Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ) » Кафедра «Строительство и эксплуатация дорог» | История


Кафедра «Строительство и эксплуатация дорог» | История

ИСТОРИЯ КАФЕДРЫ СТРОИТЕЛЬСТВА И ЭКСПЛУАТАЦИИ ДОРОГ
(ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ УЧЕБНОЙ И НАУЧНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

Профессор, доктор технических наук А.П. Васильев
Профессор, кандидат технических наук М.С. Коганзон
Профессор, доктор технических наук Ю.М. Яковлев

Практически одновременно с созданием в МАДИ дорожного факультета в начале 30-х годов была сформирована кафедра грунтовых дорог, которую длительное время возглавлял доцент Н.В. Орнатский, (в последствии доктор технических наук, профессор).

В этот период к работе на кафедре были привлечены крупный специалист в области путей сообщения инженер А.В. Макаров, молодые инженеры-аспиранты В.Ф. Бабков, А.В. Гербург-Гейбович, В.И. Дубровин, Г.Л. Дукельский, А.Я. Тулаев, которые стали крупными учеными-дорожниками и внесли неоценимый вклад в развитие дорожной отрасли.

Н.В. Орнатским на основе исследований профессора М.М. Филатова была создана дисциплина "Дорожное грунтоведение". В 1933 г. был издан учебник "Грунтовые дороги", который явился - базовым для подготовки инженеров в этот период развития дорожной отрасли.

Научные исследования кафедры в первой половине и середине 30-х годов проводились по следующим основным направлениям: разработка технологии строительства улучшенных грунтовых дорог с учетом их водно-теплового режима; совершенствование методов восстановления щебеночных шоссе; разработка основ расчета дорожных одежд.

До Великой Отечественной войны коллективом кафедры выполнены оригинальные исследования: в области укрепления грунтов органическим вяжущим (А.А. Гербурт-Гейбович), биологического воздействия на грунт (Г.Л. Дукельский), обжига грунтов (А.В. Макаров, В.И. Дубровин, А.Я. Тулаев), закономерностей процесса фильтрации в дренирующем песчаном слое дорожных одежд с усовершенствованными покрытиями (А.Я. Тулаев), закономерностей напряженно-деформированного состояния дорожных одежд (Н.В. Орнатский, В.Ф. Бабков с использованием исследований профессоров Н.Н. Иванова и Г.Д. Дубелира).

В 1935 г. в МАДИ А.Я. Тулаев создал и возглавил первую в автодорожных вузах лабораторию механики грунтов.

В конце 30-х годов успешно защитили кандидатские диссертации В.Ф. Бабков, А.В. Гербурт-Гейбович, В.И. Дубровин, А.Я. Тулаев. Докторскую диссертацию защитил А.В. Макаров.

В 1940 г. проф. Н.В. Орнатским издано учебное пособие "Грунтоведение и механика грунтов", которое было затем переиздано 3 раза.

В период Великой Отечественной войны профессор Н.В. Орнатский, доцент В.Ф. Бабков, доцент А.Я. Тулаев служили в рядах Красной Армии. В это время кафедрой заведовали профессор А.Н. Шестаков и профессор А.В. Макаров.

По окончании войны профессор Н.В. Орнатский снова в течение нескольких лет заведовал кафедрой, получившей название кафедры строительства и эксплуатации дорог. В 1946 г. он защитил докторскую диссертацию и был назначен заместителем директора института. В этот период кафедра пополнилась известными специалистами-дорожниками А.Я. Волковым, Б.А. Козловским, А.С. Рабиновичем.

В 1949 г. кафедру возглавил крупнейший ученый-дорожник доктор технических наук, профессор Н.Н. Иванов, который одновременно был директором Союздорнии. Область научных исследований Н.И. Иванова охватила практически все основные проблемы, связанные со строительством автомобильных дорог. За выдающиеся заслуги в данной области он был дважды удостоен Государственной премии, и ему было присвоено звание заслуженного деятеля науки и техники РСФСР.

В 30-е годы Н.Н. Ивановым и В.В. Охотиным была опубликована монография "Дорожное почвоведение и механика грунтов". Н.Н. Ивановым написан учебник по строительству дорог с черным покрытием. Под его руководством были выполнены важные исследования по обоснованию рационального состава асфальтобетона и сформулированы требования к реологическим характеристикам, начаты исследования в области применения радиоизотопов для контроля плотности грунтов, которые осуществлял кандидат технических наук В.Г. Фирстов.

