. В первую очередь это относится к горным дорогам. Ранее был разработан новый тип двухступенчатого виража, за который его автору Т.А.Шилакадзе была присуждена Государственная премия ГССР. Были изучены объекты сосредоточения взгляда водителя при движении по сложным участкам (В.В.Варлашкин, 1977 г.) и влияние извилистости трассы на нервно-эмоциональную напряженность водителей и избираемые ими скорости движения (В.В.Чванов, 1984 г.). Оригинальным явилось обоснование габаритов тоннелей для движения большегрузных автомобилей на строительстве гидроэлектростанций, выполненное в 1989 г. Е.М.Лобановым и Д.М.Строковым.

Исследования в области городских дорог имели меньший объем и касались преимущественно пропускной способности городских магистралей (А.Н.Красников, 1976 г., Эделенине Кондас Юдит, 1983г., С.Н.Артемов, 1987 г.) и создания методических разработок в области дорожно-транспортной планировки и проектирования внеуличной сети автомобильных дорог (Н.П.Орнатский, А.И.Пряхин, Е.М.Лобанов).

Получили развитие работы по автоматизации проектирования дорог, чему способствовало создание в 1979-1981 гг. кафедральной лаборатории автоматизированного проектирования дорог. Большое участие в создании этой лаборатории принимали В.Ю.Голубин и Г.Г.Гольбиндер.

Основное направление исследовательских работ кафедры в области автоматизации проектирования дорог, выполняемых доцентом В.И.Пуркиным и старшим преподавателем В.Ю.Голубиным, касалось проектирования и реконструкции дорог в плане и продольном профиле с применением кубических полиномов (“сплайнов”). Сотрудниками и аспирантами были защищены диссертации по автоматизации проектирования оптимального продольного профиля автомобильных дорог (Е.А.Фильштейн, 1973 г.), проектирования пересечений в разных уровнях (В.А.Федотов, 1980 г.), комплексного проектирования мостовых переходов (Г.А.Федотов, 1979 г.), оптимальных труб на автомобильных дорогах (Б.Н. Наумов, 1981 г.) и проектирования клотоидной трассы дороги (В.А.Григорьев, 1983 г.). Широкое внедрение автоматизированного проектирования дорог потребовало углубленного изложения курса, поскольку инженер должен уметь не только использовать готовый набор программ для ЭВМ (систему САПР), но и понимать. Современное обеспечение отражает современный уровень науки и подлежит непрерывному дальнейшему совершенствованию.

Получает развитие экологическая тематика. В порядке методической работы кафедра (В.Ф.Бабков, Е.М.Лобанов) при участии проф. В.К.Некрасова разработала План непрерывного обучения по вопросам охраны окружающей среды для студентов специальности “Автомобильные дороги”, предусматривающий усиление вопросов охраны окружающей среды. В.И.Пуркин и Р.Х.Измайлов разработали методику учета степени загрязнения грунтов придорожной полосы свинцовыми соединениями, содержащимися в отработавших газах автомобилей. Работа доц. П.И.Поспелова (1981 г.) и его аспиранта В.Н.Покидько (1990 г.) о транспортном шуме и мероприятиях по борьбе с ним при проектировании дорог явилась началом нового научного направления кафедры. Для этой цели создана ходовая автомобильная лаборатория исследования транспортного шума.

Крупным самостоятельным направлением с первых дней научной деятельности кафедры явилась разработка методов проектирования мостовых переходов. Начало ей было положено кандидатской диссертацией О.В.Андреева (1939 г.), возглавлявшего затем научную школу, трудами которой созданы научные основы проектирования мостовых переходов. По этой тематике были защищены две докторские (Г.А.Федотов, Нгуен Суан Трук) и 25 кандидатских диссертаций. Проведенные исследования были обобщены в учебном пособии О.В.Андреева “Проектирование мостовых переходов” (1949, 1960 и 1980 гг.).

Можно выделить следующие направления исследований, проведенных под руководством и при непосредственном участии проф. О.В.Андреева:

