Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ) » Кафедра «Здания и сооружения дорожного сервиса» | О кафедре


Кафедра «Здания и сооружения дорожного сервиса» | О кафедре


О кафедре | Сотрудники | Учебная работа | Научно-исследовательская и методическая работа | Лабораторная база
Методическое обеспечение учебных дисциплин и рекомендации | Контакты


 

Вернуться на основную кафедру «Мосты и транспортные тоннели»

В январе 2002 года при поддержке ученого совета института решением ректората в МАДИ на дорожно-строительном факультете была создана кафедра «Здания и сооружения дорожного сервиса», которая явилась преемницей традиций и накопленного научно-педагогического опыта одной из старейших кафедр института «Строительное производство и конструкции».

Д-р техн. наук, профессор
Иванов-Дятлов И.Г.

Реалии сегодняшнего дня, бурный рост автодорожной транспортной системы выявили необходимость соответствующего развития новой кафедры, ее научных школ и учебно-методических задач для подготовки специалистов высшей квалификации нового поколения. Это позволило, не сокращая тематику старой кафедры, развивать новые направления в обеспечении дорожного сервиса в свете требований, предъявляемых к дорожному и аэродромному строительству.

Современный уровень автомобильных дорог требует создания широкой развитой инфраструктуры сооружений, таких как: многотопливные АЗС, паркинги, гаражные комплексы, автоцентры, станции технического обслуживания, автомойки, мотели. Обустройство автомобильных дорог федерального, регионального значений многофункциональными зонами (МФЗ) дорожного сервиса, обеспечивающими полный пакет услуг для их пользователей, включая услуги по обслуживанию и ремонту автомобилей, отдыху и т.п. с учетом потребностей маломобильных групп населения и инвалидов.

В связи с этим необходим новый подход к подготовке специалистов в области транспортного строительства, выполняющих проектирование и строительство зданий, МФЗ в комплексе с дорогой. Разумеется, класс автомобильной дороги, ее приоритет имеют существенное значение, и в этой связи технологически замкнутый цикл сервиса должен быть приспособлен к этому показателю. Эти проблемы являются ключевыми в деятельности кафедры «Здания и сооружения дорожного сервиса».

Исторические корни научных идей и философии новой кафедры «Здания и сооружения дорожного сервиса» берут свое начало с 1944 г., когда на дорожном факультете МАДИ была создана кафедра - прародительница «Строительное производство и конструкции». Дятлов, возглавлявший ее до 1965 г. Много сил и энергии он отдал развитию кафедры, созданию и становлению ее научной школы.

В 1950-х годах под руководством профессора Ивана Гавриловича Иванова-Дятлова были начаты исследования несущих керамзитожелезобетонных конструкций которые нашли свое отражение в массовом строительстве домов с керамзитобетонными стенами в г. Москве и других городах.

Выдающимся достижением кафедры было строительство первого в Европе автодорожного моста из керамзитожелезобетона через р. Ахтубу с предварительно-напряженной арматурой (большой вклад в строительство внесли инженеры Агеев Д.Н., Зверев С.А., Суворкин Д.Г.).


Строительство керамзитожелезобетонного предварительно напряжённого моста через р. Ахтубу

Совместно с кафедрой «Строительство дорог» (к.т.н. С.В. Коновалов) в конце 1950-х годов на кафедре начались работы по применению керамзитобетона в дорожных и аэродромных покрытиях.

Результаты исследований керамзитобетона и керамзитожелезобетона, применяемого в несущих конструкциях, были обобщены в коллективной монографии «Применение керамзитобетона в дорожно-мостовом строительстве», изданной в 1963 г. под общей редакцией И.Г. Иванова-Дятлова (авторы: И.Г. Иванов-Дятлов, Д.Н. Агеев, С.А. Зверев, С.В. Коновалов, Г.П. Курасова, Г.Я. Почтовик, Б.Л. Радкевич, Р.А. Щеканенко).

Дисциплины кафедры читались студентам-дорожникам и мостовикам, а с 1960-х годов студентам факультета «Строительство аэродромов».

