Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)  Научный полк МАДИ: Николай Романович Брилинг

Научный полк МАДИ: Николай Романович Брилинг

Основоположник русского дизелестроения, один из создателей теории двигателей внутреннего сгорания, профессор МАДИ Николай Романович Брилинг родился в 1876 году в Москве. Он проходил обучение в Императорском Московском техническом училище, был активистом революционного движения, учился в Германии, сознательно выбрал свой путь в науке и защитил докторскую диссертацию в области паровых турбин.

В своей диссертационной работе Николай Брилинг впервые раскрыл и проанализировал факторы, определяющие КПД паротурбинного колеса. Предложенные в диссертации Брилинга расчеты до сих пор используют инженеры при тепловых расчетах паровых турбин.

В 1915 году по инициативе Николая Брилинга в ИМТУ (ныне – МГТУ имени Баумана) началась подготовка специалистов по транспортным двигателям. Одновременно он вёл конструкторскую работу на петербургском заводе «Дюффон‑Константинович» и до 1917 года был его директором.

С момента основания МАДИ работал в институте, стал основателем и первым заведующим кафедры "Автотракторные двигатели" (ныне - "Теплотехника и автотракторные двигатели"). Во время Великой Отечественной войны университет был эвакуирован в Узбекистан, но Николай Брилинг продолжал руководить кафедрой двигателей, параллельно ведя работу в Военной академии бронетанковых и механизированных войск Красной армии.

С 1942 года Николай Романович работал над созданием нового типа транспортного двигателя. Брилинг предложил идею создания короткоходных конструкций дизелей, которые резко повышали частоту вращения их коленчатых валов без увеличения средней скорости поршня. С 1942 по 1948 год под руководством Брилинга были изготовлены несколько конструкций дизелей нового типа, не считая одноцилиндровых экспериментальных моделей. Дизели прошли все необходимые испытания и превзошли лучшие образцы заграничных дизелей из-за экономичности при высоком количестве оборотов.

Разработка этой технологии позволила делать советские танки более боеспособными. Удачный опыт советских конструкторов по применению дизеля в качестве моторной установки танков быстро прижился и впоследствии использовался в зарубежном танкостроении. Также дизели использовали в тылу: на транспорте и в энергетических установках.

По указанию Госплана Министерством автомобильной промышленности СССР в 1945 году на Мытищинском машиностроительном заводе №40 было создано Особое конструкторское бюро по быстроходным дизелям для автомобильного транспорта. Начальником и главным конструктором был назначен Николай Романович. Особое конструкторское бюро разрабатывало серии дизелей нового типа для автомобильного транспорта, теоретические основы которых были заложены Брилингом в 1942-1944 гг. и успешно разрабатывались в дальнейшем.

Наша страна высоко оценила выдающийся труд Брилинга. В 1947 году он был избран действительным членом Академии Артиллерийских Наук, а в 1953 г. членом-корреспондентом АН СССР. В Лаборатории двигателей АН СССР Николай Романович руководил отделом поршневых двигателей. В 1946 г. Николаю Романовичу было присвоено почетное звание Заслуженного деятеля науки и техники РСФСР. Николай Романович был награжден двумя орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени, орденом «Знак Почета» и тремя медалями.

Разносторонняя инженерная деятельность, острый конструкторский ум и преданность любимому делу помогли Николаю Романовичу стать основоположником русского дизелестроения, одним из создателей теории двигателей внутреннего сгорания, носителем новых, прогрессивных принципов.