Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ) » Секция «Сервис дорожно-строительных машин» | О секции

Секция «Сервис дорожно-строительных машин» | О секции


О секции  |  Сотрудники  |  Методические разработки  |  Профессор В.И. Баловнев  |  Абитуриенту  |  Контакты



Вернуться на основную кафедру  «Дорожно-строительные машины»

В 2015 году в результате процесса оптимизации, проводимой повсеместно Министерством образования и науки Российской федерации, кафедра «Сервиса дорожно-строительных машин» вошла в состав кафедры «Дорожно-строительных машин» на правах секции. Кафедра «Сервиса дорожно-строительных машин» (СДСМ) к тому моменту являлась одной из старейших и заслуженных кафедр Университета. Она прошла большой путь своего развития и становления вместе с МАДИ.

В 1956 году  по инициативе ректора МАДИ Георгия Ивановича Зеленкова была сформирована кафедра «Эксплуатации и ремонта дорожных машин» (ЭРДМ). В те послевоенные годы ощущалась острая нехватка строительной и дорожной техники в сочетании с необходимостью восстановления народного хозяйства и кафедра ЭРДМ явилась единственным источником подготовки кадров с высшим образованием для ремонтного и эксплуатационного производств. Георгий Иванович стал основателем и первым заведующим кафедрой ЭРДМ. Талант организатора высшей школы позволил профессору Г.И. Зеленкову сформировать творческий коллектив из преподавателей и вспомогательного персонала, который стал основоположником научного направления в области эксплуатации и ремонта дорожно-строительных машин, в создании условий для дальнейшего развития науки.

В разные годы на кафедре ЭРДМ трудились такие талантливые педагоги и ученые как Л.В. Дехтеринский, Я.М. Пиковский, А.П Крившин, В.П. Апсин, А.Г. Теплов, Б.И. Филиппов, Г.И. Романюк, В.Г. Баженов, А.Я. Суриков, В.П. Крюков, Д. А. Гусев, Ю. П. Чикалов, А.З.Шарц, В.И.Сидоров, А.В.Рубайлов, Ф.Ю.Керимов, В.Я.Дворковой и другие. В первые же годы становления кафедры ЭРДМ были сформированы научные направления оптимизации технологических процессов эксплуатации и ремонта дорожных машин и оптимизации проектирования и функционирования эксплуатационных и ремонтных предприятий.

После смерти профессора Г.И. Зеленкова кафедру ЭРДМ возглавил доктор технических наук, профессор, ныне Заслуженный деятель науки и техники Российской Федерации Лев Владимирович Дехтеринский, долгое время по совместительству возглавлявший факультет “Дорожные машины”. Л.В. Дехтеринский последовательно проводил политику развития теории и практики эксплуатации и ремонта дорожных машин. Плодотворная деятельность профессорско-преподавательского состава послужила основанием для формирования отдельных направлений и создания двух кафедр “Производство и ремонт автомобилей и дорожных машин” (ПРАДМ) и “Эксплуатация дорожных машин” (ЭДМ), что и было закреплено приказом Минвуза СССР от 11.08.72 г. Первым заведующим кафедрой ЭДМ стал д-р техн. наук, профессор Владилен Иванович Баловнев, в настоящее время заслуженный деятель науки и техники Российской Федерации, академик Российской академии транспорта и член секции СДСМ.

С ноября 1975 года заведующим был избран известный ученый в области эксплуатационной надежности машин, доктор технических наук, профессор Александр Михайлович Шейнин (впоследствии Заслуженный деятель науки и техники России). В состав коллектива вошли опытные преподаватели и молодые сотрудники, которые внесли в стиль работы кафедры ЭДМ лучшие традиции кафедр эксплуатации и ремонта дорожных машин, эксплуатации автомобильного транспорта и кафедры дорожных машин.

На протяжении долгих лет кафедра всегда стремилась быть на острее науки и неуклонно заботилась о развитии своей экспериментальной базы. Так, в 1976 году организована Отраслевая лаборатория дорожных машин (ОЛДМ), которая являлась производственным подразделением, а годом позже была организована Отраслевая лаборатория эксплуатационной надежности дорожных машин (ОЛЭНДМ). Этими лабораториями проводились научно-исследовательские работы, которые через курсовые и дипломные проекты студентов реально воплощались. Далее были созданы лаборатория инженерного анализа эффективности эксплуатации дорожных машин, экспериментальная и учебная лаборатории на полигоне МАДИ, сформировались основные научные направления и соответствующий им перечень учебных дисциплин. Были созданы и оснащены современным оборудованием лаборатории: диагностики, технического обслуживания и текущего ремонта, производственной эксплуатации машин, триботехники и два класса тренажеров.

В начале становления рыночной экономики в России (конец 80-х – начало 90-х годов) кафедра ЭДМ приняла активное участие в разработке “Отраслевой целевой комплексной программы организации фирменного обслуживания строительной, дорожной и коммунальной техники” (ОУКП “Стройдормашсервис”). Программа была утверждена Приказом Министра строительного, дорожного и коммунального машиностроения СССР № 25 от 17 января 1989 г. В тот же период времени Госстандарт СССР своим Постановлением ввёл изменения в ГОСТ 18322-78 “Система технического обслуживания и ремонта техники, термины и определения”, переведя термины “Фирменный метод технического обслуживания” и “Фирменный метод ремонта” из разряда недопустимых в разряд основных.