Особенно велика роль Н.Н. Иванова в разработке проблем механики грунтов и расчета дорожных одежд. На основе работ руководимого им научного коллектива в 1941 г. был предложен "Метод расчета дорожных одежд Дорнии", который опередил зарубежные исследования в этой области. Этот метод лег в основу инструкции по назначению конструкций дорожных одежд нежесткого типа ВСН 46-60, в числе соавторов которой были кандидат технических наук А.Я. Тулаев, кандидат технических наук А.М. Кривисский и др.

В 50-е годы кафедра пополнилась известными специалистами-дорожниками доцентом В.К. Некрасовым, полковниками-инженерами доцентом М.М. Майборода, В.М. Могилевичем, закончили аспирантуру и защитили кандидатские диссертации В.И. Барздо, Е.П. Андрулионис, Ю.И. Мотылев, который затем длительное время работал заместителем директора Союздорнии. Выпускник аспирантуры кафедры кандидат технических наук П.Б. Бабаханов заведовал дорожной кафедрой в Ташкенте, где положил начало высшему дорожному образованию в Узбекистане. В.М. Могилевич после защиты кандидатской диссертации и получения ученого звания доцента был направлен на должность ректора СибАДИ. Работавший доцентом кафедры Н.В. Горелышев затем длительное время возглавлял Союздорнии.

В 60-е годы на кафедру из Союздорнии пришел крупный специалист в области водно-теплового режима земляного полотна доктор технически наук, профессор Н.А. Пузаков, защитил докторскую диссертацию доц. В.К. Некрасов, после заграничной командировки вернулся доцент А.Я. Тулаев, вскоре также защитивший докторскую диссертацию. В 1962 г. после защиты кандидатской диссертации начал работать на кафедре Ю.М. Яковлев, обучавшийся до этого в аспирантуре.

В 50-70-е годы кафедра активно проводила научные исследования под руководством профессора Н.Н. Иванова. В это время было опубликовано несколько монографий, включая "Водно-тепловой режим земляного полотна" (1971 г.), одним из редакторов которой был Н.А. Пузаков, а соавтором А.Я. Тулаев. В 1973г. под редакцией профессора Н.Н. Иванова вышла в свет монография "Конструирование и расчет нежестких дорожных одежд", соавторами которой были доцент В.И. Барздо и доцент Ю.М. Яковлев. Указанные монографии явились результатом совместной работы творческих коллективов МАДИ, Союздорнии, Академии тыла и транспорта, КАДИ, ХАДИ и др.

Несколько крупных работ было опубликовано по результатам исследований профессора В.К. Некрасова, посвященных требованиям к каменным материалам, применяемым в дорожном строительстве, а также вопросам эксплуатации автомобильных дорог.

Активную научную работу по проблемам осушения земляного полотна и дорожных одежд разворачивает профессор А.Я. Тулаев. Результаты этих исследований позволили опубликовать несколько монографий, разработать ряд нормативных документов.

Дальнейшему развитию экспериментальной базы кафедры способствовало создание А.Я. Тулаевым и его аспиранткой Е.И. Богатыревой в районе г. Данилова Ярославской обл. станции по наблюдению за водно-тепловым режимом земляного полотна и дорожной одежды.

Продолжались под руководством и при участии профессора Н.Н. Иванова большие исследования в области совершенствования метода расчета нежестких дорожных одежд. Был разработан проект инструкции по расчету нежестких дорожных одежд, который вошел в Инструкцию по проектированию дорожных одежд нежесткого типа. ВСН 46-72, подготовленную Союздорнии при активном участии МАДИ (Н.Н. Иванова, Н.А. Пузакова, А.Я. Тулаева, Ю.М. Яковлева) и ряда других научных коллективов. Дальнейшие исследования в данном направлении позволили подготовить новую Инструкцию ВСН 46-83, в разработке которой участвовало более 60 авторов, из которых 9 представляли МАДИ и 5 кафедру СЭД (В.К. Некрасов, А.Я. Тулаев, С.С. Коновалов, С.В. Шведенко, Ю.М. Яковлев). Н.Н. Иванов, скончавшийся в 1977 г., непосредственного участия в разработке ВСН 46-83 не принимал.

