Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ) » Секция «Сервис дорожно-строительных машин» | Профессор В.И. Баловнев


Секция «Сервис дорожно-строительных машин» | Профессор В.И. Баловнев


О секции  |  Сотрудники  |  Методические разработки  |  Профессор В.И. Баловнев  |  Абитуриенту  |  Контакты



Баловнев Владилен Иванович – Заслуженный деятель науки и техники Российской Федерации, Заслуженный инженер РФ, доктор технических наук, профессор, действительный член Российской академии транспорта, почетный профессор Сианьского университета транспорта и коммуникаций (КНР). В настоящее время профессор кафедры сервиса дорожно-строительных машин МАДИ.

В 1950 г. окончил Московский автомобильно-дорожный институт по специальности инженер-механик. Прослушал курс вечернего отделения инженерного факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, стажер Корнельского университета (США). В 1972 г. становится первым заведующим кафедрой эксплуатации дорожных машин МАДИ. С 1973 по 1995 гг. является заведующим кафедрой дорожно-строительных машин МАДИ. С 1975 года член ВАК СССР. В период 1977-1990 гг. – член пленума ВАК СССР.

Научная деятельность Баловнева Владилена Ивановича связана с решением проблем моделирования, интенсификации технологических процессов и расчета дорожно-строительной техники, оценки и оптимального использования машин. Автор 48 учебников, учебных пособий и монографий, ряд из которых изданы в США. Имеет 345 публикаций и 395 изобретений.


Профессор В.И. Баловнев является автором и титульным редактором основных учебных пособий по теории расчета и устройству машин для строительства дорог («Дорожно-строительные машины и комплексы», 2000 г.), машин для ремонта и содержания автодорог («Машины для содержания и ремонта городских и автомобильных дорог», 2005 г.) и многоцелевых машин («Многоцелевые дорожно-строительные и технологические машины», 2006 г.). В 2010 г. выходит в свет учебное пособие «Землеройные машины» в котором подробно изложены особенности расчета, выбора и конструкции современных отечественных экскаваторов, бульдозеров, скреперов, автогрейдеров, фронтальных погрузчиков. Материал иллюстрирован схемами и чертежами, демонстрирующими работу основных систем и оригинальных узлов.

Теоретические основы моделирования разработаны профессором в монографии «Методы физического моделирования рабочих процессов дорожно-строительных машин». Монография переведена на английский язык и издана в США в 1983 г. Второе издание книги в РФ вышло в свет в 1994 г.

Профессор В.И. Баловнев – основатель отечественной научной школы моделирования рабочих процессов строительных и технологических машин, взаимодействующих с многофазными средами. При финансовой поддержке Министерства строительного и дорожного машиностроения СССР в 1968 г. на кафедре дорожно-строительных машин МАДИ под руководством проф. В.И. Баловнева создана первая в СССР лаборатория физического моделирования. В настоящее время в лаборатории проводятся работы над совершенствованием следующих инновационных изобретений:

       1) сверхтонкий измельчитель для создания нанотехнологических строительных материалов;

       2) трансформирующийся рабочий орган бульдозера;

       3) многоцелевой адаптирующийся рыхлитель;

       4) адаптирующийся уплотняющий каток;

       5) модульный укладчик для строительства эстакадных автомобильных и железных дорог;

       6) виртуальная моделирующая система для исследования и обучения операторов землеройных машин.

 

В 1963 г. профессор В.И. Баловнев разработал аналитическую теорию резания грунтов на базе статики сыпучей среды со сцеплением. Монография профессора по вопросам теории резания грунтов «Новые методы расчета сопротивлений резанию грунтов» переведена на английский язык и издана в США в 1983 г.

В 1975 г. В.И. Баловневым совместно с профессорами А.Н. Зелениным и А.П. Керовым написан фундаментальный труд «Машины для земляных работ» в котором изложены основы теории взаимодействия рабочих органов с разрушаемой средой, приведены материалы по физическому и физико-математическому моделированию рабочих процессов машин. Книга также была переведена на английский язык «Machines for moving the earth» и издана в США в 1986 г. издательством Oxonian press pvt. Ltd. New Iork, в Индии в 1986 г. издательством Oxonian press pvt. Ltd. New Delhi Calcutta и в Голландии в 1987 г. издательством al Balkama, Holland, Rotterdam.

 На основе проводимых кафедрой научно-исследовательских работ проф. Баловневым написан ряд монографий: «Дорожно-строительные машины с рабочими органами интенсифицирующего действия» (1981), «Интенсификация земляных работ в дорожном строительстве» (1983), «Строительные роботы и манипуляторы» (1991) и «Интенсификация разработки грунтов в дорожном строительстве (1993). В этих работах рассмотрены методы повышения эффективности разработки грунтов в дорожном строительстве, вопросы применения землеройной техники с рабочими органами интенсифицирующего действия (скреперы с газовоздушной смазкой и шнековым заполнением ковша, бульдозеры с двухножевой схемой, экскаваторы с землеройно-манипуляторным оборудованием, рыхлители с траекторным смещением зубьев, оборудование для устройства траншей и котлованов мелкого заложения без экскавации грунта). Приведен обширный справочный материал по отечественной и зарубежной землеройной технике.

