Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)  Результаты первого этапа научно-исследовательской работы в рамках Государственного задания по теме «Создание методологических основ разработки конструкционных материалов для использования в условиях Арктики»

Результаты первого этапа научно-исследовательской работы в рамках Государственного задания по теме «Создание методологических основ разработки конструкционных материалов для использования в условиях Арктики»

В 2020 году в рамках конкурсного отбора научных проектов Министерством науки и высшего образования Российской Федерации была поддержана заявка МАДИ на выполнение Государственного Задания по теме «Создание методологических основ разработки конструкционных материалов для использования в условиях Арктики».

К концу 2020 г. под руководством д.т.н. проф. Бауровой Натальи Ивановны сотрудниками и молодыми учеными кафедр «Производство и ремонт автомобилей и дорожных машин» и «Технологии конструкционных материалов» были выполнены научно-исследовательские работы по первому этапу, целью которого являлось теоретическое исследование строения и свойств слоев и покрытий, формируемых химико-термической обработкой, клеемеханических (клеесварных и клееклепанных) соединений, устойчивых к воздействию отрицательных температур.

На основе данных исследований разработаны варианты технологических процессов поверхностного упрочнения с использованием комбинированных методов химико-термической обработки, типовых технологических процессов создания клеемеханических соединений (клеесварных и клееклепанныхных) для использования в условиях отрицательных температур. Разработана методика определения параметров поверхностного слоя, обеспечивающих высокое качество служебных свойств функциональных покрытий в различных условиях эксплуатации изделия.

С целью расширения применяемости дислокационной теории прочности для практических расчетов было выполнено моделирование упрочнения металлических материалов на основе данной теории.

Проведено физическое моделирование строения и упрочнения металлических сплавов при химико-термической обработке, структурных изменений слоя металла при формировании клеесварных и клееклепанных соединений, определение приоритетных механизмов упрочнения. Прогнозирование прочности металлических материалов и выбор способов объемного и поверхностного упрочнения для различных условий эксплуатации.

Результаты работы используются в учебном процессе при подготовке студентов обучающихся по специальностям/направлениям подготовки 23.03.02 «Наземные транспортно-технологические комплексы», 23.03.03 «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов», 15.03.01 «Машиностроение», 23.05.01 «Наземные транспортно-технологические средства», при подготовке магистров по направлениям 23.04.02 «Наземные транспортно-технологические комплексы», 15.04.01 «Машиностроение», а также при написании кандидатских и докторских диссертаций.

Высокий научно-технический уровень выполненного этапа проекта подтверждается опубликованными печатными работами: за 2020 год по теме исследования опубликовано 26 печатных работ в ведущих научных журналах, из них 1 статья в изданиях индексируемых в базах данных «Сеть науки» (Web of Science) и 7 статей в журналах входящих в «Скопус» (Scopus) и 18 статей в русскоязычных изданиях входящих в РИНЦ (из них 9 статей в журналах входящих в Ядро РИНЦ). В 2020 году по теме исследования опубликована 1 монография и 1 учебное пособие. Результаты работы доложены на 9 международных научных конференциях (сделано 12 докладов). По теме исследования в 2020 году исполнителями проекта защищена 1 диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук. В 2020 году по результатам работы получено 1 свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ (№2020614915 от 29.04.2020 «Программа расчета оптимальных параметров долговечности транспортно-технологических машин с учетом условий эксплуатации»), подано 4 заявки на Патент.