Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ) » Кафедра «Дорожно-строительные материалы» | О кафедре


Кафедра «Дорожно-строительные материалы» | О кафедре

 

Кафедра "Технология дорожно-строительных материалов" (впоследствии дорожно-строительных материалов) была организована в 1930 году одновременно с Московским автомобильно-дорожным институтом.


Сахаров
Пётр Вячеславович

Первым заведующим кафедрой и ее научным руководителем был профессор Петр Вячеславович Сахаров - крупный инженер-путеец, ученый и организатор, создавший коллектив талантливых педагогов. Это доценты К.Г. Зеленов, Н.Н. Иванов, А.П. Денисов, А.Г. Голубев, Н.Н. Короткевич. На кафедре был создан ряд лабораторий по испытанию дорожно-строительных материалов.

Основным научным направлением кафедры в те годы была разработка технологии дорожного асфальтобетона. Этим направлением руководил профессор П.В. Сахаров, создавший теорию асфальтовяжущего вещества.

В начале 30-х годов наука об асфальтовом бетоне только зарождалась. Для изучения зарубежного опыта в этой области, тогда еще небольшого, для строительства показательного участка покрытия была приглашена немецкая фирма. В Германии было закуплено необходимое лабораторное оборудование. Активное участие в опытном строительстве приняли П.В. Сахаров и А.Я. Тихонов.

П.В. Сахаров показал, что вяжущим в асфальтобетоне является не битум, а асфальтовяжущее вещество, т.е. битум, наполненный минеральным порошком, являющимся при этом асфальтирующей добавкой. П.В. Сахаров разработал методы испытания асфальтовяжущего - прочность, водоупорность, пластичность, создал метод проектирования состава асфальтобетона по асфальтовому вяжущему.

С тех пор большинство исследователей продолжает изучать смеси битума с различными порошками, их роль в изменении структуры и свойств битума, влияние асфальтовяжущего на структуру и свойства асфальтобетона.

Широкие исследования в области цементобетона в 30 - 40-х годах проводил на кафедре доцент Н.Н. Иванов. В частности, результаты этих исследований нашли отражение при строительстве головного сооружения и каскада ГЭС "Севанканалстроя".

Кафедра принимала участие в строительстве опытных участков автомобильных дорог с цементобетонным покрытием.

С первых дней Великой Отечественной войны, после эвакуации института в Узбекистан, на фронт ушли добровольцами доценты А.П. Денисов, Н.Н. Короткевич, Д.И. Ганджула и другие сотрудники кафедры. А.П. Денисов погиб в боях под г. Ельня.

В довоенный период на кафедре была открыта аспирантура. Одним из первых аспирантов института и кафедры был Василий Георгиевич Волков, который стал доцентом кафедры и возглавлял исследовательские работы в области дорожного цементобетона. В.Г. Волков - выходец из простой крестьянской семьи, был скромным и интеллигентным человеком. Его очень любили и уважали студенты и коллеги по работе. Много внимания в своих исследованиях В.Г. Волков уделял применению местных материалов в строительстве и, в частности, шлаков различного вида в дорожном строительстве.


Пантелеев
Фёдор Николаевич

С 1946 по 1959 гг. кафедрой руководил доцент, канд. техн. наук Федор Николаевич Пантелеев. Ф.Н. Пантелеев закончил МАДИ и аспирантуру по кафедре в довоенное время. Он вложил значительный вклад в совершенствование технологии приготовления асфальтобетона, его уплотнения. Много внимания он уделял учебно-методической работе. Совместно с В.Г. Волковым им был написан учебник по дорожно-строительным материалам, который многие годы был настольной книгой студентов и практиков. Ф.Н. Пантелеев являлся соавтором и других учебников по дорожно-строительным материалам, написанных совместно с преподавателями Харьковского и Саратовского автомобильно-дорожных институтов. В течение нескольких лет Ф.Н. Пантелеев был деканом дорожно-строительного факультета. Под руководством Ф.Н. Пантелеева защитили диссертации В.Н. Кононов, О.Г. Диасамидзе. Всеволод Николаевич Кононов стал впоследствии профессором, доктором технических наук, ведущим специалистом в области изучения свойств асфальтобетона и расчета конструкций дорожных одежд в г. Москве.

