Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ) » Секция «Сервис дорожно-строительных машин» | О секции


Секция «Сервис дорожно-строительных машин» | О секции


О секции  |  Сотрудники  |  Методические разработки  |  Профессор В.И. Баловнев  |  Абитуриенту  |  Контакты



Вернуться на основную кафедру  «Дорожно-строительные машины»

 

Секция «Сервис дорожно-строительных машин» ведет подготовку  по направлениям:

  • 08.05.01 «Строительство уникальных зданий и сооружений», по профилю «Строительство автомагистралей, аэродромов и специальных сооружений для специалистов
  • 23.04.03 Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов для магистров
  • 23.03.03  «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов» для бакалавров по профилю подготовки: «Сервис дорожно-строительных машин и оборудования»
  • 08.03.01 «Строительство» для бакалавров по профилям «Автомобильные дороги» и «Городские транспортные сооружения»
  • 38.03.01 «Экономика» для бакалавров по профилю «Экономика предприятий и организаций (строительство)»

НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СЕКЦИИ
«СЕРВИС ДОРОЖНО-СТРОИТЕЛЬНЫХ МАШИН» МАДИ

1.Научные школы секции с середины XX века до рубежа веков

Первоначально, кафедра сервиса дорожно-строительных машин (СДСМ) была одна из самых молодых в структуре университета. В отличие от многих молодых образований кафедра СДСМ прошла большой путь организационного, учебно-методического и научного развития и становления вместе с развитием МАДИ от института до университета. Кафедра прошла этапы развития от кафедры эксплуатации и ремонта дорожных машин (ЭРДМ), кафедры эксплуатации дорожных машин (ЭДМ) до секции сервиса дорожно-строительных машин. (СДСМ) В настоящее время секция сервиса дорожно-строительных машин является одной из крупных выпускающих кафедр университета.


Профессор Г. И Зеленков

Истоки создания секции СДСМ Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ) следует искать в 1956 году, когда по инициативе ректора МАДИ Георгия Ивановича Зеленкова была сформирована кафедра эксплуатации и ремонта дорожных машин (ЭРДМ). В те послевоенные годы ощущалась острая нехватка строительной и дорожной техники в сочетании с необходимостью восстановления народного хозяйства. Поэтому эффективный ремонт и рациональное использование дорожно-строительных машин были основными резервами развития строительного производства. Кафедра ЭРДМ явилась единственным источником подготовки кадров с высшим образованием для ремонтного и эксплуатационного производств. Становление кафедры совпало с переездом коллектива МАДИ из малопригодного для вуза помещения в Тверском-Ямском переулке в корпус первой очереди на Ленинградском проспекте, 64.

Георгий Иванович стал основателем и первым заведующим кафедрой ЭРДМ. Талант организатора высшей школы позволил профессору Г.И. Зеленкову сформировать творческий коллектив из преподавателей и вспомогательного персонала, который стал основоположником научного направления в области эксплуатации и ремонта дорожно-строительных машин. Большая заслуга Георгия Ивановича состоит в создании условий для дальнейшего развития этой науки.

В разные годы на кафедре ЭРДМ трудились такие талантливые педагоги и ученые как Л.В. Дехтеринский, Я.М. Пиковский, А.П Крившин, В.П. Апсин, А.Г. Теплов, Б.И. Филиппов, Г.И. Романюк, В.Г. Баженов, А.Я. Суриков, В.П. Крюков, Д. А. Гусев, Ю. П. Чикалов и другие. Некоторые из них и в настоящее время отдают свои знания и опыт студентам, аспирантам и преподавателям вузов нашей страны. В первые же годы становления кафедры ЭРДМ были сформированы научные направления оптимизации технологических процессов эксплуатации и ремонта дорожных машин и оптимизации проектирования и функционирования эксплуатационных и ремонтных предприятий.

