Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)  Кафедра «Русский язык для иностранных граждан» | История кафедры

Кафедра «Русский язык для иностранных граждан» | История кафедры

 

В 2020 кафедра «Русский язык для иностранных граждан» отмечает свой 60-летний юбилей вместе с Подготовительным факультетом для иностранных граждан. В течение этого длительного времени кафедра выполняла важнейшую миссию по обучению иностранных граждан, приезжающих в нашу страну, русскому языку – языку их будущего образования. Тысячи иностранцев из самых разных уголков мира с благодарностью вспоминают своих учителей русского языка, которые помогали им произносить первые русские слова, рассказывали о новой стране, её людях, традициях, культуре. И сегодня наши бывшие выпускники, уже состоявшиеся как специалисты и добившиеся успехов у себя на родине, приезжая в Россию, хотят снова встретиться со своими преподавателями и выразить им свою признательность. В настоящее время кафедра видит свою задачу в том, чтобы сохранять и модернизировать уникальные традиции научной и методической школы и продвигать их на межвузовском и международном уровне.

Кафедра русского языка подготовительного факультета для иностранных граждан МАДИ была создана 10 сентября 1960 года. Ее целью стала подготовка иностранцев, приезжающих в Россию, к получению высшего образования на русском языке в различных вузах России.

Основная научно-методическая работа кафедры всегда была направлена на повышение эффективности и совершенствование учебного процесса, на формирование и развитие принципиальных положений методики преподавания русского языка как иностранного (РКИ).

В первые годы кафедру возглавляла доцент Елена Ивановна Василенко (1960-1962 гг.). В эти годы перед кафедрой стояла задача создания принципиально новых учебников и учебных пособий по русскому языку, так как ни один из учебников, существовавших в стране, не подходил для работы с иностранными учащимися, не владеющими русским языком. Одновременно происходило становление новой методики – методики преподавания русского языка как иностранного, научно-теоретическое обоснование которой складывалось в непосредственной связи с развитием практической стороны учебного процесса, что требовало создания новых учебных пособий в соответствии с базовыми теоретическими положениями лингвистики, психологии, методики преподавания иностранных языков и русского языка в национальной школе. Это был период тщательного отбора языкового и грамматического материала, написания учебников и учебных пособий с учетом методической концепции РКИ, которая в те годы опиралась на лингвистическую теорию Л.В. Щербы и рассматривала овладение иностранным языком как сложный процесс, в котором выделялось первоначальное осознание языкового материала, особенностей языковой системы, а затем последующее формирование и развитие спонтанной речи.

Как правило, все учебники, по которым работала кафедра, создавались непосредственно ее преподавателями, обобщавшими свой практический опыт и находившими подтверждение ему в научно-теоретических положениях. Было создано "Учебное пособие для студентов-иностранцев подготовительного факультета" (И.И.Рафаева, А.С.Беляйкина, А.К.Лайко, Е.И.Митрошина, И.Н.Хлебникова, М., МАДИ, 1962), затем "Практический курс русского языка", учебное пособие для студентов-иностранцев, ч. 1, 2 (И.И.Рафаева, В.Б.Бычевская, И.С.Шершова, М., 1963).

Новые направления в работу кафедры внесла заведующая кафедрой, доцент Елена Павловна Хераскова (1963-1969 гг.). В этот период основным направлением научно-методической работы кафедры стала межпредметная координация кафедр русского языка и общетеоретических дисциплин, что связано с пониманием того, что работа над научным стилем при изучении русского языка является необходимым условием подготовки студентов для занятий в вузе. Была создана специальная межкафедральная комиссия по координации, которую в разные годы возглавляли Л.А.Попова, Г.Т. Прохоркова, Л.С.Раскина. Изучение научного стиля русского языка должно быть интенсивным и начинаться сразу после прохождения вводно-фонетического курса. Комиссией был подготовлен ряд методических разработок по научному стилю речи, готовящих студентов к восприятию общетеоретических дисциплин, изучаемых на подготовительном факультете. В создании таких пособий принимали участие преподаватели русского языка и преподаватели-предметники. Первым пособием по научному стилю речи стал "Сборник текстов и упражнений по математике, физике, химии и черчению" Л.А.Поповой (МАДИ, 1962) для занятий на уроках русского языка. Позднее Л.А.Поповой, Н.Ф.Сафьяновой, Н.И. Курлянской был подготовлен "Сборник научно-технических текстов и упражнений" (МАДИ, 1965).

