Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ) » Кафедра «Русского языка» | История

Кафедра «Русского языка» | История

 

В 1953 г. для работы с иностранными учащимися при кафедре "Иностранные языки" была создана секция (подкафедра) русского языка. С 1962 г. она входила в состав кафедры русского языка подготовительного факультета для иностранных учащихся, а с 1979 г. утверждена как самостоятельная кафедра русского языка для иностранных студентов на основных факультетах.

В 1953 г. в институте обучалось 20 иностранных студентов из Болгарии, Китая и Монголии. С 1960 г. в стенах МАДИ подготовлено более 3-х тысяч специалистов, более 150 кандидатов наук и около 25 докторов наук из разных стран и континентов. Иностранные студенты в течение всего процесса обучения изучали русский язык, так как все обучение проводилось на русском языке. Представители 86 стран мира, получившие специальности в МАДИ, были студентами кафедры русского языка.

Более 200 выпускников МАДИ занимают в настоящее время должности ректоров, проректоров, деканов, заведующих кафедрами, сотрудников различных уровней национальных министерств.

Руководителем секции русского языка с 1955 г. была известный педагог Ревекка Ошеровна Клеванская, знаток русского языка, литературы и искусства. Она умело сочетала педагогическую, организационную и общественную деятельность.

В создании первых учебных программ по русскому языку, определении основных научных направлении по работе с иностранными студентами на основных факультетах большую помощь оказали известный ученый, профессор кафедры иностранных языков Елена Васильевна Синявская и канд. филол. наук, известный специалист по работе с иностранными учащимися кафедры русского языка подготовительного факультета Нина Степановна Власова. Они вместе создавали творческий коллектив кафедры. Именно в это время пришли на кафедру известные педагоги, преподаватели-практики В.И. Фетисова, Т.Ф. Зотова, Е.И. Кузьмина, Т.Ф. Лапицкая, Е.Н. Радина, А.М. Яковлева и др. Они создавали фундамент кафедры русского языка на основных факультетах.

С 1979 г. заведует кафедрой Русского языка для иностранных граждан на основных факультетах канд. филол. наук, профессор Маргарита Павловна Чеснокова. Она способствовала преемственности традиций, помогала молодым педагогам перенимать опыт первых преподавателей, создала единый творческий коллектив. В настоящее время кафедра русского языка известна своими научными направлениями, подготовкой учебных пособий по русскому языку для иностранных студентов технических вузов. Коллективом кафедры разрабатываются новые модели обучения специалистов самых различных областей. Первое требование – на основе научной работы подготовить более целенаправленную и научно обоснованную учебную литературу с учетом профессиональных и индивидуальных интересов иностранных учащихся и с ее помощью совершенствовать педагогический процесс.

Новое научное направление кафедры – активизация творческого отношения к учебному процессу самих учащихся. Наиболее результативной в этом направлении является организация самостоятельной работы (СР) по специально подготовленным учебно-календарным планам и пособиям. Проведены исследования в области планирования СР, определены активные формы и методы индивидуализации студентов.

Особое значение придается формам контроля СР, но при этом основной целью является подготовка студента, способного самостоятельно работать. Результаты показали, что организация и проведение СР развивают собственное творческое мышление студента на изучаемом языке, что очень важно. Контроль необходимо проводить не ради самого контроля, а ради продуцирования спонтанной речи или дискуссии-монолога на базе самостоятельно изученного материала.

Современная методика преподавания русского языка как иностранного на первый план выдвигает привитие студентам таких речевых навыков и умений, которые в наибольшей степени учитывали бы использование изучаемого языка в повседневной речевой коммуникации, в сфере учебной, научной и общественно-политической деятельности. В связи с этим на кафедре разрабатывается актуальная научная тема по организации дискуссии, которая создает хорошие условия для развития языковой и коммуникативной компетенции. Практика проведения дискуссий показывает, что это именно та форма активной коммуникации, которая становится одновременно стимулом и мотивом для изучения иностранного языка. Дискуссия стимулирует естественное, спонтанное высказывание студентов, вырабатывает умения последовательно и логично излагать свою точку зрения, реагировать на высказывания собеседников, включаться в диалог по обсуждаемой проблеме, учит производить различные мыслительные операции.

Чтобы дискуссия стала эффективной формой обучения, преподавателю необходимо знать методические требования к руководству и проведению дискуссии, владеть основными компонентами содержания обучения дискуссии.

Научно-методическая основа организации дискуссии как одна из форм группового учебного сотрудничества изложена в работе доцента кафедры А.В. Галетко "Методические рекомендации по подготовке и проведению дискуссии". В работе рассматриваются основные особенности учебной дискуссии как методического приема развития умений и навыков речевого обучения иностранных студентов; подробно освещаются вопросы структуры дискуссии, техники дискуссионной речи, различные способы аргументации; анализируются специфические дискуссионные умения и навыки, правила построения дискурсов.