Уже в то время коллектив кафедры ЭРДМ понимал, что эффективность эксплуатации и ремонта машин во многом зависит от качества заложенного при их проектировании и производстве. Поэтому преподаватели, аспиранты и учебный персонал кафедры по заказу ВНИИСтройдормаша приняли активное участие в сравнительных испытаниях автогрейдеров Орловского, Брянского и Челябинского заводов (1958 г.). К участию в этих испытаниях были привлечены и студенты, проходившие производственную практику на кафедре ЭРДМ. В 1962-63 годах зав. кафедрой дорожных машин, профессор А.А. Бромберг, будучи председателем приёмочной комиссии по новому промышленному трактору Брянского завода, организовал на строительстве Северо-крымского канала сравнительные испытания отечественных промышленных тракторов с бульдозерным навесным оборудованием. К этим испытаниям также была привлечена кафедра ЭРДМ и студенты-практиканты. Ответственным исполнителем был назначен ассистент А.З Шарц. Его ближайшими помощниками в этой работе были А. В. Наумов, А. Я. Суриков и А. Н. Новиков.


Профессор А. З. Шарц

Приобретенный опыт позволил кафедре взять на себя проведение тяговых и эксплуатационных испытаний серийного и экспериментального автогрейдеров Пайдевского завода (Эстония), а в период 1965-69 годов кафедре было поручено руководство приемочными испытаниями двух прицепных скреперов Бердянского завода и фронтального погрузчика на базе колесного трактора К-702.

Впоследствии накопленный опыт позволил создать научную школу проведения испытаний дорожных машин и повышения эффективности использования машин, которую возглавили д-р техн. наук. профессор А.П. Крившин и канд. техн. наук, доцент Б.И. Филиппов (в дальнейшем профессор кафедры ЭДМ).

Для развития научных направлений, совершенствования учебного процесса и глубокого изучения процессов эксплуатации и ремонта дорожных машин на базе полигона МАДИ, расположенного на 34-м километре Ленинградского шоссе, были созданы соответствующие лаборатории. На кафедре эффективно развивалась учебно-методическая работа. Г.И. Зеленковым совместно с сотрудниками кафедры были написаны многочисленные учебники, учебные пособия и монографии.

После смерти профессора Г.И. Зеленкова кафедру ЭРДМ возглавил доктор технических наук, профессор, ныне Заслуженный деятель науки и техники Российской Федерации Лев Владимирович Дехтеринский, долгое время по совместительству возглавлявший факультет “Дорожные машины”. Л.В. Дехтеринский последовательно проводил политику развития теории и практики эксплуатации и ремонта дорожных машин. Выявленная ранее зависимость качества изготовления и эффективности ремонта машин, послужила основанием для формирования отдельных направлений и создания двух кафедр “Производство и ремонт автомобилей и дорожных машин” (ПРАДМ) и “Эксплуатация дорожных машин” (ЭДМ), что и было закреплено приказом Минвуза СССР от 11.08.72 г.

Первым заведующим кафедрой ЭДМ стал д-р техн. наук, профессор Владилен Иванович Баловнев, в настоящее время заслуженный деятель науки и техники Российской Федерации, академик Российской академии транспорта.

Проф. Баловнев В.И. выпускник МАДИ, слушал курс инженерного факультета МГУ им. Ломоносова, стажировался в Корнельском университете (США).

Им была основана научная школа по моделированию рабочих процессов дорожно-строительных машин и коммунальной техники. Школа была организована в 1965 г. и в настоящее время развивается на секции сервиса дорожно-строительных машин.

Научная и производственная деятельность связана с решением проблем моделирования, модульного проектирования и интенсификации рабочих процессов машин, взаимодействующих со средой, с созданием системы оценки их технического уровня и конкурентоспособности.

Он является автором более 30 учебников, учебных пособий и монографий, ряд из которых изданы в США.

Имеет более 220 публикаций и 370 изобретений. С 1973 г. заведующий кафедрой «Дорожно-строительные машины» МАДИ.

