Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ) » Кафедра «Производство и ремонт автомобилей и дорожных машин» | О кафедре


Кафедра «Производство и ремонт автомобилей и дорожных машин» | О кафедре

История создания кафедры

В МАДИ кафедра «Производство и ремонт автомобилей и дорожных машин» была организована в 1930 году.

Причиной тому явилась острая общественная потребность, продиктованная самой жизнью. Для успешного развития начавшейся автомобилизации страны в 30-х годах необходимо было развернуть массовую подготовку специалистов различного профиля и разного образовательного уровня, способных организовывать, эффективно руководить производством, овладевать современной технологией и удовлетворять требованиям общества при оказании соответствующих услуг.

С этой целью началась массовая подготовка специалистов для автомобильного производства, в том числе и инженеров, техников и рабочих для ремонтного производства.

Целью подготовки инженеров по этой новой для того времени специальности стало:

  • подготовка инженерных и научных кадров для ремонтного производства;
  • разработка теории восстановления машин и выполнение исследований, направленных на повышение эффективности ремонта автомобилей путем научно обоснованного выбора методов продления долговечности и оптимизации сроков службы машин;
  • разработка новых технологических методов, способов для ремонтного производства, передача передового опыта и оказание помощи ремонтным предприятиям в повышении их эффективности;
  • формирование технической культуры в области производства и ремонта машин в стране.

Основателем и первым заведующим кафедрой был назначен профессор, доктор технических наук Владимир Валентинович Ефремов.


В.В. Ефремов

Основателем и первым заведующим кафедрой был назначен профессор, доктор технических наук Владимир Валентинович Ефремов.

В 1932 г. опубликован учебник по ремонту автомобилей в двух частях, автором которого был профессор В.В. Ефремов.

Первая часть учебника посвящалась общим вопросам и технологии ремонта автомобилей, а вторая часть – методике технологического проектирования ремонтных заводов.

Большая группа научных работников различных организаций того времени, включая и преподавателей МАДИ, под руководством профессора В.В.Ефремова выполняла исследование по изучению отказов, вызываемых вследствие износа деталей, практически всех моделей автомобилей отечественного производства за полный срок их службы.

Коллектив кафедры во главе с основателем кафедры
профессором В.В.Ефремовым (1947 г.)

Наиболее важным вкладом в развитие проблемы ремонта автомобилей и учения о ремонте автомобилей явились результаты обобщения, которые профессор В.В.Ефремов оформил в виде первой в области ремонта машин докторской диссертации.

Докторская диссертация посвящалась методу построения номенклатуры ремонтов автомобилей по результатам изучения их износов, которую он успешно защитил в 1940 году.

Материалом для написания докторской диссертации послужили экспериментальные исследования автомобилей, которые он проводил в течение длительного времени в рядовых условиях эксплуатации в соответствии с их предназначением.

Исследования, выполненные под руководством профессора, д-ра техн. наук, засл. деятеля науки РСФСР В.В.Ефремова, имели исключительно большое влияние на развитие производственной базы автомобильного транспорта в нашей стране.

За короткий период времени была создана мощная индустрия по капитальному ремонту автомобилей, а затем и по ремонту автомобильных агрегатов, узлов и деталей, позволившая вместе с автомобильной промышленностью удовлетворять потребность страны в автомобильных средствах.

Благодаря широте охвата исследуемых вопросов и постоянной связи коллектива кафедры с производственными коллективами ремонтных заводов кафедра ПРАДМ МАДИ стала центром по решению актуальных проблем ремонтного производства.

В 1960 г. была организована на АРЕМЗе научно-исследовательская лаборатория, основной задачей которой являлось оказание помощи заводу по решению задач, связанных с проблемой улучшения качества ремонта двигателей и их основных деталей. Лаборатория была оснащена совершенным, уникальным оборудованием.

Руководство осуществлял д-р техн. наук, профессор Э.С.Финкельштейн.

На базе этой лаборатории была подготовлена докторская диссертация и несколько кандидатских диссертационных работ.

Особенностью этого периода являлось то, что основное внимание инженеров и научных работников сосредотачивалось на поиске эффективных технологических методов и разработке технологических процессов ремонта основных типовых деталей автомобилей первого, второго и третьего поколений.

При разработке технологических процессов ремонта деталей руководствовались главным принципом – сократить потребление запасных частей до минимума и уменьшить затраты на ремонт.


К.Т.Кошкин

С 1967 г. научной школой кафедры ПРАДМ МАДИ руководил профессор, доктор техни наук Константин Тимофеевич Кошкин.

Профессор К.Т.Кошкин начинал трудовую деятельность, будучи студентом МАДИ вечернего отделения, работая на 1-м АРЗе г. Москвы.

