Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ) » Подготовительный факультет для иностранных граждан | История факультета


Подготовительный факультет для иностранных граждан | История факультета

 

Подготовительный факультет для иностранных граждан МАДИ был образован в январе 1960 г. Наряду с аналогичными факультетами МГУ им. М.В. Ломоносова и РУДН он стоит у истоков создания системы довузовской подготовки учащихся, прибывающих из-за рубежа для получения высшего образования в нашей стране. В первые годы функционирования факультета иностранные учащиеся проходили здесь предвузовскую подготовку по инженерно-техническим и медицинским специальностям.


Г.Ф.Юдин 1961 - 1971г.

Начиная с 1970 г., все подготовительные факультеты в СССР стали специализироваться на определенном профиле подготовки, установленном Минвузом СССР. Специализацией подготовительного факультета МАДИ был установлен инженерно-технический профиль. С середины 70-х годов факультет с учетом его значительных достижений в разработке и внедрении современных методов преподавания был утвержден в качестве головного факультета инженерного профиля. Коллектив факультета стал оказывать большую научно-методическую, организационную и материально-техническую помощь родственным факультетам других советских, а также зарубежных вузов (в Афганистане, Никарагуа, Тунисе, на Кубе и др.) Преподаватели факультета работали и учили иностранных граждан во многих странах мира.

Большие перемены наступили на факультете в конце 1991 г., когда контингент иностранных студентов стал формироваться в значительной степени на коммерческой основе. Одна из главных составляющих этих перемен связана с введением многопрофильности довузовской подготовки.


В.А.Елизаров 1973 - 1982г.

В настоящее время на факультете могут обучаться иностранные учащиеся по 5 профилям: инженерно-техническому, медико-биологическому, естественнонаучному, экономическому, гуманитарному. До упразднения перечня государственных факультетов Минобрнаукифакультет входил в него одним из 30 государственных подготовительных факультетов России. По количеству учащихся он является одним из самых больших наряду с аналогичными факультетами МГУ, РУДН, СПбГПУ. Ежегодно здесь обучается от 230 до 330 студентов из более чем 44 стран мира, а общее количество выпускников уже превысило 15000 человек. Подготовительный факультет является коллективным членом Российского общества преподавателей русского языка и литературы (РОПРЯЛ), созданного в 1999 г.

Первым деканом факультета был доцент Засов Владимир Дмитриевич (1960-1961 гг.). Его последовательно сменяли: доцент Юдин Георгий Федорович (1961-1971 гг.), профессор Иванов Валерий Васильевич (1971-1973 гг.), доцент (впоследствии профессор) Елизаров Владимир Александрович (1973-1982 гг.), доцент Власова Нина Степановна (1982-1985 гг.), доцент Судьин Михаил Иванович (1985-1990 гг.). В 1990 г факультет возглавил доцент (ныне профессор, проректор по международным связям) Ременцов Андрей Николаевич, который в течении 18 лет возглавлял подготовительный факультет, с 2008 г. деканом является доцент Новиков Андрей Викторович.

Совместными усилиями деканов на протяжении более 50 лет формировалась и совершенствовалась существующая сейчас структура факультета. Она включает три кафедры: русского языка, общетеоретических дисциплин, страноведения (ранее называлась кафедрой общественных наук). Объем и содержание учебной и научной деятельности каждой из них изменялись в зависимости от контингента иностранных учащихся и задач, стоявших перед факультетом. В целом факультет представляет собой замкнутую систему по подготовке национальных кадров специалистов для зарубежных стран на довузовском уровне. На входе в эту систему находятся иностранные граждане, зачастую со слабой общеобразовательной подготовкой, а на выходе те же граждане, но уже с подготовкой, позволяющей им учиться по выбранной специальности и на выбранном уровне наравне с российскими гражданами. Данная система способна эффективно функционировать только при условии, что все три кафедры работают как единый механизм, нацеленный на решение совместными усилиями и в кооперации друг с другом общей задачи. Задача же в свою очередь варьируется в зависимости от направления подготовки:

  • к обучению на первом курсе вуза;
  • к обучению в среднем специальном учебном заведении;
  • к обучению в магистратуре;
  • к обучению в аспирантуре или прохождению стажировки.

М.И.Судьин 1985 - 1990г.

В учебно-методической, научно-методической и научно-исследовательской деятельности факультета на протяжении всей его истории прослеживаются два основных направления. Первое - проблемы подготовки национальных кадров специалистов для зарубежных стран в СССР (России) и других странах мира. Исторические, политические, экономические, учебные и воспитательные аспекты этого направления исследовались и многократно освещались в публикациях и выступлениях на научных конференциях профессорами В.А. Елизаровым, К.Х. Акмаевым, А.Н. Ременцовым, Ю.Е. Савельевым, А.Л.Кузнецовым, Т.К.Орловой и др.