Научная школа по моделированию взаимодействия машин с многофазными средами, возглавляемая д-ром техн. наук В.И. Баловневым, является признанным в Российской Федерации центром по моделированию систем и получила широкую известность за рубежом.

Научная школа моделирования секции «Сервис дорожно-строительных машин» имеет широкие научные связи с зарубежными университетам. Германский технологический строительный университет в г. Вемар (Германия) доктор Рольф Штейнмецгер, Сиаиский университет доктор Шуй Чан (КНР), Сайгонский строительный университет проф. Шон (Вьетнам), а также ВУЗами Болгарии, Венгрии, Польши.

Проф. В.И. Баловнев ведет научно-общественную деятельность с ведущими вузами и кафедрами РФ: Омской дорожно-строительной академией (СибАДИ), Хабаровским техническим университетом, Дальневосточным техническим университетом (г. Владивосток), Белорусско-Российским техническим университетом (Республика Беларусь) и др.

Научная школа моделирования систем имеет научно-производственные связи с заводами строительного и дорожного машиностроения и эксплуатационными организациями г. Москва ГУП «Доринвест», ГУП «Радон», ЧТЗ-Уралтрак, Челябинские строительно-дорожные заводы и др. Для указанных организаций выполняются исследования по оптимизации параметров и условий эксплуатации землеройных и дорожных машин.

С его приходом на кафедре окрепло и утвердилось научное направление эффективного использования и оптимизации режимов работы дорожных машин, которое он возглавил совместно с профессором Александром Павловичем Крившиным. Развивалось также научное направление эксплуатационной надежности машин, возглавляемое д-ром техн. наук, профессором Иваном Ивановичем Коссом и канд. техн. наук, доцентом Георгием Дмитриевичем Романюком. Третье направление эксплуатационных испытаний машин возглавил канд. техн. наук, доцент Борис Иванович Филиппов.

Активное участие в становлении и развитии научной школы в различные годы приняли ученики В. И. Баловнева, доктора и кандидаты технических наук: В. Я. Двороковой, Э. Н. Кравцов, И. К. Растегаев, А. В. Рубайлов, А. В. Фролов, Е. И. Чижик, Л. А. Хмара, А. Б. Ермилов, Ю. Л. Бакатин, С. О. Брайловский, С. А. Макаров, М. В. Еледцов, М. К. Устинов, С. А. Зенков, Г. Д. Моисеев, С. П. Похвилова, Р. Г. Данилов, К. Г. Лукин, А. А. Большаков, А. Г. Савельев, В. Г. Аиферов, Р. К. Кудайберинов, Е. М. Кононенко, Б. В. Купемов, В. В. Мелашин, А. А. Яршин, В. Г. Попов, Р. Радеинов, Т. Г. Каждая, А. А. Корошкин, И. И. Зайцин, Г. М. Белоцерковский.


Профессор А. М. Шейнин

С ноября 1975 года заведующим, тогда ещё кафедры эксплуатации дорожных машин по конкурсу был избран известный ученый в области эксплуатационной надежности машин, доктор технических наук, профессор Александр Михайлович Шейнин (впоследствии Заслуженный деятель науки и техники России). С приходом А.М. Шейнина в коллектив кафедры влились к.т.н., доц. Ф.Ю. Керимов (ныне профессор), аспиранты С.Ф. Головин и Г.В. Цинцадзе ( в настоящее время канд. техн. наук, доценты). Таким образом, в состав коллектива вошли опытные преподаватели и молодые сотрудники, которые внесли в стиль работы кафедры ЭДМ лучшие традиции кафедр эксплуатации и ремонта дорожных машин, эксплуатации автомобильного транспорта и кафедры дорожных машин. Основной задачей кафедры было создание лабораторной базы.

С этой целью был разработан пятилетний план развития кафедры, в котором основным явилось развитие теоретических основ и методологии читаемых курсов, а также обеспечение их материальной частью для нормального обучения студентов, аспирантов и слушателей факультета повышения квалификации.

Теория и практика эксплуатации дорожных машин как инженерная дисциплина сформировалась сравнительно недавно.

