Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ) » Кафедра «Транспортная телематика» | О кафедре


Кафедра «Транспортная телематика» | О кафедре

 

Кафедра была основана в МАДИ в 2001 году. Основной предпосылкой к формированию в ведущем транспортном Вузе страны данного самостоятельного научно-образовательного структурного подразделения явилась объективная необходимость реализации и совершенствования нового направления подготовки кадров для предприятий автомобильного, городского пассажирского и технологического транспорта (всех форм собственности), связанного с информационно-телекоммуникационными технологиями и функционированием автоматизированных систем управления транспортом.

Импульсом к созданию кафедры стало современное развитие прогрессивных технологий в странах с развитой автоиндустрией, а также повышение заинтересованности российских транспортников в развитии информационных и навигационных систем. Инициатива по созданию кафедры транспортной телематики в МАДИ принадлежит доктору технических наук, профессору Власову Владимиру Михайловичу, академику Международной академии информатизации и Российской академии транспорта, президенту Ассоциации транспортной телематики в России.

В.М. Власов руководит кафедрой с 2001г. по настоящее время. Основная деятельность В.М.Власова до создания кафедры была связана с работой в Отраслевой научно-исследовательской лаборатории диагностики автомобилей (ОЛДА) МАДИ. Лаборатория развивалась при кафедре «Эксплуатация автомобильного транспорта», под руководством известных ученых – д.т.н., профессора Георгия Васильевича Крамаренко и д.т.н., профессора Леонида Владимировича Мирошникова. В середине 70-х годов прошлого века при ОЛДА была создана мощная научная школа в области разработки методов, средств и технологий технической диагностики автомобилей, давшая дорогу в науку большому числу молодых ученых.

В ОЛДА МАДИ выполнялись исследования в области совершенствования организационно-технологического обеспечения производства ТО и ремонта автомобилей на предприятиях автомобильного транспорта. Полученные результаты использованы при разработке положений, руководств, методических указаний, утвержденных и принятых к внедрению в Министерствах автомобильного транспорта России и Украины, Мосавтотрансе, Главтюменьнефтегазе, а также при разработке ряда РДМУ Госстандарта.

На раннем этапе становления кафедры «Транспортная телематика», в структуру кафедры влилось одно из профильных направлений научной и учебной работы – транспортно-технологических роботов. В свое время, создание и развитие этого направления в МАДИ инициировалось выдающимся ученым, членом Международной Академии интеграции науки и бизнеса, доктором технических наук, профессором Владимиром Николаевичем Носовым.

Всю свою производственную и научную деятельность В.Н.Носов посвятил развитию отечественной науки. Его производственный стаж включал работу на оборонный комплекс страны. Долгое время В.Н. Носов руководил кафедрой «Транспортных роботов» в МАДИ, активно участвовал в научно-исследовательской и хоздоговорной деятельности института, пользовался большим авторитетом и уважением у студентов, сотрудников кафедры и вуза в целом.

По направлению транспортные роботы производилась подготовка специалистов специальностей «Многоцелевые гусеничные и колесные машины» и «Разработка и производство роботизированных транспортно-технологических средств». По данному направлению учебный процесс ведется по дисциплинам, связанным с робототехническими комплексами, конструированием бортовой аппаратуры, системами управления, датчиками, преобразователями, навигацией и технологическим зрением. Данное направление развивается на кафедре в тесном взаимодействии с инженерно-техническим учебным центром робототехники - ИТУЦР.

На современном этапе кафедра «Транспортная телематика» включила в себя одно из фундаментальных направлений научной и учебной деятельности института – направление промышленной электроники и автоматики. Основателем этого направления в МАДИ являлся лауреат Государственной премии, профессор, доктор технических наук Леонид Яковлевич Цикерман (кафедра промышленной электроники и автоматики в МАДИ была основана в 1962 г.).

Л.Я.Цикерман был не просто крупным ученым, круг его научных интересов охватывал самые разные области знаний (руководил кафедрой промышленной электроники и автоматики по 1984 г.). Он сделал очень много для развития в МАДИ новых направлений исследований, внедряя в учебный процесс новые дисциплины. Под его руководством был организован первый вычислительный центр МАДИ, впоследствии ставший самостоятельным подразделением, начата подготовка инженеров по автоматизации производственных процессов (впоследствии кафедра АПП). После решения правительства о необходимости подготовки специалистов по АСУ с 1972 г. Л.Я.Цикерманом была организована подготовка инженеров-системотехников (первый выпуск которых состоялся в 1976 г.). Это направление развивалось настолько успешно, что в 1981 г. появилась новая кафедра АСУ.

