Я б в дорожники пошел...


Нет у нас в России такого региона, моста или автомагистрали, в сооружении или обслуживании которых не принимал бы участия выпускник МАДИ - Московского автомобильно-дорожного института, который получил сейчас приставку ГТУ - Государственный технический университет. Полтора года назад ректором его стал Вячеслав Михайлович Приходько. Что удалось ему сделать за это малое время, с какими проблемами столкнуться? Об этом мы и беседовали с ним, а потом совершили экскурсию по этажам прославленного вуза. Кстати, два года назад, когда МАДИ отмечал свое 70-летие, его посетил именитый выпускник, нынешний Председатель правительства Касьянов.

 

МАДИ готовит универсалов

В прошлом году мы выпустили 873 дипломированных специалиста, 232 бакалавра и более 20 магистров, начал свой рассказ Вячеслав Михайлович, причем не более одного процента пятикурсников не были допущены к защите дипломных проектов по разным причинам. Но еще отраднее, что МАДИ за последние два года перебрался с 72-го на тридцатое место среди высших учебных заведений страны, а среди технических университетов по рейтингу занял почетное девятое место.

Нынешний МАДИ-ГТУ - это 10 тысяч учащихся, 3 тысячи специалистов и преподавателей, повышающих свою квалификацию. Это 15 факультетов, готовящих механиков, дорожников, экономистов и управленцев по 22 специальностям, это армия профессорско-преподавательского состава числом более тысячи человек.

Мы готовим дорожников и механиков - универсалов, владеющих своей основной специальностью и разбирающихся в смежных дисциплинах - юридических, экономических, управленческих и пр.

Если в первой половине 90-х годов под влиянием бурных изменений в общественном климате и сознании, связанных с переходом к рыночным отношениям, абитуриенты стремились на специальности экономистов и управленцев, то сейчас тенденция другая. Вырос конкурс на основные, базовые специальности - "дороги", "мосты", "автомобили", "дорожные машины" и другие.

Студенты одолевают сопромат, начертательную геометрию, технологию металлообработки, без которых нет настоящего инженера.

Об этом прекрасно написал Ролан Быков, приходивший к нам на встречи:

"Мой дорогой студент МАДИ,
Включай мотор в своей груди,
Грызи науку знания -
s Ключи от зажигания!"

 

Что отрадно, в бурных волнах рыночных отношений и переадресовки собственности МАДИ сумел сохранить лицо, не поддался обольщению приватизации и разгосударствления. Да, нам пришлось отдать часть помещений в аренду коммерческим структурам, потому что надо было выживать, доплачивать преподавателям и профессорам. Но при этом удалось сохранить костяк преподавателей, традиции и дух одного из лучших вузов страны. Удалось переломить отношение к учебному и воспитательному процессу, доказать, что экономиста или программиста можно подготовить, не выходя из кабинета, а для того чтобы вырастить инженера-дорожника или инженера-механика, нужны колоссальные дополнительные средства. И еще. В учебный процесс внесено принципиально новое направление - инженерная педагогика. Первое, что я сделал, став руководителем МАДИ, ввел в штатное расписание должность помощника ректора по воспитательной работе и восстановил институт кураторов на первых трех курсах всех специальностей.

Инженер и педагог

Сделаем первое отступление. В приемной В. Приходько мы увидели копию известной картины Ю. Пименова "Новая Москва", оригинал которой выставлен в Третьяковской галерее. Вы, конечно, вспомнили: женщина в автомобиле-кабриолете едет по широкой автостраде обновленной Москвы, шоссе, дома как бы умыты свежим дождем и блестят цветами радуги на весеннем солнце. Картина дает настроение молодости, обновления. Это настроение как бы перекликается с теми обновленческими процессами, которые начались в МАДИ с приходом на должность ректора В.Приходько.

Уже сейчас Вячеслава Михайловича называют ректором-новатором, продолжателем традиций легендарного "дяди Лени", Леонида Леонидовича Афанасьева, который возглавлял Большой МАДИ 22 года, с 1960 по 1982-й. Именно при нем вуз достиг высшей популярности и расцвета, а команда МАДИ в 1964 году стала первым чемпионом КВН.

Примечательно, что незадолго до прихода к руководству МАДИ В. Приходько стал лауреатом премии президента в сфере образования - "За достижения в области инженерной педагогики". Это новое направление в России, соединяющее передачу инженерных знаний и воспитательный процесс. Проиллюстрируем на примере. Был в МАДИ преподаватель сопромата, который на первом экзамене ставил студентам исключительно "неуды", приговаривая: "Я сам знаю сопромат на четвертку, "уд" - это высший балл для студента, а на "отлично" сопромат знает лишь Господь Бог". Студенты в отместку иронизировали: "Поставил с утра четырнадцать "неудов" и пошел в буфет есть сметану". Наука, которая называется "инженерная педагогика", как раз и примиряет два этих начала - "неуды" и сметану. То есть учит умению добиваться взаимопонимания профессора и студента через учебный процесс, а не за счет взаимного отталкивания от сопромата.

РФ Сегодня
23/2002