На кафедре преподавали и проводили научно-исследовательскую работу доцент, канд. техн. наук Н.В. Зинюхина (стабилизация грунтов), ст. преподаватель К.И. Гаспарянц, пришедшая из Главмосстроя. Нина Владимировна Зинюхина была первым деканом факультета по работе с иностранными студентами.

В 50-60-х годах доцентом на кафедре работал Зароастр Александрович Макеев - кандидат геолого-минералогических наук. Это был человек высочайшей культуры. Много лет он жил в Персии и в странах Ближнего Востока, прекрасно знал восточную культуру, а те, кто слушал его лекции, до сих пор помнят его рассказы о горных породах мира, их образовании, свойствах. Студенты просто обожали З.А. Макеева, и, когда он читал лекции, аудитория была заполнена "до отказа". Его труды по инженерной геологии имели мировую известность.

Одним из любимых педагогов кафедры был доцент, канд. техн. наук Николай Васильевич Горелышев - фронтовик, человек скромный, мягкий, доброжелательный. Он прекрасно читал лекции. Вокруг него всегда собиралась группа студентов, желающих заниматься научной работой, и многие из них стали учеными и преподавателями вузов. Горелышев много лет возглавлял научную лабораторию кафедры, изучал деформативные характеристики асфальтобетона, роль каменных материалов в асфальтобетоне. В течение нескольких лет он работал ответственным секретарем приемной комиссии МАДИ.

Доцентом кафедры работала Ирина Михайловна Руденская. Химик-органик по образованию - она внесла значительный вклад в изучение свойств дорожных битумов. На кафедре было организовано направление исследований по созданию новой технологии получения битумов, регулированию их свойств, в том числе компаундированных битумов. И.М. Руденская - первая женщина в МАДИ, защитившая диссертацию на соискание ученой степени доктора технических наук и получившая звание профессора.

Заведующим лабораторией в те годы был Иосиф Яковлевич Турчихин - человек никогда не унывающий, с большим зарядом оптимизма. На кафедре его все любили. К нему шли за советами. В его холостяцкой комнате собиралась молодежь кафедры, обсуждали житейские проблемы, делились своими сокровенными мыслями.

"Опекала" студентов в лаборатории и была "мамой" кафедры Мария Кирилловна Чиж-Демидович. Она была как бы "классной дамой", вносившей в жизнь кафедры степенность, размеренность, и хранительницей лучших традиций Российской Высшей школы. В лабораториях кафедры работали лаборанты, в т.ч. А.В. Филатова. Она работала на кафедре со дня ее основания и ушла на пенсию в 70-е годы. У студентов складывалось такое впечатление, что Анастасия Васильевна не уходила из лаборатории. Она была правой рукой преподавателей в проведении учебных занятий.

Кафедра всегда была связана с производством - Гушосдором, Главмосстроем и другими организациями. К.Г. Зеленов был приглашен на работу консультантом в НИИ Мосстрой, консультантом Моссовета по строительству дорог и инженерных сооружений. В 1959 году на работу в ДорНИИ ушел Н.В. Горелышев (в дальнейшем он возглавлял этот научно-исследовательский институт).


