Кафедра «Автомобильные перевозки» | История кафедры
История создания кафедры берет свое начало с 1964 г., когда была образована первая в отечественной высшей школе кафедра «Автомобильные перевозки и безопасность движения». В 1983 г. от кафедры отмежевалось направление безопасности и организации движения в самостоятельную кафедру, а в 1997 г. была создана кафедра «Управление на автомобильном транспорте».
В 2002 году кафедра стала называться «Организация перевозок и управление на транспорте». Кроме этого, в соответствии с наименованием выпускающей специальности и решением Ученого Совета Университета ей было присвоено имя Л.Л. Афанасьева.
В 2005 году кафедра получила новое и действующее до сегодняшнего дня название «Автомобильные перевозки».
Основоположниками научного направления автомобильных перевозок были выдающиеся профессора, доктора техн. наук Симон Робертович Лейдерман и Леонид Леонидович Афанасьев.
Создателем и первым руководителем кафедры «Автомобильные перевозки и безопасность движения» был доктор техн. наук, профессор Л.Л. Афанасьев - ректор МАДИ, крупнейший ученый, талантливый педагог, приложивший много сил для сплочения коллектива кафедры.
Леонид Леонидович Афанасьев родился в 1912 г. в Красноярске. В 1928 г. окончил Красноярскую школу водного транспорта. Начал работать с 1927 г. в качестве рабочего в ихтиологической экспедиции по обследованию р. Обь, затем работал кочегаром на различных судах Красноярского речного пароходства, участвовал в приемке закупленных в США пароходов. В 1931 г. был направлен райкомводом на учебу в МАДИ, который он окончил в 1937 г. с отличием. Обучаясь в институте, работал слесарем, шофером, преподавателем курсов шоферов, заведующим гаражом. После окончания института поступил в аспирантуру, совмещая должность ассистента кафедры «Эксплуатация автотранспорта». Защитил кандидатскую диссертацию в 1940 г. С 1936 г. по 1941 г. преподавал в Московском автодорожном техникуме, МАДИ, МАМИ, МИМЭ с/х г. Москвы, Академии коммунального хозяйства. С начала войны ушел добровольцем в армию начальником военно-дорожного отряда и заместителем начальника 4-го отдела ГДУКА (Северо-Западный фронт). Демобилизовался в 1945 г. в воинском звании «инженер-капитан». После войны вернулся в МАДИ на должность декана Механического факультета, где за свои необыкновенные человеческие качества получил у студентов звание «папа Леня». Работу в автомотоспорте начал с 1934 г. — участвовал во всех мероприятиях автомотоклуба СССР. В 1962 г. стал президентом автомобильной секции Федерации автомобильного спорта СССР и вице-президентом Международной федерации автомобильного спорта. С 1965 г. — Почетный член автомобильного клуба Франции. В 1960 г. защитил докторскую диссертацию. В 1961 г. утвержден в ученом звании профессора. Под его руководством закончили аспирантуру М.Н. Гилула, Г.И. Клинковштейн, В.Н. Кузнецов, Я.А. Ливьянт, С.Г. Плохов, А.И. Воркут, А.Б. Дьяков, А.И. Рябчинский, В.И. Коноплянко. Л.Л. Афанасьев стал ректором в 1960 г., а в 1965 г. также заведующим кафедрой и пробыл на этих должностях до последнего дня своей жизни. Написанные Л.Л. Афанасьевым труды издавались в нашей стране, в Польше, ГДР, Италии, Болгарии, Венгрии, Китае, Чехословакии и др. Наиболее известны его учебники для вузов «Автомобильные перевозки», «Эксплуатация автомобильного транспорта», «Эксплуатация автомобилей» и учебники для техникумов «Автомобильные перевозки», «Справочник автомобильного механика», «Автомобили — устройство, эксплуатация и ремонт» и др. Л.Л. Афанасьев удостоен целого ряда наград, в том числе награжден орденами Ленина, Октябрьской революции, двумя орденами Трудового Красного Знамени, Знаком почета, медалями «За оборону Ленинграда» и др. За свою плодотворную деятельность в высшей школе был удостоен звания заслуженного деятеля науки и техники РСФСР, Почетного доктора Будапештского политехнического университета и Дрезденской школы транспорта им. Листа. Л.Л. Афанасьев был основоположником не только теории автомобильных перевозок, но и теории безопасности и организации движения и автомобильного спорта, что положило начало новым специальностям для вузов. Будучи прекрасным методистом и преподавателем, эрудированным человеком, Л.Л. Афанасьев уделял большое внимание качеству и методике преподавания, проводя «уроки мастерства», собиравшие широкую аудиторию преподавателей и аспирантов кафедры. Собирались обычно по субботам, так как в остальные дни он был всецело занят проблемами института.
