Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)  Выдающиеся ученые и изобретатели | Морозов Константин Андреевич

Выдающиеся ученые и изобретатели | Морозов Константин Андреевич

Профессор, к.т.н.

В 1942 году К.А. Морозов экстерном закончил школу в Киевском районе г. Москвы и том же году поступил в Московский автомеханический институт (МАМИ).

В 1948 году, после окончания с отличием МАМИ, Константин Андреевич становится аспирантом и готовит диссертацию под руководством профессора Игоря Михайловича Ленина. В 1952 году он защищает кандидатскую диссертацию по теме "Исследование возможности повышения экономичности карбюраторного двигателя, методом увеличения степени сжатия при одновременном обеднении рабочей смеси". Разработанные в диссертации подходы по совершенствованию бензиновых ДВС актуальны и по сей день.

После защиты диссертации К.А. Морозов направляется по распределению в качестве преподавателя во Львовский политехнический институт, где в 1955 году ему присваивается звание доцента. После возвращения в Москву в 1957-м году Константин Андреевич работает старшим научным сотрудником института двигателей Академии наук СССР. В 1962 году он переходит на кафедру "Автотракторные двигатели" Московского автомобильно-дорожного института и работает в Проблемной лаборатории транспортных двигателей.

Константина Андреевича по праву можно считать продолжателем теоретических и экспериментальных исследований рабочих процессов двигателей с искровым воспламенением, начатых членом-корреспондентом АН СССР Б.С.Стечкиным и проф. И.М.Лениным. Эти работы были продолжены в последующие годы в МАДИ при непосредственном участии К.А.Морозова.

В 1986 г. блестящему педагогу и высококвалифицированному специалисту Константину Андреевичу Морозову заслуженно присваивается звание профессора.

К.А.Морозов возглавлял в ПЛТД научно-исследовательскую деятельность группы "Двигатели с искровым зажиганием", которая выполнила множество госбюджетных и хоздоговорных работ. Константин Андреевич вел научные исследования в содружестве с АЗЛК, ВАЗом и НАМИ. Проведенные под его руководством работы получили внедрение на ряде заводов. По результатам проведенных под его руководством работ выполнялись многочисленные дипломные проекты и писались диссертации.

Под руководством Константина Андреевича подготовлено и защищено 15 диссертаций. Его ученики ведут научную и педагогическую деятельность в России и во многих зарубежных странах. Их объединяет благодарная память человеку, который сформировал их, как профессионалов.

Сфера его интересов была весьма широкой – это процессы смесеобразования, добавки к топливам, системы питания, наддув, токсичность. В 1962...1970 гг. впервые в нашей стране К.А.Морозовым были получены подробные характеристики рабочих процессов бензиновых двигателей при степенях сжатия до 10 и частоте вращения коленчатого вала до 6000 мин-1. Теоретическим путем установлена аналитическая связь между оборотностью двигателя и факторами, ее определяющими. Эти работы впоследствии были использованы АвтоВАЗом при создании модели двигателя ВАЗ 2110.

Под руководством К.А.Морозова его аспирант к.т.н. А.Р.Бенедиктов выполнил комплекс исследований процессов смесеобразования во впускном тракте и в цилиндре двигателя, включая процессы смесеобразования при впрыскивании бензина во впускную систему. Результаты этих работ обобщены в двух монографиях.

Под руководством К.А. Морозова и при активном участии старшего научного сотрудника к.т.н. В.И.Андреева проведен комплекс исследований использования турбонаддува с целью улучшения эксплуатационной топливной экономичности (на 15...20%) легкового автомобиля в условиях городской езды. Была разработана математическая модель совместной работы двигателя и турбокомпрессора. Результаты этих исследований также внедрены АвтоВАЗом при создании макетного образца автомобиля с турбонаддувным двигателем.