Шестопёров
Сергей Владимирович

С 1959 по 1984 гг. кафедру возглавлял заслуженный деятель науки и техники РСФСР, лауреат Государственных премий, профессор, доктор техн. наук Сергей Владимирович Шестоперов (1904-1984 гг.) - выдающийся ученый в области цементов и цементобетона

С.В. Шестоперов родился в Москве в семье известного музыканта-педагога, окончил Московский институт инженеров транспорта, работал на строительстве оборонительных сооружений Черноморской базы ВМФ, затем начальником лаборатории и заместителем начальника строительства канала им. Москвы, был награжден орденом Ленина. Уже в конце 30-х годов С.В. Шестоперовым была выдвинута идея и предложены технологические приемы, способствующие повышению долговечности бетонов, их классификации по зонам воздействия агрессивных сред, методам оценки строительно-технических свойств цементов и бетонов. Он принимал активное участие в проектировании и строительстве Куйбышевской ГЭС (начало 40-х годов) по заданию академика С.Я. Жука. В 1933 г. написал книгу "Записки инженера". С рукописью познакомил А.М. Горький и рекомендовал ее к изданию. Однако книга так и осталась в машинописном варианте (на то были причины).

Во время Великой Отечественной войны С.В. Шестоперов - начальник бетонных работ "Челябметаллургстроя" - выезжает на фронт с предложением по организации выпуска в полевых условиях медицинского гипса. Эта работа была высоко оценена Медицинским управлением Красной Армии, и по представлению маршала К.К. Рокоссовского он награждается орденом Красной Звезды. Получение медицинского гипса в полевых условиях позволило сохранить жизни тысячам раненых и вернуть их в строй. После войны постановлением правительства С.В. Шестоперов направляется на восстановление таллиннской военно- морской базы, а в конце 40-х годов – в ДорНИИ заместителем директора по научной работе, где его талант организатора и ни и ученого раскрылся в полной мере.

Защитив сначала кандидатскую диссертацию по гипсу, в 1951 г. он блестяще защищает докторскую диссертацию, посвященную долговечности бетонов. В эти годы им предложена технология "мокрого помола" цемента, выявлена роль гипса и минерала С3А в цементе, роль пластифицирующих добавок в бетоне, налажено тесное сотрудничество с АН СССР, МГУ им. М.В. Ломоносова, академиком П.А. Ребиндером и др. крупными учеными. Написанные в эти годы статьи, книги, в том числе "Долговечность бетона", выдержавшая три издания, и до настоящего времени представляют большой интерес для специалистов. Его предложения по организации бетонных работ находят воплощение при строительстве ряда объектов, в том числе при строительстве высотных зданий в г. Москве, строительстве цементобетонных покрытий дорог и аэродромов, мостов и др. За создание виброуплотняющей техники он был удостоен звания лауреата Государственной премии. Перейдя на работу в ЦНИИС Транспортного строительства, С.В. Шестоперов работал над созданием водонепроницаемой обделки тоннелей, технологических линий по изготовлению железобетонных шпал, опор линий электропередач. Правительство наградило его вторым орденом Ленина. По его инициативе в Кольском заливе был создан полигон для изучения долговечности бетонных и железобетонных конструкций в естественных условиях. Работами С.В. Шестоперова интересовались крупнейшие ученые мира, в том числе Т. Пауэрс (США), Валента (ЧССР) и др. С.В. Шестоперов - человек бескомпромиссный, отстаивающий свои идеи на любом уровне, бывающий порой резким, суровым, в быту был всегда доброжелателен и отзывчив.

Наряду с работающими на кафедре В.Г. Волковым, Н.В. Зинюхиной, И.М. Руденской, К.И. Гаспарянц, к преподавательской деятельности привлекается группа специалистов с большим производственным опытом, в том числе доцент Анатолий Максимович Радин - полковник-инженер, главный инженер дивизии Отдельного дорожно-строительного корпуса (ОДСК). Заведующим лабораторией становится бывший начальник штаба ОДСК полковник-инженер Евгений Иванович Киселев. Для чтения лекций приглашается заведующий лабораторией института физической химии АН, ученик академика П.А. Ребиндера, профессор, доктор хим. наук Наум Борисович Урьев. В лаборатории работает канд. хим. наук Т.Ю. Любимова - ведущий специалист в области теории твердения цементов. Консультации на кафедре проводит доктор техн. наук, профессор Федор Михайлович Иванов - ученый с мировым именем в области коррозии бетонов. По инициативе С.В. Шестоперова для работы на кафедру химии МАДИ приглашается профессор, доктор хим. наук Виктор Борисович Ратинов - талантливый ученый, специалист в области гидратации цементов, химических добавок. Проектированием подсобных предприятий занимается крупный инженер Абрам Соломонович Булгач.


