Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ) » МАДИ учит строить


МАДИ учит строить


Наш собеседник - ректор Московского государственного автодорожного технического университета (МАДИ), доктор технических наук, профессор Вячеслав ПРИХОДЬКО

- Вячеслав Михайлович, недавно на полигоне МАДИ побывал руководитель Государственной службы дорожного хозяйства Минтранса РФ Игорь Слюняев и высоко оценил его техническую вооруженность. Правда, он заметил, что большую часть машин для строительства, ремонта и содержания автомобильных дорог университет покупает за рубежом. Почему вы сделали ставку на импортную технику?

- В последние годы МАДИ испытывал острую нехватку финансирования. Чтобы выжить, нам пришлось заключить контракты с иностранными фирмами. За счет них и держится университет. Но эти фирмы дали Учебному центру МАДИ лучшую в мире дорожную технику, И мы рады тому, что теперь наши студены имеют реальную базу, чтобы получить комплекс знаний, на который мы рассчитываем.

Наш университет сохранил возможность готовить лучшие кадры для дорожной отрасли, повышать их квалификацию, вести переподготовку преподавателей не без помощи западных стран.

- Как изменилось экономическое положение университета в последние годы?

- К счастью, экономика страны приобрела положительную динамику, и это благотворно отразилось на МАДИ как в бюджетном финансировании, так и в зарабатывании средств собственными силами. Только за последний год мы сумели увеличить поступление внебюджетных средств в полтора раза. Это дает возможность существенно увеличить зарплату преподавателям, обслуживающему персоналу, сотрудникам. Сейчас вуз может гарантировать им хорошо оплачиваемую работу.

- Что вы ждете от сотрудничества с Росавтодором?

- Я жду внимания к университету от тех, для кого мы готовим кадры, чтобы наши выпускники -инженеры, экономисты, управленцы - не становились в очередь по трудоустройству, а получали реальные рабочие места - хорошо оплачиваемые. Мы ощущаем себя нужными государству, если наши специалисты ют по той специальности, которую" они получили в университете.

К счастью, наш вуз один из немногих, который не растерял потенциал, наработанный в советское время. У нас сформирован банк данных рабочих мест, на которых могли бы приложить свои знания выпускники, а центры профориентации и трудоустройства являются мощным подспорьем в ориентировании на будущую специальность выпускников университета.

-Мы видели на полигоне МАДИ великолепные терминал и учебный центр, которые дают солидную прибыль. Есть ли еще в вашем университете хозрасчетные центры?

- Безусловно. На начальном этапе мы получали основные доходы от аренды помещений, А теперь с радостью отмечаем, что на первое место выходят платные формы обучения: подготовка в вуз, обучение, повышение квалификации и переподготовка -все эти программы дают сегодня существенное пополнение бюджета.

- Изменились ли приоритеты при подготовке кадров?

- У нас всегда были востребованы экономические и управленческие специальности, на них был самый высокий конкурс. Но за последние три года быстро растет количество желающих получить инженерные специальности.

На нашем полигоне вы, наверное, убедились: тем, кто хотел бы стать инженером, МАДИ может предложить хорошие программы, в том числе практической подготовки. И востребованность этих программ убеждает нас, что в нашем обществе формируются правильные тенденции.

Сегодня нужен практический работник - тот, кто может своими руками, своими знаниями сделать что-то конкретное, полезное для страны, и особенно в дорожной отрасли.

Кстати, я являюсь президентом Российского мониторингового комитета по инженерной педагогике, организованного на базе МАДИ. Мы активно продвигаем идеи, связанные с подготовкой центрального звена высшей школы. Глубоко убежден, это звено должны составлять педагоги: так было десятки лет назад жаль, традиция была утеряна. И сейчас наша задача состоит в том, чтобы талантливых, умных людей приобщить не только к научной, но и к педагогической деятельности.

Поэтому я, кроме всего прочего, возглавляю структуру, которая занимается подготовкой преподавателей для технических высших учебных заведений России.

- Ваш мониторинговый комитет - общественная организация?

- Да, но она дает сегодня реальный путь интеграции с мировым образовательным пространством. Тех преподавателей, которых у нас готовят, мы имеем возможность представлять на получение звания "европейский инженер-педагог". С этим сертификатом он может преподавать в вузах европейских стран

- Вячеслав Михайлович, вы знаете, что климатическая катастрофа набирает силу, и это очень болезненно отражается на дорожниках: в одних районах автомагистрали заваливает двухметровым слоем снега, в других они покрываются жутким гололедом. А весной начнет размывать дороги и сносить мосты... Обучаются ли в вашем университете методам борьбы со стихиями на дорогах?

- Вы знаете, молодое поколение надо готовить не по каким-то новомодным направлениям, которые потом окажутся ненужными, а выпускники университетов пойдут торговать в лавках. Нужно готовить ребят по реальным, инженерным специальностям, призванным прежде всего создавать условия для нашей с вами безопасности. Эти условия будут создавать вышедшие из МАДИ специалисты в области дорожного строительства, организации дорожного движения, эксплуатации автомобильного транспорта, организации и управления на транспорте, наконец, инженерной защиты окружающей среды. И именно на эту специальность очень охотно идут молодые люди в последние годы.

