Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ) » Кафедра «Теоретическая механика» | Учебно-методическая работа кафедры

Кафедра «Теоретическая механика» | Учебно-методическая работа кафедры

Преподаватели кафедры подготовили и выпустили новые учебные пособия по ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ МЕХАНИКЕ. 



Профессор кафедры Г.М. Розенблат подтверждает новаторство в области современных адаптаций классических учебников по теоретической механике! Рекомендуем данные издания как для студентов, так и для всех изучающих ТЕОРЕТИЧЕСКУЮ МЕХАНИКУ!


Основное направление – внедрение информационных компьютерных технологий в учебный процесс.

Инициатором  этой работы явился профессор кафедры Додонов Б.М.

Сейчас работа продолжается при активной поддержке  заведующего кафедрой проф.,д.т.н. Борисевича В.Б.

В работе участвует  также авторский коллектив преподавателей кафедры В.Б. Борисевич, А.А. Асриянц,  Б.М. Додонов, Б.Е. Ермаков, Г.М. Розенблат.

Кафедра  теоретической  механики  МАДИ  при выполнении   данного проекта  тесно  сотрудничает  с кафедрой  теоретической   механики  УГТУ (УПИ) - (Уральский политехнический институт), город Екатеринбург: Е.А. Митюшов, С.А. Берестова.

Модернизация модели учебного процесса имеет четыре  компоненты.

1. ВЕДЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОМ  КЛАССЕ

Для практической реализации новых информационных технологий в образовательном процессе на кафедре теоретической механики создана и оснащена три учебные аудитории, которые  предназначена как для проведения занятий, так и для подготовки методического обеспечения.

Все компьютеры класса имеют выход в ИНТЕРНЕТ через локальную сеть. В аудитории имеется весь учебно-методический комплекс и при необходимости он оперативно пополняется. Информационную базу составляет компьютерный банк данных и комплекты печатных материалов (отдельный на каждого студента).

Все аудиторные занятия проходят в классе. Так же в классе преподаватель проводит индивидуальную работу со студентами: проверка курсовых работ, консультирование. В этих случаях используется все учебное оборудование. Во время проведения занятий студенты слушают объяснительную часть, работают с печатными учебными материалами на рабочих местах и получают дополнительные материалы для самостоятельной работы дома.

Учебный класс  показан на фотографиях.

 

2.  ВНЕДРЕНИЕ ЕДИНОГО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА

Учебный процесс организован на базе созданного учебно-методического комплекса по теоретической механике. Учебно-методический комплекс представляет единое компьютерное средство управления учебным процессом и одновременно является базой данных, содержащей все методические материалы по различным видам учебной работы. Учебно-методический  комплекс  включает следующие основные разделы.

БАЗА ЗНАНИЙ

КУРСОВЫЕ РАБОТЫ

ОБУЧАЮЩИЕ ПРОГРАММЫ

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПРЕЗЕНТАЦИИ

УЧЕБНИКИ

УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС

СБОРНИКИ  ЗАДАЧ

СПРАВОЧНИКИ

БАЗА ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ

Наполнение  баз  данных  учебного комплекса включает  следующие виды учебных материалов:

-Учебные  дидактические материалы: учебники, учебные пособия, обучающие компьютерные  программы.

- БАЗА  ЗНАНИЙ,  представляющая  разложение  теоретического базиса учебной  дисциплины  на  отдельные  учебные  элементы (понятия-соотношения-методы).

- Банк заданий курсовых работ.

- Банк  заданий для самостоятельной  работы.   При  его  формировании  использовано   представление   учебных заданий   в формате MATHCAD, с  возможностью  проверки  результата  непосредственно в процессе  выполнения  учебного задания.  В  этой  базе  находятся  около  2000  задач.

Данный комплекс интегрирует несколько направлений:

  • сопровождение всех видов учебных занятий в учебном классе;
  • документирование учебного процесса;
  • наполнение информационной базы по дисциплине;
  • комплектование программной поддержки для самостоятельной работы студентов.

На кафедре постоянно обновляется фонд методических материалов. Преподаватели кафедры подготовили  ряд  печатных  учебных  изданий:

3.  ОБЪЕДИНЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ КУРСА С МОДЕЛИРОВАНИЕМ ОБЪЕКТОВ В МАТЕМАТИЧЕСКОМ ПАКЕТЕ MATHCAD.