Финашин
Виктор Николаевич

К педагогической работе привлекаются аспиранты и инженеры Виктор Николаевич Финашин, Геннадий Николаевич Никифоров, научные интересы которых лежат в области битумов и асфальтового бетона. В 1960 г. на кафедру приглашается зам. главного инженера одного из строительных управлений Леонид Аврамович Феднер. По мнению С.В. Шестоперова, коллектив кафедры будет более гармоничен, если в нем будут ученые и инженеры-производственники, специалисты старшего поколения и молодежь.

На кафедре создаются новые лаборатории, в том числе физико-химических исследований, расширяется лабораторная база. К работе привлекается группа аспирантов, в том числе из Узбекистана, Калмыкии, Молдавии, Египта, Сирии, Вьетнама и других стран мира. Успешно защищают кандидатские диссертации Б.С. Куринов, возглавивший в дальнейшем кафедру в Калмыцком государственном университете, А.С. Пополов, Г.С. Бахрах и др. В эти годы кафедра становится одной из ведущих в стране, центром научных и практических разработок в области цементобетона и асфальтобетона.

Научные дискуссии в лабораториях кафедры затягивались до полуночи. Дискуссии проходили и на даче Сергея Владимировича в Пушкино, в день его рождения - 14 августа собиралась почти вся кафедра. А шахматные баталии между В.Г. Волковым и А.М. Радиным - шахматистами высокого класса (оба имели 1-й разряд) - достойны подражания. Заядлые футбольные болельщики С.В. Шестоперов, А.М. Радин, В.Г. Волков, Л.А. Феднер ходили на стадион и "болели", как дети.

Сотрудники кафедры принимали активное участие в решении материаловедческих задач в Красноярском Крае, Ульяновской и Куйбышевской областях, обследованиях состояния асфальтобетонных покрытий в Московской области, Прибалтике, Карелии, на Украине, в Приморском крае. Участвовали в совершенствовании нормативной базы.

По инициативе С.В. Шестоперова по приказу министра высшего образования В.П. Елютина и министра промышленности строительных материалов И.А. Гришманова при кафедре была организована Отраслевая научно-исследовательская лаборатория "Цемент". Заведующим лабораторий был назначен полковник-инженер Иосиф Матвеевич Шейцвит. Под научным руководством С.В. Шестоперова выявлена роль зернового состава цемента и создана промышленная установка по его регулированию, решена задача по снижению тепловыделения бетона в массивных сооружениях, разработан спеццемент для производства сборного железобетона в заводских условиях, уточнена методика оценки прочности бетона с целью снижения материалоемкости конструкций, изучена роль условий твердения на формирование свойств бетонов. В 1980 г. С.В. Шестоперов вторично удостоен Государственной премии СССР за работы по повышению морозостойкости бетонов.


Феднер
Леонид Авраамович

Совместно с АН СССР при кафедре был организован постоянно действующий Всесоюзный семинар по физической химии бетонов во главе с акад. И.В. Петряновым-Соколовым.

Научные работы С.В. Шестоперова имеют большую теоретическую и практическую ценность и получили признание во всем мире. Им опубликовано более 200 научных трудов, в том числе 3 учебника, 4 монографии.

В последние годы жизни С.В. Шестоперов изучал влияние химии и состава цементов, а также химических добавок на свойства бетонов. Вместе с ним над этими проблемами работала группа исследователей: доценты Л.А. Феднер, В.С. Шестоперов, инженер Г.А. Болдырев и др. Выпущен в свет "Каталог основных строительно-технических свойств цементов", получивший высокую оценку инженерной общественности.

Решением ученого совета института на кафедре дорожно-строительных материалов (аудитория № 135) установлена мемориальная доска в память о профессоре С.В. Шестоперове - ученом мировой известности.