Разработаны математические модели бензинового двигателя и соответствующие программы для исследования влияния режимных и регулировочных параметров на экономические, токсические и антидетонационные качества двигателя для выбора способов оптимального управления рабочим процессом. Создана модель для прогнозирования неравномерности работы двигателя с учетом неидентичности работы цилиндров и циклов при нагружении двигателя через упругую трансмиссию автомобиля. Модель и программы использованы для выбора параметров, характеризующих предельную нестабильность работы двигателя при выборе его регулировок.

Разработанное совместно с НАМИ предложение по радикальному способу снижения токсичности путем управления интенсивностью вихревого движения заряда и сжигания высокотурбулизованной обедненной смеси было отмечено первой премией на Всесоюзном конкурсе "Экологически чистый автомобиль".

К.А.Морозовым разработаны основы теории оптимального расслоения заряда, получившие практическое внедрение в современных двигателях с впрыскиванием бензина непосредственно в цилиндр. Созданные им методы настройки сдвоенных систем впуска использованы при доводке ряда отечественных двигателей с искровым зажиганием.

Выполненные под руководством Константина Андреевича научные работы неоднократно экспонировались на ВДНХ СССР и дважды отмечены серебряными медалями (1982 г. и 1987 г.)

Результаты работ, посвященных исследованию процессов смесеобразования при карбюрации и впрыскивании бензина, опубликованы в трех монографиях, широко используемых научными сотрудниками и работниками заводов СССР.

Его эрудиция как специалиста была общепризнанной, и с 1982 по 1984 К.А.Морозов возглавлял Государственную комиссию по аттестации продукции Заволжского моторного завода. В период с 1981 по 1986 г. он был членом научно-технического совета Министерства автомобильной промышленности СССР.

С 1985 г. Константин Андреевич успешно возглавлял на кафедре методическую комиссию по теории рабочих процессов ДВС. Результаты этой большой и важной работы позволяют и ныне вести на высоком уровне подготовку студентов и магистрантов.

Как ученый и блестящий педагог К.А.Морозов неоднократно командировался в отечественные и зарубежные вузы (Республика Куба, Перу, Венгрия) для чтения лекций, оказания методической помощи и оппонирования на защитах диссертаций.

В качестве председателя руководил Государственной экзаменационной комиссией в Хабаровском политехническом институте.

За отличную производственную и активную общественную работу в Гаванском техническом институте Константин Андреевич был награжден почетной грамотой Посольства СССР в Республике Куба. Он удостоен звания «Почетный работник высшего профессионального образования РФ», а в 2000 году - "Почетный профессор Ташкентского автомобильно-дорожного института".

Константин Андреевич поставил и блестяще читал ряд специальных курсов лекций по актуальным техническим и экологическим проблемам автомобильных двигателей, а также на протяжении длительного времени являлся бессменным и лучшим лектором по теории рабочих процессов курса «Автомобильные двигатели».

Лично Константином Андреевичем и в соавторстве с коллегами написано 4 учебника и 7 учебных пособий, в том числе один из учебников переведен на испанском языке, а другой переведен на английский, персидский, арабский и испанский языки. К.А. Морозов является автором и соавтором 5 монографий, и более 120 статей.

При активном участии Константина Андреевича был написан и подготовлен к изданию том «Теория рабочих процессов» учебника "Двигатели внутреннего сгорания", являющегося компонентом компьютеризированного Интегрированного обучающего комплекса "ДВС". За эту работу К.А.Морозов в составе коллектива преподавателей и сотрудников кафедры «Теплотехника и автотракторные двигатели» в 1999 году был удостоен премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники.

Константин Андреевич также был награжден медалями «За оборону Москвы» и «850-летия Москвы».

Минвуз СССР за заслуги в области высшего образования наградил К.А.Морозова нагрудным знаком «За отличные успехи в работе» и Почетной грамотой Министерства образования РФ.

Константин Андреевич, являясь старейшим преподавателем, до самых последних дней вел чрезвычайно важную и полезную работы на кафедре. Он постоянно интересовался самыми передовыми решениями в области двигателей и активно внедрял их в науку и учебный процесс.