После окончания института был привлечен к работе на кафедре, где занимался научной работой.

В 1941 г. защитил диссертацию на соискание кандидата технических наук.

После войны продолжал работать на кафедре доцентом и активно занимался исследованиями в области технологии ремонта деталей.

Основное внимание он уделял совершенствованию технологической организации с целью улучшения качества ремонта деталей.

В конце 50-х годов опубликовал монографию, в которой впервые в области ремонта раскрыл особенности проектирования технологических процессов ремонта деталей, сформулировал основные принципы проектирования технологических процессов ремонта деталей, выполнение которых гарантировало достижение нормативного уровня качества.

Особенность нового подхода при разработке технологического процесса состояла в том, что необходимо было для каждого технологического процесса разрабатывать технологический маршрут ремонта детали аналогично тому технологическому маршруту, который разрабатывали при изготовлении детали.

В конце 60-х годов под редакцией профессора К.Т.Кошкина коллективом преподавателей кафедры ПРАДМ МАДИ был издан учебник для вузов по технологии ремонтного производства автомобилей.

Под руководством профессора К.Т.Кошкина подготовили диссертационные работы более двадцати аспирантов и соискателей.


Л.В.Дехтеринский

В 1972 г. руководителем научной школы ПРАДМ МАДИ стал профессор, доктор технических наук, заслуженный деятель науки и техники РСФСР Лев Владимирович Дехтеринский.

На кафедре была проделана большая работа по решению задач повышения качества и, прежде всего, были высказаны идеи, необходимые для обоснования целесообразности соответствующих мероприятий.

Поэтому настало время для обобщения и разработки методов решения оптимизационных технологических задач, задач технологической организации и принятия технических решений по результатам экономического анализа.

Такой научно-исследовательской работой были докторская диссертация профессора Л.В.Дехтеринского и его монография "Некоторые теоретические вопросы ремонта машин", 1970 г., учебники "Технология ремонта автомобилей", 1972 г., "Проектирование авторемонтных предприятий", 1980 г.; "Ремонт автомобилей", 1992 г. (под научной редакцией профессора Л.В.Дехтеринского).

Профессор Л.В.Дехтеринский подготовил более 40 кандидатов технических наук.

Вышеперечисленные работы позволили шире взглянуть на практику ремонта и проблемы на современном этапе развития ремонтного производства.

Тем самым была создана возможность раскрыть причинно-следственные связи проблемы качества ремонта с конструктивно-технологическим формированием объекта ремонта, техническим и организационным уровнем ремонтного производства, состоянием ремонтного фонда, хозяйственно-экономическим механизмом, действующим в условиях данного производства.

Этот период был знаменателен тем, что резко оживилась научно-исследовательская работа на кафедре.

Совместно с Министерством автомобильного транспорта РСФСР в 1975 г. была создана отраслевая лаборатория повышения качества ремонта автомобилей (ОЛКРА), которую возглавил выпускник кафедры, кандидат технических наук В.В. Чепелевский, научное руководство лабораторией взял на себя заслуженный деятель науки и техники РСФСР, профессор, доктор технических наук, Л.В. Дехтеринский.

Лаборатория была призвана формировать политику в области ремонта автомобилей и решать задачи, стоящие перед авторемонтными предприятиями РПО «Росавторемпром».


В.П. Апсин

С 1987 по 1995 гг. кафедру возглавлял кандидат технических наук, профессор Виталий Петрович Апсин - выпускник МАДИ, защитивший кандидатскую и подготовивший докторскую диссертацию на кафедре ПРАДМ

В этот период достижения научной школы кафедры получили дальнейшее развитие. Была создана учебно-исследовательская лаборатория гальваники. На полигоне института "закладывается фундамент" учебно-производственного центра капитального ремонта автомобильных двигателей. Открыт научно-исследовательский институт технологии ремонта машин (НИИТРМ). Основные достижения научной школы кафедры в этот период опубликованы в монографии "Моделирование процессов восстановления машин" (В.П.Апсин, Л.В.Дехтеринский, С.Б.Норкин, В.М.При-ходько. М.: Транспорт, 1996).

 


В.А. Зорин

С 1995 г. заведующим кафедрой является академик Российской Академии проблем качества, заслуженный деятель науки РФ, Заслуженный инженер России, почетный работник высшей школы, профессор, доктор технических наук В.А.Зорин.

В настоящее время преподаватели, научные сотрудники и аспиранты кафедры разрабатывают концепцию качества ремонта, требования к которому формируются рыночными отношениями между производителем и потребителем в условиях ограничения минимума затрат для реализации ресурса, запланированного заводом-изготовителем. Основное направление деятельности кафедры – обеспечение качества дорожно-строительных и транспортных машин на стадиях проектирования, производства, эксплуатации и ремонта.