К 110-летию со дня рождения Л.Л. Афанасьева

26 августа 2022 г. исполняется 110 лет со дня рождения выдающегося ректора МАДИ, заслуженного деятеля науки и техники РСФСР, доктора технических наук, профессора Леонида Леонидовича Афанасьева.

Леонид Леонидович Афанасьев родился 26 августа (13 августа по старому стилю) 1912 года в Красноярске. Отец, Леонид Георгиевич Афанасьев работал бухгалтером в Красноярском акцизном управлении, мать, Надежда Ильинична Ильина – учительницей русского языка в одной из начальных школ Красноярска.

С 1920 года Леонид Афанасьев обучался в Красноярской 9-летней школе водного транспорта им. М.В. Фрунзе и окончил ее в 1928 году. Он хотел учиться дальше и поступать в высшее учебное заведение. Поскольку родители Афанасьева относились к категории «служащих», то по законам того времени, их сын при поступлении в вуз должен был иметь соответствующий трудовой стаж.

С 1927 года, в период летних каникул, Леонид начал работать по найму в качестве рабочего при землемере Землеустроительной партии. Летом 1928 года он участвовал в Ихтиологической экспедиции по обследованию рыбных угодий реки Оби, выполняя обязанности рулевого экспедиционного судна и рабочего при сборе гидробиологических материалов. После окончания экспедиции работал учеником в мастерских по ремонту судовых механизмов, поступил кочегаром на пароход «Владимир Ленин» Красноярского агентства речного пароходства и прослужил на нём навигацию 1929 года. По окончании навигации Афанасьев уехал во Владивосток и поступил в мастерские торгового порта. Во время пребывания в Морском торговом флоте он неоднократно бывал за границей, за хорошую работу был послан в продолжительную командировку в США, был избран председателем судового комитета и получил несколько премий и благодарностей.

В ноябре 1931 года Л.Л. Афанасьев был направлен на учёбу в Москву, где поступил на автомеханический факультет Московского автомобильно-дорожного института. Во время учёбы Л.Л. Афанасьев работал слесарем по ремонту автомобилей, шофёром, преподавателем автодела на различных курсах по подготовке и переподготовке шофёров.

С 1934 года Афанасьев начал активно работать в автомотоспорте, участвовал во всех мероприятиях Автомотоклуба СССР, был заместителем председателя автосекции. В 1936 году был приглашен на преподавательскую работу в Московский дорожно-механический техникум (МДМТ), где работал до начала войны.

В 1937 году был зачислен ассистентом в штат Московского института механизации и электрификации сельского хозяйства (МИМЭС с/х). Так началась его работа в высшей школе.

В 1937 году Леонид Афанасьев окончил институт, получив диплом инженера-механика автомобильного транспорта с отличием, поступил в аспирантуру на кафедру «Эксплуатация автомобильного транспорта». В июне 1940 года он защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата технических наук на тему «Производительность работы автомобильного парка при грузовых перевозках».

В апреле 1941 года в связи с угрозой нападения гитлеровской Германии на СССР Л.Л. Афанасьев по решению правительства вместе с группой преподавателей и студентов-выпускников МАДИ направляется на строительство аэродромов в Прибалтике. С начала войны он добровольно вступает в ряды Красной Армии.

Будучи командиром военно-дорожного отряда, зимой 1942-43 гг. Афанасьев принимает участие в обслуживании перевозок по «Дороге жизни» – дороге в Ленинград, проложенной по льду Ладожского озера. С осени 1943 года Л.Л. Афанасьев становится заместителем начальника отдела механизации дорожно-строительного управления Главного дорожного управления Советской Армии. В ноябре 1945 года Афанасьеву было выдано удостоверение о том, что он является автором проекта приспособления для перевозки тяжёлой дорожной техники средствами автотранспорта, в открытом конкурсе Главного дорожного Управления Красной Армии 1945 г. он получил премию отдела изобретательства Красной Армии.

В декабре 1945 года, демобилизовавшись из армии в звании инженер-майора, Леонид Афанасьев вернулся в МАДИ на кафедру «Эксплуатация автомобильного транспорта» на должность старшего преподавателя. В 1947 году Афанасьев получает звание доцента, в 1948 году становится деканом механического факультета, а в 1958 году – деканом факультета автомобильного транспорта. В 1960 году он защищает как диссертацию на соискание учёной степени доктора технических наук написанный им оригинальный учебник «Автомобильные перевозки».

В 1961 году Министерство высшего и среднего специального образования СССР назначает Л.Л. Афанасьева ректором МАДИ. В том же году ему присваивается учёное звание профессора. В период пребывания Леонида Афанасьева на посту ректора МАДИ (с 5 февраля 1961 года по 5 июля 1982 года) качественно изменяются в лучшую сторону буквально все направления деятельности института.