Приход на кафедру нового руководителя, доктора филологических наук, профессора Валерия Васильевича Иванова (1969-1973 гг.), крупного ученого-лингвиста, ознаменовал движение кафедры вперед. В.В. Иванов уделял большое внимание подготовке научных кадров, поощрял написание преподавателями кандидатских диссертаций.

В последующие годы кафедрой руководили доценты Вячеслав Игоревич Красных (1973-1976 гг.), Нина Степановна Власова (1976-1981, 1985-1992 гг.), Инесса Александровна Симонова (1981-1985 гг.). Созданные в те годы пособия позволили обеспечить учебный процесс необходимыми учебными материалами. Важным направлением работы кафедры оставалось исследование специфики научного стиля речи, разработка методики обучения студентов восприятию, репродуцированию и продуцированию текстов научно-технического профиля. Кафедра одной из первых провела работу по изучению специфики языка науки, по лингвостатистическому анализу учебников физики, химии и математики для студентов первого курса; был произведен отбор языкового материала по научному стилю речи, необходимого и достаточного для понимания иностранными студентами материала по изучаемым предметам на разных этапах обучения.

Кафедра первой начала обучение иностранных учащихся слушанию и записи лекций, была разработана система обучения, которая нашла отражение в последующих работах. Доцентами кафедры Л.А. Поповой и Н.Ф. Сафьяновой было создано первое в стране «Пособие по русскому языку для студентов подготовительных факультетов инженерно-технического профиля. Научный стиль» (М.: Русский язык, 1979), рекомендованное Министерством высшего и среднего специального образования СССР в качестве учебного пособия для иностранных студентов. Целью пособия было помочь студентам-иностранцам овладеть синтаксисом научного стиля русской речи, подготовить к занятиям по общетеоретическим предметам на подготовительном факультете и чтению текстов по специальности на русском языке. Грамматический материал был представлен в виде языковых образцов линейной схемы предложения или словосочетания. В пособии были представлены различные типы высказываний: повествование, рассуждение, доказательство.

Доцент Н.Ф. Сафьянова на уроке русского языка в гуманитарной группе

Позже доцент кафедры Н.Ф. Сафьянова в соавторстве с Т.Е. Аросевой (Университет дружбы народов) и Л.Г. Роговой (Ленинградский политехнический институт) участвовала в написании "Пособия по научному стилю речи для подготовительных факультетов СССР. Технический профиль" (М.: Русский язык, 1980 г.), рекомендованного Министерством высшего и среднего специального образования СССР в качестве учебника для студентов-иностранцев. Пособие было дважды переиздано (1986 г., 1987 г.).

В рамках национально-ориентированного подхода в преподавании русского языка иностранцам были созданы следующие пособия: З.В.Бреденфельд "Вводно-фонетический курс русского языка (для вьетнамских студентов)" (М.: Русский язык, 1976); В.Н.Свешникова "Вводно-фонетический курс русского языка (для говорящих на французском языке)" (М.: Русский язык, 1977); Л.С.Раскина "Вводно-фонетический курс русского языка (для студентов, говорящих по-испански)" (М.: Русский язык, 1977). Эти учебные пособия неоднократно переиздавались. Кроме этих пособий была написана специальная работа по интонации Л.З.Мазиной "Система упражнений для обучения иностранцев русской интонации" (М.: Русский язык, 1989).

Одним из направлений научно-методической работы кафедры было использование технических средств обучения. Коллективом кафедры был создан учебный радиоцентр, постоянным руководителем которого была А.Г.Софьян. Ее радиокурс для подготовительных факультетов для иностранных граждан был опубликован в 1988 г. издательством "Русский язык" и использовался в работе с иностранцами во многих вузах страны.

Другим направлением работы кафедры было исследование проблем преемственности в обучении студентов-иностранцев подготовительного факультета МАДИ и кафедр русского языка основных факультетов московских вузов. В 1974-1977 гг. руководителем этой группы была кандидат филологических наук, доцент А.К Лайко. Результаты социологических исследований были учтены и использованы для совершенствования учебного процесса. Созданная позднее новая группа по проблеме преемственности в обучении студентов подготовительного и основных факультетов под руководством доцента Э.И. Ивановой главное внимание уделяла вопросу планирования в распределении учебного материала в зависимости от этапа обучения.

Большой период времени (1976-1981 гг., 1985-1992 гг.) коллектив работал под руководством кандидата филологических наук, доцента Нины Степановны Власовой.