В 70-е годы на кафедре разворачиваются крупные исследования в области надежности автомобильных дорог (профессор В.К. Некрасов, доцент С.С. Коновалов, доцент М.С. Коганзон, доцент Ю.М. Яковлев, инженер С.В. Шведенко). Публикуется ряд работ, включая монографию "Повышение надежности автомобильных дорог", (1977 г.), весь авторский коллектив которой, кроме его редактора и автора многих разделов профессора И.А. Золотаря (Академия тыла и транспорта) представлял кафедру СЭД.

Необходимо отметить большую разносторонность научной деятельности доцента С.В. Коновалова. Он совместно с доцентом М.С. Коганзоном внес существенный вклад в развитие вопросов теории расчета и технологии строительства цементобетонных покрытий. Им был подготовлен и опубликован ряд крупных работ в этой области, включая разработанные с их участием нормативные документы.

С.В. Коновалов активно развивал совместно М.С. Коганзоном, Ю.М. Яковлевым, С.С. Коноваловым, С.В. Шведенко проблему оценки прочности дорожных одежд. Общее теоретическое руководство этой работой осуществлял проф. Н.Н. Иванов; в ней также участвовали аспиранты (позднее кандидаты технических наук) А.А. Алиева, Л.М. Осадчей, А.М. Шака.

Под руководством С.В. Коновалова в рамках созданной в 70-е годы лаборатории неразрушающих методов оценки прочности дорожных одежд и проектирования их восстановления с участием старшего научного сотрудника В.В. Карчихина, инженера Р.В. Благоразумого, инженера Б.Н. Лапицкого и других была разработана установка динамического нагружения с передачей нагрузки на колесо (УДННК).

В конце 60-х годов проф. А.Я. Тулаевым совместно с Мосинжстроем создана отраслевая лаборатория городских дорог, силами которой под руководством А.Я. Тулаева выполнялся и выполняется большой объем научных исследований для московских дорожников, включая разработку многих нормативных документов. Заведующим этой лабораторией длительное время являлся кандидат военных наук А.И. Никулин, а затем кандидат технических наук Г.Е. Деканоидзе. В работе этой лаборатории активно участвовали С.В. Коновалов, Л.С. Малицкий, М.С. Коганзон, Н.А. Мелик-Багдасарова, Н.С. Павлова и др.

В 1976 г. на кафедру пришел крупный специалист в области сельскохозяйственных дорог доктор технических наук, профессор А.К. Славуцкий. Под его руководством была создана отраслевая лаборатория сельхоздорог, в которой ведущую роль играл кандидат технических наук, доцент В.П. Носов, пришедший на кафедру с должности начальника отдела Промтрансниипроекта. Основной состав лаборатории был сформирован из молодых инженеров, выпускников МАДИ, некоторые из которых в дальнейшем защитили кандидатские диссертации (Н.А. Фидловский, Е.И. Феоктистов).

Коллектив этой лаборатории выполнил значительный объем научных исследований и подготовил ряд нормативных документов, включая разработку разделов СНиП 2.05.11-83 "Внутрихозяйственные автомобильные дороги в колхозах, совхозах и других сельскохозяйственных предприятиях и организациях".

В 1975 г. во главе кафедры стал доктор технических наук, профессор В.К. Некрасов. Этот период характерен интенсивным развитием дорожного строительства в стране. Увеличился прием на дорожный факультет и в аспирантуру на кафедру.

В числе аспирантов все больше становилось способных инженеров, многие из которых имели хороший опыт работы на производстве.

В 60-70-е годы успешно защитили кандидатские диссертации аспиранты из союзных республик - Э.С. Джаназян, А.А. Алиев, Я. Махмудов, А.М. Алиев, Р.М. Самедов, Т.У. Абеков, Н.И. Зисман, а также из России - А.И. Шеслер, Е.И. Богатырева, Н.С. Полосина-Никитина, А.М. Шак, М.С. Коганзон, Г.А. Колчанов, Т.Н. Колашникова, Б.В. Шереметов, В.А. Лейвак и др. Существенно возрос прием в аспирантуру иностранных специалистов.