Вышеназванные научно-методические выводы по проведению дискуссии в учебной группе иностранных студентов изложены в пособии по русскому языку "Приглашаем на дискуссию", авторы – М.П. Чеснокова, А.В. Галетко, Е.П. Козловская, Н.А. Аверич.

Под руководством М.П. Чесноковой подготовлены и изданы учебные пособия по русскому языку для самостоятельной работы с последующим проведением свободной дискуссии. Авторами являются профессор М.П. Чеснокова, доценты Н.А. Аверич, О.А. Балаганская, Е.П. Козловская, Е. П. Яновская, А.М. Яковлева.

Многоэтапность проведения реформ в системе высшего образования предусматривает и повышение гуманитарного образования в высшей школе. Это не просто реформа, это еще требование общества воспитывать в будущем специалисте высокоморальный подход к решению всех вопросов.

Под руководством профессора М.П. Чесноковой коллективом кафедры проводится большая научная работа по повышению гуманитарного образования специалистов технического профиля. В наше время требуется специалист нового типа, с большой эрудицией, способный к самостоятельному мышлению, к критическим оценкам, которому доступен любой вид интеллектуального труда.

Большая роль на кафедре при формировании личности специалистов отводится культуре России.

Вышеназванные направления в научной работе кафедры легли в основу спецкурсов "Прошлое ради будущего", "Нравственное воспитание на основе наследия России", "Нравственная культура личности. Восхождение к нравственности", авторами которых являются доценты кафедры Е.П. Яновская, Е.П. Козловская и профессор М.П. Чеснокова.

В основу определения научных направлений кафедры легли требования ХХI века, века компьютеров и персональной компьютеризации. Основная тема – роль языка в век компьютеров.

Изменения системы речевых коммуникаций, уже проявившиеся в работе компьютерной почты, телекомпьютерных конференций, настольных компьютерных типографий и т.д., предполагают пересмотр всех существующих юридических, административных и филологических норм и правил создания и обработки языковых текстов. Совершенно очевидно, что бездумное и пренебрежительное отношение к языку в целом принесет много вреда. Возникает угроза разрушения или расшатывания смысловой и стилистической структуры языка. Основная причина – в создании языковых текстов смешиваются все стилистические средства, все смысловые пласты лексики, накопленные языком. Это говорит о том, что необходимо выработать нормы по теоретическому осмыслению закономерностей развития языка и особенно его риторического потенциала. Это приведет к изменениям в принципах обучения риторики письменной речи, которые тесным образом связаны с изменениями в понимании объема, целей и задач риторики как гуманитарной дисциплины и с новой оценкой механизма письменной речи.

Уже сегодня необходимо готовить будущего специалиста к интенсивному и разнообразному использованию компьютеров для выражения новых мыслей.

Какова основная проблема на сегодняшний день? Плохое знание языка. Орфографические, лексические, синтаксические и стилистические ошибки, допущенные при составлении письма, могут полностью изменить восприятие документов его читателем. Истоки данной проблемы находятся намного глубже и затрагивают все языковое существование той или иной нации, того или иного государства.

В рамках гуманитарного факультета с учетом вышеназванных проблем кафедра работает над расширением учебной программы гуманитарного образования, используя разные формы и методы.

С учетом учебных программ гуманитарного направления вузов разных стран, прежде всего истории системы образования в России, под руководством М.П. Чесноковой разработаны лингвистические программы по русскому языку для студентов России с целью повышения грамотности, общего лингвистического образования, повышения роли русского языка как государственного языка, а также воспитания духовной культуры как основного фактора гуманитарного образования.

Разработаны спецкурсы "Повышение грамотности студентов технического вуза", которые составлены с учетом технического образа мышления. Основная цель спецкурсов – помочь студентам достаточно объективно оценить собственный уровень подготовки, восстановить в памяти основные разделы курса русского языка, а также закрепить навыки и умения в области орфографии, пунктуации и практической стилистики. Содержание и структура спецкурсов ориентированы на осмысление общих принципов, лежащих в основе каждого раздела правописания, на раскрытие логики применения правил русской грамматики. Спецкурсы включают и такие вопросы, которые расширяют лингвистическое образование и обогащают язык личности: стилистическое использование в речи синонимов, антонимов, многозначных слов и омонимов; особенности употребления фразеологизмов; орфоэпические нормы русского языка; основные словари современного русского языка; язык и время (основные этапы развития русского языка, внутренние и внешние причины изменения в языке и пути его развития); взгляд в будущее (тактика языковых прогнозов, существование прогресса в языке, его тенденции в развитии); экология и язык. Разработан спецкурс, авторами которого являются доценты А.В. Галетко, М.М. Кеангели.