Второе направление связано с методическо-педагогическими аспектами обучения зарубежных граждан. Новое качество этому направлению деятельности придало создание в январе 1995 г. Координационного совета центров довузовской подготовки иностранных граждан при Минобразования РФ, председателем которого был назначен А.Н. Ременцов. Совет, в частности, утверждает программы курсов, читаемых на подготовительных факультетах России, участвует в подготовке документов, регламентирующих обучение на них иностранных граждан, например, стандартов довузовского уровня образования и т.п. В разработке этих документов непосредственное участие принимают преподаватели подготовительного факультета МАДИ. Так, они самостоятельно или в составе рабочих групп из представителей разных вузов подготовили "Требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников факультетов и отделений довузовского обучения иностранных граждан (отраслевой стандарт)" по математике, физике, химии, черчению, информатике, страноведению, географии. Эти "Требования" были утверждены приказом министра образования в мае 1997 г. и являются в настоящее время документом, определяющим основу функционирования системы довузовского обучения. В дополнение к отраслевому стандарту был также утвержден приказом министра комплекс учебных и рабочих программ по дисциплинам довузовского обучения, разработанный коллективом факультета. В 2008 году был подготовлен проект «Требования к дополнительной довузовской подготовке иностранных граждан», который был представлен на согласование в Министерство образования и науки.


А.Н.Ременцов 1990 - 2008г.

Коллективом подготовительного факультета был разработан, а затем издан целый ряд современных базовых учебников и учебных пособий, большинство которых рекомендовано Министерством образования для использования на всех подготовительных факультетах России.

Среди них можно назвать учебный комплекс по русскому языку "Время" (переработан и переиздан, как «Наше время»), состоящий из трех частей (авторский коллектив под руководством Ивановой Э.И.), учебник русского языка "Радуга" (Забашта Н.А., Попова Л.А.),учебное пособие по страноведению "Из истории России ХХ века" (Ременцов А.Н., Кузнецов А.Л., Кожевникова М.Н.), "Тестовые оценочные средства по общетеоретическим дисциплинам довузовского курса подготовки иностранных граждан" (ответственные исполнители Ильенко Н.А., Никишин А.А., Васильева О.Н., Егорова С.П., Жовниренко Л.Е., Медведев А.А., Ромашова И.Н., Полевая Т.А., Блинова Т.А.), учебное пособие "Экономическая и социальная география. Место России в мире" (Кузнецов А.Л., Ременцов А.Н., Пронина М.Н., Шишкина И.В., Филипская Т.А.). Эти и другие работы были представлены в разные годы на выставках научных достижений МАДИ, в которых подготовительный факультет для иностранных граждан принимает участие с 2004 г.

Чтобы достичь должного результата обучения учащихся на подготовительном факультете от всех кафедр требуется определенный набор общих методических приемов, учитывающих прежде всего слабое или нулевое знание иностранцами русского языка при поступлении на учебу. Поэтому межкафедральная координация учебного процесса и научных исследований является непременным условием работы подготовительного факультета. Под координацией понимается установление целесообразного соотношения действий преподавателей русского языка и преподавателей других дисциплин. Она предполагает:

  1. Создание авторских коллективов из преподавателей русского языка и спецдисциплин, целью которых является написание совместных учебных и методических пособий, а также методических разработок по научному стилю речи. На подготовительном факультете таких изданий было более 25. Так, среди совместных работ преподавателей русского языка и общетеоретических дисциплин можно назвать учебный комплекс "Русский язык будущему инженеру" (Дубинская Е.В., Орлова Т.К., Раскина Л.С., Саенко Л.П., Подкопаева Ю.Н.); "Начальный курс по черчению" (И.И. Мазурова, С.И. Соболева); "Начальный курс по математике" (Н.А.Ильенко, Н.В. Матвеева, Л.С. Раскина). Среди совместных работ русистов и страноведов можно назвать: "Пособие по обучению языку дисциплин общественно-политического цикла (для подготовительных факультетов вузов СССР) " (М., 1987 г.), половину авторского коллектива которого составили преподаватели МАДИ (В.А. Давыдов, Е.В. Дубинская, Э.И. Иванова);учебное пособие "Основы экономической теории" (Пай Л.П., Федина О.Ф., 2001 г); учебное пособие "Из истории русской культуры" (Кузнецов А.Л., Кожевникова М.Н., Дмитрова И.И., Перелюбская О.С., «Русский язык.Курсы», 2007 г.); комплекс учебных словарей по курсам "Экономическая и социальная география" и "Основы экономической теории": русско-английский, русско-арабский, русско-вьетнамский, русско-испанский, русско-китайский, русско-монгольский, русско-французский (Рымова О.В., Федина О.Ф., Аскарова Д.А., Забашта Н.А., Кузнецов А.Л., Пронина М.Н., Свешникова В.Н. и несколько студентов - иностранцев, 2001 2005 гг.); сборник научных статей, посвященный 60-летию победы в Великой Отечественной войне (Савельев Ю.Е., Артемьева Е.П., Ременцов А.Н., Кузнецов А.Л., Касарова В.Г., Малькова Н.Е., Пронина М.Н. и др.), «История России» (Кузнецов А.Л., Савельев Ю.Е., Касарова В.Г., 2007г.).
  2. Проведение методических семинаров для преподавателей кафедр общетеоретических дисциплин и страноведения по ознакомлению их с основными положениями методики преподавания русского языка как иностранного, особенно научного стиля речи.
  3. Взаимопосещение занятий для обмена опытом.

