Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ) » Кафедра «Логистика» | О кафедре


Кафедра «Логистика» | О кафедре

 

В знаменательный год 85-летия МАДИ кафедра «Логистика» встречает на пике свое развития. Выпускается первый поток студентов, обучаемых по направлению 38.03.02 «Менеджмент» уровень подготовки бакалавр по профилю «Логистика и управление цепями поставок» и последний поток студентов, обучаемых по специальности 080506 «Логистика и управление цепями поставок», уровень подготовки специалист-логист по профилю «Логистика в транспортных системах».

Состоялся первый выпуск магистров по направлению 38.04.02 «Менеджмент» профиль обучения «Логистика в транспортных системах» в том числе, впервые с использованием телемоста МАДИ - Университет „Отто-фон-Герике“, город Магдебург, Германия (ОфГУ) состоялась защита по специальной программе DOUBLE-DEGREE (двух дипломов).

На снимке вместе с Заведующим кафедрой, профессором Ф.Д. Венде, Анастасия Скворцова и Егор Репьев, первые в МАДИ магистры, защищающих свои диссертации по программе DOUBLE-DEGREE и получившие два диплома - от МАДИ и от Университета „Отто-фон-Герике“ города Магдебург, Германия.

Программа DOUBLE-DEGREE (двух дипломов) подготовки магистров в области логистики была учреждена 8 апреля 2013 г. во время государственного визита Президента РФ В.В.Путина в Федеративную республику Германия на открытии Ганноверской промышленной ярмарки (Hannover Messe 2013). С участием Министра образования и науки РФ Ливанова Д.В. был торжественно подписан Договор о разработке и реализации совместной образовательной программы подготовки магистров в области логистики между МАДИ и Университетом им. Отто-фон-Герике, г. Магдебург, ФРГ (ОфГУ). Договор был подписан ректором МАДИ, Членом-корреспондентом РАН Приходько В.М. и ректором ОфГУ Йенсом Штракеляном.

Ректор МАДИ В.М. Приходько, ректор ОфГУ Й. Штракелян и Заведующий кафедрой „Логистика“ Ф.Д. Венде

Магистранты, обучающиеся в МАДИ по программе «Логистика в транспортных системах» имеют возможность, без увеличения общей продолжительности обучения, получить как российский диплом магистра, так и диплом магистра немецкого университета по специальности «Инженер-экономист по логистике». Право получения двух дипломов (Double-Degree) имеется у студентов ОфГУ.

На кафедре «Логистика» осуществляется подготовка по программе послевузовского профессионального образования для обучающихся в аспирантуре по направлению 23.06.01 «Техника и технологии наземного транспорта» профиль (направленность) «Логистика в транспортных системах» с представлением диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук по специальности 05.22.01 «Транспортные и транспортно-технологические системы страны, ее регионов и городов, организация производства на транспорте».

Всего на кафедре «Логистика» обучается более 500 студентов.

На кафедре сегодня процесс образования обеспечивают 31 штатных и нештатных работников, среди них 6 докторов наук и 14 кандидатов наук.

Правительственная награда

Лауреаты премии правительства в области науки и техники Российской федерации, доценты кафедры „Логистика“ к.т.н. Ирина Еськова и к.т.н. Василий  Демин, который и является директором „Научно-образовательного центра по инновационным технологиям в логистике (НОЦ-ТЛ)“, МАДИ.

История создания кафедры берет свое начало с приказа № 1213 Министерства образования Российской Федерации от 25.04.2000 г. - «...о порядке проведения эксперимента по подготовке специалистов специальности 06.22.00 - логистика» и присоединения МАДИ к данному эксперименту.

Кафедра «Логистика» была образована на экономическом факультете МАДИ 9 сентября 2003 г. из преподавательского состава кафедр «Организация перевозок и управление на транспорте» им. Л.Л. Афанасьева и «Менеджмент и логистика» факультета управления.

С 2003-2004 учебного года кафедра была определена в качестве выпускающей по специальности 190200 (240100) «Организация перевозок и управление на транспорте». Для выполнения этой функции кафедре была передана часть плановой нагрузки кафедры «Менеджмент» по руководству дипломным проектированием. Была создана также самостоятельная ГЭК, состоящая, в основном, из специалистов кафедры «Логистика».