Еще в 60-е годы на кафедру пришел известный специалист по механизации дорожного строительства профессор С.М. Полосин-Никитин, а также крупный специалист в области реологии асфальтобетона доцент А.М. Богуславский, позднее защитивший докторскую диссертацию. К работе на кафедре были привлечены молодые специалисты, имеющие опыт работы на производстве Л.Г. Ефремов, С.В. Суханов, В.И. Куканов; в научный сектор кафедры пришел квалифицированный специалист в области электроники В.Г. Хоботов, внесший существенный вклад в разработку акустического метода оценки качества слоев жесткой дорожной одежды. В том же направлении проводил исследования Я. Пириев. По результатам исследований, выполняемых на кафедре, защитили кандидатские диссертации С.В. Суханов, В.И. Куканов, В.Г. Хоботов, Я. Пириев, Ю.Т. Абдурахманов, А. Аблакулов.

Профессоры В.К. Некрасов, А.К. Славуцкий, А.Я. Тулаев уделяли в своих исследованиях существенное внимание применению в дорожном строительстве местных каменных материалов. В результате был опубликован ряд научных работ, включая использование шлаков и других отходов производства.

Занимаясь проблемой зимнего содержания автомобильных дорог, В.К. Некрасов уделял существенное внимание повышению сцепных свойств покрытий и поверхностных обработок. Под его руководством оригинальные исследования в данном направлении провел аспирант Г.А. Колчанов на специально изготовленном стенде.

Продолжалась эффективная работа по повышению качества подготовки специалистов. В 1980 г. коллективом кафедры был опубликован под редакцией и при активном участии профессора В.К. Некрасова учебник по строительству автомобильных дорог. Профессор В.К. Некрасов издал также два учебника по эксплуатации автомобильных дорог.

Авторским коллективом под руководством А.Я. Тулаева опубликованы учебники по строительству и эксплуатации городских улиц и дорог. А.К. Славуцкий совместно с В.П. Носовым издали учебники по строительству сельскохозяйственных дорог и площадок. Кроме того, В.П. Носов публикует учебные пособия в области расчета цементобетонных покрытий. В числе первых доцент В.П. Носов начал внедрение ЭВМ в учебный процесс и научную деятельность на кафедре. Им была разработана деловая игра по производству земляных работ, а также программа автоматизированной подготовки заданий на курсовой проект по земляным работам, что способствовало многовариантности и повышению качества заданий и существенно облегчало труд преподавателей.

В дело широкого внедрения ЭВМ на кафедре внес также доцент С.В. Коновалов, по инициативе которого был создан дисплейный класс. Проходивший на кафедре стажировку кандидат технических наук из Хабаровска Н.С. Ван под руководством С.В. Коновалова участвовал в разработке первых программ для ЭВМ, направленных на оптимизацию производственных процессов при строительстве земляного полотна и дорожных одежд.

Пришедший на преподавательскую работу после защиты кандидатской диссертации Н.В. Борисюк разработал совместно с заведующим лабораторией С.В. Гоголиным (ныне проректор института) и инженером Г.Ф. Ефимовой впервые методические указания по расчету рационального состава отряда дорожных машин и сменной скорости потока при строительстве дорожной одежды с применением для расчета ЭВМ. Большую помощь при разработке этих методических указаний оказали рецензенты профессор С.М. Полосин-Никитин кандидат технических наук, Н.С. Ван и кандидат технических наук Л.С. Малицкий. Существенный вклад в научную деятельность кафедры внес кандидат военных наук А.И. Никулин, разрабатывавший важную народнохозяйственную тему по дорожному обеспечению шахты будущего.

Однако кафедра нуждалась в специалистах высшей квалификации. В середине 80-х годов на кафедру пришел один из ведущих научных работников дорожной отрасли доктор технических наук А.П. Васильев. С 1986 г. А.П. Васильев заведует кафедрой. По окончании Саратовского автомобильно-дорожного института он работал на дорожном строительстве в Казахстане мастером, прорабом, начальником производственно-технического отдела большой строительной организации. Затем аспирантура МАДИ, защита кандидатской диссертации, декан дорожно-строительного факультета САДИ, начальник отдела НИИ МВД и с 1969 г. - заместитель директора по научной работе Гипродорнии. В этот период А.П. Васильев защитил докторскую диссертацию. Являясь специалистом очень широкого профиля, основное внимание в своей научной деятельности А.П. Васильев сосредоточил на проблемах проектирования и эксплуатации автомобильных дорог, оценки их состояния и безопасности движения. Им написано более 20 монографий и докладов на международных конгрессах, ряд учебников и учебных пособий. Среди них следует отметить: "Состояние дорог и безопасность работы автомобилей в сложных погодных условиях", 1976 г.; "Безопасность движения в осенний и весенний периоды года", 1976 г. (в соавторстве с доц. М.В. Немчиновым, который в начале 80-х годов начал работать на кафедре); "Управление движением на автомобильных дорогах", 1979 г. (в соавторстве с М.И. Фримштейном); "Проектирование дорог с учетом влияния климата на условия движения", 1980 г.; "Эксплуатация автомобильных дорог и организация движения", 1990 г. (учебник для вузов совместно с профессором В.М. Сиденко); "Реконструкция автомобильных дорог", 1998 г. (учебное пособие под редакцией профессора А.П. Васильева в соавторстве с профессором М.С. Коганзоном, профессором А.Я. Тулаевым, профессором Ю.М. Яковлевым и доцентом П.П. Петровичем); "Эксплуатация автомобильных дорог", 1997 г. (учебное пособие, подготовленное Щецинским политехническим институтом, Польша) и др.