  • русловые и гидравлические расчеты мостовых переходов (Г.А.Федотов, 1978 г., Ю.В.Абрамов, 1973 г., В.Ф.Гринич, 1973 г., Н.В.Раппопорт, 1980 г., Л.В.Лукашук, 1969 г. и др.);
  • особенности проектирования мостовых переходов в особо сложных условиях, например, ниже больших плотин (В.И.Пуркин, 1967 г.), через реки с блуждающим руслом (А.Р.Ишанходжаева, 1969 г.), с дополнительными отверстиями на пойме (Л.А.Пустова, 1980 г.) и др.;
  • технико-экономическое обоснование строительства мостовых переходов (А.Я.Лахов, 1987 г.);
  • расчет и проектирование регуляционных и защитных сооружений на мостовых переходах (Ю.А.Андрианов, 1982 г., Т.Н.Глаголева, 1969 г.);
  • проектирование водопропускных труб, расчеты размывов за трубами и малыми мостами (С.А.Артемьев, 1966 г., М.В.Немчинов, 1966 г., Б.Н.Наумов, 1981 г., Н.А.Леева, 1987 г.);
  • разработка теории и норм стока дождевых и талых вод к малым искусственным сооружениям, исследование процессов аккумуляции ливневых вод (Б.Ф.Перевоэников, 1967 г., А.Ф.Шахидов, 1988 г., Рахим Саадун Садик, 1975 г., К.Н.Макаров, 1987 г., А.С.Холин);
  • разработка методов расчета мостовых переходов с использованием уравнений двухмерной гидравлики (Нгуен Суан Трук, 1979 г., Гхолам Мустафа, 1981 г., Н.И.Чиркина, 1987 г.);
  • разработка методов расчета мостовых переходов с использованием уравнений течения потока переменной массы (В.П.Баховчук, 1988 г.);
  • совершенствование методов расчета местного размыва (Н.Н.Петров, Гхолам Мустафа).

Подтверждением авторитета кафедры является то, что многие ее сотрудники входили в состав научно-технического совета Минавтодора РСФСР (О.В. Андреев, В.Ф.Бабков, В.В.Сильянов, Е.М.Лобанов), редакционных коллегий журналов “Автомобильные дороги” и “Новые книги за рубежом” (В.Ф.Бабков). В.Ф.Бабков и В.С.Порожняков длительное время были членами редколлегий реферативных журналов “Автомобильные дороги” и “Организация и безопасность дорожного движения”. Членами пленума и экспертных советов ВАК ряд лет были О.В.Андреев, В.Ф.Бабков и Е.М.Лобанов. В.Ф.Бабков являлся членом секции строительства Государственного комитета по Ленинским и Государственным премиям при СМ СССР и входил в 1981-1988 гг. в состав Координационного совета дорожных министерств союзных республик по вопросам ремонта и содержания автомобильных дорог при Министерстве автомобильных дорог РСФСР.

Распространению научного и педагогического опыта кафедры за рубежом способствовали длительные командировки ее преподавателей на научные стажировки и с целью преподавания - В.В.Сильянова в Лондонский университет в 1970 г., Варангальский колледж (Индия) в 1972 г., О.А.Дивочкина в университет г. Сантьяго (Куба) в 1969 - 1970 гг. и Кабульский политехнический институт в 1974 - 1976 гг. и Б.А.Щита, работавшего с 1988г. 6 лет в Тунисском университете и с 1998 г. в университете г. Конакри.

Учитывая современные тенденции, по инициативе кафедры в 1996 г. создана новая специализация “Автоматизированное проектирование автомобильных дорог”. Это стало возможным в результате переоснащения лаборатории автоматизированного проектирования дорог современными компьютерами и другими техническими средствами. В научной работе кафедры проявились новые направления. Под руководством Ю.В.Слободчикова, защитившего в 1995 г. докторскую диссертацию, разработан комплекс компьютерных программ, предназначенных для планирования и проектирования мероприятий по реконструкции, ремонтам и повышению транспортно-эксплуатационных качеств автомобильных дорог. Начиная с 1990 г. кафедра ведет работы по диагностике федеральных автомобильных дорог с годовым объемом, превышающим 1100 км. Доц. Ю.В.Кузнецов разработал и изготовил принципиально новый прибор, позволяющий непрерывно в процессе движения по дороге вести измерения радиусов кривых в плане, продольных и поперечных уклонов и ровности проезжей части дороги.

Под руководством председателя центрального регионального отделения Академии транспорта Е.М.Лобанова сотрудники кафедры принимали активное участие в разработки ряда новых стандартов и нормативных документов для дорожной отрасли, исследованиях транспортных потоков в г. Москве и разработке мероприятий по организации движения в городе. Кафедра внесла серьезный вклад в разработку проекта реконструкции Московской кольцевой автомобильной дороги. По проектам, разработанным сотрудниками кафедры (проф. П.И.Поспелов, доц. Б.А.Щит, канд. эконом. наук Д.М.Строков), построено вдоль МКАД 12758 м шумозащитных экранов. Проф. В.П.Залуга принимал участие в проектировании транспортных развязок и инженерного обустройства МКАД, разработал схему пересечения МКАД и Ярославского шоссе, разрабатывал схемы организации движения на улицах г. Москвы.

