Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ) » Кафедра «Автоматизация производственных процессов» | Краткая историческая справка


Кафедра «Автоматизация производственных процессов» | Краткая историческая справка


Кафедра «АВТОМАТИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРОЦЕССОВ» образована в 1965 г. Основателем кафедры является лауреат Государственной премии, профессор Гавриил Григорьевич Зеличенок. Кафедра образована выделением в 1965 г. коллектива, работавшего по циклу дисциплин, связанных с автоматизацией строительства, созданного профессором Г.Г. Зеличенком в составе кафедры дорожных машин.

Основной причиной создания кафедры было введение вузовской специальности 0638 «Автоматизация и комплексная механизация строительства» и наличие в МАДИ, в составе кафедры дорожных машин, специалистов, способных стать основой новой кафедры.

Целью подготовки инженеров по этой новой для того времени специальности стало обучение комплексу знаний по теории, методам и практике создания автоматизированных технологических процессов и оборудования в строительстве, в том числе заводскому производству материалов, изделий и конструкций, строительно-монтажным и землеройно-планировочным работам в промышленном, гражданском, автомобильно-дорожном, аэродромном строительстве, выполнению работ по ремонту, реконструкции, технической эксплуатации строительных объектов различного назначения. В плане этих же задач была начата и подготовка научных кадров высшей квалификации через аспирантуру.

Появление специалистов по автоматизации технологических процессов в строительстве позволило решать основные задачи научно-технического прогресса в строительстве, связанного с созданием и введением в действие современных предприятий и переводом строек на высокоэффективные технологии. Гавриил Григорьевич Зеличенок своевременно почувствовал такие тенденции в строительстве, так как работал в 50-х годах на крупнейших стройках того времени, на строительстве мощных гидроэлектростанций и гидроузлов. Профессор Г. Г. Зеличенок по специальности инженер-механик, окончил Днепропетровский металлургический институт в 1930 году и работал на промышленном строительстве многих объектов того времени. В конце 30-х возглавил работу в тресте Строймеханизация, в том числе и в качестве директора Московской конторы этого треста. В период 1941-1946 гг. руководил строительно-монтажными работами в Поволжье и Башкирии, с 1946 по 1953 гг. был заместителем управляющего трестом Строймеханизация Минстроя СССР, руководил работами, проводимыми в проектном институте ГИПРОТИС для Волго-Донского канала и Цимлянской ГЭС.

Основным его делом стало проектирование и практическое создание высокопроизводительных механизированных бетонных заводов для гидротехнического строительства с элементами автоматизации. Хорошо освоив эту область деятельности, Г. Г. Зеличенок прейдя в 1958 г. в МАДИ на кафедру дорожных машин, как энтузиаст механизации и автоматизации строительства, начал внедрять в учебный процесс курсы связанные с автоматизацией строительного производства.

Кафедра АПП стояла у истока организации подготовки инженеров по специальности автоматизации технологических процессов и производств в строительстве, и, естественно, встал вопрос выполнения заявок производства на научные разработки в этой области и подготовку специалистов данной квалификации через аспирантуру. Кафедра установила творческие связи с Всесоюзным научно-исследовательским институтом строительного и дорожного машиностроения (ВНИИСтройдормаш), Всесоюзным научно-исследовательским институтом заводской технологии сборных железобетонных конструкций и изделий (ВНИИЖелезобетон), Центральным научно-исследовательским и проектно-экспериментальным институтом организации, механизации и технической помощи строительства (ЦНИИОМТП), Всесоюзным институтом по проектированию организаций энергетического строительства (ОРГЭНЕРГОСТРОЙ), Академией коммунального хозяйства (АКХ) и некоторыми другими организациями. Эти научно-производственные связи позволили сразу и на высоком научном и методическом уровне организовать учебный процесс и научные исследования на кафедре. Первые аспиранты кафедры АПП (В. А. Горшков, Б. Д. Кононыхин, В. И. Рыбьев), выполнившие свои кандидатские диссертации под руководством проф. Г. Г. Зеличенка, стали в последующем профессорами, докторами технических наук, так же как и аспирант Р. Г. Барский, научным руководителем которого был выдающийся учёный, профессор кафедры АПП, д-р техн. наук Ю. М. Пятин. Из названных докторов наук Р. Г. Барский в настоящее время является профессором кафедры АПП, не изменив избранному в 60-е годы научному направлению своих исследований д-р техн. наук Б. Д. Кононыхин работает в должности профессора Московского государственного строительного университета, а профессор, д-р техн. наук В.И.Рыбьев является заместителем начальника управления жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства правительства Москвы. В те же годы стал кандидатом наук В. С. Щербаков – в настоящее время ведущий специалист по автоматизации дорожно-строительных машин, профессор зав. кафедрой в Сибирском автомобильно-дорожном институте.

Значительную роль в создании методики преподавания и разработке содержания основных дисциплин по специальности автоматизации строительства кроме профессора Г. Г. Зеличенка сыграли ведущие доценты Л. М. Резников, В. С. Дегтярев и преждевременно ушедший из жизни энтузиаст автоматизации землеройно-планировочных машин доцент Н. М. Аракельянц.

К середине 70-х годов кафедра АПП заслуженно стала лидером среди аналогичных кафедр страны, поскольку основной учебной литературой по специальности являлись книги и учебные пособия, созданные сотрудниками кафедры.

Заложив основы кафедры, создав методики преподавания дисциплин специализации, на пороге своего семидесятилетия, профессор Г. Г. Зеличенок принял в 1975 году решение передать кафедру специалисту, который смог бы вести начатое им дело в течение многих лет, и пригласил для участия в конкурсе на замещение должности заведующего кафедрой молодого 39-летнего д-ра техн. наук, профессора В. А. Воробьева, заведовавшего до этого момента кафедрой автоматизации производственных процессов в Самарском инженерно-строительном институте. Приход на должность заведующего кафедрой АПП профессора, В. А. Воробьева в 1975г. привел к активизации научно-исследовательской работы на кафедре, не вызвав изменений в ее направленности. Из работавших в 1975 г. доцентами кандидаты технических наук В. А. Горшков и Р. Г. Барский, защитив в 1989 г. докторские диссертации, стали профессорами кафедры. Профессором, доктором технических наук стал также поступивший в аспирантуру в 1975 году Д. Н. Суворов и выпускник кафедры, аспирант начала 80-х годов Илюхин. Доцентами работают на кафедре аспиранты 70-х годов Н. В. Михайлова, А. М. Каледин, С. А. Шахворостов, бывшие студенты МАДИ.

Используя высокий уровень подготовки студентов по общенаучным дисциплинам, характерный для МАДИ, кафедра разработала оптимальный учебный план, сочетающий глубокую проработку вопросов теории автоматического управления и электроники с творческой проработкой дисциплин специализации. Заслуга в этом, безусловно, принадлежит одному из старейших работников кафедры, старшему преподавателю Ю. В. Иванову – не превзойденному методисту учебного процесса. В основу учебного плана положено изучение дисциплин, дающих комплекс знаний по информационному обеспечению основных технологических процессов строительства, разработка их функциональных и математических моделей для изучения, проектирование и оптимизация систем автоматического управления и регулирования технологических и производственных процессов. Разработка содержания этих дисциплин выполняется в творческом сочетании с научно-исследовательской работой в плане решения этих же проблем.

В настоящее время кафедра готовит бакалавров и дипломированных специалистов по направлению подготовки 220300 «Автоматизированные технологии и производства» по специальности 220301 «Автоматизация технологических процессов и производств (строительство)».