В 60-70-х годах коллективом исследователей под руководством профессора Л.Я.Цикермана совместно с кафедрой эксплуатации автомобильного транспорта, руководимой профессором Г.В.Крамаренко, были выполнены, в рамках государственного заказа, работы по автоматизации технологических процессов диагностирования автомобилей на АТП общего пользования. Разработанная аппаратура принята Государственной комиссией и рекомендована к применению на АТП. Ряд работ защищен авторскими свидетельствами и отмечен медалями ВДНХ СССР. С 1964 г., по данному направлению, под руководством доцентов Н.В.Морозовой и Н.М.Куликовской велись научно-исследовательские работы по созданию устройств для измерения тока бесконтактным способом.

В середине 70-х годов под руководством кандидата технических наук, доцента Геннадия Ивановича Асмолова (руководил кафедрой промышленной электроники и автоматики с 1991 по 2004 год, до объединения с кафедрой транспортная телематика) выполнены работы по автоматизации процесса копания грунта мощными скреперами с мотор-колесами. Результаты исследований вошли в рабочий проект электрооборудования скрепера типа ДЗ-67 с ковшом емкостью 25 м3 и электрической трансмиссией, опытная партия которого изготавливалась на Челябинском заводе дорожных машин им. Колгошенко. В настоящее время ведется работа по автоматизации рабочего процесса снегоочистителя, трубоукладочных и других машин.

По инициативе кафедры создана принципиально новая структура - Ассоциация транспортной телематики России. В рамках Ассоциации налажено активное взаимодействие с аналогичными организациями ведущих европейских государств, в том числе с Ассоциациями транспортной телематики в Чехии, Словакии и Италии. Ведется деловое общение с представителями, Финляндии, Норвегии, Испании и других стран.

«Приверженность» кафедры современным тенденциям подтверждается участием сотрудников кафедры (как преподавателей, так и магистров с аспирантами) в международных и российских конференциях по перспективным направлениям. Данная деятельность отмечена дипломами по направлению «Научные достижения МАДИ».

Практическое использование результатов научных исследований, проводимых на кафедре под научным руководством д.т.н, профессора В.М.Власова осуществляется в рамках реализации Федеральных целевых программ «Повышение безопасности дорожного движения в России», «Использование глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС в интересах гражданских потребителей», «Глобальные навигационные системы» и др.

В результате совместных работ МАДИ, НИИПАТ МАДИ, Минтранса РФ, ГУП «Мосгортранс», НПП «Транснавигация» кафедрой выполняется целый ряд научных исследований и опытно-конструкторских разработок, направленных на внедрение информационных, телекоммуникационных и навигационных технологий на автомобильном транспорте.

В качестве основных результатов научно-практической деятельности можно отметить успешное функционирование внедренной под руководством В.М. Власова автоматизированной системы диспетчерского управления для двух автобусных парков ГУП «Мосгортранс» и диспетчерских систем в более чем 20 городах России (Брянск, Краснодар, Сочи, Майкоп, Новокузнецк, Волгоград, Волжский, Сургут, Владимир, Орел, Саратов, Кемерово, Архангельск, Нижневартовск, Ярославль и ряде других городов), а также промышленную эксплуатацию автоматизированной системы мониторинга пассажиропотоков, эффективно функционирующей на всех предприятиях ГУП «Мосгортранс» г. Москвы. В этой связи получены Свидетельства об официальной регистрации (Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам РФ) на следующие научно-технические продукты: «Автоматизированная система диспетчерского управления городскими пассажирскими перевозками» и «Автоматизированная система мониторинга пассажиропотоков».

В свое время, создание кафедры стало своего рода «реакцией» института на современное развитие информационных и телекоммуникационных технологий и их реализацию в автотранспортной сфере, с учетом того, что в странах с развитой автоиндустрией понятие транспортной телематики используется довольно широко.

Большинство зарубежных, а в последнее время все больше и отечественных научных предприятий и компаний, работающих в сфере развития информационных технологий на транспорте следуют современным тенденциям, создают новые технологии, услуги, программные продукты, основанные на использовании технических средств телематики, беспроводных коммуникаций, спутниковой навигации, интранет и интернет-технологий. Учитывая стремительное развитие «мобильности» современного общества, данные технологии постоянно усложняются, интегрируются друг с другом, быстро растет и количество функций, доступных конечному потребителю – водителям автомобилей, автотранспортным предприятиям и структурам управления транспортом.

Соответственно, МАДИ, как профильный вуз, находится в курсе всех современных тенденций в области развития данных систем и основной задачей кафедры была и остается формирование научной и педагогической базы, основанной на сложившемся производственном потенциале, исследовательской деятельности и практическом внедрении автоматизированных систем управления транспортными комплексами. «Современность» затрагиваемых задач – это как раз то, что и привлекает на кафедру студентов, магистров и аспирантов.

Таким образом, на современном этапе можно однозначно утверждать, что научно-исследовательская и практическая деятельность кафедры в рамках функционирования собственной научной школы заслужила российское и общемировое признание.