Период руководства кафедрой профессором А.П. Васильевым совпал с перестройкой экономики Советского Союза, его распадом и реформой и сопровождался существенными экономическими трудностями для страны, системы высшего образования и в том числе МАДИ.

Тем не менее, несмотря на почти полное отсутствие финансирования, профессору А.П. Васильеву совместно с коллективом кафедры удалось пополнить учебно-лабораторную базу различным оборудованием для оценки состояния автомобильных дорог, приборами для контроля плотности земляного полотна и др. В настоящее время кафедра располагает самоходной установкой для оценки прочности дорожных одежд КП502МП, рычажными прогибомерами для той же цели, прибором ПКРС-2М для оценки ровности и сцепления, прибором Кузнецова для оценки сцепления, различными пенетрометрами для контроля плотности земляного полотна и др. Все это оборудование используется в лабораторных работах студентов и для научной работы.

Силами кафедры (старшего научного сотрудника В.В. Карчихина, старшего научного сотрудника, кандидата технических наук С.С. Коновалова, инженера В.М. Райбула) изготовлен автоматизированный стенд, моделирующий работу установки динамического нагружения для оценки прочности дорожных одежд. Этот стенд широко используется студентами в лабораторных работах.

Оснащен персональными компьютерами соответствующий класс. Приобретена видеосистема и около 30 видеофильмов, используемых в учебном процессе.

Зав. кафедрой совместно с профессором М.С. Коганзоном разработаны качественно новые, ныне действующие учебные планы для подготовки бакалавров, инженеров и магистров по специальности "Автомобильные дороги и аэродромы".

В 1987 г. профессору А.П. Васильеву присуждено почетное звание "Заслуженный деятель науки и техники РСФСР".

В начале 80-х годов на кафедру пришел крупный специалист-дорожник доктор технических наук, профессор Н.В. Горелышев, ранее возглавлявший Союздорнии. Под его редакцией и с его участием коллективом кафедры (профессор В.К. Некрасов, профессор С.М. Полосин-Никитин, профессор М.С. Коганзон, профессор В.П. Носов, профессор Ю.М. Яковлев, доцент Е.П. Андрулионис, доцент Л.Г. Ефремов, доцент С.В. Коновалов, доцент С.В. Суханов) в 1992 г. был издан учебник "Технология и организация автомобильных дорог".

В 70-80-е годы на кафедре под руководством пришедшего в этот период из МИСИ доцента М.В. Немчинова были проведены обширные и глубокие исследования по проблеме обеспечения сцепных качеств дорожных покрытий, увеличению срока службы шероховатых слоев износа на покрытиях дорог и повышению безопасности дорожного движения. Результаты этих исследований опубликованы в книге М.В. Немчинова "Сцепные качества дорожных покрытий и безопасность движения автомобилей", 1985г.

В 1989 г. М.В. Немчинов защитил докторскую диссертацию, и вскоре ему было присвоено звание профессора, а в 1998 г. присуждено почетное звание "Заслуженный деятель науки РФ".