В связи с этим в конце 70-х, начале 80-х годов в курсе “Эксплуатация дорожных машин”, читаемом студентам факультета дорожных машин, а также студентам строительных специальностей все больше внимания уделялось развитию методов оптимизации производственных процессов использования машин и технологических комплексов, обеспечению высокого уровня работоспособности машин за период реализации ресурса в процессе эксплуатации.

В 1976 году на базе Управления механизации Главмосинжстроя была организована Отраслевая лаборатория дорожных машин (ОЛДМ), которая являлась производственным подразделением УМ-6, а годом позже на базе Управления механизации № 2 Главмосстроя была организована Отраслевая лаборатория эксплуатационной надежности дорожных машин (ОЛЭНДМ). Этими лабораториями проводились научно-исследовательские работы, которые через курсовые и дипломные проекты студентов реально воплощались.

Начиная с 1976 года, сразу после переезда кафедры ЭДМ в новый корпус, начались работы по созданию лаборатории инженерного анализа эффективности эксплуатации дорожных машин. В это же время на полигоне МАДИ началось создание экспериментальных и учебных лабораторий, сформировались основные научные направления и соответствующий им перечень учебных дисциплин. Были определены руководители направлений. Было выделено четыре приоритетных направления научных исследований и совершенствования учебного процесса. Среди них: Управление техническим состоянием и надежностью машин в эксплуатации (руководители: проф. А.М. Шейнин, доц. Б.И.Филиппов –в последствии и профессор и доц. В.А. Зорин –ныне доктор техн. наук, профессор, академик Академии проблем качества, декан Факультета Дорожных и Технологических машин); Эффективное использование и оптимизация работы дорожных машин(руководители: проф. А.П. Крившин и доц. В.Я. Дворковой –ныне профессор); Развитие современных методов технического диагностирования дорожных машин(руководители: доц. В.А.Зорин и В.И Емдоров*); Современные методы оценки эргономических свойств дорожных машин(руководитель: доц. Е.Д. Каран –ныне доктор технических наук).

В 1978 году была введена в строй лаборатория инженерного анализа (ЛИА) эффективности эксплуатации дорожных машин. Она заняла площадь около 60 кв.м и, по тем временам, была оснащена современными средствами вычислительной техники. Не случайно эта лаборатория была сразу включена в маршрут обязательного посещения абитуриентами в дни “Открытых дверей”. Большая заслуга в становлении и развитии ЛИА принадлежит зав. лабораторией инженеру Т.И. Куприяновой.

В 1979 году на полигоне были созданы и оснащены современным оборудованием лаборатории: диагностики, технического обслуживания и текущего ремонта общей площадью 180 кв. м., производственной эксплуатации машин площадью 27 кв.м, триботехники (трение, износ, смазка) площадью 45 кв.м и два класса тренажеров общей площадью 80 кв.м. Большая заслуга в становлении лабораторной базы на полигоне принадлежит доцентам Е.С. Локшину (ныне профессора, зав. кафедрой) и В.М. Коншину, инженерам Н.Б. Виноградову и С.Д. Банасюкевичу.

На базе лаборатории инженерного анализа, по инициативе и под руководством доцента В.Я. Дворкового, впервые в МАДИ начала развиваться методология деловых игр.

За период с 1975 по 1985 годы преподаватели и сотрудники кафедры выпустили более 10 топографий, учебников и учебных пособий через центральные издательства СССР и около 20 учебных пособий, лабораторных практикумов и методических указаний через редакционно издательский отдел МАДИ, среди авторов этих изданий Я.М Пиковский, А.М. Шейнин, А.П. Крившин, Б.И. Филиппов, И.И Косс, В.А. Зорин, В.И. Сидоров, А.З. Шарц, Е.Д. Каран, В.Д. Дворковой, В.Г. Баженов, А.В. Рубайлов, Ф.Ю. Керимов, Г.Д. Романюк, С.Ф. Головин.


