Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ) » Кафедра «Теплотехника и автотракторные двигатели» | Брилинг Николай Романович


Кафедра «Теплотехника и автотракторные двигатели» | Брилинг Николай Романович

 

  Н.Р. Брилинг родился в Москве в 1876 году. После окончания гимназии поступил в Московское высшее техническое училище. Но вскоре за участие в деятельности революционных кружков и распространение нелегальной литературы был оттуда исключен. Н.Р. Брилинг был вынужден продолжить учебу в Германии, где в 1907 году в Дрезденском университете защитил докторскую диссертацию по теме "Потери в лопатках паротурбинного колеса".

Вернувшись в Россию, Н.Р. Брилинг был приглашен в Московское высшее техническое училище для преподавания новой дисциплины "Двигатели внутреннего сгорания".

В 1918 г. Н.Р. Брилинг начал организацию Научного автомоторного института, который возглавлял до 1928 г. Именно это научное учреждение послужило основой для создания в последующем ведущих в нашей стране НИИ в области двигателестроения: ЦИАМ, НАМИ, НАТИ.

Одновременно с научной и организаторской деятельностью Н.Р. Брилинг преподавал в высших учебных заведениях страны, в частности он был профессором МВТУ.

В 1933 году Н.Р. Брилинг приступил к организации кафедры "Автотракторные двигатели" в МАДИ и был ее заведующим до 1960 г.

Н.Р. Брилинг один из основоположников теории поршневых двигателей внутреннего сгорания, крупнейший ученый-теплотехник, автор фундаментальных работ по паровым и газовым турбинам, теплопередаче, основатель отечественной школы специалистов по теории и конструированию автотракторных ДВС.

Н.Р. Брилинг был организатором и руководителем ряда научных коллективов нашей страны, в течение многих лет являлся главным экспертом и консультантом государственных и партийных органов по вопросам развития транспорта и особенно транспортного двигателестроения.

Для характеристики многогранной деятельности Н.Р. Брилинга можно отметить его огромный вклад в теорию и практику турбостроения, автостроения и авиастроения. Он участвовал в постройке нефтепроводов и автодромов, в создании газовых турбин и тепловых двигателей самого различного назначения - от самолетных до тракторных. Н.Р. Брилинг был председателем топливной комиссии АН СССР, членом НКГП СССР, участвовал в автомобильных и аэросанных пробегах, проводил большую работу в военных учебных заведениях, в частности, в Академии бронетанковых и механизированных войск и т.д.

Н.Р. Брилинг выдвинул теорию быстроходных дизелей. В 1942 году он научно обосновал целесообразность и возможность практического применения высокооборотных короткоходных дизельных двигателей. В своей работе он подверг подробному анализу возможности осуществления рабочего процесса в быстроходном дизеле и привел все связи, определяющие преимущества применения дизеля с повышенной частотой вращения коленчатого вала и меньшим отношением S/D.

Уточнение теплового расчета, предложенного в 1906 г. В.И. Гриневецким, исследование скорости распространения пламени в двигателе, исследование теплообмена, метод анализа рабочего процесса двигателя по индикаторным диаграммам, а также разработка теории быстроходных короткоходных дизелей - таков далеко не полный перечень научного вклада Н.Р. Брилинга в теорию двигателей.

Реальное развитие быстроходных короткоходных дизелей потребовало весьма кропотливой разработки возможных и целесообразных конструкций, изготовления опытных образцов, их доводки и подробных исследований.

Для проведения этих работ при Государственном научном автомобильном и автомоторном институте (НАМИ) было создано особое конструкторское бюро под руководством Н.Р. Брилинга. В результате проведенных работ был создан ряд оригинальных дизельных моторов. После доводки рабочего цикла и конструкции, представилось возможным создать серию быстроходных дизелей ДБ. Последующее развитие техники подтвердило основные выдвинутые ученым положения о рабочем процессе и конструкции высокофорсированных автотракторных дизелей.

В послевоенные годы большая часть преподавателей и инженеров кафедры были привлечены к работе в особом конструкторском бюро Н.Р. Брилинга в НАМИ, что предопределило тематику научных исследований кафедры на последующие годы.

Блестящий лектор и педагог, он своей деятельностью на много лет определил пути развития кафедры, воспитал ряд учеников, которые успешно работают на кафедре в настоящее время.

Н.Р.Брилинг - известный ученый, профессор, доктор технических наук, заслуженный деятель науки и техники РСФСР, член-корреспондент АН СССР всю свою жизнь успешно сочетал научную, педагогическую, инженерную, организационную и общественно-политическую деятельность.

Умер Николай Романович Брилинг в 1961 году.