Кафедра «Экономика дорожного хозяйства» | История кафедры

 

Как самостоятельное подразделение института кафедра экономики дорожного хозяйства была  организована в 1987 году на базе строительной секции кафедры экономики, планирования и организации производства и кафедры организации управления и АСУ на автомобильном транспорте и в дорожном хозяйстве.

Первым заведующим кафедрой являлся проректор МАДИ по международным связям кандидат юридических наук, профессор Владимир Александрович Елизаров (1924- 1988 гг.), работавший в МАДИ с 1964 г.

Несмотря на относительную молодость, кафедра экономики дорожного хозяйства имеет давние традиции организации учебно-методической и научно-исследовательской работы. Основной контингент профессорско-преподавательского состава был сформирован в 60-е годы XX столетия в составе строительной секции кафедры экономики, планирования и организации производства, возглавляемой профессором, кандидатом технических наук Александром Михайловичем Антоновым (1918-1985 гг.).

Участник Великой Отечественной войны, отмеченный многими боевыми наградами, A.M. Антонов фактически сформировал основы преподавания дисциплин организационно-экономического цикла для будущих инженеров-дорожников, мостовиков и строителей аэропортов.

Большой вклад в создание и организацию работы кафедры внес профессор, кандидат технических наук Макс Исаакович Бим-Бад (1914-1996 гг.) - человек, многие годы успешно руководивший строительством МАДИ. Участник ВОВ, отмеченный многими правительственными наградами, заслуженный строитель РСФСР, профессор М.И. Бим-Бад принимал активное участие в подготовке инженеров-дорожников, читая лекционный курс «Организация, планирование и управление строительством», проводя практические занятия и осуществляя руководство курсовым и дипломным проектированием.

В 1989 г заведующим кафедрой был избран кандидат экономических Юрий Николаевич Петров, который проработал в этой должности до июля 2011 г.

Профессор Петров Ю.Н. возглавлял одно из наиболее важных направлений научной школы кафедры - исследования в области экономики, организации и планирования ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования.

Начав работу на кафедре в начале 1966 г. в должности ассистента, в 1973 г. он успешно защитил кандидатскую диссертацию. Под его руководством и при личном участии выполнен ряд важных для отрасли научно-методических разработок. По результатам научной и педагогической деятельности профессор Ю.Н. Петров был избран членом-корреспондентом Академии педагогических и социальных наук, награжден медалями «Ветеран труда», «В память 850-летия Москвы», благодарностью Главного Управления высшими учебными заведениями Минвуза РСФСР, знаками «Почетный дорожник», «Почетный работник высшей школы».

С 1960 по 2012 г.  на кафедре работал доктор экономических наук, профессор, действительный член Академии транспорта Евгений Николаевич Гарманов (1938-2012), являющийся крупным ученым, основоположником научной школы оценки социально-экономической эффективности инвестиций в объекты дорожного хозяйства.

По результатам выполненных им исследований была подготовлена и утверждена      в     1968 г.  отраслевая    методика    оценки      эффективности капитальных вложений в строительство и реконструкцию автомобильных дорог. Впоследствии, возглавив собственную научную школу, проф. Е.Н. Гарманов выполнил ряд важнейших госбюджетных и хоздоговорных научно- исследовательских работ, направленных на совершенствование хозяйственного механизма в отрасли, улучшение экономической работы в дорожных организациях и повышение эффективности их функционирования.

В мае 1962 г. была принята на работу на должность младшего научного сотрудника выпускница МИИТ Галина Александровна Полякова, работавшая до этого в СОЮЗДОРНИИ.  Выполненная Г.А. Поляковой диссертационная работа была направлена на научно-методическое обеспечение решения проблемы оптимизации начертания сети автомобильных дорог в соответствии с перспективами развития и размещения производительных сил страны.

В дальнейшем профессор Г.А. Полякова сформировала собственную научную школу по проблеме развития сети местных автомобильных дорог и оценке их социально-экономической эффективности.

Проф. Г.А. Полякова за годы своей плодотворной деятельности на кафедре (1962-2012)  внесла весомый вклад в создание экономического факультета, разработку и реализацию учебных планов подготовки инженеров-экономистов по строительству автомобильных дорог, а впоследствии экономистов-менеджеров по специальности «Экономика и управление на предприятии (в строительстве)».

Большой вклад в организацию учебно-методической работы на кафедре внес  кандидат технических наук, профессор Анатолием Алексеевичем Авсеенко,  который работал на кафедре с 1965 по 2013 г.  Под его руководством было обеспечено становление учебных дисциплин организационно-экономического цикла для инженеров-дорожников, специализирующихся на строительстве, ремонте и содержании городских автомобильных дорог, а также для инженеров по строительству аэропортов.

В разные годы на кафедре успешно трудились д.э.н., проф. Гейдт А.А.,  д.э.н., проф. Жуков Е.А.,  к.э.н., проф. Ногай В.А., кандидаты экономических наук, доценты Елисеев А.А., Иванова Е.Н., Малов А.С., Смирнов П.Е., Строков Д.М., Сотнева Н.И,  к.т.н., доц. Немчинов Д.М., ст. преподаватели Смирнов В.В., Субботин К.А., ассистенты Владимиров А.П., Азлина  А.В.

В настоящее время кафедру возглавляет декан экономического факультета, доцент, канд. экон. наук Анастасов Марк Сократович.

За истекший период преподавателями кафедры подготовлены и выпущены 8 учебников по экономике и организации производства для автодорожных вузов, подготовлен с защитой   кандидатской диссертации 41 аспирант, выпущено 14 сборников научных трудов кафедры.