После кончины С.В. Шестоперова в 1984 г. научное руководство ОНИЛ "Цемент" возложено на профессора Л.А. Феднера, его ученика и последователя

В области дорожных битумов и асфальтобетонов большие успехи были достигнуты профессором И.М. Руденской с учениками - В.Н. Финашиным и Г.Н. Никифоровым.

Геннадий Николаевич Никифоров много внимания уделял обследованию состояния асфальтобетонных покрытий и выявлению путей прогнозирования их работоспособности в зависимости от исходных материалов, состава и условий эксплуатации. К сожалению, этот способный педагог и исследователь рано ушел из жизни.

Доцент В.Н. Финашин свои исследования посвятил изучению свойств дорожных битумов и песчаного асфальтобетона, а его монография "Дорожные основания из битумопесчаных смесей" представляет большой научный и практический интерес.

В.Н. Финашин (1932-1998 гг.) с отличием окончил МАДИ, работал на стройках Москвы, а затем учился в аспирантуре на кафедре, успешно защитил диссертацию, работал в Камбодже. Прекрасный методист, ученый, он много сил отдал созданию на кафедре установки по изучению деформативных свойств асфальтобетонов при отрицательных температурах. Под его руководством защитили диссертации доценты Н.В. Быстров и Э.В. Котлярский, работает над кандидатской диссертацией ассистент Б.И. Петрянин. В течение многих лет В.Н. Финашин возглавлял на кафедре учебно-методическую работу.

Плодотворно работала на кафедре старший преподаватель Е.Е. Гибшман - добросовестный педагог, интеллигентный человек.


Королёв
Игорь Васильевич

Из Харьковского автомобильно-дорожного института был приглашен для работы на кафедре д-р техн. наук, профессор Игорь Васильевич Королев (1929-1993 гг.).

И.В. Королев был хорошо известен как ученый, занимающийся теоретическими исследованиями в области различных видов асфальтобетона. В основу его исследований были положены принципы структурообразования в системе "битум - минеральный порошок". Решающая роль отводилась при этом толщине пленок вяжущего.

Им создана теория и практика разновидности битумоминерального материала - теплого асфальтобетона, предложена и оп робована на практике двухступенчатая технология приготовления асфальтобетона. До своей кончины в 1993 г. И.В. Королев руководил методической работой на кафедре. Он являлся соавтором ряда учебников по дорожно-строительным материалам, автором монографии "Теплый асфальтобетон" и др. По инициативе И.В. Королева совместно с В.Н. Финашиным и Л.А. Феднером в 1988 г. был написан учебник "Дорожно-строительные материалы". Под его руководством защитили кандидатские диссертации более 20 аспирантов и соискателей.

С 1984 по 1989 гг. кафедрой заведовал профессор, доктор техн. наук Николай Васильевич Горелышев, вернувшийся в МАДИ из СоюздорНИИ, который он возглавлял в течение ряда лет.

Под его руководством были разработаны новые принципы нормирования свойств асфальтобетона. В течение 50 лет прочность асфальтобетона нормировалась, и этого было достаточно для получения асфальтобетона, долговечность которого в асфальтобетонных покрытиях была 15 - 18 лет.


Горелышев
Николай Васильевич

С начала 60-х годов интенсивность движения на дорогах стала расти так быстро, что действующие нормы прочности асфальтобетона только по сжатию перестали соответствовать транспортным нагрузкам, и на покрытиях возросло количество пластических деформаций в виде сдвигов и волн, зимних трещин асфальтобетона. Эти деформации снизили сроки службы покрытий до 8-10 лет. Разрабатываемые на кафедре под руководством Н.В. Горелышева новые нормы прочности асфальтобетона не только по сжатию, но также по сдвигу и растяжению были направлены на повышение долговечности асфальтобетона.