После постройки нового корпуса кафедрой были созданы лаборатории по авто мобильным перевозкам и по безопасности и организации дорожного движения. Автомобильный спорт был представлен лабораторией на полигоне МАДИ.
В составе кафедры «Автомобильные перевозки» в разные годы работали известные ученые-транспортники: член-корреспондент АН СССР, доктор техн. наук, профессор Д.П. Великанов, доктора техн. наук, профессора В.А. Иларионов, В.Н. Иванов, С.М. Резер, профессора Г.И. Клинковштейн, С.П. Артемьев, И.Я. Аксенов, Н.Б. Островский, А.М. Якобашвили, Н.А. Игнатов, О.П. Гуджоян.
Организатором и душой кафедры в период ее становления был незабываемый Яков Аронович Ливьянт, который работал до последних дней своей жизни заместителем заведующего кафедрой.
Одним из прекрасных специалистов был Сергей Павлович Артемьев, в прошлом ректор МАДИ, заместитель министра автомобильного транспорта. Им создано научное направление по международным и междугородным перевозкам. Им был написан целый ряд монографий. Приемником С.П. Артемьева по этому направлению стал профессор кафедры Б.М. Напольский.
«Грозой» кафедры был профессор Виталий Алексеевич Иларионов, обладавший уникальным даром моментально видеть недостатки в работах, особенно аспирантских. В.А. Иларионов возглавлял научное направление по безопасности движения. Им опубликован целый ряд учебников и монографий, подготовлены кандидаты наук, в том числе профессор кафедры М.В. Прокофьев, доценты В.С. Гуслиц, В.Ф. Моисейкина. Профессор Иларионов обладал поэтическим даром, и ко многим праздникам члены кафедры получали коллажи с его стихами. Профессор В.А. Иларионов был участником Великой Отечественной войны и имел множество наград. Его учениками были и высококвалифицированные специалисты В.У. Хренов и М.В. Кошелев.
Профессор И.Я. Аксенов, пришедший на кафедру из Комитета по науке и технике, возглавил направление по единой транспортной системе. Им написаны несколько учебников и учебных пособий, в том числе «Единая транспортная система», «Транспорт: история, современность, перспективы, проблемы» и др.
Профессор И.Я. Аксенов читал интереснейшие лекции в студенческих аудиториях и на курсах ФПК. Им подготовлен ряд аспирантов по вопросам взаимодействия видов транспорта в транспортных узлах.
Профессор Николай Борисович Островский пришел на кафедру после 20 лет работы в качестве директора НИИАТа. Возглавлял кафедру, руководил научными работами по перевозке разнообразных грузов, подготовил целый ряд кандидатов наук. Им написаны несколько учебников и учебных пособий по автомобильным перевозкам, в том числе «Единая транспортная система и автомобильные перевозки», «Специализированный подвижной состав» и др. Участвовал в Великой Отечественной войне, имел боевые и трудовые награды.
Профессор Г.И. Клинковштейн пришел на кафедру из НИИАТа для создания научного направления по организации дорожного движения. Им написаны учебники и монографии, подготовлена целая плеяда молодых ученых. Возглавил кафедру «Организация и безопасность дорожного движения».