 

В 1984 г. профессор В.И. Баловнев разработал обобщенную гипотезу дробления горных пород, рассмотренную им в учебнике «Дорожно-строительные машины и комплексы» (1988). В учебнике изложены основы теории и проектирования, особенности расчета и конструкции машин для строительства и содержания дорог, аэродромов и городского хозяйства, восстановления и ремонта дорожных покрытий. 

В 1975 г. в издательстве «Машиностроение» издается учебное пособие «Машины для содержания и ремонта автомобильных дорог и аэродромов», в котором изложены вопросы конструирования, теории и расчета машин для летнего и зимнего содержания автомобильных дорог и аэродромов, для борьбы с обледенением дорожных покрытий и для ремонта бетонных и асфальтобетонных покрытий. В 1992 г. в издательстве «Транспорт» выходит книга «Эксплуатация специальных автомобилей для содержания и ремонта городских дорог». Владилен Иванович принимает участие в работе над справочником «Ремонт и содержание автомобильных дорог» (1989) и «Справочная энциклопедия дорожника» Т.II «Ремонт и содержание автомобильных дорог» (2004).


В связи с распадом СССР и прекращением выпуска отраслевых технических справочников в МАДИ д-ром техн.
наук В.И. Баловневым вместе с канд. техн. наук Р.Г. Даниловым издаются следующие учебно-справочные пособия: «Базовые автомобили и тягачи для строительных, дорожных и коммунальных машин» (2000), «Базовые колесные тракторы строительных, дорожных и коммунальных машин» (2002), «Базовые гусеничные тракторы строительных и дорожных машин» (2004). Переработанный материал учебно-справочных пособий послужил основой для изданного в 2008 г. издательством «Академия» справочника «Автомобили и тракторы». В справочнике приведены технические характеристики и конструктивные особенности отечественных грузовых автомобилей общего и специализированного назначения, автобусов, колесных и гусеничных тракторов. Рассмотрены конструкции отечественных пожарных автомобилей. Представлены сведения по гудронаторам, автобетоносмесителям, автомобильным кранам и экскаваторам на автомобильном и тракторном шасси. В справочнике даны краткие сведения по истории развития рассматриваемой техники. Справочник предназначен для широкого круга специалистов. 

 

В 1999 г. проф. В.И. Баловнев возвращается на кафедру эксплуатации и сервиса дорожно-строительных машин. В этот период им разработаны теоретические основы выбора и эффективного использования дорожных машин. Развивая работы Н.Г. Домбровского, А.Н. Зеленина и А.А. Бромберга, проф. В.И. Баловнев на основе минимизации продолжительности рабочего цикла машин сформировал методику определения их рациональных параметров. Методика позволяет выбрать из имеющихся в наличие наиболее эффективную машину для выполнения конкретного задания. Основные положения теории изложены в работах: «Выбор и определение параметров одноковшовых экскаваторов» (2006), «Многоцелевые дорожно-строительные и технологические машины» (2006), «Оценка инновационных предложений в дорожной и строительной технике» (2008).

Под руководством проф. В.И. Баловнева подготовлено более 50 кандидатов технических наук. Его ученики работают в ведущих университетах России, Украины, Беларуси и Казахстана, на ведущих предприятиях отрасли, в том числе ОАО «Стройдормаш», ООО «Экомтех», АМО ЗИЛ. Проф. В.И. Баловнев ведет научно-общественную деятельность с ведущими вузами и кафедрами РФ: Омской дорожно-строительной академией (СибАДИ), Хабаровским техническим университетом, Дальневосточным техническим университетом (г. Владивосток), Самарским техническим университетом, Белгородской государственной технологической академией строительных материалов, Белорусско-Российским техническим университетом (Республика Беларусь) и др. Международную деятельность проф. В.И. Баловнева характеризуют широкие научные связи с зарубежными университетами: Германским технологическим строительным университетом в г. Вемар, Сианьским университетом транспорта и коммуникаций, Сайгонским строительным университетом, а также вузами Болгарии, Венгрии, Польши.

 

В МАДИ профессор В.И. Баловнев читает цикл лекций по курсам «Моделирование, прогнозирование и оптимизация параметров процессов дорожно-строительных машин», проводит семинары и консультации по расписанию. Для получения консультаций с проф. В.И. Баловневым можно связаться по тел. 8-499-155-08-01, факсу 8-499-151-03-31 или e-mail: ovv@madi.ru (с пометкой для проф. Баловнева В.И.).