Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ) » Кафедра «Техносферная безопасность» | О кафедре


Кафедра «Техносферная безопасность» | О кафедре

 

Кафедра «Техносферная безопасность» (ТБ) МАДИ создана на базе кафедр «Промышленно-транспортная экология» и «Безопасность жизнедеятельности» в 2003 году и до 2006 года называлась «Инженерная экология».

Кафедра расположена на 2 этаже нового корпуса МАДИ (ауд. 205н – 216н).

Тел.: (499) 155-08-28, (499) 155-07-45, (499) 155-07-41 и (499) 155-08-07, тел/факс (499) 155-07-29, e-mail: ITE@ecology.madi.ru.

Заведующий кафедрой – д.т.н., проф. Юрий Васильевич Трофименко.

С 1995 года в МАДИ в числе первых вузов России открыта подготовка по специальности «Инженерная защита окружающей среды в автотранспортном комплексе» (ЗС). С 2011 года начата подготовка бакалавров по направлению «Техносферная безопасность», профиль «Инженерная защита окружающей среды», с 2013 года – магистров.

Кафедрой ведется подготовка аспирантов (с 1999 года), докторантов (с 2008 года).

Кафедра проводит набор абитуриентов на направление подготовки «Техносферная безопасность:

20.03.01 – академический бакалавр;
20.04.01 – академический магистр;
20.06.01, 05.06.01 – преподаватель-исследователь.

Преподаватели кафедры, в том числе 7 выпускников, ведут 27 дисциплин из 50 у студентов направления подготовки «Техносферная безопасность».

Студенты направления подготовки «Техносферная безопасность» проходят учебные и производственные практики на всех курсах, по окончанию которых проводятся студенческие конференции. К 4 курсу все студенты привлекаются к научно-исследовательской работе. Дипломное проектирование начинается с 7 семестра. Консультантами являются ведущие специалисты, в том числе преподаватели естественно-научных и общетехнических дисциплин.

Кроме того, кафедра проводит учебные занятия по курсам «Экология», «Безопасность жизнедеятельности», «Основы безопасности труда», «Управление в чрезвычайных ситуациях» со студентами всех направлений и специальностей МАДИ, консультирует студентов-дипломников всех направлений и специальностей по разделу «Производственная и экологическая безопасность».

У кафедры имеются средства на развитие научной и учебно-лабораторной базы, поддержку молодых преподавателей (ежегодный объём НИР, выполняемых кафедрой, составляет 2…4 млн. руб.). В состав кафедры входят 4 лаборатории, в том числе одна межкафедральная (совместно с кафедрой инженерной педагогики), учебно-исследовательский центр на Полигоне МАДИ. Материальная база для проведения учебного и научного процессов включает комплекс научных приборов и лабораторного оборудования для оценки различных видов загрязнения окружающей среды, автобусный тренажер, 22 современных компьютера, объединённых в локальную сеть с выходом в Интернет, оригинальное учебно-методическое обеспечение.

Основные научные проблемы, решаемые кафедрой:

  • Формирование критериев и количественная оценка экологической и дорожной безопасности транспортных объектов (транспортное средство, транспортный поток, объект производственной базы, участок автомобильной дороги, автодорожный тоннель, транспортная развязка, мостовой переход, предприятие по сбору, переработке автотранспортных отходов, участок урбанизированной территории с развитой дорожной сетью, автомобильный парк – дорожная сеть – территория региона и др.). Уточнение предельной численности автомобильного парка и интенсивности использования транспортных средств, нормативов озеленения урбанизированных территорий. Рекомендации по транспортной планировке урбанизированных территорий.
  • Разработка методик, компьютерных алгоритмов расчетной оценки и прогнозирования (диагностики) экологически значимых параметров одиночных транспортных средств, строительно-дорожных и коммунальных машин (СДКМ) и технологий восстановления их работоспособности. Уточнение экологических требований к транспортным средствам, СДКМ и объектам производственной базы автосервиса.
  • Методические и инженерно-технические проработки вопросов обеспечения высокого качества среды обитания (жизнеобеспечения) в салоне АТС, СДКМ. Разработка методов оценки экологической безопасности транспортных человеко-машинных систем управления – транспортных эргатических систем.
  • Разработка расчетно-экспериментальных методов экологического мониторинга наземных транспортных средств, транспортных потоков, парков машин и придорожных территорий. Уточнение требований к системе мониторинга транспортных загрязнений на урбанизированных территориях (размещение, достоверность анализа и прогноза). Разработка приборов, методического и математического обеспечения.
  • Разработка методов оценки, технологий (в том числе биологических) локализации и снижения ингредиентных, параметрических загрязнений и ландшафтных нарушений в местах концентрации транспортных средств (участки автомагистралей, автомобильные тоннели, мосты и путепроводы, карьеры, предприятия по переработке автотранспортных отходов). Разработка экологически безопасных методов и технологий сбора и утилизации автотранспортных отходов.
  • Изучение перспектив использования биотехнологий для решения экологических проблем автотранспортного комплекса. Создание элементов теории биоаналогий и биоэталонов транспортных объектов и технологий.
  • Совершенствование акустических характеристик транспортных потоков на улично-дорожной сети.
  • Решение вопросов безопасности жизнедеятельности и охраны труда на транспорте, создание нормативной базы для целей сертификации производственных объектов автомобильного транспорта на соответствие требованиям охраны труда и аттестации рабочих мест водителей автомобилей.
  • Методические вопросы разработки и реализации целевых научно-технических программ обеспечения экологической и дорожной безопасности АТК.

Информационное обеспечение и совершенствование методов уровневой подготовки по направлению «Техносферная безопасность».