Под редакцией Н.В. Горелышева был выпущен учебник по строительству автомобильных дорог, вышли монографии по дорожному асфальтобетону и справочники. Им подготовлено более 40 кандидатов наук. В середине 80-х годов на кафедре активизировалась деятельность аспирантуры. В институте был образован диссертационный совет по специальности 05.23.05 "Строительные материалы и изделия". Ученый секретарь совета - доцент кафедры, канд. техн. наук Л.П. Бессонова.

Несмотря на достаточно сложное для научной деятельности время, активно проводятся научные и практические работы в ОНИЛ "Цемент". По инициативе и под руководством профессора Л.А. Феднера совместно с СоюздорНИИ и фирмой "Цемиском" разработан проект ГОСТа Р "Цементы для дорожного и аэродромного строительства. Технические условия", отработана методика оценки строительно-технических свойств бетонных смесей и бетонов, их деформативных свойств, разработан новый вид легкого конструкционного бетона с применением отходов промышленности, получены патенты РФ на изготовление спеццемента из отходов химической промышленности. Совместно с РХТУ им. Д.И. Менделеева, НТЦ "Альфа-Цемент" и фирмой "Цемиском" разработан и налажен выпуск цементов со специальными свойствами, в том числе для транспортного строительства. При ОНИЛ "Цемент" действует СНО. Высокую оценку получили доклады, представленные сотрудниками В.С. Шестоперовым, С.Н. Ефимовым, В.П. Савостьяновым на всероссийских и международных конференциях в Москве, Германии, Китае. Сотрудники ОНИЛ "Цемент" принимали активное участие в реконструкции ИВПП-1 аэропорта "Шереметьево", Московской и Санкт-Петербургской кольцевых автомобильных дорог, строительстве транспортных тоннелей на 3-м московском транспортном кольце и других ответственных объектов.

Профессор Л.А. Феднер ушел из жизни в 2005 году после тяжелой болезни, оставив после себя учеников, которым он передал все свои знания и опыт.


Быстров
Николай Викторович

С 1989 г. кафедрой заведует доцент, канд. техн. наук Николай Викторович Быстров, в последние годы совмещающий работу в институте с работой в Федеральной дорожной службе, Федеральном дорожном Агентстве Министерства транспорта России. В разные годы он возглавлял Федеральную дирекцию лабораторного контроля и обследования автомобильных дорог, Центр мониторинга дорожных работ, технологий и материалов. На кафедре в этот период организуется группа профилизации. Студенты углубленно изучают курс технологии дорожно-строительных материалов, физической химии строительных материалов и выполняют дипломы по тематике научных работ кафедры. Научные интересы Н.В. Быстрова связаны с изучением теплофизических свойств материалов, метрологическим обеспечением испытаний различных материалов, асфальтобетоном, органическими вяжущими материалами.

В последние годы под его руководством на кафедре сформировалось научное направление, связанное с управлением качеством дорожных работ и техническим регулированием в области дорожного хозяйства.

По его инициативе в 1999 г. при кафедре был образован Центр метрологии, испытаний и сертификации (именуемый в дальнейшем ЦМИиС) с целью повышения качества производства дорожных работ, уровня метрологического обеспечения измерений, расширения базы и объемов испытаний, развития стандартизации и сертификации, разработки и внедрения систем качества производителей работ, а также проведения НИОКР в интересах автодорожного комплекса (научный руководитель Центра - канд. техн. наук Н.В. Быстров, директор – Симчук Е.Н.).