Проф. И.Г. Иванов-Дятлов привлек на кафедру крупных специалистов, среди которых проф. Д.И. Кочетков - организатор курса «Деревянные конструкции», доц. А.П. Жданов - один из разработчиков первых строительных норм и правил (СНиП) по железобетонным конструкциям.


Состав кафедры “Строительное производство и конструкции” - 1955 г.
(слева-направо):
нижний ряд: Ашрабов А.Б., Кочетков И.Д., Иванов-Дятлов И.Г. (зав.кафедрой), секретарь Зоя Ивановна, Агеев Д.Н.;
верхний ряд: Замахаев В.М., Стрелецкий Н.Н., Радкевич Б.Л., Суворкин Д.Г., Кучинский И.А., Щеканенко Р.А.

На кафедре работали талантливые педагоги, известные специалисты в области транспортного строительства: Б.Г. Ерин, В.М. Замахаев, Д.Н. Агеев, С.А. Зверев, Н.А. Почтовик, И.Е. Марьясина, К.П. Деллос, Б.И. Викторов, А.П. Мандриков, Е.З. Круглов, В.С. Шестоперов, Г.И. Попов, Л.М. Кислер, Б.И. Трусканов, В.М. Ярмолинский и многие другие, которые явились последователями и продолжателями научных идей проф. И.Г. Иванова-Дятлова.

В разные годы кафедрой руководили: проф., канд. техн. наук Константин Петрович Деллос (1966 - 1975 гг.), проф., д-р техн. наук Георгий Иванович Попов (1975 - 1987 гг.). После объединения с кафедрой «Аэропорты» в 1988 г. заведующими объединенной кафедры «Аэропорты и конструкции» были профессора, доктора технических наук Георгий Иванович Глушков, Владлен Евстафьевич Тригони, Александр Петрович Степушин. С 2002 по 2008 гг. кафедру возглавлял лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники, главный редактор журнала «Бетон и железобетон» профессор, доктор технических наук Роман Леонидович Серых.

Научная школа, созданная проф. И.Г. Ивановым-Дятловым, нашла развитие и продолжение при заведова-нии кафедрой проф. К.П. Деллосом, который сделал акцент на применение легких бетонов и в первую очередь керамзитобетона в несущих конструкциях мостов. Работы кафедры в области исследования свойств легкого бетона как конструкционного материала и керамзитожелезобетонных конструкций были обобщены в монографиях профессора К.П. Деллоса «Керамзитобетон в мостостроении» и «Легкие бетоны в мостах».

Исследования кафедры были признаны не только в нашей стране, но и за рубежом. На одном из конгрессов международной федерации по преднапряженному железобетону (ФИП) в области применения легких бетонов были особо отмечены работы кафедры «Строительное производство и конструкции» МАДИ как одной из ведущих в России.

Кафедральные экспериментально-теоретические исследования керамзитожелезобетона под руководством проф. Б.И. Викторова и доц. С.С. Ловшина, отмеченные медалями ВДНХ, были использованы при строительстве специальных сооружений - музея-панорамы «Сталинградская битва» и первого в мире керамзитожелезобетонного элеватора высотой 50 м в г. Самаре.

Комплекс панорамы "Сталинградская битва"
Конструктивное решение
экспериментального элеватора

1976 г. коллективом кафедры был издан учебник «Строительные конструкции», который был допущен Минвузом СССР в качестве основного для автодорожных вузов. В 1978 г. вышло второе издание, в котором были учтены новые разработки в области строительства.

В 1978 г. была издана монография проф. Б.И. Викторова «Специальные сооружения и здания аэропортов», принятая Минвузом СССР как базовый учебник для студентов, обучающихся по специальности «Строительство аэродромов». В 1991 г. вышло второе переработанное и дополненное издание «Наземные сооружения аэропортов». Коллектив кафедры постоянно выпускал и переиздавал с учетом новых СНиП и норм методические пособия для курсового и дипломного проектирования для студентов различных специальностей, обучающихся в МАДИ (ГТУ).