Профессор М.В. Залетаев занимался на кафедре проблемами автомобильного спорта, читал лекции по курсу «Единая транспортная сеть» и др.
Профессора Д.П. Великанов, А.М. Якобашвили, С.М. Резер совмещали основную работу с работой на кафедре. Д.П. Великанов вел дисциплину «Единая транспортная система», руководил аспирантами. Выпущенные им учебники и монографии использовались в учебном процессе по ряду дисциплин и на других факультетах.
Заместитель директора ГМАТ, а затем директор научно-исследовательского института ГМАТ профессор А.М. Якобашвили читал лекции по механизации погрузочных работ. Руководил аспирантами, издавал монографии по специализированному подвижному составу.
Профессор Н.А. Игнатов создал на кафедре принципиально новое на правление по психофизиологии водителя, которое совместно с ним развивал доцент, канд. техн. наук В.М. Мишурин, а позднее доцент, канд. техн. наук А.Н. Романов.
Доцент, канд. техн. наук И.К. Коршаков работал на кафедре со дня ее основания и являлся одним из лидеров в области исследований безопасности дорожного движения.
Профессор, д-р техн. наук А.Б. Дьяков после смерти Я.А. Ливьянта стал заместителем заведующего кафедрой. А.Б. Дьяков возглавлял направления, связанные с перевозочной деятельностью, а также с деятельностью по безопасности и организации дорожного движения. Им написан целый ряд учебников, пособий, монографий, воспитана плеяда кандидатов наук. С 1977 г. А.Б. Дьяков стал деканом факультета «Организация перевозок и движения».
С 1991 по 1997 гг. кафедру возглавлял профессор, доктор техн. наук Леонид Борисович Миротин. С 1997 г. Л.Б. Миротин перешел на заведование кафедрой «Менеджмент».
Профессор, доктор техн. наук Н.А. Троицкая пришла в аспирантуру кафедры с кафедры экономики в 1966 г. После успешной защиты прошла путь от старшего преподавателя до профессора, разработала научное направление по основам построения транспортных систем тяжеловесных грузов. В 1993 г. защитила докторскую диссертацию по данному научному направлению. Под руководством Н.А. Троицкой был подготовлен ряд кандидатских диссертаций, учебник «Единая транспортная система», монографии и более ста публикаций. Активно вела работу с ФПК МАДИ, АСМАП и др. ассоциациями. За свои работы имеет награды ВДНХ, ветерана труда и многие другие.
Профессор, канд. техн. наук Б.М. Напольский не только одним из первых пришел на кафедру, но и являлся ведущим специалистом по международным автомобильным перевозкам и перевозкам опасных грузов. Научные исследования проводились им в течение ряда лет на базе «Совтрансавто». Активно сотрудничал с АСМАП и МАДИ по перевозкам опасных грузов. Б.М. Напольским разработана программа блочного обучения специалистов по опасным грузам для получения лицензий на данный вид перевозок.
Профессор, канд. техн. наук М.В. Прокофьев возглавлял исследования по конструктивному решению специализированных транспортных средств для перевозки строительных грузов в системе Мособлавтотранса, участвовал в создании и эксплуатации «Терминала — М» МАДИ и основал филиал кафедры на терминале.
Профессор, канд. техн. наук Г.В. Дукаревич еще в студенческие годы был лидером молодежи, организатором первого студенческого отряда на целине. С 1983 г. стал деканом факультета «Организация перевозок и движения», возглавлял на кафедре направление, связанное с организацией перевозок пассажиров, в частности таксомоторные перевозки.
Доцент, канд. техн. наук А.А. Землянский и профессор Н.А. Троицкая одними из первых в стране начали интенсивное применение деловых игр и других активных методов обучения в студенческих аудиториях и ФПК с передачей опыта в целом ряде вузов, в том числе Хабаровском и Челябинском политехнических институтах; Вильнюсском инженерно-строительном и др., с изданием большого количества методической литературы по этому направлению. А.А. Землянский разработал курсы дисциплины по управлению транспортными процессами.