Профессор Дворковой В. Я.

Профессор Ф. Ю. Керимов

В середине 80-х годов было создано несколько филиалов кафедры ЭДМ на передовых эксплуатационных предприятиях и объединениях. В том числе в Управлении механизации Главст (УМ1), Управлениях механизации №2 и №6 Главмостстроя, на I Автокомбинате Главмоставтотранса, на производственной базе «Камгэсжилстроя». Так, на базе управления механизации № 2 Треста Мосстроймеханизация № 1 Главмосстроя начались работы по совершенствованию управления процессами поддержания работоспособности дорожно-строительных машин. Работа выполнялась кафедрой ЭДМ и ОЛЭНДМ совместно с лабораторией проблем управления автомобильными системами Центрального экономико-математического института Академии наук СССР под руководством д-ров техн. наук А.М. Шейнина и Б.С. Клейнера и канд. техн. наук Ф.Ю. Керимова (ныне профессора). Сущность работы заключается в создании предпосылок для эффективного управления процессами поддержания работоспособности дорожно-строительных машин, создания в структуре управления эксплуатационного предприятия центра управления эксплуатацией машин (ЦУЭМ) и центра управления производственными процессами технического обслуживания и ремонта (ЦУП).

В 80-е годы по научному направлению “Управление техническим состоянием и надежностью машин в эксплуатации”, под руководством профессоров А.М. Шейнина, Б.С. Клейнора, Б.И. Филиппова и Ф.Ю. Керимова.

Плодотворно работали Б.Н. Безрук, С.Ф. Головин, А.Г. Краузе, А.А. Башева, Н.А. Балашова, А.П. Акимочкин, Н.Б. Виноградов, А.А. Айшин, А.А. Кольцов, А.В. Козлов.

Начиная направление «Развитие современных методов диагностирования дорожных машин» руководимое процессами В.И. Сидоровым и В.А. Зориным успешно развивали и развивают в настоящее время В.М. Коншин и В.В. Хилоно.

Научное направление «Современные науки оценки эргономических свойств в дорожных машинах», руководимое Е.Д. Карапом успешно развивал творческий коллектив в составе Ю.О. Бобылёва, И.М. Терешкова, Д.М. Спицина. Этапным моментом этой работы явились успешная защита в 1989 г. Е.Д. Карасев диссертации по соотношению учёной степени доктора технических наук по теме: Основы создания и методология применения моделей управляющих машинами автомобильно-дорожного транспорта. Эти работы были продолжены под руководством профессора А.В. Рубайлова в рамках изделия показателей эргономичности применительно и спецификации дорожных машин.

Продолжает развиваться научное направление «Эффективности использования и оптимизации режимов работы дорожных машин», возглавляемое профессорами В.И. Биловетровым, В.В. В.Я. Дворковым и А.В. Рубайловым. Определённых успехов в этом направлении достигли А.И. Грузинов, Г.Пирева, В.А. Шаменко, П. Кариа.

В начале становления рыночной экономики в России (конец 80-х – начало 90-х годов) кафедра ЭДМ приняла активное участие в разработке “Отраслевой целевой комплексной программы организации фирменного обслуживания строительной, дорожной и коммунальной техники” (ОУКП “Стройдормашсервис”). Программа была утверждена Приказом Министра строительного, дорожного и коммунального машиностроения СССР № 25 от 17 января 1989 г. В тот же период времени Госстандарт СССР своим Постановлением ввёл изменения в ГОСТ 18322-78 “Система технического обслуживания и ремонта техники, термины и определения”, переведя термины “Фирменный метод технического обслуживания” и “Фирменный метод ремонта” из разряда недопустимых в разряд основных.