В последние годы кафедра явилась инициатором исследований по проблеме взаимодействия автомобильных дорог и окружающей природной среды. На кафедре коллективом авторов под руководством профессора М.В. Немчинова написана монография "Экологические проблемы строительства и эксплуатации автомобильных дорог", выдержавшая два издания - в 1993 и 1997 гг. В авторский коллектив, подготовивший оба издания, от кафедры кроме профессора М.В. Немчинова вошли профессор М.С. Коганзон, профессор В.В. Силкин (известный специалист в области производственной базы дорожного строительства, пришедший на кафедру с должности директора ИПК Минавтодора РСФСР), доцент Н.В. Борисюк. Монография обобщает современный отечественный и зарубежный опыт в области охраны и защиты природы при проектировании, строительстве и эксплуатации автомобильных дорог и производственных предприятий дорожного хозяйства. Одновременно кафедра проводит собственные исследования в этой области. Аспиранты кафедры В.А. Осиновская и В.В. Рудакова при участии и под руководством профессора М.В. Немчинова и профессора В.В. Силкина разработали предложения и рекомендации по обеспечению экологически безопасных условий работы стоянок и площадок отдыха на автомобильных дорогах, рекомендовали изменить нормы их проектирования, экологически безопасных условий работы заводов по производству катионных битумных эмульсий.

Кафедра является инициатором и активным разработчиком проекта Программы обеспечения экологической безопасности автомобильных дорог (как составной части Федеральной программы "Дороги России"), а также Отраслевой программы энергосбережения в дорожном хозяйстве (до 2005 г.).

Под руководством профессора А.П. Васильева на кафедре были продолжены и развернуты на новом уровне исследования по оценке транспортноэксплуатационного состояния автомобильных дорог. В результате были разработаны Правила Диагностики и оценки состояния автомобильных дорог ВСН 6-90, утвержденные Минавтодором РСФСР. В разработке этого документа кроме профессора А.П. Васильева от кафедры приняли участие кандидат технических наук В.К. Апестин, кандидат технических наук М.С. Коганзон, доктор технических наук Ю.М. Яковлев, защитивший докторскую диссертацию в 1989 г., инженер Е.В. Миненко, инженер И.В. Савченко, а также сотрудники Росдорнии и Саратовского Центра.

Развивая указанные исследования, в основном тем же коллективом авторов, а также сотрудниками Росдорнии в 1994 г. была закончена разработка по заданию Федерального дорожного департамента Российской Федерации "Методика прогнозирования состояния автомобильных дорог, мостов, уровня аварийности и назначения ремонтных мероприятий, сроков реконструкции дорог". Эта методика получила одобрение на НТС Федерального дорожного департамента РФ. Профессор М.С. Коганзон и профессор В.П. Носов принимали активное участие в разработке Союздорнии "Инструкции" по расчету цементобетонных покрытий. Профессор А.П. Васильев и профессор М.С. Коганзон по заданию Академии транспорта РФ участвовали в разработке системы правового и нормативно-технического обеспечения дорожной отрасли. На основе этой системы федеральным дорожным департаментом МАДИ и ряду других организаций была поручена разработка некоторых Государственных стандартов. В том числе кафедра СЭД получила задание на разработку ГОСТ РФ "Автомобильные дороги общего пользования. Потребительские свойства" - научный руководитель профессор А.П. Васильев, ГОСТ РФ "Автомобильные дороги общего пользования. Нормативные нагрузки, расчетные схемы нагружения и габариты" - научный руководитель профессор М.С. Коганзон. Кроме того, профессор А.П. Васильев и профессор Ю.М. Яковлев участвовали в разработке ГОСТ РФ "Автомобильные дороги общего пользования. Термины и определения" - научный руководитель профессор В.Д. Казарновский (Союздорнии).

Профессор А.П. Васильев и профессор В.П. Носов участвовали в разработке концепции научно-технической политики и дорожной отрасли РФ до 2005 г., а профессор А.П. Васильев - в разработке концепции развития автомобильных дорог на рубеже XXI века.

Профессор В.П. Носов в конце 80-х годов был назначен на должность проректора по научной работе. Несмотря на большую занятость административной деятельностью, он продолжает серьезную научную работу на кафедре, проводя исследование по ряду тем. В том числе: исследование процессов накопления повреждений в слоях дорожной одежды с целью прогнозирования состояния автомобильной дороги под влиянием нестационарных воздействий. В этом направлении В.П. Носовым в 1997 г. была защищена докторская диссертация; экологические аспекты и оптимизация использования отходов производства применительно к конкретным условиям дорожного строительства.

В работах, выполняемых под руководством В.П. Носова, особенно в области прогнозирования состояния автомобильных дорог, широко используется математическое моделирование с применением совершенных ЭВМ.

