Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ) » Кафедра «Высшая математика» | Анонс - 25 мая 2006г


Кафедра «Высшая математика» | Анонс - 25 мая 2006г

Математический институт им. В.А.Стеклова РАН (МИРАН),

 Московский автомобильно-дорожный институт (МАДИ),
Департамент транспорта и связи города Москвы,
ГУ Центр организации дорожного движения Правительства Москвы (ГУ ЦОДД)

Информационное сообщение ежемесячного семинара
«Научно - практические задачи развития
автомобильно-дорожного комплекса в России»
 

 

Уважаемый


Девятое  заседание семинара 2005-2006 гг


состоялось 25 мая 2006г.   в  15:00 по адресу:  Институт общей физики им. Прохорова РАН  , ул. Вавилова., 38,  ( проезд на трамваях 14 или 39 от м. Университет или  от м. Ленинский проспект до ост. ул. Губкина), просим при себе иметь паспорт

1. Трофименко Ю. В., Московский автомобильно-дорожный институт

 

Управление техносферной безопасностью автотранспортного комплекса (АТК) в рамках природно-технической системы (ПТС) «АТК – окружающая среда». Проблемы и решения.

2. Научно- инженерная дискуссия.

3. Занимательная задача от Липсица

 

Определить понятие устойчивости для системы АТК-ОС

Председатель Организационного комитета

академик РАН А.С.Бугаев.

Тел. для справок: 155-04-36,  факс 155-89-65,  email: busl@math.madi.ru

               МАДИ, Ленинградский пр., 64, ауд.450

Семинар «Научно – практические задачи развития  автомобильно-дорожного комплекса в России» , 27.04. 2006,  Институт  общей физики им. Прохорова  РАН ,  ул. Вавилова,  38,  15:00, большой конференц - зал

 Трофименко Юрий Васильевич, д.т.н., профессор, МАДИ


 Управление техносферной безопасностью автотранспортного комплекса (АТК) в рамках природно-технической системы (ПТС) «АТК – окружающая среда». Проблемы и решения

       Управление техносферной безопасностью АТК в рамках ПТС «АТК-ОС» заключается в удержании значений определяющего параметра в строгом диапазоне – в пределах «допуска», когда не нарушается устойчивость системы. ПТС как объект управления в отличие от  других систем управления содержит как управляемые, так и неуправляемые (метеорологические, биоценотические) параметры. Процессы управления ПТС реализуются на значительных площадях территории, и могут быть продолжительными по времени (до нескольких десятилетий).

       Алгоритмы управления техносферной безопасностью АТК в рамках ПТС предполагают последовательную реализацию принципов программно-целевого планирования, учета и контроля. Идентифицированы основные виды воздействия АТК на ОС, разработаны методы их оценки и прогнозирования, установлены комплексные критерии (целевые функции - определяющие параметры) и реализованы алгоритмы управления техносферной безопасностью АТК на разных уровнях детализации ПТС «АТК-ОС».  Основными управляемыми процессами являются диссипирующие процессы энерго- и массопреобразований в системе «АТК-ОС» при наличии в пространственно-временном поле локальных зон особых состояний, где диссипация энергии или вещества либо замедляется, либо ускоряется. Опасность для сохранения устойчивости ПТС представляют резко ускоряющиеся диссипативные процессы, приводящие к смогу, понижению концентрации кислорода в атмосферном воздухе или длительному многократному превышению в воздухе или водных объектах токсичных веществ в зонах влияния объектов АТК. На предотвращение этих процессов должны быть направлены в первую очередь управляющие воздействия. Такие зоны особых состояний зафиксированы в городских транспортных тоннелях, подземных паркингах, вблизи порталов тоннелей, крупных транспортных развязок, автомагистралей, местах загрязнения водной среды и почвы отходами эксплуатации автомобильного транспорта (отработанными маслами, антифризами, аккумуляторами, изношенными шинами). К ним относятся также территории мегаполисов с развитой автомобилизацией, на которых отсутствует баланс кислорода, вырабатываемого растительностью и потребляемого автомобильным транспортом.

       Систематизированы и с использованием имитационных моделей, натурных обследований и измерений обоснованы наиболее эффективные управляющие воздействия (правовые, организационные, инженерно-технические, технологические) на разных уровнях детализации ПТС (государственном, региональном, локальном и отраслевом), которые реализованы в различных научно-технических программах, нормативно-методических документах, патентах, конкретных технических решениях, использующих природные аналоги или включенных в природные процессы (фотокаталитические очистители воздуха для городских тоннелей и транспортных средств, биоинженерные методы очистки стока с транспортных сооружений).

       Рассмотрены направления развития фундаментальных исследований, направленных на разработку научной методологии обеспечения устойчивости и безопасности ПТС «АТК-ОС», постановку и решение задач энергоэкологической оптимизации транспортных объектов на базе синтеза инженерно-технических и биологических подходов и методов,  а также разработку теории, методов оценки и обеспечения безопасности транспортных эргатических систем управления на примере наземного городского пассажирского транспорта.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Луканин В.Н., Трофименко Ю.В. Промышленно-транспортная экология. - М.: Высшая школа, 2003. – 273 с.

     

  2. Автомобильные дороги: безопасность, экологические проблемы и экономика. Российско-германский опыт. / Под ред. Луканина В.Н., Ленца К.Х. - М.:Логос, 2002. – 629 с.

     

  3. Луканин В.Н., Буслаев А.П., Трофименко Ю.В., Яшина М.В. Автотранспортные потоки и окружающая среда. – М.:Инфра-М, 1998. – 408 с.

     

  4. Трофименко Ю.В., Евгеньев Г.И. Экология. Транспортное сооружение и окружающая среда. – М.: ИЦ «Академия», 2006. – 412 с.

     

  5. Трофименко Ю.В. Алгоритм научно-методического сопровождения систем обращения с отходами эксплуатации  автомобильного транспорта в Московском регионе // Авто-грин, №  2 , 2005. с. 1-7.

     

  6. Приходько В.М. и др. Концепция транспортной политики в области улучшения условий дорожного движения в г. Москве. - М.: МАДИ, 2005. – 30 с.