Состав кафедры “Строительное производство и конструкции” - 1982 г.
(слева - направо):
нижний ряд: Марьясина И.Е., Борзенко Л.П., Попов Г.И., Викторов Б.И.
верхний ряд: Агеев В.Д., Кислер Л.М., Ловшин С.С., Фаузи И., Садов Б.В., Обухов Б.В., Ездаков А.Б., Алексеев В.Т.,
Круглов Е.З., Лисаева Н.Ю., Шестоперов В.С., Булаев В.А., Усенбаев Б.У., Говядин В.Д., Федулов В.К.

С приходом в 1975 г. на кафедру проф. Г.И. Попова были начаты научные разработки по исследованию и применению бетонополимеров и полимербетонов в транспортном строительстве. В этот период большое количество исследований проводится аспирантами кафедры в области восстановления железобетонных конструкций с помощью пропитки метилметакрилатом и полимерсоставами разрушенной части бетона. Разрабатывается теория расчета восстановленных элементов. Выходят ведомственные нормы по восстановлению железобетонных конструкций, которые были разработаны коллективом кафедры под руководством проф. Г.И. Попова.

Одновременно продолжались работы по исследованию железобетонных и железобетонополимерных элементов при воздействии на них статических и динамических нагрузок.

Совместно с НИИЖБ на кафедре под руководством проф. К.П. Деллоса велись экспериментально-теоретические исследования свойств бетона на напрягающем цементе и возможности его применения при строительстве мостов.

Заказчиками этих исследований являлись Главмосинжстрой, Главинжпроект, Аэропроект, ЦНИИОМТП, Главмосстрой, НИИЖБ, ЦНИИСК им. Кучеренко и другие организации.

Результаты проведенных на кафедре исследований были внедрены при строительстве и реконструкции мостов, путепроводов, многоэтажных зданий, подземных переходов, инженерных сооружений аэропортов, на объектах МКАД.

С 1978 г. кафедра регулярно издает сборники научных статей.

В учебном плане в этот период были организованы новые учебные дисциплины: «Здания и сооружения на автомобильных дорогах» и «Наземные сооружения аэропортов».

С 2000 г. кафедра совместно с проектно-строительной компанией «СТРОЙПРОЕКТИНДУСТРИЯ» включи-лась в программу гаражного строительства. Преподаватели кафедры Б.И. Трусканов, В.Д. Агеев, В.К.Федулов приняли непосредственное участие в разработке проектов внутридворовых, внутриквартальных мало- и многоэтажных гаражей-стоянок, обеспечивая их научное сопровождение.

За время творческого содружества было разработано и реализовано 7 проектов гаражей-стоянок, предназначенных для боксового хранения легкового автотранспорта и находящихся в шаговой доступности от мест жилой застройки.

В 2003-2006 гг. под руководством д-ра техн. наук, проф. Р.Л. Серых кафедра проводила научно-исследовательские работы в рамках Федеральной целевой научно-исследовательской программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники на 2002 - 2006 годы». В рамках контрактов были выполнены НИР: «Разработка экологически чистых строительных композитов с регулируемыми показателями структуры, свойств и технологии их производства», «Разработка типологии зданий и сооружений дорожного сервиса с подготовкой рекомендаций по предпроектным решениям».

В 1960-61 гг. на кафедре была создана и функционирует лаборатория по испытанию и исследованию строительных конструкций.

С 2008 г. кафедру возглавил выпускник МАДИ канд. техн. наук, проф. В.Д. Агеев. Он является организатором на кафедре научно-прикладного направления по диагностике технического состояния и надёжности эксплуатируемых зданий и сооружений. С 1992 г. под его руководством была проведена диагностика строительных конструкций зданий и сооружений и мониторинга деформаций более чем на 600 объектах. Среди них здания и сооружения Московского авиационного узла (МАУ), мосты, путепроводы и тоннели 3-го транспортного кольца и Московской кольцевой дороги, объекты гаражных комплексов в районах Бутово, Куркино, Дмитровского и Варшавского шоссе, спортивных и развлекательных комплексов Москвы и Московской области, здания культовых и архитектурно-исторических памятников и многое др.