После получения в 2005 г. лицензии на образовательную программу по специальности 080506 «Логистика и управление цепями поставок» кафедра стала выпускающей по специальности «Логистика и управление цепями поставок».

Потребность в подготовке специалистов в области логистики диктуют современные экономические условия. Анализ деятельности предприятий транспортного комплекса Российской Федерации выявил необходимость обновления кадрового состава указанных организаций и повышения квалификации инженерно-технического персонала с направлением в область логистики.

Костяк кафедры образован на момент ее образования и в первые годы существования был сформирован профессорским составом: Герами Виктория Дарабовна, Коноплянко Владимир Ильич, Колик Александр Вениаминович, Майер Курт Альбертович.

Ученый потенциал кафедры был представлен в составе двух докторов технических наук и 9 кандидатов технических наук.

В.Д. Герами В.И. Коноплянко  К.А. Майер А.В. Колик В.Д. Волков

Научно-педагогическую платформу кафедры формировали и развивают  такие  ученые, как В.Д.Герами, В.И.Коноплянко, А.В.Колик, К.А.Майер, В.Д.Волков, А.Г. Некрасов, Ф.Д. Венде, В.И. Степанов, В.А. Демин, О.Н. Ларин, Д.Е. Енин, Ы.Э. Ташбаев

Под их руководством в МАДИ формировались следующие научные школы:

- Логистика транспортных систем

- Маркетинг и логистика

- Информационные технологии на автомобильном транспорте и в логистике.

В период 2003 – 2013 гг. кафедру возглавляла профессор, д-р. техн. наук Герами Виктория Дарабовна. Будучи выпускницей МАДИ (1978 г.), В.Д.Герами в является известным специалистом в области логистики пассажирских транспортных систем: ведущим экспертом ТАСИС по проекту «Наземный городской транспорт», разработчиком проектов Федеральных законов «Об основах государственного регулирования городского пассажирского общественного транспорта» и «Об общественном пассажирском транспорте», консультантом исследований Министерства транспорта РФ, Министерства финансов РФ и Всемирного банка по реформированию городского транспорта, сотрудником Центра стратегии и совершенствования управления транспортным комплексом Министерства транспорта РФ, членом рабочей группы в «Общероссийской открытой программе содействия реформам на общественном пассажирском транспорте», членом рабочей группы Департамента транспорта и связи г. Москвы, членом научно-технических советов Министерства транспорта Московской области и ГУП «Мосгортранс», членом диссертационного со¬вета ВАК РФ при МАДИ и ученого совета МАДИ, лектором по дисциплине «Логистика» отделения магистратуры экономического факультета МГУ, участником и докладчиком различных международных и российских профессиональных конференций и семинаров. Сегодня профессор В.Д. Герами заведует кафедрой ВШЭ.

Коноплянко Владимир Ильич в МАДИ с 1967 г. Направление деятельности - интеллектуальные транспортные системы, как продолжение многолетней работы над применением информационных технологий в сфере автомобильного транспорта. До прихода в МАДИ прошел путь изыскателя, мастера, прораба, старшего прораба (Киргизгипрострой Киргизская ССР, ДМСУ Казахская ССР). В качестве научного руководителя В.И.Коноплянко подготовил: 1 доктора технических наук и 13 кандидатов технических наук. Им опубликовано более 180 научных трудов, в том числе учебники, учебные пособия, монографии, публикации в периодической печати и др.

Колик Александр Вениаминович окончил МАДИ в 1974 году. С 1979 г. по 1999 г. работал в Государственном научно-исследовательском институте автомобильного транспорта (НИИАТ), занимая должности от младшего научного сотрудника до заместителя директора института по научной работе. С 1999 г. по 2004 г. - на государственной службе в Министерстве транспорта Российской Федерации (руководитель Департамента экономики, заместитель Министра). Имеет ряд правительственных наград, звания «Почетный автотранспортник», «Заслуженный работник транспорта Российской Федерации».

Майер Курт Альбертович до прихода в МАДИ работал в крупных научно-исследовательских институтах Госстроя СССР и Минсельстроя СССР. В 1980-1990-е гг. с его непосредственным участием были выполнены крупные разработки по комплексному транспортному обслуживанию строительства и новому хозяйственному механизму на транспорте и в строительстве. В этих работах еще в те годы были использованы принципы логистики, позволяющие взаимоувязать работу всех участников процесса строительства и оценивать их деятельность по единому конечному результату. Эти работы отмечены медалями ВДНХ и премиями Госстроя СССР. Профессор К.А. Майер является ведущим преподавателем по дисциплине «Маркетинг» на ФПК МАДИ, в РГГУ и филиале Санкт-Петербургского института внешнеэкономической деятельности, экономики и права. В качестве научного руководителя К.А.Майер подготовил 2 кандидатов технических наук.