ЦМИиС проводит работы по разработке национальных стандартов, стандартов организаций, проводит испытания различных дорожно-строительных материалов, изделий и конструкций, участвует в научных исследованиях новых дорожно-строительных материалов и различных добавок в асфальтобетон и свяжущие материалы (исследования влияния переработанной шинной резины на асфальтобетон; исследования различных адгезионных добавок; исследования новых ПБВ и др.). ЦМИиС аккредитован в качестве органа по сертификации продукции, работ, услуг, систем качества (производств). Службой контроля качества ЦМИиС осуществляются работы: по независимому контролю качества, а так же по инженерному сопровождению строительства, реконструкции и ремонта автомобильных дорог и искусственных сооружений. За последние годы Службой контроля качества ЦМИиС был выполнен ряд работ на таких важнейших дорожных объектах страны, как кольцевая автомобильная дорога вокруг Санкт-Петербурга от ст. Горская до Приозерского шоссе; автомобильная дорога "Скандинавия"; автомобильная дорога "Амур" Чита-Хабаровск; автомобильная дорога А-114 Вологда – Н. Ладога до магистрали "Кода"; автомобильная дорога М-2 "Крым" Москва – Симферополь; автомобильная дорога М-1 "Беларусь" Москва – Минск; автомобильная дорога М-7 "Москва – Н. Новгород; транспортный обход г. Сочи, основные магистрали г. Москвы и целый ряд других объектов.

ЦМИиС проводит обучение совместной с ИПК МАДИ (ГТУ) с выдачей документов государственного образца (удостоверение или свидетельство) по следующим основным учебным программам повышения квалификации специалистов дорожного хозяйства:

– "Техническое регулирование, стандартизация и подтверждение соответствия в дорожном хозяйстве"

– "Менеджмент качества в дорожном хозяйстве"

– "Лабораторное и метрологическое обеспечение дорожного строительства"

– "Внедрение систем качества на основе международных стандартов ИСО серии 9000".

В настоящее время ЦМИиС занимается работой по созданию системы технического регулирования в дорожном хозяйстве России в соответствии с Федеральным законом РФ "О техническом регулировании", основываясь в своей деятельности на передовой зарубежный опыт и современные возможности отечественных производителей.

По представлению ученого совета МАДИ Госкомобразования РФ в 1995 году утвердил создание при кафедре Научно-исследовательского института материалов и конструкций (НИИ МК МАДИ (ГТУ)), научный руководитель - профессор, доктор техн. наук В.П. Носов, директор - профессор, канд. техн. наук Э.В. Котлярский, первый заместитель - доцент, канд.техн. наук Ю.Э. Васильев). Деятельность НИИ направлена на разработку теоретических основ формирования свойств материалов на основе органических вяжущих, проведение работ по научно-техническому сопровождению, проектированию и строительству крупных инженерных объектов (МКАД, 3-е транспортное кольцо, объездная дорога г. Тулы, вертодром Бор, автодорожные мосты и транспортные тоннели). В составе НИИ работают отделы строительных материалов, транспортных сооружений, инженерно-геологических исследований, экономического обоснования инженерных решений. В работе НИИ МК участвуют преподаватели и сотрудники кафедр: дорожно-строительных материалов, мостов и транспортных тоннелей, изыскания и проектирования автомобильных дорог, строительства дорог, инженерной геологии, экономики и др. В институте разработаны многочисленные нормативные документы (технические условия, технические рекомендации, технологические регламенты и др.) широко использующиеся при строительстве и проектировании автомобильных дорог. Сотрудники НИИ МК МАДИ (ГТУ) являются авторами более 15 патентов, внедренных в практику дорожного строительства.

В составе НИИ МК МАДИ (ГТУ) с 1996 года работает Орган по сертификации. Совместно с ЦПП Министерства образования РФ и ИПК МАДИ (ГТУ) организована система предлицензионной подготовки (руководитель - доцент Ю.Э. Васильев).

На кафедре действует лаборатория учебного телевидения и компьютерной техники. В рамках учебного процесса студенты строительных специальностей, обучающиеся на кафедре, имеют возможность осуществлять вариантное проектирование и оптимизацию составов цементобетона, асфальтобетонных смесей и других композиционных материалов, оптимизировать технологию их приготовления и переработки. Это позволяет получать материалы с заданными строительно-техническими свойствами.

Кафедра постоянно совершенствует материально-техническую базу. На эти цели направляется не менее 50% средств, полученных за выполнение научно-исследовательских работ.