Для обязательного изучения предлагается спецкурс "Функциональные стили русского литературного языка" - А.В. Галетко, М.М. Кеангели.

Раскрывается социальная природа человеческого языка в связи с его возникновением, развитием и функционированием.

Раскрываются основные функциональные стили русского литературного языка (разговорный, публицистический, научный, официально-деловой и художественный) с целью овладения навыками правильной (уместной) коммуникации в соответствии с целями, задачами и ситуацией общения.

Учитывая профиль института, кафедра разработала ряд спецкурсов для делового человека.

"Деловой русский. Стилистика деловой речи". Автор – доцент О.А. Балаганская.

Задача курса – ознакомить слушателя с особенностями официально-делового стиля служебного документа, его разновидностно-деловым письмом. Знание языковых норм делового письма и умелое пользование в сфере профессиональной деятельности – одно из важных условий повышения оперативной деятельности специалиста. Деловой документ отражает различные стороны работы организации. Он должен быть надлежащим образом оформлен, так как имеет правовую значимость. Тексты должны быть составлены в соответствии с официально принятой формой и изложены официально-деловым слогом с соблюдением определенных речевых стереотипов, языковых стандартов-клише, присущих тому или иному типу служебного документа, делового письма. Даются лексические, морфологические и синтаксические средства делового языка.

"Деловой русский. Служебный документ: составление, стилистика, редактирование", автор – доцент О.А. Балаганская.

Деловой русский язык претерпевает огромные изменения в связи с расширением международного коммерческого общения. И роль письменного общения в современном обществе неоспорима.

Цель курса – обучение будущих инженерно-технических работников составлению различной служебной документации и методике анализа текста служебного документа. Этого требует развитие предпринимательства, необходимость постоянного делового общения, написания функциональных бумаг. Основной задачей является изучение особенностей составления официального документа, знакомство с однотипными ситуациями, требующими составления унифицированных форм служебного документа, выработка навыков написания текста, знание формуляра-образца. Даются особенности официально-делового стиля современной корреспонденции, так как невыполнение требований стиля, с одной стороны, затрудняет работу с организационно-распорядительной документацией, а с другой – мешает ее юридической и практической значимости. Студента готовят профессионально составлять текст служебного документа, подчеркивая особенности лексической, морфологической и синтаксической структуры текста.

"Аксиомы делового письма: культура делового письма и официальной переписки", автор – доцент А.В. Галетко. Основная цель – формирование у студентов умений и навыков письменной реализации стандартных аспектов содержания в тексте делового письма с учетом требований официально-делового стиля, а также умение свободного продуцирования деловых писем в соответствии с темой и ситуацией общения.

Рассматриваются специальный лингвистический материал и его использование в соответствии с ситуациями для письменного делового общения, оформляющий соответствующие этим ситуациям деловые письма.

"Этикет делового человека", автор – Н.А. Аверич. Основная цель – ознакомление молодых специалистов с особенностями делового этикета в условиях работы с иностранными партнерами, учет особенностей различных социокультур.

Рассматриваются различные принципы этикета, требования этикета у разных народов, формы обращения в разных странах, психологическая основа организации деловых встреч и бесед, этикет деловой переписки, организация и проведение деловых приемов, а также презентации и пресс-конференции.

За последние годы наблюдается возрастание интереса к риторике как науке. Этот процесс закономерен. Владеть основами ораторского искусства сегодня необходимо специалисту любого профиля. Именно ораторское искусство предоставляет возможность мастерски использовать слово как инструмент мысли и убеждения. Риторика – это наука убеждать. Умение убеждать – условие успеха. Можно ли научиться убеждать или говорить убедительно? Да, но это требует большой работы над собой. Очень хорошо по этому поводу сказал Цицерон: "Поэтами рождаются, ораторами становятся". Но труды окупятся, ведь умение убеждать - необходимое условие успеха в жизни. Красноречие – это дар, который позволяет нам овладеть умом и сердцем собеседника. Убедив собеседника, мы делаем его своим союзником и соискателем своих желаний.

В 21 веке недооценивать теоретическое, общественное и образовательное значение риторики опасно. Поэтому риторику целесообразно включить как обязательную учебную дисциплину для всех специалистов.

Как отмечали выше, кафедра большое внимание уделяет формированию личности. А речь человека – это важнейшая сторона личности, существенная часть внутреннего "Я", это первый показатель развития и интеллектуальной самостоятельности человека. "От культуры слова – к культуре эмоциональной, от эмоциональной культуры – к культуре моральных чувств и поступков" - таков путь к гармонии знаний и нравственности.