На кафедре, продолжая и развивая исследования, выполнявшиеся под руководством профессора Н.Н. Иванова, проводится работа в области совершенствования методов расчета дорожных одежд. В результате в 1995 г. под руководством профессора А.П. Васильева был разработан проект Инструкции по расчету нежестких дорожных одежд с учетом накопления остаточных деформаций при воздействии нагрузки и дефектов в слоях и земляном полотне. В работе приняли участие от кафедры СЭД М.С. Коганзон, инженер С.Ю. Каныгина, кандидат технических наук З.А. Мевлидинов, инженер А.А. Фролов, а также сотрудники ВАТТ, Союздорнии, СибАДИ, Союздорпроекта и др. На основе указанных исследований в 1998 г. опубликованы Методические указания по расчету нежестких дорожных одежд. В настоящее время данную работу предполагается продолжить.

Доцент кафедры Н.В. Борисюк ведет также активную научно-исследовательскую работу в области зимнего содержания городских дорог. С его участием было разработано Руководство по зимнему содержанию дорог г. Москвы, а также Технологические карты по ремонту дорог Москвы. Под его руководством коллектив лаборатории неразрушающих методов оценки прочности дорожных одежд (старшие научные сотрудники В.В. Карчихин, С.С. Коновалов, инженер Д.Б. Большаков, инженер В.М. Райбул и др.) выполняет работу по созданию автоматизированного банка данных дорожной сети. Эта работа уже получила широкое признание в дорожных организациях Москвы.

Значительные объемы научных исследований и практических разработок выполняет лаборатория городских дорог. За последние годы под научным руководством профессора А.Я. Тулаева, а после его кончины в начале 1997 г. - кандидатом технических наук, доцентом Г.Е. Деканоидзе выполнены работы на темы: "Контроль качества дорожных работ на объектах АО "Энигма"", "Разработка рекомендаций по применению геосетки на Московской кольцевой автомобильной дороге", "Разработка рекомендаций по технологии производства обратных засыпок на дорогах в г. Москве", "Контроль качества дорожно-строительных работ на объектах АО ИКСиД". Работы по контролю качества дорожных работ выполняются также под руководством старшего научного сотрудника Н.С. Павловой.

Несмотря на определенные экономические трудности за последние 10-12 лет 20 аспирантов защитили диссертации. Среди них: Таррес Вила Хуан Антонио (Куба), И.А. Паткина, Н.А. Фидловский, А.Г. Кожухов, Эвеллио Хустес Гарсиа (Куба), В.М. Карамышева, С.И. Постнов, В.М. Косарев, Сампаре Малик (Гвинея), Е.П. Качуровскин (Беларусь), Кейта Сидики (Гвинея), Анан Абу Захра и Анан Мухамед Али (Иордания), Т.В. Самодурова, А.Н. Елгонов (Казахстан), Саад Сами Кхалиль Аль-Джафари (Ирак), А.А. Оразымбетов (Казахстан), А.Б. Вихрев, З.А. Мевлидинов. Научными руководителями этих аспирантов являлись профессора и доценты А.П. Васильев, М.С. Коганзон, С.В. Коновалов, В.П. Носов, А. К. Славуцкий, А.Я. Тулаев, Ю.М. Яковлев. В настоящее время на кафедре обучается 16 аспирантов, работой которых руководят профессора А.П. Васильев, М.С. Коганзон, М.В. Немчинов, В.П. Носов, В.В. Силкин, Ю.М. Яковлев. Кроме того, как отмечалось ранее, за последние годы три преподавателя защитили докторские диссертации (В.П. Носов, М.В. Немчинов, Ю.М. Яковлев). Ежегодно кафедра выпускает от 50 до 80 инженеров-дорожников, которые работают в дорожных организациях Москвы, Московской области и многих других областях РФ.

За большие заслуги в научной и научно-педагогической деятельности высокого звания "Заслуженный деятель науки РФ" удостоен профессоры А.К. Славуцкий и А.Я. Тулаев (посмертно), а профессору Ю.М. Яковлеву присвоено почетное звание "Заслуженный работник высшей школы РФ".

В развитии научной и лабораторной базы кафедры большую роль сыграли заведующие ее лабораторией. За послевоенный период среди них следует отметить В.Г. Фирстова (ныне доктор технических наук), А.Н. Тимофеева, А.В. Коваленко (ныне проректор института), С.В. Гоголина (ныне проректор института), Е.В. Миненко (ныне один из руководителей ГУП "Доринвест"), Б.Н. Лапицкого (руководит лабораторией около 10 лет), С.Г. Сухова (зав. лабораторией кафедры на полигоне МАДИ).

