Кафедра «Автомобильные перевозки» | История кафедры

История создания кафедры берет свое начало с 1965 г., когда была образована первая в отечественной высшей школе кафедра «Автомобильные перевозки и безопасность движения». В 1983 г. от кафедры «отпочковалось» направление безопасности и организации движения в самостоятельную кафедру, а в 1997 г. была создана кафедра «Управление на автомобильном транспорте».

В 2002 году кафедра была переименована и стала называться кафедрой"Организация перевозок и управление на транспорте«, в соответствии с названием выпускающей специальности и решением Ученого Совета Университета ей было присвоено имя Л.Л.Афанасьева. В 2005 году кафедра получила новое название «Автомобильные перевозки».

Основоположниками научного направления автомобильных перевозок были выдающиеся профессора, доктора техн. наук Симон Робертович Лейдерман и Леонид Леонидович Афанасьев.

Создателем и первым руководителем кафедры «Автомобильные перевозки и безопасность движения» был доктор техн. наук, профессор Л.Л.Афанасьев — ректор МАДИ, крупнейший ученый, талантливый педагог, интереснейший и многогранный человек, приложивший много сил для сплочения коллектива кафедры.

Леонид Леонидович Афанасьев родился 26 (13) августа 1912 г. в г. Красноярске. В 1928 г. окончил Красноярскую школу водного транспорта. Начал работать с 1927 г. в качестве рабочего в ихтиологической экспедиции по обследованию р. Обь, затем работал кочегаром на различных судах Красноярского речного пароходства, ходил в загранплаванье, участвовал в приемке закупленных в США пароходов. В 1931 г. был послан Райкомводом на учебу в МАДИ, который окончил в 1937 г. на «отлично». Учась в институте, работал слесарем, шофером, преподавателем курсов шоферов, зав. гаражом. После окончания института был оставлен в аспирантуре, совмещая должность ассистента кафедры «Эксплуатация автотранспорта». Защитил кандидатскую диссертацию в 1940 г. С 1936 г. по 1941 г. преподавал в Московском автодорожном техникуме, МАДИ, МАМИ, МИМЭ с/х г. Москвы, Академии коммунального хозяйства.

С начала войны ушел добровольцем в армию на должность начальника военно-дорожного отряда и зам. начальника 4-го отдела ГДУКА (Северо-Западный фронт). Демобилизовался в 1945 г. в воинском звании «инженер-капитан».

После войны вернулся в МАДИ на должность декана Механического факультета, где за свои необыкновенные человеческие качества получил у студентов звание «папа Леня».

Работу в автомотоспорте начал с 1934 г. — участвовал во всех мероприятиях автомотоклуба СССР, с 1962 г. стал президентом автомобильной секции Федерации автомобильного спорта СССР и вице-президентом Международной федерации автомобильного спорта, с 1965 г. — Почетный член автомобильного клуба Франции. В 1960 г. защитил докторскую диссертацию. В 1961 г. утвержден в ученом звании профессора. Под его руководством закончили аспирантуру М.Н.Гилула, Г.И.Клинковштейн, В.Н.Кузнецов, Я.А.Ливьянт, С.Г.Плохов, А.И.Воркут, А.Б.Дьяков, А.И.Рябчинский, В.И.Коноплянко.

Л.Л.Афанасьев стал ректором в 1960 г., а в 1965 г. также заведующим кафедрой и пробыл на этих должностях до последнего дня своей жизни.

Написанные Л.Л.Афанасьевым труды издавались в нашей стране, в Польше, ГДР, Италии, Болгарии, Венгрии, Китае, Чехословакии и др. Наиболее известны его учебники для вузов «Автомобильные перевозки», "Эксплуатация автомобильного транспорта","Эксплуатация автомобилей" и учебники для техникумов «Автомобильные перевозки», «Справочник автомобильного механика», «Автомобили — устройство, эксплуатация и ремонт» и др.

Л.Л.Афанасьев удостоен целого ряда наград, в том числе награжден орденами Ленина, Октябрьской революции, двумя орденами Трудового Красного Знамени, Знаком почета, медалями «За оборону Ленинграда» и др.

За свою плодотворную деятельность в высшей школе был удостоен звания заслуженного деятеля науки и техники РСФСР, Почетного доктора Будапештского политехнического университета и Дрезденской школы транспорта им. Листа.

Л.Л.Афанасьев был основоположником не только теории автомобильных перевозок, но и теории безопасности и организации движения и автомобильного спорта, что положило начало новым специальностям для вузов.

Будучи прекрасным методистом и преподавателем, эрудированным человеком, Л.Л.Афанасьев уделял большое внимание качеству и методике преподавания, проводя «уроки мастерства», собиравшие широкую аудиторию преподавателей и аспирантов кафедры. Собирались обычно по субботам, так как в остальные дни он был всецело занят проблемами института.

После постройки нового корпуса кафедрой были созданы лаборатории по авто мобильным перевозкам и по безопасности и организации дорожного движения. Автомобильный спорт был представлен лабораторией на полигоне МАДИ.