Волков Валерьян Денисович до прихода в МАДИ работал в крупных конструкторских бюро и научно-исследовательских институтах: ЦКБ Машиностроения (1961-1983гг.), ВНИИ прикладных автоматизированных систем ГКНТ и АН СССР (1983-1990гг.), Ассоциация пользователей электронной передачи информации – ПЭПИ (1991-2003гг.), АНО “Центр стратегии и совершенствования управления транспортным комплексом” (2003-2005гг.). Системный аналитик, автор более 100 научных трудов и изобретений, канд. техн. наук, доцент. На педагогической работе с 1975г. (по совместительству, переподготовка кадров). Работает на кафедре с 2007г.

В 2010г. в Диссертационном совет МАДИ Волков В.Д. защитил докторскую диссертацию на тему «Системно-операционные основы информационной и транспортной логистики в мультимодальных и международных перевозках» по специальности 05.22.01 «Транспортные и транспортно-технологические системы страны, её регионов и городов, организация производства на транспорте». Ведет активную учебную учебно-методическую и научную работу на кафедре по направлению управления цепями поставок с бакалаврами, магистрами и аспирантами.

С 2013 года кафедру «Логистика» возглавляет к.т.н., проф. Венде Франк-Детлеф. Выпускник МАДИ с красным дипломом, который успешно защитил в МАДИ кандидатскую диссертацию. Проф. Венде прошел путь (с1966 по 2006 гг.) от слесаря до Генерального директора (с 1994 г.) на самом крупном машиностроительном концерне восточных земель Германии (30.000 сотрудников, 13 заводов).  Работал при этом конструктором - исследователем (с 1979 г.), руководил отделом “Исследование и разработка новой техники” (с 1983 г.), отвечал в качестве Заместителя Генерального директора (с 1987 г.) и как Генеральный уполномоченный (с 1990 г.)  за сбыт продукции концерна, а в 1994 г. был выбран Генеральным директором.

С партнерами создал (1997 г.) машиностроительный завод в Шанхае (сегодня около 400 сотрудников), который является со своей продукцией в настоящее время  лидером на рынке Китая.

В 2007 г. был приглашен руководством концерна „РосТех“в автопром России. Работал советником президента АвтоВАЗа, Генеральным директором концерна “АвтоКомпоненты” (27.000 сотрудников, 7 заводов), членом правления УК “Объединенные Автомобильные Технологии”.

Во всех должностях Венде Ф.Д. тесно был связан с логистикой, решал множество вопросов по логистики в том числе совсем не одинарных. В 2000 г. был приглашен советником института „Заводское планирование и автоматизация“ общества прикладных исследований им. Фраунгофера - один из лидеров по логистике в Германии. В этом качестве возобновил отношения с МАДИ, особенно с кафедрами „Менеджмент“ и „Логистика“.

Венде Ф.Д. – один из создателей в МАДИ в 2013 г. Научно-образовательного центра инновационных технологий в логистике (НОЦ-ТЛ) в составе факультета логистики и общетранспортных проблем. Учебно-научными целями создания НОЦ-ТЛ является формирование платформы кафедры, нового качественного уровня логистики, в том числе и логистики в транспортных системах. На базе НОЦ-ТЛ предстоит решать комплекс задач, связанных с подготовкой кадров в области логистики на основе сотрудничества с высокотехнологическими компаниями и экспертами международного уровня, проведением научных исследований и разработкой консалтинговых проектов, соответствующих мировому уровню.

Образовательный процесс на кафедре „Логистика“ всегда соответствовал потребностям автодорожной отрасли.

Первый выпуск кафедры (одна группа специалистов) по специальности 080506 «Логистика и управление цепями поставок» состоялся в 2009 году и их выпуск постоянно нарастал до 2015 года (3 группы).

«Болонский процесс» не обошел стороной и кафедру «Логистика», с 2011 года начата подготовка бакалавров по направлению «Менеджмен» профиль (специализация) «Логистика и управление цепями поставок», а с 2013 года – подготовка магистров по направлению «Менеджмент»  профиль (специализация) «Логистика в транспортных системах».