За последние 5 лет приобретены современные испытательные машины, позволяющие оценивать механические и деформативные свойства дорожно-строительных материалов в широком интервале температур и скоростей нагружения, 2 морозильные камеры, позволяющие оценивать морозостойкость при температурах (–20) и (–50) оС, климатическая камера объемом 1 м3, способная моделировать различные погодно-климатические условия. Специалисты кафедры создали уникальную установку для определения светотехнических параметров дорожной разметки. Созданы 5 передвижных дорожных лабораторий различного назначения, используемые для обучения студентов профилизации, обследования дорожных объектов и строительства опытных участков. В том числе передвижная лаборатория для оценки качества дорожной разметки, дорожная и мостовая (совместно с кафедрой мостов и транспортных тоннелей) лаборатории, передвижная лаборатория видекомпьютерного сканирования, лаборатория оценки ровности автомобильных дорог (совместно с кафедрой теоретической механики).

Постоянную работу по мониторингу состояния улично-дорожной сети Москвы ведёт доцент Ю.Э.Васильев в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 23.декабря 2008 г. № 1202.

Обновляется и приобретается компьютерная техника (ПЭВМ, сканеры, плоттеры). Это дает возможность студентам и аспирантам быстро и качественно обрабатывать и оформлять все экспериментальные, расчетные и графические материалы как в рамках выполнения учебных, так и научно-исследовательских работ. На кафедре создана межкафедральная компьютерная сеть с оптоволоконным выходом в Интернет и Международные информационные системы, что позволяет студентам, аспирантам и научным сотрудникам оперативно получать всю необходимую научно-техническую информацию.

На кафедре работает постоянно действующий семинар ассоциации специалистов в области асфальтобетона, в которой принимают участие ученые России, Украины, Белоруссии и других республик бывшего СССР.

В рамках специальности "Строительные материалы и изделия" с аспирантами занимаются профессора Урьев Н.Б. и Э.В. Котлярский, доценты Н.В. Быстров и Ю.Э. Васильев. Для консультаций приглашаются ученые РАН, РХТУ им. Д.И. Менделеева и др.

В 2004 году состоялось расширенное заседание ученого совета дорожно-строительного факультета и кафедры дорожно-строительных материалов, посвященное 100-летию со дня рождения профессора С.В. Шестоперова. По инициативе кафедры ученый совет университета присвоил имя Сергея Владимировича аудитории № 132. Учреждены 2 стипендии (одна студенческая, одна аспирантская) имени С.В. Шестоперова. По итога зимней экзаменационной сессии первым стипендиатом стал студент 5-го курса П.А. Зайцев, активно занимающийся научной работой в ОНИЛ "Цемент", а ныне – кандидат технических наук.

Кафедра решает задачу перехода на новую систему подготовки специалистов - бакалавров и магистров. Разработаны учебные планы, имеется учебно-методическая литература - учебные пособия (Н.В. Горелышев "Асфальтобетонные и другие битумоминеральные материалы", Л.А. Феднер "Расчет составов различных цементобетонов", Э.В. Котлярский, «Строительно-технические свойства дорожного асфальтобетона», Ю.А. Богомолов, Н.В. Быстров, Е.Н. Симчук, И.Н. Суровцев "Эволюция качества: от контроля к обеспечению" и др.).

Под руководством к.т.н. доцента Т.Н.Акимовой на кафедре ведётся большая методическая работа. В соавторстве с Н.В.Быстровым, Ю.И.Васильевым, Э.В Котлярским изданы учебные пособия «Общие свойства строительных материалов», «Природные каменные материалы», «Минеральные вяжущие вещества», «Цементный бетон», «Лабораторный практикум по дорожно-строительным материалом» и многие другие учебно-методические разработки.

Сегодня на кафедре дорожно-строительных материалов и в ее подразделениях трудится более 100 человек преподавателей, научных сотрудников, инженеров и лаборантов. Кафедра находится в постоянном поиске по улучшению качества подготовки инженеров-строителей, инженеров-технологов - специалистов высшей квалификации. В этом заключается главная задача кафедры дорожно-строительных материалов.