За годы существования кафедры ее сотрудниками опубликованы десятки монографий, многие тысячи статей и других работ, более ста учебников, учебных и методических пособий. Только с 1990 г. издано 19 монографий и крупных докладов, 2 учебника с грифом Минобразования, 5 учебных пособий с грифом Учебно-методического объединения (УМО), 1 учебное пособие издано в Польше, более 300 статей, 3 кафедральных сборника трудов, 9 других внутривузовских изданий.

Профессора кафедры, имеющие степень доктора технических наук, избраны действительными членами Академии транспорта РФ - А.П. Васильев, Б.Б. Каримов, В.П. Носов, М.В. Немчинов, Ю.М. Яковлев.

Кроме того, на кафедре два профессора - кандидаты технических наук - М.С. Коганзон и В.В. Силкин. Звание доцента имеют В.К. Апестин, Н.В. Борисюк, Г.Е. Деканоидзе, Э.С. Джаназян, Г.А. Копылов, Т.А. Ларина, А.П. Лупанов, В.М. Ольховиков, Л.Н. Павлова, П.П. Петрович, А.П. Скрыльник, С.В. Суханов, С.В. Шведенко, Е.В. Жустарева; 1 старший преподаватель - М.Ю. Расторгуев; 1 ассистент - М.Г. Горячев.

Подводя итоги, следует отметить, что все годы своего существования коллектив кафедры кроме большой учебной работы ведет широкие исследования по самым актуальным научным проблемам, возникающим на каждом этапе развития и совершенствования дорожной сети страны.

В первый довоенный период (1930-1940 гг.) в научной работе кафедры преобладала тематика исследований, посвященная строительству и эксплуатации грунтовых и щебеночных дорог, водно-тепловому режиму земляного полотна (Н.В. Орнатский, А.В. Макаров, А.Я. Тулаев и др.). В послевоенные годы (1950-1970 гг.) стала преобладать тематика исследований, связанная со строительством и ремонтом дорожных одежд капитального типа из асфальтобетона и цементобетона, разработкой теории прочности и практическими методами конструирования и расчета дорожных одежд нежесткого типа (Н.Н. Иванов, Ю.М. Яковлев и др.), исследованием свойств каменных материалов для дорожного строительства (В.К. Некрасов), водно-тепловым режимом дорожных конструкций (Н.А. Пузаков, А.Я. Тулаев, В.И. Куканов, Е.И. Богатырева и др.). В последующие годы (1970-1985 гг.) - с методами и средствами оценки прочности дорожных одежд (Н.Н. Иванов, Ю.М. Яковлев, В.К. Апестин, С.В. Коновалов, М.С. Коганзон и др.), неразрушающего контроля качества дорожных работ (В.Г. Фирстов, В.И. Куканов и др.), практическими методами расчета, конструирования и технологии строительства жестких дорожных одежд (С.В. Коновалов, М.С. Коганзон, Л.С. Малицкий, В.П. Носов, С.В. Суханов, Б.В. Шереметов и др.), зимним содержанием автомобильных дорог (В.К. Некрасов, Е.П. Андрулионис, Н.В. Борисюк, А.П. Васильев и др.). В последний период - с 1986 г. - с диагностикой автомобильных дорог (А.П. Васильев, Ю.М. Яковлев, М.С. Коганзон, В.В. Силкин, Н.В. Борисюк и др.), паспортизацией городских дорог (Н.В. Борисюк, С.С. Коновалов и др.).

Многие из перечисленных направлений научных исследований кафедры сохраняют свою актуальность и в перспективе. Наряду с ними особую значимость приобретут исследования, связанные с разработкой методов, обеспечивающих эффективное функционирование и оптимальное управление состоянием эксплуатируемой дорожной сети, методов реконструкции дорог, диагностики и прогнозирования их экологического и эксплуатационного состояния и др.

Кафедра активно поддерживает научные связи с большинством научных и учебных дорожных центров, а также многих других стран (Франции, Германии, Польши, Болгарии, Венгрии, Чехии, Кубы, Китая, Индии, Монголии и др.).

Кафедра строительства и эксплуатации дорог явилась, по существу, родоначальницей создания МАДИ и в современных условиях стремится продолжать лучшие традиции российской высшей школы.