Я часто провожу встречи с абитуриентами, чтобы понять, на что они сейчас ориентированы, что является мотивацией выбора той или иной специальности. И мне очень понравился ответ одного молодого человека, который окончил школу с золотой медалью и пришел поступать в МАДИ. Он сказал с вологодским акцентом: "Дороги-то у нас плохие. Хочу научиться строить хорошие". А другой объяснил, почему выбрал профессию инженера защиты окружающей среды: "Своими знаниями и умением я должен сделать так, чтобы мама, папа, бабушка, все родные и близкие жили в безопасных условиях, экологически чистой среде".

Инженерная защита окружающей среды сейчас востребована. Несмотря на очень скудное финансирование, особенно слабую материальную поддержку учебного процесса, мы изыскиваем возможности постоянно совершенствовать учебно-лабораторную базу этой очень нужной специальности.

- А в перспективе такая специальность будет еще более нужной...

- Перспектива начинается с подготовки думающих специалистов, тех молодых людей, которые понимают важность инженерной защиты окружающей среды. Иногда нам кажется, что молодежь занята не тем, чем нужно. Но среди нее очень честные, грамотные ребята, настоящие патриоты России, которые хотят сделать безопасной нашу с вами жизнь.

- Насколько я понял, вы оптимистично смотрите в будущее?

- Безусловно, и это не мои эмоции, а факт, который вам подтвердят другие ректоры московских вузов: в последние 2-3 года конкурс на инженерные специальности растет гораздо быстрее, чем на экономические и управленческие. Хватит Россию раскупать - пора ее строить.

- Однако в учебном центре МАДИ стоит импортная техника...

- Что я могу вам сказать? Это ложный патриотизм, когда мы стараемся во что бы то ни стало покупать только отечественную технику. А истинный патриотизм состоит в том, чтобы привлекать в страну современные технологии, в том числе из-за рубежа. Культура нашего студента и будущего инженера может расти только от положительных примеров. Не надо ориентироваться на примеры позавчерашние, прошлого века, даже если они российские.

Истина находится не в России и не за рубежом, и даже не посередине. Истина состоит в улучшении нашего отношения к культуре обслуживания населения автотранспортным комплексом страны, который включает в себя и дорожную составляющую. Если мы с вами будем хорошо вести себя на дорогах, даже при их перегруженности, станем взаимно уважительными и предупредительными, если дороги будут оснащены уютными заправками, кафе, извините, туалетами, обустроены так, чтобы участнику движения было удобно и комфортно находиться на трассе, то всем от этого станет лучше. И тогда будет не так уж важно, чьи машины и оборудование мы покупаем -отечественные или зарубежные.

- Выходит, нет ничего плохого в том, что многие преподаватели вашего университета работают в совместных предприятиях и обучают своих студентов на иностранной технике?

- Самое главное, что в очень непростых экономических условиях мы не растеряли свой профессорский и преподавательский состав. Наши выпускники, которые возглавляют кафедры и факультеты, являются проректорами МАДИ, не ушли работать в другую отрасль, в коммерцию. Они нашли возможность соединить свои коммерческие интересы с практической педагогической деятельностью. И я считаю, что только коммерция дала им возможность не бросить обедневшую педагогику, не забыть об этом благородном труде. И учебно-вспомогательный персонал университета мы поддерживаем за счет коммерческих структур.

Вспомните, как та же Япония после Второй мировой войны выходила из экономического кризиса. Она не стала ничего изобретать, хотя могла многое, а просто приобрела все самое современное, что можно было купить по всему миру. И на лучших образцах техники Япония совершила такой мощный рывок, что за ней не смогли угнаться другие страны. Сейчас уже все забыли, что японское экономическое чудо выросло на американской и английской технике.

Истинный патриотизм - это стремление к процветанию своей страны. А какие ресурсы мы мобилизуем, это вопрос второй.

Поэтому я не вижу трагедии в том, что наши студенты обучаются в основном на импортной технике. Если у нас будут хорошие специалисты, то будут и хорошие дороги, хороший сервис, хорошая техника, в том числе отечественного производства. И нам всем от этого будет очень комфортно.

Беседу вел Михаил ДМИТРУК.

По просьбе "Трибуны" это интервью комментирует первый заместитель министра транспорта РФ, руководитель Государственной службы дорожного хозяйства Игорь СЛЮНЯЕВ:

- Очень многое зависит от того, кто придет из технического университета в дорожную отрасль. Беда, если это будет человек, который работает спустя рукава, не думая о последствиях своего труда. И счастье, если придут люди думающие, истинные патриоты России, о которых рассказывал ректор. Поэтому очень важно, ЧТО сейчас преподаватели МАДИ закладывают в головы и руки студентов. Ведь в программе социально-экономического развития России сказано, что рост производительности труда будет обеспечен за счет высокого интеллектуального уровня.

Недавно я внимательно ознакомился с работой подмосковного полигона МАДИ. Полагаю, что с точки зрения практической подготовки, преподавателей, персонала, порядка он сильно продвинулся вперед. А с точки зрения технического оснащения, оборудования его надо подтягивать - и не только с помощью западных фирм. Это как федеральные ДРСУ: на них трудятся хорошие люди, но такая у них нищета. А рядышком работают регионалы, которые живут намного лучше. Это неправильно.

Вот почему задача Росавтодора и МАДИ в ближайшие год-два технически переоснастить лабораторную базу университета - я активный сторонник этого. А все остальное здесь уже есть.

Я хочу пожелать преподавателям и студентам МАДИ не снижать высокий уровень обучения, чтобы из стен университета no-прежнему выходили профессионалы - интеллектуально развитые люди и настоящие государственники. Они построят в России прекрасные дороги и машины.

Деловая трибуна - 2002, 14 февраля №6