В этот период на кафедре проводились исследования по следующим направлениям.

  • Учет реальных ситуаций общения в обучении русскому языку как иностранному. В конце 80-х годов назрела необходимость описать коммуникативные компетенции в разных видах речевой деятельности всех категорий учащихся. Изучением и каталогизацией ситуаций реального речевого общения студентов подготовительного факультета в социально-бытовой и социально-культурной сферах устной коммуникации занимались преподаватели Л.Г. Дьякова и Л.А. Лобанова под руководством Л.Б. Трушиной (Институт русского языка им. А.С. Пушкина). Отбор типовых речевых ситуаций послужил базой для нового учебника по русскому языку "День за днем", созданного кафедрой русского языка.
  • Активизация учебной деятельности студентов. Рядом преподавателей кафедры (О.В. Лихачевой, Н.Г. Груздевой, Н.А. Тимошиной и др.) разрабатывался метод активизации резервных возможностей личности применительно к практике преподавания русского языка как иностранного на подготовительных факультетах вузов России. Эксперименты показали, что обучение по интенсивному начальному курсу русского речевого общения способствует ускоренному вводу иностранных студентов в русское речевое общение в учебной, социально-бытовой и социально-культурной сферах.
  • Организация самостоятельной работы студентов. Проблемы целенаправленной организации самостоятельной работы иностранных учащихся во время обучения на подготовительном факультете разрабатывались И.А. Симоновой и Л.В. Казаковой. В результате проведенного анализа выяснилось, что значительная часть иностранных учащихся слабо подготовлена к самостоятельной учебной деятельности. Были выработаны соответствующие рекомендации для преподавателей по формированию у учащихся навыков самостоятельной работы (обучение рациональному планированию деятельности, работе с учебниками, словарями и т.д.) и для студентов (по месту, времени, характеру решаемых задач на основе имеющихся учебных материалов). Результатом явилось диссертационное исследование Р.Н. Бунеева: "Организация самостоятельной работы студентов-иностранцев при изучении русского языка" (1989), где исследуются основные проблемы самостоятельной работы иностранных учащихся при изучении грамматики русского языка, ее цели и задачи. Способы презентации языкового материала с целью развития умений учиться самостоятельно; разрабатывается типология упражнений, направленных на развитие навыков самостоятельной работы с языком. Результатом данного исследования явились "Методические указания для преподавателей" (1989), задача которых – показать необходимость работы с языковым материалом и предложить на его базе систему организации самостоятельной деятельности иностранных учащихся на начальном этапе обучения, опираясь на исследования психологов и дидактов.
  • Система работы над грамматическим аспектом языка. Коммуникативно-деятельностный подход в преподавании русского языка как иностранного вызвал необходимость в создании новой, коммуникативной системы подготовительных упражнений с грамматической направленностью. Подобные упражнения для учащихся подготовительных факультетов были разработаны Э.М. Винокурцевой. В основу классификации был положен характер мотивации речевых действий учащихся. Основные типы упражнений: игровые задания; упражнения, не носящие характера игры-соревнования, с использованием средств наглядности или словесных опор; упражнения комментирования; условно-речевые упражнения. Указанные типы упражнений, организованные в систему, обеспечивают устойчивый речевой навык, способный к переносу в новую ситуацию общения; позднее они легли в основу диссертационного исследования Э.М. Винокурцевой и были использованы в учебнике "День за днем".
  • Учет родного языка студента при обучении русскому языку. Категория учета родного языка студентов при коммуникативно-деятельностном подходе к преподаванию грамматики тесно связана с сопоставительным анализом процессов порождения речи. Преподавателями Н.А. Забаштой, Н.Н. Дыкиным, М.Ю.Величко исследовались явления русского языка в сопоставлении с испанским, дари, французским и были выработаны рекомендации, дающие учащимся возможность осознанно противостоять интерференции родного языка или языка-посредника, а также выработать навыки самоконтроля, провести необходимую коррекцию в соответствии с нормами русского языка. Результатами явились диссертационные работы Н.А. Забашты и Н.Н. Дыкина.
  • Эстетическое воспитание учащихся. Группой преподавателей (Т.П. Чеботарева, Т.М. Кедрова, Е.В. Шапошникова, С.Г. Байбароша) целенаправленно и планомерно проводилась работа по эстетическому воспитанию, направленная на то, чтобы затронуть не только ум, но чувства и эмоции студентов. Беседы и лекции о стране изучаемого языка строились с учетом личности самого преподавателя, его способности поддерживать эмоциональный настрой и интерес слушателей на протяжении всего занятия и проводились с использованием картин, слайдов, диафильмов, музыкальных фрагментов.

