Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)  Конструкторско-механический факультет | История

Конструкторско-механический факультет | История

Конструкторско-механический факультет (КМФ) был образован 25 сентября 1968 года. При создании факультет получил название «Механическое оборудование автоматических установок» (МОАУ) по наименованию специальности, подготовка по которой была передана факультету от факультета дорожных машин. Первый выпуск состоялся в декабре 1968 г.  в количестве 49 человек.

Приказом Министерства высшего и среднего специального образования СССР №95о.в. от 2 июля 1969 года факультет был переименован в «Конструкторско-механический». Это название факультет носит и по настоящее время.   Первоначально факультет объединял 2 две кафедры: «Транспортные установки» и «Детали машин и теория механизмов». Позднее к ним добавилась кафедра «Тягачи и амфибийные машины». В дальнейшем число кафедр изменялось, происходили структурные реорганизации. Сегодня в состав факультета, кроме трех вышеперечисленных, входят кафедры «Теоретическая механика» и «Начертательная геометрия и черчение».

Со дня основания базовая идеология факультета предполагает сочетание классической фундаментальной теоретической подготовки инженерных кадров с приобретением ими практического опыта проектной деятельности и использованием передовых технологий. Сегодня это компьютерные технологии.

В истории факультета запечатлено немало имен, составляющих славу отечественной науки. На факультете вели занятия и передавали студентам свой богатейший опыт известные ученые и конструкторы:

- крупный ученый в области динамики и прочности машин, великолепный педагог и организатор, основатель факультета, заслуженный деятель науки и техники РСФСР, доктор технических наук, профессор Георгий Сергеевич Маслов;

- участник Великой Отечественной войны, Лауреат Государственной премии СССР за создание первого в России наземного стартового комплекса для запуска космических аппаратов, доцент Николай Александрович Лапшин;

- выпускник МАДИ, конструктор стартовых комплексов Герой Социалистического Труда, Лауреат Ленинской и Государственной премий СССР, член-корреспондент РАН, доктор технических наук, профессор Всеволод Николаевич Соловьев;

- заслуженный деятель науки и техники РСФСР в области проектирования и расчета колесных и гусеничных транспортных средств, доктор технических наук, профессор Алексей Осипович Никитин;

- доктор технических наук, профессор Карл Антонович Талу, посвятивший свою трудовую деятельность совершенствованию эксплуатационных свойств многоосных полноприводных колесных тягачей;

-  заслуженный деятель науки и техники РСФСР, доктор технических наук, профессор Абгар Альбертович Хачатуров, работавший в области устойчивости опор строительных конструкций, динамики движения транспортных средств;

- участник Великой Отечественной войны доктор технических наук, профессор Тимофей Александрович Сырицын, оставивший свой след в области динамики и надежности гидравлических и пневматических систем.

Их творческое наследие продолжает развиваться на качественно новом уровне технической мысли и информационных технологий в сегодняшнем образовательном процессе и исследованиях, проводимых на кафедрах факультета.

Сегодня КМФ это динамичная и органичная структура, активно внедряющая инновационные методы обучения, воспитания и духовного развития обучающихся. Факультет постоянно обновляет свои образовательные программы с учетом запросов работодателей и тенденций на рынке труда. В настоящее время ведется подготовка бакалавров, специалистов и магистров по пяти направлениям:

- Специальность 23.05.02 «Транспортные средства специального назначения» специализация: «Военные гусеничные и колесные машины»;

- Специальность 23.05.02 «Транспортные средства специального назначения» специализация: «Наземные транспортные комплексы ракетной техники»;

- Направление подготовки 15.03.02 «Технологические машины и оборудование» направленность «Гидравлические машины, гидроприводы и гидропневмоавтоматика»;

- Направление подготовки 15.04.02 «Технологические машины и оборудование» направленность «Гидравлические машины, гидроприводы и гидропневмоавтоматика»;

- Направление подготовки 15.04.02 «Технологические машины и оборудование» направленность «Машиноведение и детали машин».

В настоящее время на факультете работают 87 высококвалифицированных преподавателей, в том числе 10 докторов наук, 48 кандидатов наук, и 23 сотрудника учебно-вспомогательного персонала.

На кафедрах факультета проводятся научные работы по таким направлениям как: разработка и исследование двузвенных плавающих тягачей; систем управления колёсных машин, систем обеспечения климатических условий в кабинах и обитаемых отсеках машин; разработка транспортных средств повышенной проходимости и медицинских комплексов для оказания медицинской помощи и эвакуации раненых и пострадавших в условиях труднодоступных районов и в условиях военных действий и чрезвычайных ситуаций;  разработка уникальных стартовых комплексов; обеспечение надежности технологического оборудования  стартовых комплексов морского базирования;  разработка методов программного обеспечения по прогнозированию параметров аварийных воздействий взрывов космических ракет и повышению защищенности стартовых комплексов от аварийных воздействий; диагностика ресурса деталей машин; исследование динамики движения, устойчивости, управляемости  и вибронагруженности автотранспортных средств с учетом упругости элементов конструкций и др.