В третьем тысячелетии преобладающим типом языковой личности станет личность риторически изобретательная, логически последовательная и стилистически разнообразная. Риторика со времен античности служит для воспитания всесторонне развитой и гуманистически образованной личности.

На кафедре спецкурс "Ораторское искусство" разработан профессором М.П. Чесноковой и пользуется большой популярностью среди слушателей.

Основная цель спецкурса – воспитание личности; основная задача – эффект личностного общения, ориентир – общечеловеческие ценности, возрождение традиций русской духовной культуры, принципы общечеловеческой морали; конечная цель – профессиональное общение, умение вести дискуссию. Дается краткая история ораторского искусства; рассматриваются тема, вид, цель, композиция и план ораторской речи, поведение оратора, искусство спора, уровень владения публичной речью, необходимой для современного специалиста. Особо рассматриваются такие вопросы, как искусство речи делового человека, искусство речи руководителя, культура дискуссий; ораторское искусство в США, обучение риторике в век компьютеров и т.д.

Во всем мире образовательная система переживает большие изменения. Это связано с глобальным развитием компьютерных телекоммуникационных и информационных систем, средств мультимедиа. В связи с этим появились новые педагогические технологии, в том числе дистанционное образование.

Коллектив кафедры наряду с классическими формами обучения разрабатывает Программы дистанционного образования в плане изучения русского языка иностранцами, в плане повышения грамотности по русскому языку в рамках специальной программы в России "Образование без границ".

Дистанционное образование в XXI веке составляет серьезную конкуренцию традиционному образованию. Рост общественного интереса к данной форме образования очень велик. Повышенный спрос на услуги дистанционного образования можно объяснить существенными преимуществами, а именно:

1. Иметь возможность преодолевать территориальную отдаленность от учебного центра и недостаток свободного от основной деятельности времени.

2. Иметь возможность удобного и индивидуализированного обучения.

3. Иметь непрерывную доступность.

4. Иметь равноправное представление образовательных ресурсов всем желающим учиться без учета возраста, инвалидности, базового образования и т.д.

Коллектив кафедры планирует в полной мере использовать все преимущества дистанционного образования, а при разработке Программ и курсов – современные обучающие стратегии и принципы. Данная работа ведется под руководством профессора М.П. Чесноковой и доцента Н.Н. Смолянской.

На основе научной работы кафедры готовятся новые спецкурсы, которые необходимы для любого образованного специалиста: введение в культурную антропологию (этнос, развитие человека); концепция современного естествознания; семантика (учение о смыслах); методология гуманитарного знания.

Научная работа кафедры русского языка привлекает специалистов разных вузов России, а также зарубежных преподавателей русского языка.

Кафедрой ежегодно проводятся научно-методические конференции. На базе кафедры состоялись три международные конференции по актуальным проблемам преподавания русского языка как иностранного, в которых приняли участие специалисты из Китая, Югославии, Финляндии, Японии, США и стран ближнего зарубежья. Научная работа коллектива кафедры легла в основу подготовки более 70 учебников и учебных пособий по русскому языку. Изданы учебники по русскому языку в Швеции, США, на Кубе, автор – профессор М.П. Чеснокова; в КНР, Сирии, Афганистане, авторы – доценты Е.П. Яновская, Е.Н. Радина, Т.Ф. Зотова; в Иране, авторы профессор М.П. Чеснокова, доценты Н.А. Аверич, О.А. Балаганская.

Кафедра ведет большую воспитательную и страноведческую работу. Ежегодно пре6подователи организуют и проводят с иностранными студентами экскурсии в музеи Исторический, Народов Востока, Коломенское, декоративно-прикладного искусства России, современного искусства, музей имени А.С. Пушкина, Третьяковскую галерею, экскурсии по Москве, Кремлю и Красной площади и так далее.

Коллективом кафедры проводятся вечера, посвященные Дню Победы, году семьи, поэтические вечера.

За последнее время проведены Международные научные студенческие конференции по темам: «Специалист 21 века», «Бессмертен тот, кто отечество спас», «России была, есть и будет».

В рамках гуманитарного факультета кафедра русского языка принимает самое активное участие в создании атмосферы гуманитарного общения в студенческой среде, где формируется личность будущего специалиста. Всемирно известный гуманист М.М. Бахтин в своей работе "Эстетика словесного творчества" писал: "Три области человеческой культуры – наука, искусство и жизнь – обретают единство только в личности, которая приобретает их к своему единству".

Что же касается вопроса о том, нужно ли специалисту технического профиля гуманитарное образование, прекрасный ответ дал крупный ученый с мировым именем А. Эйнштейн: "Коль скоро музыка, искусство, литература и настоящая наука требуют однородного мыслительного процесса, то мир образов Достоевского и Толстого, океан звуков Чайковского и Рахманинова для ученого такой же "рабочий инструмент", как знание математики или биологии".