Основной объем обучения теперь на кафедре сосредотачивается на подготовке бакалавров и магистров. В 2015 г. были выпущены первые бакалавры и магистры.

В целом коллектив кафедры «Логистика» постоянно работает над повышением качества учебного процесса, вводя целый ряд новых дисциплин с целью подготовки высококвалифицированных кадров, которым приходится работать в совершенно новых рыночных условиях хозяйствования.

Логисты могут продуктивно работать и в отраслях народного хозяйства, связанных с автомобильным транспортом, решая множество разноплановых задач. Инженер, владеющий современным логистическим инструментарием, способен организовать и обеспечить эффективную работу производственных, обслуживающих организаций на всех технологических уровнях деятельности.

Эффективная работа, авторитет кафедры, качество образования сказались и на количестве студентов. Студенты, окончившие университет по специальности «Логистика и управление цепями поставок», получают квалификацию «логист».

Их подготовка ведется по следующим основным  дисциплинам: логистика снабжения, логистика производства, логистика распределения, логистика складирования, управление цепями поставок, управление логистическими  рисками в цепях поставок, управление проектами в логистике, управление запасами в цепях поставок, транспортировка в цепях поставок, контроллинг логистических систем, интегрированное планирование цепей поставок, информационные системы и технологии в логистике и управлении цепями поставок.

На старших курсах предусмотрена специализация, включающая дисциплины: логистическая инфраструктура в транспортных системах, бизнес-планирование транспортных организаций, безопасность в транспортных системах, логистика городских транспортных систем,  экологическая экспертиза ОВОС и сертификация, организация коммерческой деятельности, программирование и основы алгоритмизации, стандартизация и сертификация на транспорте, транспортная телематика, экономические аспекты в логистике.

Спрос на выпускников по данной специальности был очень высоким и продолжает возрастать. Это подтверждается, в частности, показателями количества заявлений, подаваемых абитуриентами при поступлении в институт.

В рамках своего профиля (логистика, маркетинг, менеджмент) кафедра участвует в подготовке студентов четырех факультетов: «Экономического», «Управления», «Автомобильного транспорта», «Конструкторско-механического», по следующим специальностям: «Экономика и управление на предприятии (на транспорте)», «Экономика и управление на предприятии (в строительстве)», «Мировая экономика», «Организация перевозок и управление на транспорте», «Организация и безопасность движения», «Автосервис и телематика», «Менеджмент высоких технологий».

Кафедра занимает лидирующее место по количеству обучаемых студентов в составе созданного в МАДИ Факультета логистики и общетранспортных проблем - более 500.

С 2011 года в рамках факультета кафедра активно участвует подготовке специалистов по направлению  080115.65 «Таможенное дело» специализация «Таможенная логистика».

В то же время ряд преподавателей кафедры принимают участие в работе ИПК МАДИ.

Кафедрой ежегодно выпускается сборник научных трудов под постоянным названием «Логистика и транспорт». В период 2004-2015 гг. в сборниках кафедры опубликовано около 200 научных статей преподавателей, аспирантов и студентов.

За период с 2004 по 2015 год защищены 12 кандидатских диссертаций (Асташкин В.А,, Дауэнгауэр Н.А., Гомоненко Ю.В., Зенченко Е.А., Франк С.О., Сомов А.Л., Кондратьев А.В., Соколов Е.Г., Вохмин В.И., Еськова И.А., Адиев Х.А., Косарев А.С.).

Помимо педагогической работы на кафедре «Логистика» проводился значительный объем научно-исследовательских работ для таких производственных организаций, как Министерство транспорта РФ, транспортные организации г. Москвы и Московской области, а также ряд хоздоговорных работ, на кафедре разрабатывается ряд инициативных научно-исследовательских проектов, ориентированных на последующее их внедрение в производство.

Внешняя деятельность сотрудников кафедры представлена также активным участием в различных семинарах и конференциях, в том числе и за рубежом.

Год 85-летия МАДИ кафедра «Логистика» встречает на подъеме. Структура научно педагогических кадров (штатных и нештатных) общей численностью около 30 человек включает 4 доктора технических наук, доктора экономических наук, доктора физ-мат наук и 14 кандидатов технических, экономических и других смежных наук.