Внедрение фирменного обслуживания строительных, дорожных и коммунальных машин было вызвано тем, что по данным Госстроя коэффициент технического использования парка машин, находящихся на балансе подрядных строительных организаций с учётом целодневных и внутрисменных простоев не превышал 0.6, в то время как аналогичный показатель в зарубежной практике достигает 0.92-0.95. Такие показатели было решено достичь путём создания в сети базовых сервисных региональных центров, которые были бы представителями заводов отрасли и осуществляли техническое обслуживание и ремонт на всех этапах жизненного цикла машин, начиная от ввода в эксплуатацию, заканчивая списанием и утилизацией В соответствии с вышеуказанным приказом Е.С. Локшин был назначен научным руководителем центра Минстройдормаша по научно-методическому обеспечению фирменного обслуживания. В 1989-1990 годах на специальный факультет МАДИ был направлен инженерно-технический персонал заводов отрасли для обучения основам фирменного обслуживания и управления надёжностью машин, с целью дальнейшего использования обученных специалистов в подразделениях фирменного обслуживания заводов-изготовителей, технических центрах и подразделениях В/о “Стройдормашэкспорт”. Преподавание на спецфакультете вели ведущие профессора и доценты кафедры ЭДМ.

Согласно приказу Минстройдормаша СССР. При создании центра был издан совместный приказ Минстройдормаша СССР и Госкомитета СССР по народному образованию от 14 июля 1988 №340/208, на базе полигона МАДИ, был создан опытный региональный технический центр, на который возлагалась ответственность за апробацию научно-методических разработок и обработку хозяйственного механизма фирменного обслуживания, а также фирменное обслуживание дорожных и строительных машин региона г. Москвы и Московской области.

В 1991 г. заведующим кафедрой ЭДМ был избран по конкурсу доцент (ныне профессор), кандидат технических наук Евгений Семёнович Локшин. Его приход совпал с реформой высшей школы, отменой обязательного распределения, созданием Государственных образовательных стандартов и лицензированием образовательной деятельности.


Профессор Е. С. Локшин

Госбюджетная научно-методическая работа кафедры была направлена на “Разработку концепций, программ и методов на трёхступенчатую форму обучения”.

Кафедра в 1994 г. вышла с инициативой разработки Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, Государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки инженера по специальности 230100 – Сервис и техническая эксплуатация транспортных и технологических машин и оборудования (строительные, дорожные и коммунальные машины).

Приказом ректора Председателем совета УМО по специальности СМ был назначен зав. кафедрой Е.С. Локшин, учёным секретарём – А.В. Рубайлов. В течение 1994 года указанный стандарт коллективом кафедры был составлен. А также были подготовлены сопроводительные документы для его аккредитации. В результате кафедре ЭДМ МАДИ (ТУ) первой была выдана лицензия на проведение образовательного процесса по этой специальности, а Государственный образовательный стандарт с 1 сентября 1995 г. был введен в действие.

Кафедра оказывала и оказывает методическую помощь по распространению и лицензированию специальности 230100 в родственных вузах и подготовка специалистов по данной специальности ведется в Новочеркасском и Саратовском технических университетах, Новосибирском техническом университете путей сообщения, в Шахтинском институте Новочеркасского технического университета. В результате накопленного опыта и прошедших дискуссий выработались направления и определились специальные дисциплины, по которым необходимо вести подготовку; разработаны и утверждены на ученом совете факультета все программы специальных дисциплин с распределением по семестрам. В том числе: Основы сервиса и работоспособности машин; Техническая эксплуатация дорожных машин; Основы сертификации машин и услуг; Эксплуатация систем управления дорожных машин; Теоретические основы технического сервиса строительных и дорожных машин; Организация систем предприятий фирменного обслуживания; Производственно-техническая база сервиса и технической эксплуатации машин; Ресурсосбережение и экологическая безопасность машин в условиях эксплуатации; Сервис по выбору, применению и организации парков машин.

Учебный план специальности СМ предусматривает проведение двух производственных практик на 3-м и 4-м курсах по 3 недели и семинедельную практику на 5-м курсе; дипломное проектирование - - 14 недель. Практика проходит на сервисных предприятиях по профилю специальности, ведущих соответствующие работы на современном уровне. В качестве таких предприятий были выбраны: фирма ЛонМАДИ, являющаяся официальным дилером известных фирм “JCB” (Великобритания), производящая строительные и землеройные машины, “Groove Worldwide” (самоходные подъемные краны), F.G.Wilson (дизельные генераторы), Shell (масла и рабочие жидкости).