  • С 1967 года здание МАДИ становится пятиэтажным. Освобождение и надстройка (реконструкция) чердачных помещений по всему периметру здания института и создание новых хорошо оснащённых учебных аудиторий и лабораторий позволило резко увеличить эффективность учебного и научного процессов.
  • В 1974 году на полигоне МАДИ (34–й км Ленинградского шоссе) введена в эксплуатацию лаборатория кафедры дорожно-строительных машин, построен главный корпус, включающий в себя оборудование для проведения НИР. Всё это позволило превратить полигон в современный учебно-исследовательский центр.
  • В 1976 году введен в действие новый учебно-лабораторный корпус площадью 11 900 кв. м.
  • В 1978 году сдано в эксплуатацию одно из двух шестнадцатиэтажных зданий общежития на 982 места.
  • В это же время МАДИ стал одним из девяти вузов-пионеров, где началось развитие учебного телевидения. Кафедра дорожно-строительных материалов впервые использовала телевидение в учебном процессе.

И это лишь малая часть изменений. При Афанасьеве МАДИ общепризнанно занял место головного вуза автомобильно-дорожной отрасли народного хозяйства страны. Несомненно, развитие и достижения Московского автомобильно-дорожного института, получившие общественное и государственное признание (в 1980 году МАДИ был награждён орденом Трудового Красного Знамени), во многом обязаны руководству и личному вкладу «папы Лёни», как его с любовью стали называть студенты и сотрудники.

В 1965 году Афанасьев впервые в стране организовал на созданном по его же инициативе факультете «Организация перевозок и дорожного движения» (сейчас – факультет управления) кафедру «Автомобильные перевозки, организация и безопасность движения». В 1970 году по представлению ГАИ МВД СССР постановлением Совета Министров было принято решение о введении в рамках всей страны подготовки инженеров по организации и безопасности дорожного движения. Головным институтом был определён МАДИ. Начало июля 1978 года было отмечено знаменательным событием – состоялся первый выпуск в стране 48 дипломированных специалистов по организации и безопасности дорожного движения, лучшие из которых были направлены на работу в систему Государственной автомобильной инспекции, где успешно проявили себя.

Во время своей работы на должности ректора МАДИ Л.Л. Афанасьев продолжал активно участвовать в развитии советского и мирового автоспорта. В 1967 году он был избран председателем Федерации автомобильного спорта СССР, а с 1978 года являлся вице-президентом Международной федерации автоспорта (ФИСА). Афанасьев был активным членом редколлегии журналов «Автомобильный транспорт» (с 1950 г.), журнала «За рулём» (с 1970 г.), входил в консультационные советы зарубежных автомобильных журналов «Automobilismo & Automobilismo Industriale» (Италия) и «Тrаnsрогt Research» (США).

Опубликованные Афанасьевым научные труды, в количестве около 300 наименований, свидетельствуют об исключительной широте его научной эрудиции и большом вкладе, который он внёс в область эксплуатации автомобильного транспорта и, в частности, в науку об управлении автомобильными перевозками, организации и безопасности движения. На базе научных работ Афанасьева во многих научно-исследовательских институтах и вузах автомобильного профиля нашей страны сложились научные школы, которые ведут дальнейшую разработку его идей и предложений. Под  руководством Леонида Леонидовича Афанасьева около 50 соискателей и аспирантов защитили диссертации на соискание учёных степеней кандидата и доктора технических наук.

Л.Л. Афанасьеву дважды присвоены звания «Почётного доктора» – Будапештским техническим университетом (1976 г.) и Дрезденской Высшей школой транспорта и связи им. Ф. Листа (1982 г.). Он удостоен множества наград: 

  • два ордена Трудового Красного Знамени;
  • орден «Знак Почёта»;
  • медаль «За оборону Ленинграда»;
  • медаль «За победу над Германией»;
  • медаль «За Трудовую доблесть»;
  • медаль «За освоение целинных земель»;
  • почётное звание «Заслуженный деятель науки и техники РСФСР».

Коллеги всегда отмечали личные качества Леонида Леонидовича Афанасьева – его отзывчивость по отношению к своим товарищам по работе, постоянную готовность оказать помощь и уважительное отношение к точкам зрения других людей. Систематически, освободившись от ректорских забот, Афанасьев собирал всех аспирантов кафедры и заслушивал их сообщения о ходе учёбы и научной работы. Это были незабываемые часы воспитания научно-педагогических кадров и развития новой научной школы. Память об этом выдающемся человеке и великом учёном будет вечно жить в сердцах мадийцев и всех, кто сталкивался с Леонидом Леонидовичем Афанасьевым на своём жизненном пути.

На основе материалов А.М. Стахевича и Н.А. Троицкой (НТБ МАДИ)