Кафедра «Техносферная безопасность» | О кафедре

 

Кафедра «Техносферная безопасность» (ТБ) МАДИ создана на базе кафедр «Промышленно-транспортная экология» и «Безопасность жизнедеятельности» в 2003 году и до 2006 года называлась «Инженерная экология».

Заведующий кафедрой – заслуженный деятель науки РФ, д.т.н., проф. Юрий Васильевич Трофименко.

С 1995 года в МАДИ в числе первых вузов России открыта подготовка по специальности «Инженерная защита окружающей среды в автотранспортном комплексе» (ЗС). С 2011 года начата подготовка бакалавров по направлению «Техносферная безопасность», профиль «Инженерная защита окружающей среды», с 2013 года – магистров по двум программам: «инженерная защита окружающей среды в дорожно-транспортном комплексе» и «устойчивый городской транспорт» совместно с Версальским университетом (Франция). С 2022 года начата подготовка бакалавров и магистров по направлению «Техносферная безопасность», профиль «Инновационные экотехнологии и комплексная безопасность транспортных систем».

Кафедрой ведется подготовка аспирантов (с 1999 года), докторантов (с 2008 года).

Преподаватели кафедры, в том числе 8 выпускников, ведут 27 дисциплин из 50 у студентов.

Студенты проходят учебные и производственные практики на всех курсах, по окончанию которых проводятся студенческие конференции. К 4 курсу все студенты привлекаются к научно-исследовательской работе. Дипломное проектирование начинается с 7 семестра. Консультантами являются ведущие специалисты, в том числе преподаватели естественно-научных и общетехнических дисциплин, представителями производства.

Кроме того, кафедра проводит учебные занятия по курсам «Экология», «Безопасность жизнедеятельности», «Основы безопасности труда», «Управление в чрезвычайных ситуациях» со студентами всех направлений и специальностей МАДИ, консультирует студентов-дипломников всех направлений и специальностей по разделу «Производственная и экологическая безопасность».

У кафедры имеются средства на развитие научной и учебно-лабораторной базы, поддержку молодых преподавателей. В состав кафедры входят 3 лаборатории. Материальная база для проведения учебного и научного процессов включает комплекс научных приборов и лабораторного оборудования для оценки различных видов загрязнения окружающей среды и энергоэффективности транспортной деятельности, автобусный тренажер, пост автоматического контроля загрязнения атмосферы выбросами, современные компьютеры, объединённые в локальную сеть с выходом в Интернет, оригинальное учебно-методическое обеспечение.

Основные научные проблемы, решаемые кафедрой:

  • Формирование критериев и количественная оценка экологической, дорожной, производственной, антитеррористической безопасности транспортных объектов (транспортное средство, транспортный поток, объект производственной базы, участок автомобильной дороги, автодорожный тоннель, транспортная развязка, мостовой переход, предприятие по сбору, переработке автотранспортных отходов, участок урбанизированной территории с развитой дорожной сетью, автомобильный парк – дорожная сеть – территория региона и др.). Уточнение предельной численности автомобильного парка и интенсивности использования транспортных средств, нормативов озеленения урбанизированных территорий. Рекомендации по транспортной планировке урбанизированных территорий.
  • Разработка методик, компьютерных алгоритмов расчетной оценки и прогнозирования (диагностики) энергетических и экологически значимых параметров одиночных транспортных средств, строительно-дорожных и коммунальных машин (СДКМ) и технологий восстановления их работоспособности. Уточнение экологических требований к транспортным средствам, СДКМ и объектам производственной базы автосервиса.
  • Методические и инженерно-технические проработки вопросов обеспечения высокого качества среды обитания (жизнеобеспечения) в салоне АТС, СДКМ. Разработка методов оценки экологической безопасности транспортных человеко-машинных систем управления – транспортных эргатических систем.
  • Разработка расчетно-экспериментальных методов экологического мониторинга наземных транспортных средств, транспортных потоков, парков машин и придорожных территорий. Уточнение требований к системе мониторинга транспортных загрязнений на урбанизированных территориях (размещение, достоверность анализа и прогноза). Разработка приборов, методического и математического обеспечения.
  • Разработка методов оценки, технологий (в том числе биологических) локализации и снижения ингредиентных, параметрических загрязнений и ландшафтных нарушений в местах концентрации транспортных средств (участки автомагистралей, автомобильные тоннели, мосты и путепроводы, карьеры, предприятия по переработке автотранспортных отходов). Разработка экологически безопасных методов и технологий сбора и утилизации автотранспортных отходов.
  • Изучение перспектив использования биотехнологий для решения экологических проблем автотранспортного комплекса. Создание элементов теории биоаналогий и биоэталонов транспортных объектов и технологий.
  • Решение вопросов безопасности жизнедеятельности и охраны труда на транспорте, создание нормативной базы для целей сертификации производственных объектов автомобильного транспорта на соответствие требованиям охраны труда и аттестации рабочих мест водителей автомобилей.
  • Снижение транспортного шума, электромагнитных полей от электротранспортных средств (электромобили, троллейбусы, трамваи) и транспортных потоков.
  • Снижение рисков возникновения и минимализации последствий чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера на транспорте, разработка мер по адаптации объектов транспортной инфраструктуры к изменениям численности.
  • Обеспечение устойчивости городских транспортных систем
  • Развитие велосипедного движения в городах, средств малой мобильности   

Информационное обеспечение и совершенствование методов уровневой подготовки по направлению «Техносферная безопасность».

Отражение научных проблем, решаемых кафедрой,  в тематике дипломных проектов и диссертаций выпускников