 Отдельной компонентой модернизации модели учебного процесса является встраивание в учебную дисциплину математического пакета MATHCAD. Внедрение математического пакета MATHCAD при изучении общетехнических дисциплин в настоящее время получает большое распространение. Помимо использования пакета MATHCAD для выполнения учебных заданий используются достаточно широкие возможности этого пакета для сопровождения теоретического курса средствами визуализации движения механических систем.

4. ВНЕДРЕНИЕ  УЧЕБНОГО  КОМПЬЮТЕРНОГО  КОМПЛЕКСА ПО ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ МЕХАНИКЕ  В ИНТЕРНЕТ

В  существующем   виде  основными   целями  функционирования  комплекса в глобальной  сети  являются:

а)  Хранение  всех  дидактических  материалов  и  учебных  заданий   на  внешних  серверах.  Таким образом,  обеспечивается свободный доступ,  как разработчиков, так  и студентов  к  базе  данных  с возможностью  её  непрерывной  актуализации.   Другими словами,  участники     учебного процесса  работают  с постоянно  обновляемой  базой, что трудно  обеспечить  при  использовании  жестко  сформированной  информационной  базы  учебной  дисциплины  на  CD. 

б)  Вычленение  базы  индивидуальных  учебных заданий  каждого конкретного студента  из  общей  базы,  что позволяет  увеличивать её  объём  практически не ограниченно.  Другими словами,  обеспечивается  полная  индивидуализация  учебных  заданий, что практически невозможно  при  использовании  жестко  сформированной  информационной  базы  учебной  дисциплины  на  CD. Тем более,  это относится к традиционным  бумажным  носителям.

в) Хранение  выполненных студентами учебных  заданий  в  сети, что позволяет  организовать  предварительное  заочное рецензирование  работ  преподавателем.  НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ  УЧАСТИЕ  ПРЕПОДАВАТЕЛЯ  В  ЛИЧНОМ  УЧЕБНОМ  КОНТАКТЕ  НЕ  ОТМЕНЯЕТСЯ!  Наоборот, оно делается более  эффективным,  так  как  на предварительной  стадии рецензирования   преподаватель   имеет  возможность  дать  советы  студенту,  не  загружая  время  личного  контакта   механической  проверкой  правильности  выполнения  учебного  задания.

г). Возможность  построения  для каждого  студента  «индивидуальной  траектории»   в  пространстве  учебной  информации  с учетом  его  подготовленности  и  поставленных  рубежей  в  сознательной познавательной  деятельности.  Другими словами,  устраняется  «прокрустово  ложе»  в  формировании знаний студентов,  неизбежно  отличающихся  по  своим  способностям   и   личным  целям   при  получении  образования в вузе.

д) Организация  мониторинга  учебной  работы  студентов на основе:

-  рейтинговой  оценки  выполнения  текущей  учебной  работы,

-  самоаттестации студентов  на основе  заполнения  ДЕКЛАРАЦИЙ  о  поэлементном  освоении  БАЗЫ  ЗНАНИЙ.

  -  включение  в  текущий  контроль  учебной  работы  базы  тестирования  на  основе федерального  ИНТЕРНЕТ-экзамена.  Это даёт возможность  подготовить студентов к федеральному  тестированию,  обязательному при аттестации  вузов.

Учебно-методический комплекс  кафедры  полностью представлен сайтом кафедры http://student-madi.ru

 

Разработанный учебный комплекс был представлен на многих научных форумах. В их числе:

  1. Съезд по теоретической и прикладной механике. Нижний Новгород. 2006
  2. Международная научно-практической конференция  «Новые информационные технологии в образовании (НИТО-БАЙКАЛ)»  Улан-Удэ,  2008
  3. 3  Всероссийское совещание-семинар заведующих кафедрами теоретической механики.  Пермь, 2004
  4. XV Международная конференция-выставка «Информационные технологии в образовании» («ИТО-2005»). Москва, 2005
  5. Международная научно-практической конференция  «Новые информационные технологии в образовании и науке (ИТО-ПОВОЛЖЬЕ)» Казань, ТГГПУ, 2007
  6. Международная научно-практической конференция  «Новые информационные технологии в преподавании теоретической механики» Тула, ТУЛГУ, 2010