Результат многогранной работы коллектива факультета – выпуск, с момента основания факультета в 1968 году, 3927 специалистов, которые успешно работают на предприятиях оборонного комплекса, ракетно-космической отрасли, транспортного машиностроения; в научно-исследовательских организациях и конструкторских бюро по разработке, проектированию и эксплуатации транспортных средств специального назначения, технологических машин и оборудования; а также занимаются научно-педагогической деятельностью, в том числе в МАДИ.

В обучении студентов и подготовке преподавателей факультет успешно сотрудничает с организациями-партнерами, такими как: АО «ЦЭНКИ», Филиал АО «ЦЭНКИ»-КБТХМ, Филиал АО «ЦЭНКИ»-НИИСК Филиал АО «ЦЭНКИ» – «КБ «Мотор», Филиал АО «ЦЭНКИ»-«КЦ «Южный» - космодром «Байконур», ФКУ «Объединенное стратегическое командование Западного военного округа», в/ч 13991, космодром «Плесецк», АО «Корпорация «СПУ-ЦКБ ТМ», АО «КБ машиностроения», ФГК ВОУ ВО «Военная академия РВСН им. Петра Великого», Головной филиал АО «ЦС «Звёздочка», НПО «Винт».

ДЕКАНЫ ФАКУЛЬТЕТА

Первым деканом факультета был назначен крупный ученый в области динамики, расчета крутильных колебаний валов и прочности машин, великолепный педагог и организатор, выпускник МАДИ, заслуженный деятель науки и техники РСФСР, заведующий кафедрой «Детали машин и теория механизмов, доктор технических наук, профессор Георгий Сергеевич Маслов.

Он проработал в этой должности до 1 сентября 1988 года. Под его руководством происходило развитие факультета, открытие новых специальностей, становление новых учебных курсов, пополнение научно-педагогического коллектива, развитие лабораторной базы. Георгий Сергеевич являлся членом нескольких научно-технических советов, в том числе Центрального института авиационного моторостроения.

Им было подготовлено более 20 кандидатов технических наук. Он был научным консультантом 10 докторов технических наук, автором 150 научных трудов. Написанный им совместно с Г.Б. Иосилевичем и Г.Б. Строгановым учебник «Прикладная механика» остается лучшим учебником и настольной книгой для многих поколений студентов не машиностроительных специальностей.

С 1 сентября 1988 года   деканом КМФ стал Владимир Борисович Борисевич. Владимир Борисович окончил в 1974 году Конструкторско-механический факультет по специальности «Механическое оборудование автоматических установок» и был распределен на кафедру теоретической механики МАДИ. В 1980 г. он защитил кандидатскую диссертацию по теории колебаний транспортных средств. В 1985 г. получил звание доцента, в 2001 г. звание профессора.  В 2004 года Владимир Борисович возглавил кафедру «Теоретическая механика». В 2006 году защитил докторскую диссертацию. С 2007 г. он является членом диссертационного совета «Наземные комплексы, стартовое оборудование, эксплуатация летательных аппаратов» при МАДИ. Имеет более семидесяти научных и научно-методических трудов.

В 1990-е годы, характеризующиеся для страны тяжелым переходным периодом, под его руководством была проделана огромная работа по адаптации факультета к новым социально-экономическим и политическим условиям.  Продолжая работу, в пору модернизации всех отраслей экономики и качественной перестройки системы высшего профессионального образования, опираясь на высокий научный и учебно-методический потенциал кафедр, под руководством Владимира Борисовича на факультете внедрялись современные образовательные технологии, были пересмотрены и разработаны новые учебные планы. Они в большей мере стали отвечать насущным потребностям жизни, требованиям нового рынка труда. За годы его руководства факультет обрел свой нынешний облик -  КМФ открыт новым веяниям, но при этом бережно хранящий традиции высшей школы в подготовке высококвалифицированных инженеров.

Владимир Борисович проработал в должности декана до 15 июля 202о года.

Мы гордимся своими деканами!

Сегодня конструкторско-механический факультет устремлен в будущее. Впереди наш коллектив ждут новые высоты и достижения. Реализация последующих целей и задач не возможна без сохранения и преумножения сложившихся на факультете традиций и ценностей.