Кафедра «Теоретическая механика» | Научная работа кафедры


Кафедра теоретической механики МАДИ занимается проблемами записи микропрофиля автомобильных дорог, измерения и исследования продольной ровности автомобильных дорог и взлетно-посадочных полос аэродромов с 1964 г.

Динамический преобразователь профиля дороги (ДПП).

Авторы - А.А. Хачатуров, В.Л. Афанасьев, В.И. Кольцов (1963 г., авт. свид. № 166500)

 

Развитием  прибора ДПП стала Скоростная дорожная лаборатория ДЛЗМ  с высокоточными профилометрическими установками ДПП.  

В настоящее время дорожная лаборатория ДЛЗМ оснащена тремя независимыми профилометрическими системами на основе медленного маятника, датчиков ускорений и лазерных дальномеров. Тройной контроль гарантирует надежность результатов.

Дорожная лаборатория ДЛЗМ использовалась для исследования и оценки продольной ровности различных автомобильных дорог, среди них:

  • МКАД и улично-дорожная сеть г. Москвы, включая основные магистрали города.
  • маршрут  транспортировки  проходческого  щита   от  Южного  порта  до  Лефортово (при строительстве тоннеля на участке ТТК г. Москвы).
  • Участки КАД вокруг г. Санкт-Петербурга и автомобильных дорог Ленинградской области.
  • Спортивная трасса «Moscow Raceway»

По поручению Росавтодора в 2006 году на кафедре был разработан нормативный документ СТО МАДИ 02666517.1-2006, это первый в РФ нормативный документ в котором регламентируется определение продольного микропрофиля дорожной поверхности и международного показателя ровности IRI при проведении диагностики автомобильных дорог общего пользования.

Область применения:

Оценка продольной ровности покрытия по ДВУМ полосам наката:

  • При приемке  в эксплуатацию построенных дорог, 
  • При приемке  в эксплуатацию отремонтированных участков дорог,  
  • Мониторинг ровности поверхности проезжей части эксплуатируемых дорог,  
  • Диагностика автомобильных дорог, 
  • Контроль ровности слоев покрытия в процессе строительства. 

Основные технические характеристики Д П П:

  • Полоса длин записываемых неровностей в зависимости от скорости ДПП – 0,125…200 м.
  • Динамическая система обеспечивает возможность проведения записи микропрофиля со скоростью транспортного потока в диапазоне от 20 до 100 км/час.
  • Сигнал микропрофиля, записанный ДПП, привязывается к местности с точностью  +  1 м на 1000 м дороги.

Программное обеспечение позволяет получать следующие критерии ровности:

  • Спектральная плотность дисперсии (СПД) ординат микропрофиля – оценочный показатель, принятый в международной классификации

ИСО 8608: 1995 (Е)

  • Международный показатель ровности   IRI.

(International Roughness Index)

  • Нормативные показатели ровности по

СНиП 3.06.03-85,

ГОСТ Р 50597-93,

ГОСТ 30412-96

-       Просветы под 3-х метровой рейкой.

-       Разность вертикальных отметок при шагах замера 5м, 10м, 20м (метод амплитуд).

В 2008 году по заказу правительства г. Москвы институт МАДИ разрабатывал передвижные дорожные лаборатории «АДС-МАДИ» - универсальные многоцелевые комплексы измерения эксплуатационных характеристик автомобильных дорог и улиц.

Кафедрой теоретической механики были разработаны и реализованы системы измерения продольной ровности «1D» для «АДС-МАДИ». Многолетняя эксплуатация показала высокую надежность этих систем при минимальном обслуживании.

АВТОМАТИЗИРОВАННЫЙ ДОРОЖНЫЙ СКАНЕР

«АДС-МАДИ»

Патенты  № 2372442, 2373324, 2373325, 72981, 73884, 79109, 93408

 


Наименование показателей

Параметры

Примечание

Продольная ровность

2 профилометрических установки обеспечивает получени ординат микропрофиля с точностью до 0,1 мм


Поперечная ровность

Определение формы и глубины колеи с точностью + 1мм при ширине захвата до 12 м

Система аналогов не имеет

Фиксация дефектов

Определение в полуавтоматическом режиме размеров дефектов с точностью + 1см при ширине захвата до 12 м

Система аналогов не имеет

Фиксация состояния горизонтальной дорожной разметки

Определение размеров элементов разметки с точностью + 1см при ширине захвата до 12 м

Система аналогов не имеет

Шероховатость покрытия

Определяются параметры текстуры покрытия


Шумность покрытия

Спектральная оценки шума при движении колеса по дорожному покрытию


Георадарное зондирование

Высокочастотный георадар -на глубину до 1 м, низкочастотный – до 10 м


Система позиционирования

Система позиционирования ГЛОНАСС


 

В 2009 году кафедра участвовала в разработке и создании Комплекса Ускоренных Испытаний Дорожных Материалов и Автомобильных Шин    КУИДМ-2 «КАРУСЕЛЬ»

КУИДМ-2 «Карусель» позволяет проводить разные виды исследований одновременно:

  • Испытывать несколько образцов конструкций дорожной одежды в одних и тех же гидрогеологических, климатических и температурных условиях
  • Исследовать влияние антигололедных химических реагентов на долговечность материалов покрытия и скорость колееобразования при воздействии автотранспорта
  • Исследовать влияние воздействия шипов автомобильных покрышек на материалы дорожного  покрытия и их устойчивость к износу и образованию колеи
  • Исследовать уровень шума при движении колес по  покрытиям из различных материалов
  • Исследовать материалы и  конструкций деформационных швов сооружений (мостов, тоннелей)
  • Исследовать работу слоев дорожной одежды из различных материалов при различной скорости образовании чаши прогиба
  • Испытывать материалы дорожной разметки на устойчивость к истиранию и долговечность

Параметры

Легковой стенд

Грузовой стенд

Примечание

 Диаметр

 30 м

 30 м

Аналоги с подобными техническими параметрами - отсутствуют

 Скорость движения

 До 140 км/час

 До 80 км/час

 Нагрузка на колесо

 0,6 т

 7,0 т

Патенты на изобретение №№ 2400594,  96657