Данные прикладные научно-исследовательские работы выполняются с привлечением специалистов смежных кафедр института (геодезии, инженерной геологии и геотехники, мостов и транспортных тоннелей, строительной механики) и дают богатый практический материал для использования в учебном процессе.

За 68-летнюю историю существования кафедры было подготовлено свыше 50 аспирантов и соискателей, которые успешно защитили кандидатские диссертации. Издано 6 учебников по курсам «Строительные конструкции» и «Спецсооружения аэропортов», 4 монографии и более 35 учебных пособий.

 

Преподаватели и сотрудники кафедры за время ее существования

Иванов-Дятлов И.Г. -
зав., основатель кафедры

Почтовик Н.А.
Кочетков И.Д.
Жданов А.П.
Стрелецкий Д.Н.
Кучинский А.А.
Суворкин Д.Г.
Агеев Д.Н.
Радкевич Б.Л.
Замахаев В.М.
Ерин Б.Г.
Доркин В.В.
Зверев С.А.
Добродеев А.Н.
Мандриков А.П.
Быченков С.В.
Малухин Г.
Геппенер О.М.
Щеканенко P.M.
Борзенко Л.П.
Ашрабов А.Б.
Деллос К.П. зав. каф.
Марьясина И.Е.
Моисеенко В.И.
Викторов Б.И.
Круглов Е.З.
Гвоздик B.C.
Бурзин А.А.
Калашников Ю.К.
Ярмолинский В.М.
Ловшин С.С.
Черняк Т.В.
Серых Р.Л. зав. каф.
Трусканов Б.И.
Янчевская Э.И.
Агеев В.Д. зав. каф.
Шестоперов B.C.
Павлихин А.А.
Говядин В.Д.
Попов Г.И. зав. каф.
Алексеев В.Т.
Садов Б.В.
Обухов Б.В.
Федулов В.К.
Гудков М.А.
Фадеев В.М.
Кислер Л.М.
Ездаков А.Б.
Тимошина О.Ю.
Рахманинов И.И.
Крамолеев Н.А.
Лисаева Н.Ю.
Мамистова Т.И.
Крупнова Н.В.
Коблов И.А.
Картошина С.В.
Косяк А.В.
Швец А.В.
Филатов А.Ю.
Степаненко В.М.
Филимошкина Г.И.
Зайцев Д.В.
Анисимов А.В.
Агеев А.В.
Исаев А.В.


Кафедра «Здания и сооружения дорожного сервиса» - 2009 г.
(слева – направо): доц. Ловшин С.С., доц. Картошина С.В., доц. Филимошкина Г.И., зав. каф. проф. Агеев В.Д., инж. Степаненко В.М., проф. Федулов В.К.

   
Заседание кафедры – обсуждение насущных учебных проблем


Чествование патриарха кафедры, юбиляра, доцента Ловшина С.С.

Статьи членов кафедры печатались и печатаются в ведущих журналах «Бетон и железобетон», «Автомо-бильные дороги», «Транспортное строительство», «Известия вузов», «Аэропорты. Прогрессивные технологии» и др. В 2008 г. две статьи были опубликованы в Большой Российской Энциклопедии.

В настоящее время в штате кафедры «Здания и сооружения дорожного сервиса» 9 человек, среди которых: 2 профессора, 4 доцента, ст. преподаватель, все имеют ученую степень кандидата технических наук, зав. лабораторией и инженер.

Все преподаватели обладают глубокими теоретическими знаниями в области расчета и архитектурно-строительного проектирования конструкций зданий, имеют большой научный и педагогический стаж в подго-товке инженеров - строителей.

Много выдающихся достижений вписано в книгу строительной науки и педагогики за время существования кафедры. Современная кафедра, обновляясь, трансформируясь, совершенствуясь, продолжает традиции отцов-основателей в подготовке специалистов нового поколения в дорожно-аэродромной и мостовой области.