Еще одним объединяющим моментом в деятельности всех кафедр факультета является использование преподавателями в учебном процессе иностранных языков.

С анализом и обобщением имеющегося опыта работы, изложением результатов научных исследований и зарекомендовавших себя методических приемов преподаватели факультета регулярно выступают на международных и российских научных конференциях.

За последние годы такие конференции прошли непосредственно в МАДИ, а также в МГУ им. М.В. Ломоносова, СПбГУ, СПбГПУ, РГПУ им. А.И. Герцена, РУДН, Федеральном Южном университете, Университете Левенбрау (Бельгия), Шанхайском университете иностранных языков (Китай) в других зарубежных и российских вузах. На этих конференциях было представлено более 200 научных докладов преподавателей подготовительного факультета. В 2008г. на базе подготовительного факультета было проведено всероссийское совещание деканов и проректоров по международным связям по вопросам развития и совершенствования деятельности подготовительных факультетов для иностранных граждан с участием представителей министерства образования. В 2007г. доклады Т.К. Орловой, А.Н. Ременцова, А.Л. Кузнецова, М.Н. Кожевниковой были включены в программу ХI конгресса Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ), состоявшегося в г. Варна (Болгария). В 2010г. в ХII конгрессе МАПРЯЛ г. Шанхай, Китай, принимали участие А.Н. Ременцов и А.Л. Кузнецов. Ежегодно на факультете издается сборник научных трудов «Международное образование и сотрудничество».

Успешная научно-методическая и научно-исследовательская работа всех трех кафедр подготовительного факультета для иностранных граждан принесла им заслуженный авторитет у коллег из других вузов Российской Федерации, а также высокую профессиональную оценку в государственных и общественных организациях, занимающихся международным научным и культурным сотрудничеством.

Подтверждением этого факта стало, в частности, избрание в ноябре 2004 г. декана факультета, профессора А.Н. Ременцова членом Правления Российского общества преподавателей русского языка и литературы (РОПРЯЛ), где ему была поручена координация научных исследований российских вузов в области довузовского обучения иностранных граждан на русском языке. Представители подготовительного факультета включались в состав официальных делегаций для участия в неделях русского языка и международных конференциях во Франции (2001 г.), Узбекистане (2002 г.), Германии (2002 г.), Японии (2003 г.), Бельгии (2005 г.), Украине (2007 г.), Египте (2006 г.), США (2007г.), Болгарии (2007, 2010 г.), Греции (2008 г.), Польше (2009, 2011 г.), Словакии (2010), Австрии (2010), Украине (2010), Китае (2011) где их работа получила положительные отзывы.

Преподавателями факультета выполнен ряд проектов по плану научно-исследовательских работ Минобразования РФ, научный руководитель профессор Ременцов А.Н., в том числе:

  1. «Разработка тестовых оценочных средств по общетеоретическим дисциплинам предвузовского курса подготовки иностранных граждан», 2001-2002 гг.; в рамках программы «Оценка качества образования, разработка средств и технологий тестирования».
  2. «Разработка научно-методического обеспечения функционирования международного образовательного центра», 2003 г. (по программе «Федерально-региональная политика в области образования»).
  3. «Разработка научно-методических основ комплексной многоуровневой профессионально направленной довузовской подготовки иностранных граждан в поликультурной образовательной среде», 2003 год.

В 2004 году по «Федеральной программе развития образования» выигран грант и начата работа над проектом «Нормативное, программное и организационное обеспечение функционирования международного образовательного центра».

В 2006 г. в рамках проекта «Разработка и внедрение единых унифицированных тестов по профильным дисциплинам довузовской подготовки иностранных граждан» было создано 9 учебных пособий по входному и итоговому тестированию, изданных в издательстве «Русский язык».

На базе факультета регулярнопроводятся международные научно-практические конференции, посвященные проблемам профессионально направленного обучения русскому языку иностранных граждан. В 2010 году такая конференция была проведена под эгидой РОПРЯЛ.

В 2011 году в связи с переходом российских университетов на двухуровневую систему образования (бакалавр / магистр) и внедрением новых стандартов обучения на факультете были переработаны все рабочие программы с учетом компетентностного подхода.

Положение о факультете