Традиционное содружество между кафедрой и фирмой ЛонМАДИ, заложенное Виктором Александровичем Соколовым, безвременно ушедшим из жизни, продолжает директор службы сервиса ЛонМАДИ Владимир Иванович Соболев, а интересные практические занятия со студентами на высоком профессиональном уровне провел в 2003-2004 учебном году начальник ремонтного цеха Владимир Юрьевич Жилов. За что коллектив кафедры выносит им большую благодарность. А самая лучшая благодарность со стороны студентов выразилась в желании всех двух групп проходить производственную преддипломную практики на фирме ЛонМАДИ. Но повезло лишь четырем студентам, у фирмы высокие требования к успеваемости студентов и знанию английского языка.

Фирма “Контурс-СДМ” (Коммерция, Организация, Наука, Техника, Управление, Ремонт, Сервис Строительных и Дорожных Машин), организованная при МАДИ в 1991 году, являющаяся официальным дилером ряда отечественных и зарубежных фирм по продаже машин и запасных частей, проводящая предпродажный сервис, гарантийное и послегарантийное обслуживание машин, организующая выставки-продажи с демонстрацией работы строительных, дорожных и коммунальных машин, технологического и диагностического оборудования. В 1994 году ТОО “Контурс” заключила с кафедрой ЭДМ договор о сотрудничестве, а в феврале 1995 года совместным приказом ректора МАДИ и директора фирмы на фирме был создан филиал кафедры ЭДМ. Согласно Положению о филиале, фирма представляет рабочие места студентам для прохождения производственных и преддипломной практик, материалы для работы над дипломными проектами, оборудование и машины для проведения исследовательских работ, а также учебных занятий по устройству машин и элементной базе, которые успешно проводит опытный специалист Александр Александрович Лимонов.

Фирма “Контурс” оказывает большую помощь кафедре в ее благоустройстве, оснащении современным электронным оборудованием и его эксплуатации.

В 1995 году кафедра ЭДМ обратилась в Госстрой России с инициативой о необходимости разработки ряда нормативных документов по сервису и технической эксплуатации строительных, дорожных и коммунальных машин. В результате Технический комитет по стандартизации № 376 “Эксплуатация строительно-дорожных машин и оборудования” при Госстрое России 17.09.96 г. принял решение о создании на базе кафедры ЭДМ МАДИ подкомитета (ПК 3/ТК 376) “Сервис и фирменное обслуживание строительных, дорожных и коммунальных машин”. Председателем ПК назначен зав. кафедрой Е.С. Локшин, секретарем – доцент А.В. Рубайлов. За прошедшее время разработаны проект стандарта: “Предпродажное обслуживание строительных машин. Общие требования и методы контроля” и проект системы сертификации услуг по техническому обслуживанию и ремонту строительных, дорожных и коммунальных машин. Разработчики проектов Е.С. Локшин, В.А. Зорин, А.В. Рубайлов, С.Ф. Головин, Л.Н. Молоткова, В.М. Коншин, А.А. Серпик, Н.Б. Виноградов, А.А. Башева, Н.А. Балашова, В.В. Хилько, В.П. Сухиминов. Проекты находятся на рассмотрении в Госстандарте России.


Профессор А. В. Рубайлов

Разработан также пакет проектов документов к системе сертификации.

В декабре 1996 года кафедра ЭДМ стала инициатором вхождения МАДИ соучредителем Некоммерческой организации Межотраслевого фонда “Сертификация подъемно-транспортного оборудования и услуг по техническому обслуживанию и ремонту машин” (ПТОУ-Фонд). В настоящее время сотрудники кафедры входят в структуру органа по сертификации подъемно-транспортных машин и участвуют в разработке нормативно-технической документации по созданию и аккредитации в Госстандарте России и Госгортехнадзоре России лаборатории по испытаниям подъемно-транспортных машин.