В 1994г. кафедру возглавил проф. Поспелов П.И.

Кафедра постоянно обновляет учебную лабораторию автоматизированного проектирования дорог, приобретая самую современную технику, программы для автоматизированного проектирования, как правило, передают сами разработчики, чтобы студент, приходя на производство, мог их использовать. Открыв специализацию «Автоматизированное проектирование дорог» кафедра получила доступ практически ко всем программам, разработанным и использующимся в России. Все ведущие разработчики считают необходимым в первую очередь передавать программные продукты на кафедру для обучения студентов. Уже к 2000 г. до 50% всех дипломных проектов на кафедре выполняются полностью в автоматизированном режиме на математических моделях местности, получаемых по результатам реального проектирования, либо из банка данных кафедры. Участие заинтересованных организаций в развитии кафедры позволило переоснастить компьютерное оборудование кафедры, что явилось началом нового этапа применения вычислительной техники в учебном процессе и научной деятельности. Кафедра тесно взаимодействует с НПО «КРЕДО-ДИАЛОГ» в обучении студентов современным средствам автоматизации инженерных изысканий и проектирования автомобильных дорог.

В конце 90-х годов прошлого столетия и начале XXI века кафедра стала заниматься диагностикой автомобильных дорог с разработкой новых технологий и приборов для оценки параметров (Ю.В.Кузнецов). Под его руководством создана универсальная ходовая лаборатория, предназначенная для измерения геометрических характеристик дорог (расстояний, радиусов кривых в плане, продольных и поперечных уклонов), прочности и ровности дорожной одежды.

С 1997 г. под руководством П.И. Поспелова проводятся исследования по эффективному применению геоинформационных систем (ГИС) в дорожном хозяйстве, обеспечивающих повышение точности, объективности и достоверности всех информационных сообщений. Разработаны основные принципы и требования к таким системам. Создана лаборатория геоинформационных технологий (заведующий А.А.Котов).

Ежегодно по заданию Росавтодора преподаватели и сотрудники кафедры выполняют комплексные исследования по диагностике и оценке состояния 2000-2500 км федеральных автомобильных дорог. Их результатом является разработка мероприятий по повышению транспортно-эксплуатационных качеств дорог и безопасности движения.

В 2003 г. по заданию Росавтодора рабочая группа в которой руководил П.И.Поспелов и входил Е.М.Лобанов разрабатывала раздел «Развитие дорожной науки и совершенствование нормативно-технической базы» Национальной программы модернизации и развития автомобильных дорог Российской Федерации до 2025 г.

В период 2006-2011 гг. кафедра продолжала вести исследования по проблемам, связанным с проектированием дорог, безопасностью движения, транспортно-эксплуатационны-ми качествами дорог, охраной окружающей среды, применением геоинформационных систем в дорожном хозяйстве.

На их основе были подготовлены и успешно защищены 16 кандидатских диссертаций, в том числе преподавателями кафедры – А.В. Корочкиным, А.А.Котовым и Д.С. Мартяхиным.

Кафедра являлась одним из крупных участников всех выставок научных достижений МАДИ, а также выставок, организованных министерством транспорта РФ и правительством Москвы.

Результаты выполненных исследований вошли в изданные (2008-2011гг.) новые учебники: «Изыскания и проектирование автомобильных дорог» (Г.А.Федотов, П.И. Поспелов) и «Транспортно-эксплуатационные качества автомобильных дорог и городских улиц» (В.В.Сильянов). В этот период были изданы 8 учебных пособий (авторы – А.В.Корочкин, В.И. Пуркин, В.В.Рудакова, А.С.Холин, А.П.Шевяков).

За последние годы были разработаны и включены в учебные планы специальность «Защита окружающей среды» и специализации «Автоматизированное проектирование автомобильных дорог», новые дисциплины «Применение геоинформационных систем в дорожном хозяйстве» и «Геоинформационные системы».

 

В январе 2010 г. кафедрой были организованы мероприятия, связанные со 100-летием со дня рождения выдающегося ученого-дорожника страны профессора В.Ф.Бабкова. Подготовлена и издана книга, содержащая воспоминания о В.Ф.Бабкове, его учеников, коллег и сотрудников, как из России, так и из стран СНГ, Болгарии, Англии и Финляндии. Проведена научная конференция, посвященная памяти В.Ф.Бабкова, на которой выступили с докладами ведущие ученые МАДИ, родственных вузов и дорожных организаций России и СНГ. На собрание научно-педагогической общественности страны собрались преподаватели МАДИ, его ученики, люди, хорошо знавшие и уважавшие нашего учителя, из Белоруссии, Казахстана, Узбекистана, Украины, США и многих регионов России.