В составе кафедры в разное годы работали известные на транспорте ученые: член-корр АН СССР, доктор техн. наук, профессор Д.П.Великанов, доктора техн. наук, профессора В.А.Иларионов, В.Н.Иванов, С.М.Резер, профессора Г.И.Клинковштейн, С.П.Артемьев, И.Я.Аксенов, Н.Б.Островский, А.М.Якобашвили, Н.А.Игнатов, О.П. Гуджоян.

Организатором и душой кафедры в период ее становления был незабываемый Яков Аронович Ливьянт, который работал до последних дней своей жизни заместителем заведующего кафедрой.

Одним из прекрасных специалистов был Сергей Павлович Артемьев, в прошлом ректор МАДИ, заместитель министра автомобильного транспорта. Им создано научное направление по международным и междугородным перевозкам. Им был написан целый ряд монографий. Приемником С.П.Артемьева по этому направлению стал профессор кафедры Б.М.Напольский.

«Грозой» кафедры был профессор Виталий Алексеевич Иларионов, обладавший уникальным даром моментально видеть недостатки в работах, особенно аспирантских. В.А.Иларионов возглавлял научное направление по безопасности движения. Им опубликован целый ряд учебников и монографий, подготовлены кандидаты наук, в том числе профессор кафедры М.В.Прокофьев, доценты В.С.Гуслиц, В.Ф.Моисейкина. Профессор Иларионов обладал поэтическим даром, и ко многим праздникам члены кафедры получали коллажи с его стихами. Профессор В.А.Иларионов был участником Великой Отечественной войны, был ранен, имел награды. Его учениками бы ли и высококвалифицированные специалисты В.У.Хренов и М.В.Кошелев.

Профессор И.Я.Аксенов, пришедший на кафедру из Комитета по науке и технике, возглавил направление по единой транспортной системе. Им написаны несколько учебников и учебных пособий, в том числе «Единая транспортная система», «Транспорт: история, современность, перспективы, проблемы» и др. Профессор И.Я.Аксенов читал интереснейшие лекции в студенческих аудиториях и на курсах ФПК. Им подготовлен ряд аспирантов по вопросам взаимодействия видов транс порта в транспортных узлах.

Профессор Николай Борисович Островский пришел на кафедру после 20 лет работы в качестве директора НИИАТа. Возглавлял кафедру, руководил научными работами по перевозке разнообразных грузов, подготовил целый ряд кандидатов наук. Им написаны несколько учебников и учебных пособий по автомобильным перевозкам, в том числе «Единая транспортная система и автомобильные перевозки», «Специализированный подвижной состав» и др. Он участник Великой Отечественной войны, имел боевые и трудовые награды.

Профессор Г.И.Клинковштейн пришел на кафедру из НИИАТа для создания научного направления по организации дорожного движения. Им написаны учебники и монографии, подготовлена целая плеяда молодых ученых. Возглавил кафедру «Организация и безопасность дорожного движения».

Профессор М.В.Залетаев занимался на кафедре проблемами автомобильного спорта, читал лекции по курсу «Единая транспортная сеть» и др. Профессора Д.П.Великанов, А.М.Якобашвили, С.М.Резер совмещали основную работу с работой на кафедре. Д.П.Великанов вел дисциплину «Единая транспортная система», руководил аспирантами. Выпущенные им учебники и монографии использовались в учебном процессе по ряду дисциплин и на других факультетах.

Зам. директора ГМАТ, а затем директор научно-исследовательского института ГМАТ профессор А.М.Якобашвили читал лекции по механизации погрузочных работ. Руководил аспирантами, издавал монографии по специализированному подвижному составу.

Профессор Н.А.Игнатов создал на кафедре принципиально новое на правление по психофизиологии водителя, которое совместно с ним развивал доцент, канд. техн. наук В.М.Мишурин, а позднее доцент, канд. техн. наук А.Н.Романов.

Доцент, канд. техн. наук И.К.Коршаков работал на кафедре со дня ее основания и являлся одним из лидеров в области исследований безопасности дорожного движения.

Профессор, д-р техн. наук А.Б.Дьяков после смерти Я.А.Ливьянта стал заместителем заведующего кафедрой. А.Б.Дьяков возглавлял направления, связанные с перевозочной деятельностью, а также с деятельностью по безопасности и организации дорожного движения. Им написан целый ряд учебников, пособий, монографий, воспитана плеяда кандидатов наук. С 1977 г. А.Б.Дьяков стал деканом факультета «Организация перевозок и движения».

С 1991 по 1997 гг. возглавлял кафедру профессор, доктор техн. наук Леонид Борисович Миротин. С 1997 г. Л.Б.Миротин перешел на заведование кафедрой"Менеджмент«.

Профессор, доктор техн. наук Н.А.Троицкая пришла в аспирантуру кафедры с кафедры экономики в 1966 г., после защиты прошла путь от старшего преподавателя до профессора, разработала научное направление по основам по строения транспортных систем тяжеловесных грузов. В 1993 г. защитила докторскую диссертацию по данному научному направлению. Под руководством Н.А.Троицкой были подготовлены ряд кандидатских диссертаций, учебник «Единая транспортная система», монографии и более ста публикаций. Активно сотрудничает с ФПК МАДИ, АСМАП и др. ассоциациями. За свои работы имеет награды ВДНХ, ветерана труда и многие другие.

