МАДИ начинает цикл публикаций «Научный полк»

МАДИ присоединяется к инициативе Минобрнауки России «Научный полк». Сегодня мы начинаем серию публикаций о героях Великой Отечественной – преподавателях и сотрудниках нашего университета.

Как и весь народ, наш университет делал всё возможное для Победы. Преподаватели и студенты строили мосты, дороги и аэродромы, рыли окопы и противотанковые рвы, шли на фронт танкистами и автомобилистами. Многие вступили в состав частей народного ополчения, истребительные батальоны, военно-дорожные отряды.

В военно-дорожных, военно-мостовых управлениях и военно-дорожных отрядах воевали лучшие из лучших. Вспомним лишь некоторые имена:

  • участник Сталинградской и Курской битв, Берлинской операции Иван Засов
  • начальник автодорожных, а затем автомобильных войск ряда южных фронтов, генерал-майор Николай Страхов
  • будущий ректор МАДИ, инженер-майор Леонид Афанасьев
  • профессор Николай Орнатский
  • доцент Анатолий Богомолов.

…Этот славный список героев можно продолжать очень долго. Многие защитники Родины впоследствии стали заслуженными деятелями науки и техники, профессорами, кандидатами и докторами наук.

Но не менее важная работа проводилась учеными МАДИ, которые приближали Победу своими разработками.

Наш первый герой – личность поистине легендарная. Это ученый с мировым именем, выдающийся специалист-дорожник, фронтовик, заведующий кафедрой изысканий и проектирования дорог, профессор Валерий Бабков (1909-1995).

Профессор Валерий Федорович Бабков – гордость нашего университета. Его судьба настолько тесно переплелась с историей МАДИ, что более шести десятков лет поколения мадийцев ощущали на себе влияние этого умнейшего, но бесконечно скромного человека. Создатель научной школы проектирования и реконструкции автодорог, Валерий Бабков всю жизнь посвятил научным исследованиям и разработкам на благо России.

Валерий Бабков родился 26 декабря 1909 года в г. Виндаве Курляндской губернии в семье железнодорожного служащего. В 1929 г., после окончания двух курсов Московского института инженеров транспорта, он перешел на автодорожный факультет МАДИ, который окончил в 1933 г., защитив на «отлично» дипломный проект на тему «Разработка горной трассы и типов фильтрующих дамб и труб» с присвоением квалификации «инженер-строитель автодорожного транспорта» и рекомендацией к поступлению в аспирантуру.

Трудовую деятельность Валерий Федорович начал в 1934 г. инженером-проектировщиком в проектно-производственном секторе МАДИ и параллельно начал преподавать на кафедрах «Грунтовые дороги» и «Строительство дорог». В 1935 г. он был зачислен в аспирантуру, которую окончил в 1938 г., защитив диссертацию на тему «Напряжения в грунтовых одеждах и основаниях дорожных покрытий». По окончании аспирантуры Валерия Бабкова направили на работу в Дорожный научно-исследовательский институт Гушосдора НКВД СССР, где он работал старшим научным сотрудником и начальником отделения «Изыскания и проектирование дорог».

В начале войны молодой инженер и ученый Валерий Бабков в составе бригады Гушосдора и Генерального штаба анализировал состояние дорог Воронежской области и составлял проекты работ по улучшению их проезжаемости, а в сентябре был призван на военную службу в 35 Военно-дорожный отряд, в составе которого работал на Брянском, Центральном и Воронежском фронтах.

В июне 1943 г. Валерий Федоровича назначили в проектно-технический отдел Дорожно-строительного управления Главного дорожного управления Красной Армии. Там он прослужил до окончания войны в должности старшего и главного инженера, почти год руководил отделом.

Служба в 35-м Военно-дорожном отряде и работа в проектно-техническом отделе Главного дорожного управления позволили ученому накопить большой исследовательский и эмпирический опыт. В 1943 году во фронтовых условиях им был построен опытный участок снегозащиты, результаты наблюдений за которым легли в основу «Инструкции ГДУ о зимнем содержании военных дорог». Валерий Федорович не прекращал научных исследований, которые затем легли в основу его учебников, монографий и научных статей.

В феврале 1946 г. Валерий Федорович Бабков после демобилизации вернулся в МАДИ, а уже в октябре следующего, 1947 года, возглавил кафедру «Изыскания и проектирование дорог», которой заведовал 45 лет, до ноября 1995 года. Параллельно он возглавлял дорожно-строительный факультет, был заместителем директора по научно-учебной части, проректором по научной работе, сделав большой вклад в развитие науки в университете.

Профессор Бабков существенно развил теорию проектирования автомобильных дорог. Он выступил инициатором новых научных направлений по механике грунтов и дорожным одеждам, охране окружающей среды при проектировании и строительстве автодорог, стал одним из основателей теории безопасности движения на дорогах, а также теории проектирования и реконструкции дорог с учетом психофизиологии водителей и ландшафта.

За годы исследований Валерий Федорович разработал эффективные рекомендации по снижению аварийности, расширению возможности использования грунтовых аэродромов, улучшению проезжаемости дорог в неблагоприятных погодных условиях, а также внедрил новые методы проектирования строящихся и реконструируемых дорог.

Всю свою жизнь Валерий Федорович Бабков посвятил научным исследованиям и разработкам на благо Родины. Мы помним, мы гордимся!