Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ) » Кафедра «Строительная механика» | История кафедры


Кафедра «Строительная механика» | История кафедры

 

Кафедра строительной механики МАДИ была образована 14 января 1931 г. Заведующим кафедрой был назначен известный ученый и педагог Иван Петрович Прокофьев (1877-1958 гг.) - создатель известной научной школы строительной механики, из которой вышли многие профессора и доктора наук. В эти годы формируется собственная научная школа кафедры, обязанная своим возникновением и развитием талантливому ученому и преподавателю Николаю Ивановичу Безухову (1903-1968), возглавлявшему кафедру с 1931 по 1940 г. Исследования Н.И. Безухова нашли широкое применение в расчетах авиационных конструкций.

Выдающимся представителем школы кафедры являлся выпускник МАДИ Яков Гилелевич Пановко (1913 – 2003) - всемирно известный ученый-механик, член-корреспондент АН Латвии, защитивший на кафедре кандидатскую и докторскую диссертации.

С 1940 по 1943 гг. кафедрой заведовал Алексей Антонович Ильюшин (1911-1998) известный ученый, член-корр. АН СССР, специалист в области механики сплошных сред. Во время Великой Отечественной войны под руководством А.А. Ильюшина были проведены исследования по расчету орудийных снарядов, сыгравшие огромную роль в победе. Часть исследований была выполнялась в механической лаборатории кафедры МАДИ.

В декабре 1943 г. на должность зав. кафедрой был приглашен профессор Василий Александрович Киселев (1905-1993), столетие со дня рождения которого отмечалось в этом году. В.А.Киселев проработал в этой должности до 1985 г. Он был выдающимся ученым и педагогом, кафедра строительной механики в настоящем виде была сформирована за время его руководства. Широко известны учебники В.А Киселева по строительной механике, один из которых удостоен Государственной премии СССР. При нем на кафедре сложился большой коллектив высококвалифицированных сотрудников.

Из сотрудников кафедры особо нужно отметить профессора Иосифа Аркадьевича Медникова (1905-1993), высокообразованного ученого, проработавшего в институте свыше 60 лет. Он был специалистом в области теории расчета дорожных одежд.

В 60 – 70 годы кафедра пополнилась опытными преподавателями и научными работниками, пришедшими из других ВУЗов и организаций Общее число преподавателей достигало в это время 30 человек.

Политехнический характер кафедры, сложившийся почти с самого начала ее существования и являющийся одной из основных ее особенностей, получил дальнейшее развитие, что соответствует тематике транспортного вуза, призванного рассматривать в едином комплексе механику транспортных средств, дорожных одежд и сооружений на автодорогах.

Многие сотрудники, пришедшие в 50-70-е годы получили дополнительное высшее образование на мехмате МГУ.В научных работах сотрудников нашли применение аналитические, численные и экспериментальные методы расчета как строительных так и машиностроительных конструкций.

 

Иван Петрович Прокофьев
(1877-1958)

Заслуженный деятель науки и техники РФ Доктор технических наук, профессор

Николай Иванович Безухов
(1903-1968)

Заслуженный деятель науки и техники РФ Доктор технических наук, профессор

Алексей Антонович Ильюшин
(1911-1998)

Член-корреспондент АН СССР. Лауреат Государственных премий РФ

Василий Александрович Киселев
(1905-1993)

Заслуженный деятель науки и техники РФ Доктор технических наук, профессор Лауреат Государственной премии РФ

Яков Гилелевич Пановко
(1913-2003)

Член-корреспондент АН Латвии, Заслуженный деятель науки и техники РФ

Иосиф Аркадьевич Медников
(1905-1993)

Доктор технических наук, профессор

В 1985 г. на должность заведующего кафедрой была приглашена профессор, доктор технических наук, Заслуженный деятель науки и техники РФ Ирина Вадимовна Демьянушко, ранее работавшая в Центральном институте авиационного моторостроения имени П.И.Баранова (ЦИАМ), известный ученый, автор многих работ в области механики деформируемого твердого тела. Наиболее известны ее работы по термопрочности, теории пластичности и ползучести, прикладной теории пластин и оболочек, методам оптимального проектирования оболочек, надежности роторов авиационных газотурбинных двигателей.