В 1991 г. заведующим кафедрой ЭДМ был избран доцент (ныне профессор), кандидат технических наук Евгений Семёнович Локшин. Его приход совпал с реформой высшей школы, созданием Государственных образовательных стандартов и лицензированием образовательной деятельности.

Профессор Е. С. Локшин

Кафедра в 1994 г. вышла с инициативой разработки Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, Государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки инженера по специальности 230100 – Сервис и техническая эксплуатация транспортных и технологических машин и оборудования (строительные, дорожные и коммунальные машины). Приказом ректора Председателем совета УМО по специальности СМ был назначен зав. кафедрой Е.С. Локшин, учёным секретарём – А.В. Рубайлов. Государственный образовательный стандарт с 1 сентября 1995 г. был введен в действие.

Кафедра организует прочные научные связи с ведущими предприятиями России в области технического сервиса дорожно-строительной техники. Эта взаимосвязь позволяет студентам практически знакомиться с передовым мировым опытом по профилю подготовки на базе ведущих предприятий: фирмы ЛонМАДИ, являющейся официальным дилером известной “JCB” (Великобритания), “Groove Worldwide” (самоходные подъемные краны), F.G.Wilson (дизельные генераторы), Shell (масла и рабочие жидкости), «Wirtgen Group» (машины для строительства и ремонта дорожных покрытий, Liebherr (дорожно-строительные машины и оборудование), «Djohn Deer» (сельскохозяйственные и дорожно-строительные машины), и, конечно же, Caterpillar, ведущий производитель технологических машин.Особенно плодотворным было между кафедрой и фирмой ЛонМАДИ, заложенное Виктором Андреевичем Соколовым.

В 1991 году была организована Фирма “Контурс-СДМ”, с появлением которой научно-производственная база кафедры существенно расширилась, что позволило студентам и преподавателям еще более активно соприкоснуться с реальными процессами технического сервиса. Так, совместными усилиями кафедры и фирмы на полигоне МАДИ стала функционировать новейшая производственная лаборатория «Современные технологии использования сервиса строительного оборудования и гидравлических систем.

За заслуги в области развития теории и практики технического сервиса, разработали и внедрили в учебный процесс специальности Государственного образовательного стандарта и сервис и техническая эксплуатация транспортных и технологических машин и оборудования (строительные, дорожные и коммунальные машины), кафедра эксплуатации дорожных машин решением Учёного Совета МАДИ в 2002 году переименована в кафедру Сервиса дорожно-строительных машин.

А в 2015 году, как было сказано в начале, перешла в ранг секции. Заведующим секцией является профессор Локшин Евгений Семёнович, крупный организатор сервиса и технической эксплуатации дорожно-строительных и коммунальных машин на территории РФ и СНГ.

В настоящее время секция представляет собой коллектив высококвалифицированных единомышленников, направленный на решение новых задач по совершенствованию учебного процесса и способный решать их в условиях рыночных отношений. За плечами преподавателей секции опыт производственной работы, важные научные исследования, методические разработки и публикации.

На современном этапе развития кафедры особое внимание уделяется таким научным направлениям, как методы исследования и организации фирменного обслуживания техники, сервис, маркетинг, дилерское дело с использованием широкого спектра вычислительной и оргтехники, компьютеризация технологических процессов и информационные технологии на предприятиях технического сервиса машин, анализ внутренних рисков предприятий технического сервиса.

Обладая обширными связями с подобного рода организациями и предприятиями, секция успешно содействует в трудоустройстве своих выпускников. Полученные знания позволяют нашим выпускникам с успехом выполнять свои обязанности в руководстве производством, в коммерческой деятельности и в организации эксплуатации дорожных и строительных машин. Выпускники МАДИ под руководством преподавателей секции могут получить квалификацию бакалавра или магистра, что дает им возможность устроится на работу в крупные предприятия по эксплуатации дорожной и строительной техники, предприятия фирменного обслуживания машин, на заводах дорожного машиностроения, в научно-исследовательских институтах, дилерских и лизинговых фирмах.

В условиях скудного финансирования высшего образования фирма “Контурс-СДМ” учредила персональные стипендии студентам, показавшим глубокие знания в области фундаментальных наук и проявивших инициативу в изучении сервисных дисциплин. Сотрудничество секции с современными сервисными предприятиями и изготовителями строительных, дорожных и коммунальных машин приносит свои плоды. Как показывают традиционные встречи выпускников, проводимые ежегодно в первую субботу апреля, все они довольны уровнем полученных знаний, благополучно трудоустроены и с оптимизмом смотрят в будущее.

Секция «Сервис дорожно-строительных машин» ведет подготовку по направлениям:

  • 23.04.03 Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов, магистерская программа «Сервис дорожно-строительных машин» (уровень магистратуры),
  • 23.03.03 Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов, по профилю подготовки: «Сервис дорожно-строительных машин и оборудования» (уровень бакалавриата);

а также участвует в подготовке по направлениям:

  • 23.05.01 Наземные транспортно-технологические средства (уровень специалитета)
  • 23.05.02 Транспортные средства специального назначения (уровень специалитета)
  • 23.03.02 Наземные транспортно-технологические комплексы (уровень бакалавриата)
  • 08.05.01 Строительство уникальных зданий и сооружений, по профилю «Строительство автомагистралей, аэродромов и специальных сооружений» (уровень специалитета)
  • 08.03.01 Строительство, по профилям «Автомобильные дороги» и «Городские транспортные сооружения» (уровень бакалавриата)
  • 38.03.01 Экономика, по профилю «Экономика предприятий и организаций (строительство)» (уровень бакалавриата)