Результатом обобщения практического опыта преподавателей кафедры явилась коллективная монография "Практическая методика преподавания русского языка на начальном этапе" (М., Русский язык, 1990).

С 1992 г. по 1996 г. кафедру возглавлял кандидат педагогических наук, доцент Рустем Николаевич Бунеев. К этому времени произошли кардинальные изменения в характере контингента и условиях работы. На подготовительном факультете появились первые студенты, обучавшиеся на контрактной основе, кафедра постепенно становилась многопрофильным образованием и начала осуществлять подготовку иностранных учащихся не только для обучения в технических вузах, но и в медицинских, экономических, гуманитарных.

Продолжалась научно-методическая работа по следующим направлениям: совершенствование учебного процесса, координация работы кафедр факультета.

Был создан авторский коллектив под руководством Т. К. Орловой и совместно с кафедрой общетеоретических дисциплин был написан учебный комплекс "Русский язык - будущему инженеру", состоящий из книги для студента и книги для преподавателя. Для студентов-иностранцев медико-биологического профиля были разработаны и опубликованы учебное пособие "Будущему врачу" (Л.А. Попова, Р.Н. Бунеев; 1995 г.), "Методические разработки по обучению письму на материале научного стиля речи" (ч. I, II) (Г.В. Артемьева, Л.В. Казакова, М., МАДИ, 1997г.).

Доцент Г.В. Артемьева проводит занятия по русскому языку с группой иностранных студентов

Новые исследования лингвистов, психологов, методистов стимулируют постоянное развитие теории учебника и создание новых учебников и учебных материалов. Авторским коллективом под руководством доцента Э.И. Ивановой был создан новый учебный комплекс "Наше время", состоящий из трех частей (Русский язык. Курсы. 2010-2011). В отборе и презентации содержания учебника реализуются современные, теоретически обоснованные, коммуникативный и прагматический подходы к обучению языку.

Приоритетными в научно-методической работе кафедры в последние годы являются следующие направления:
  • функционально-семантическое описание современного русского языка в целях его преподавания как иностранного, прежде всего научного стиля русской речи. Этой теме посвящено диссертационное исследование И.А. Богомоловой «Интегрированное обучение научному стилю речи студентов – неносителей русского языка в вузах инженерного профиля» (2005)
  • разработка актуальных вопросов методики преподавания русского языка как неродного и русской литературы с учетом конкретных коммуникативных потребностей разных контингентов иностранных учащихся нашла отражение в диссертационных исследованиях Т.А. Филипской (2004), И.В. Шишкиной (2004)
  • проблемы взаимосвязанного обучения видам речевой деятельности в преподавании русского языка иностранным учащимся на начальном этапе. Асеевой М.А. защищена диссертация на эту тему и подготовлены "Методические рекомендации по работе с текстом для преподавателей русского языка как иностранного" (2004), где представлено систематические описание предлагаемой методики работы, основанной на широком использовании учебных комплексных заданий, каждое из которых совмещает действия по нескольким видам речевой деятельности.
  • исследование проблем межкультурной коммуникации в теории и практике преподавания русского языка нашло отражение в диссертационном исследованиях Т.Г. Колосовой "Формирование коммуникативных умений иностранных студентов в процессе профессионально направленной довузовской подготовки" (2004), М.Н. Кожевниковой «Адаптационная поддержка учащихся из КНР на этапе довузовской подготовки в высшей школе России» (2010).
  • исследование проблем профессиональной адаптации преподавателя русского языка как иностранного в техническом вузе (диссертационное исследование Н.Н. Алешичевой, 2009).

Кафедра активно участвует в работе Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ) и Российского общества преподавателей русского языка и литературы (РОПРЯЛ).

С анализом и обобщением имеющегося опыта работы, изложением результатов научных исследований преподаватели кафедры регулярно выступают на научно-теоретических и научно-практических конференциях в московских, российских вузах и за рубежом.

Проводимая преподавателями кафедры воспитательная работа, органично сочетаясь с учебным процессом, помогает иностранным учащимся успешно овладевать иностранным языком и способствует их активной адаптации к новой социокультурной ситуации.