Профессор, канд. техн. наук Б.М.Напольский, одним из первых пришедший на кафедру, является ведущим специалистом по международным авто мобильным перевозкам и перевозкам опасных грузов. Научные исследования проводились им в течение ряда лет на базе «Совтрансавто». Активно сотрудничает с АСМАП и МАДИ по перевозкам опасных грузов. Б.М.Напольским разработана программа блочного обучения специалистов по опасным грузам для получения лицензий на данный вид перевозок.

Профессор, канд. техн. наук М.В.Прокофьев возглавлял исследование по конструктивному решению специализированных транспортных средств для перевозки строительных грузов в системе Мособлавтотранса, является активным участником создания и эксплуатации «Терминала — М» МАДИ и основателем филиала кафедры на терминале. Принимает участие в реализации программы ЕС-ТАСИС в области обучения интермодальным технологиям на транспорте и создании курса по магистровской подготовке специалистов по управлению транспортом, в образовательном комитете «ABVT» международной федерации экспедиторских ассоциаций ФИАТА (Швейцария). Руководит работой аспирантов, читает лекции в АСМАП и ФПК МАДИ, сотрудничает с рядом ассоциаций, ветеран труда.

Профессор, канд. техн. наук Г.В.Дукаревич еще в студенческие годы был лидером молодежи, организатором первого студенческого отряда на целине. С 1983 г. стал деканом факультета «Организация перевозок и движения», возглавлял на кафедре направление, связанное с организацией перевозок пассажиров, в частности таксомоторные перевозки. Из его многочисленных учеников надо отметить, в первую очередь, бывших лучших студентов факультета «ОПД», а ныне проректора университета по экономической работе А.Б.Чубукова, заведующей кафедрой"Логистика" профессор В.Д.Герами, канд. техн. наук, доцента кафедры Н.А. Атрохова.

Доцент, канд. техн. наук А.А.Землянский и профессор Н.А.Троицкая од ними из первых в стране начали интенсивное применение деловых игр и других активных методов обучения в студенческих аудиториях и ФПК с переда чей опыта в целом ряде вузов, в том числе Хабаровском и Челябинском политехнических институтах; Вильнюсском инженерно-строительном и др., с изданием большого количества методической литературы по этому направлению. Доцент А.А.Землянский разработал также курсы дисциплины по управлению транспортным процессом.

Вопросы оптимизации транспортного процесса с помощью математических методов и ЭВМ разрабатывались и применялись в лабораторных работах, семинарских занятиях, курсовом и дипломном проектировании, научных и диссертационных исследованиях, а также при проведении занятий на ФПК преподавателями кафедры А.А.Землянским, Н.А.Троицкой, А.Е.Степановым, С.А.Пановым, С.Н.Просовым, И.А.Кузнецовым, М.В.Шилимовым.

Вопросам повышения эффективности и качества обслуживания пассажиров посвятили свою жизнь на кафедре доцент, канд. техн. наук А.И.Рощин и профессор, канд. техн. наук В.И.Яцукович. А.И.Рощин разработал курс лекций по стратегическому менеджменту по оригинальной методике. В.И.Яцукович пришел на кафедру после многих лет работы в системе Мособлавтотранса в должности заместителя начальника управления. Он также является заместителем декана Экономического факультета.

В 1997 г. на должность заведующего кафедрой «Автомобильные перевозки» был избран проректор университета Олег Петрович Гуджоян. В 2002 году им была защищена диссертация на соискания ученой степени доктора технических наук.

За короткий срок Олег Петрович Гуджоян сумел оснастить лаборатории кафедры современным оборудованием для повышения качества учебного процесса, разработал проект развития кафедры, утвердил создание филиала кафедры на «Терминале — М» и Центра научно-технической информации и услуг, наладил частично утерянные связи кафедры с крупнейшими научными и производственными организациями, а также созданными ассоциациями, связанными с проблематикой кафедры.

Под его руководством кафедра на протяжении ряда лет развивала сотрудничество с ГАИ г. Москвы; Спецтяжавтотрансом; Мособлавтотрансом; НИИ Главмосавтотрансом; ЦС по туризму, 1-й Комбинатом ГМАТ; 25-й Комбинатом ГМАТ (Товарная станция Кунцево-2); Мособлстройтрансом, МГТС; Гормостом, Совтрансавтотрансом и многими другими. На основе творческих и научных договоров не только проводились серьезные исследования отдельных проблем, но и практика студентов и их трудоустройство.

В настоящее время кафедру возглавляет советник Министра транспорта Московской области, д.т.н., проф. Блудян Норайр Оганесович. Под его руководством новый импульс развития получили научные исследования в сфере пассажирских и грузовых перевозок на автомобильном транспорте, создан Центр сертификации услуг пассажирского транспорта, введена практика создания учебно-методических комплексов, на новый качественный уровень выведена научно-исследовательская работа и работа с аспирантами.