Вопросам повышения эффективности и качества обслуживания пассажиров посвятили свою жизнь на кафедре доцент, канд. техн. наук А.И. Рощин и профессор, канд. техн. наук В.И. Яцукович. А.И. Рощин разработал курс лекций по стратегическому менеджменту по оригинальной методике. В.И. Яцукович пришел на кафедру после многих лет работы в системе Мособлавтотранса и являлся одновременно заместителем декана Экономического факультета МАДИ.
В 1997 г. на должность заведующего кафедрой «Автомобильные перевозки» был избран проректор университета Олег Петрович Гуджоян. В 2002 году им была защищена диссертация на соискания ученой степени доктора технических наук. За короткий срок Олег Петрович Гуджоян сумел оснастить лаборатории кафедры современным оборудованием для повышения качества учебного процесса, разработал проект развития кафедры, утвердил создание филиала кафедры на «Терминале — М» и Центра научно-технической информации и услуг, наладил частично утерянные связи кафедры с крупнейшими научными и производственными организациями, а также созданными ассоциациями, связанными с проблематикой кафедры. Под его руководством кафедра на протяжении ряда лет развивала сотрудничество с ГАИ г. Москвы; Спецтяжавтотрансом; Мособлавтотрансом; НИИ Главмосавтотрансом; ЦС по туризму, 1-м Комбинатом ГМАТ; 25-м Комбинатом ГМАТ (Товарная станция Кунцево-2); Мособлстройтрансом, МГТС; Гормостом, Совтрансавтотрансом и многими другими. На основе творческих и научных договоров не только проводились серьезные исследования отдельных проблем, но и практика студентов и их трудоустройство.
В 2005 году кафедру возглавил советник Министра транспорта Московской области д.т.н., профессор Блудян Норайр Оганесович. Под его руководством новый импульс развития получили научные исследования в сфере пассажирских и грузовых перевозок на автомобильном транспорте. В 2015 году на кафедре «Автомобильные перевозки» была создана базовая кафедра «Городской пассажирский транспорт» на базе ГУП «Мосгортранс».
В 2021 году на должность заведующего кафедрой избран к.т.н, доцент Мороз Дмитрий Геннадьевич. Мороз Д.Г. открыл на кафедре новые практико-ориентированные образовательные программы, заключил соглашения о сотрудничестве со многими ведущими идустриальными партнерами транспортной отрасли. При активном участии Мороза Д.Г. был разработан профессиональный стандарт «Работник по развитию агломерационной транспортной мобильности».
В 2024 году временно исполняющим обязанности заведующего кафедрой назначен д.т.н., профессор Жанказиев Султан Владимирович. Благодаря Султану Владимировичу кафедра сохранила траекторию развития и обрела инновационную лабораторию AXELOT LAB. Это пространство использовалось для подготовки современных специалистов-транспортников
В настоящее время кафедру «Автомобильные перевозки» возглавляет генеральный директор ГУП «Мосгортранс», д.э.н., профессор АСАУЛ Николай Анатольевич.
Николай Анатольевич является членом Президиума Союза транспортников России и с марта 2024 года назначен руководителем Комитета по автомобильному и городскому пассажирскому транспорту Союза транспортников России.
Автор более 60 научных статей, 5 монографий, 3 учебников и 6 учебных пособий. Имеет классный чин действительного государственного советника России I класса, действительного государственного советника Санкт-Петербурга II класса.
Асаул Н.А., как руководитель индустриального партнера МАДИ, реализует в обучении индивидуальный подход, позволяющий выстроить процесс обучения с учетом экспертизы образовательной программы индустриальным партнером в лице ГУП «Мосгортранс». Развитие ключевых профессиональных компетенций студентов также обеспечивается через стажировки, кураторство выпускных квалификационных работ и прохождение студентами производственной и преддипломной практики на базе ГУП «Мосгортранс».