Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ) » VII съезд Общероссийского профсоюза образования


Профсоюзная организация работников МАДИ | VII съезд Общероссийского профсоюза образования

VII съезд Общероссийского профсоюза образования


27 марта в Москве состоялся VII съезд Общероссийского профсоюза образования. В работе которого приняли участие более 300 делегатов и гостей из всех субъектов Российской Федерации, депутаты Государственной думы Российской Федерации, представители Международного объединения профсоюзов работников образования и науки и Интернационала образования. На съезде были подведены ключевые итоги работы организации за прошедшее пятилетие, обсуждена социально-экономическая ситуация в системе образования, озвучены планы развития организации до 2020 года.

Председателем Общероссийского Профсоюза образования была единогласно избрана Галина Ивановна Меркулова.

Отчёт о работе и документы VII Съезда Общероссийского Профсоюза образования будут опубликованы на сайте ЦС Профсоюза и в газете "Мой Профсоюз" в ближайшее время.

 

Выступление на съезде председателя МГО Профсоюза М.А.Ивановой

Уважаемые делегаты!

Для каждого из нас отчетно-выборная кампания - это время размышлений, оценки успехов и неудач, достижений и недостатков, время выводов и формулирования задач.

В этом смысле пройденный нами пятилетний путь требует серьезного осмысления. За последние годы изменения в системе образования не просто многократно ускорились, но и приобрели совершенно иной, в каких-то моментах необратимый характер, подкрепленный законодательно (44-ФЗ, 273-ФЗ, указы Президента и так далее), организационно (реструктуризация, оптимизация сети и штата), методически (стандарты, новые порядки аттестационных процедур), в некотором смысле и финансово (подвижки в заработной плате, финансовой самостоятельности образовательных учреждений). С пре-вращением образования в образовательную услугу многие задачи трансформировались, социальные роли, прежде всего, педагогов, изменились. Оценка происходящих процессов и их результатов и последствий неоднозначна.

Произошел пересмотр подходов к оценке качества работы образовательных учреждений, педагога, настойчиво зазвучало слово "эффективность".

Для профсоюза, для всех нас это было время серьезного сосредоточения усилий, так как вместе с реформами пришло напряжение в коллективах, сокращение педагогов, аутсорсинг и интенсификация труда. На первое место вышли вопросы не только и не столько заработной платы, сколько боязнь потери рабочего места.

Во внешней профсоюзной среде, в профсоюзном движении в целом мы наблюдали тенденцию сокращения численности, дальнейшее ослабление позиций профсоюзов, результативности их работы.

В нашем профсоюзе с этим вроде бы все благополучно. Однако крупные территориальные профсоюзные организации, прежде всего мегаполисов, тревожит сокращение численности. Думаю, объяснение, скорее всего, в масштабе, скорости, цене реформ. Если сегодня предложить каждой профсоюзной организации, как это фактически произошло в Москве, пройти реорганизацию своего учреждения и самой профсоюзной организации, пройти вновь процедуру сбора заявлений об удержании профсоюзных взносов, то сколько первичек пройдет этот тест на 100%?

Происходящие процессы заставляют оценивать перспективы: каковы они, что ждет впереди? Снижение численности? Очень вероятно. Осложнение ситуации с оплатой труда в условиях сегодняшнего кризиса? Вполне прогнозируемо. Повышение требований к работникам, недружелюбное реформирование трудового, пенсионного законодательства? Ожидаемо. Рост напряженности и неудовлетворенности членов профсоюза? Возможно. Поэтому, на мой взгляд, мы должны сегодня думать не просто о работе профсоюза, развитии его деятельности, а об антикризисной программе, которая опередит негативные тенденции. Думаю, убаюкивание себя определением, что наш профсоюз "динамично развивается" было бы не просто неправильным, но и опасно не- дальновидным. Поздно планировать битву, когда враг уже у порога, надо предвидеть и противостоять рискам и угрозам, которые нас поджидают.

У нас есть очевидные преимущества: стабильность, структура, признание социальных партнеров, поддержка учительства и вузовской общественности, авторитет в глазах власти. И все же, мы должны стать другими - не отставать от решений власти, не уступать другим, на самом деле гораздо более слабым, но более крикливым общественным собратьям, стремящимся потеснить нас. Мы должны опережать тех, кто старается занять нашу нишу, называя себя альтернативными профсоюзами (профсоюзы «Учитель», «Университетская солидарность» и прочие), и рассматривать возможность тактического, а, может, и стратегического альянса с общественными организациями, которые работают по нашим направлениям (ОНФ, Педагогическое собрание, ассоциации педагогов).

Пять лет назад они не представляли угрозы, но теперь и в перспективе на фоне растущего напряжения и конфликтов мы не можем игнорировать надвигающейся конкурентной борьбы. Выиграть же ее можно только при наличии стратегии, учитывающей возможные риски и угрозы, сильного и жизнеспособного первичного звена - ППО и широкого информационного поля как внутри профсоюза, так и в обществе.

На мой взгляд, победа в этой борьбе будет решаться на поле первички. Какую бы мы стратегию ни приняли и тактику ни наметили, без ее участия, они будут обречены.

А отсюда должны следовать решения о подборе и мотивации кадров председателей, их гарантиях и защищенности, их обучении и информировании. Без формирования единства целей, формирования профсоюзной корпоративной культуры, воспитания приверженности делу мы не сможем выиграть. Председатель первички - главная фигура в профсоюзе. (Почти цитата из Ельцина.) На него ложится главная смысловая нагрузка и ответственность, то, чего сегодня многие наши председатели не ощущают. И мотивация членов его коллектива на участие в нашей организации зависит в первую голову от председателя первички, с нашей помощью, конечно. Кстати, я считаю, что это главная задача на сегодняшний день.

Главная задача для первички - перестать быть только центром культурно-массовой работы, островком благополучного микроклимата. Ею должны решаться вопросы реального участия в управлении учреждением, вопросы, связанные с производственной деятельностью, развитием образовательного учреждения. Посмотрите на содержание статей Трудового кодекса: как много прав дано ППО и как немного мы эффективно реализуем.

Несомненно, нам, председателям ТПО, нашим комитетам приходится работать в сложных условиях, но куда больше трудностей испытывают первички. Наши общие усилия должны быть направлены на создание условий и стимулирование их деятельности.

Не решить указанные проблемы и без новых рычагов воздействия - пересмотра структуры профсоюзных организаций, введения института уполномоченных (координаторов), наделенных определенными полномочиями и статусом, создания сетевого взаимодействия, представления новых успешных практик на базе стажировочных площадок, введения элементов эффективного управления человеческими ресурсами. Причем надо остерегаться "рейтингования" профсоюзных организаций, понимая субъективность этого оценочного инструмента и разные условия работы организаций.

Сейчас на первый план выходят задачи делового взаимодействия с руко-водителями (может быть, участие в создании ассоциаций работодателей), приведения в систему повышения квалификации профсоюзных кадров, усиление работы с молодыми педагогами, развитие информационных систем профсоюза, расширение возможностей привлечения дополнительных средств из различных источников. Председатель профсоюзной организации не должен уступать в знаниях, информированности, убежденности и аргументированности своему социальному партнеру, а первичка должна иметь и активно использовать современные технологические и информационные ресурсы.

Развивающаяся организация - это организация, способная к постоянным изменениям. Таким должен быть наш профсоюз! Тогда он будет действительно сильным, успешным и авторитетным. И следующие пять лет - это снова наш шанс.