В результате появилось новое научное направление «Качество, конкурентоспособность и основы сертификации дорожных машин», которое возглавлял профессор А.В. Рубайлов. За короткий пореод времени в этом направлении было выпущено 5 учебных пособий, 2 лабораторных практикума, 4 научные статьи в отраслевых журналах.

Наряду с этим, в центральных издательствах и РИО МАДИ, написано с 1990 года и по настоящее время 15 учебников, учебных пособий и томографий, авторами которых были члены кафедры: Е.С. Локшин, В.А. Зорин, Ф.Ю. Керимов, А.З. Шарц, В.Я. Дворковой, В.И. Сидоров, А.В Рубайлов, С.Ф. Головин, Б.Н. Безрук, В.М. Коншин, Ю.П. Чикалов, В.П. Сухимеев.

За заслуги в области развития теории и практики технического сервиса, разработали и внедрили в учебный процесс специальности Государственного образовательного стандарта и сервис и техническая эксплуатация транспортных и технологических машин и оборудования (строительные, дорожные и коммунальные машины), кафедра эксплуатации дорожных машин решением Учёного Совета МАДИ в 2002 году переименована в кафедру Сервиса дорожно-строительных машин, а в 2015 переименована в секцию, вошедшую в состав кафедры «Дорожно-строительные машины».

Заведующим секцией является профессор Локшин Евгений Семёнович, крупный организатор сервиса и технической эксплуатации дорожно-строительных и коммунальных машин.

Под его руководством на кафедре работает научная школа по организации сервисного сопровождения дорожно-строительной техники одна из немногих на территории РФ и СНГ.

В настоящее время секция представляет собой коллектив высококвалифицированных единомышленников, направленный на решение новых задач по совершенствованию учебного процесса и способный решать их в условиях рыночных отношений. За плечами преподавателей секции опыт производственной работы, важные научные исследования, методические разработки и публикации. Здесь они получили степени, звания, большой преподавательский и жизненный опыт.

Секция ведет подготовку по специальностям: 23.05.02 – Подъемно-транспортные, строительные и дорожные машины; 23.01.00 – Сервис и техническая эксплуатация транспортных и технологических машин и оборудования (строительные дорожные и коммунальные машины); 29.11.00 “Автомобильные дороги и аэродромы”, “Мосты и тоннели”.

В связи с возобновлением подготовки в МАДИ специалистов по аэродромной технике, секции поручено чтение курса по дисциплине “Эксплуатация аэродромной наземной техники”.

В последнее время особое внимание уделяется таким направлениям, как методы исследования и организации фирменного обслуживания техники, сервис, маркетинг, дилерское дело с использованием широкого спектра вычислительной и оргтехники, что позволит выпускникам руководить производством, коммерческой деятельностью и эксплуатацией дорожных и строительных машин.

Выпускники секции могут получить квалификацию инженера, магистра, что дает им возможность работать в крупных предприятиях по эксплуатации дорожной и строительной техники, предприятиях фирменного обслуживания машин, на заводах дорожного машиностроения, в научно-исследовательских институтах, дилерских и лизинговых фирмах.

Обладая обширными связями с подобного рода организациями и предприятиями, секция успешно содействует в трудоустройстве своих выпускников.

В условиях скудного финансирования высшего образования фирма “Контурс-СДМ” учредила персональные стипендии студентам, показавшим глубокие знания в области фундаментальных наук и проявивших инициативу в изучении сервисных дисциплин. Сотрудничество секции с современными сервисными предприятиями и изготовителями строительных, дорожных и коммунальных машин приносит свои плоды. Как показывают традиционные встречи выпускников, проводимые ежегодно в первую субботу апреля, все они довольны уровнем полученных знаний, благополучно трудоустроены и с оптимизмом смотрят в будущее.