Вечное движение

 
Его - то есть это самое движение - замечаешь сразу с порога кабинета В.В. Сильянова - проректора Московского автомобильно-дорожного института (государственного технического университета) - МАДИ, научного руководителя Проблемной лаборатории организации и безопасности дорожного движения - ПЛОБД.

Первое впечатление, что оно заключается в аквариуме: очень крупная стая неоновых рыбок, со вкусом подобранные золотые рыбки и другие обитатели. Валентин Васильевич признается, что рыбками не интересуется. Появление этого аквариума - заслуга ректора МАДИ В.М. Приходько и секретаря Оли. Тем не менее Валентин Васильевич подсаживается к аквариуму и, будто впервые видя его, слушает пояснения: это голубой неон, вот этот - красный, а эти - черные неоны...

Возможно, проректор В.В. Сильянов и равнодушен к рыбьему царству, но с природой дружит. Когда он перекачивает на мою электронную флэшку «мадийские» тексты и фотографии, я, хвастовства ради, показываю удачную фотографию сойки (если повезет, то читатели ее увидят в журнале). Хозяин компьютера по достоинству оценивает изображение и просит разрешения его скопировать.

Оглядываюсь по сторонам и понимаю, что эта просьба не спроста: рядом на тумбочке деревянный слон из Индии, масса других сувениров. «Вечное движение» продолжается...

Оказывается, Валентин Васильевич работал в Индии экспертом ООН. Там и познакомился с великим русским художником Святославом Рерихом - сыном Николая Рериха.

Фотографии сделаны в 1972 году, когда С.Н. Рериху исполнилось 70 лет. Валентин Васильевич отмечает его высочайший уровень интеллигентности и порядочности. С.Н. Рерих очень тонко объяснил гостившим у него японцам, что их время истекло, ибо к нему приехали соотечественники. Те покинули дом с пониманием и без обид.

Святослав Рерих, как выразился Ва-лентин Васильевич, впитал интеллект нескольких веков культуры и традиций народов России. Он разговаривал на прекрасном русском языке. А со своей женой - известной индийской танцовщицей - на немецком.

От кругозора Святослава Рериха плавно переходим к кругозору российских студентов: верно ли, что он высок, что у наших людей лучше логичное мышление?

«Верно», - отвечает Валентин Васильевич и рассказывает новую историю.

Дело было в Америке. Одна студенткадорожница задала представителям принимающей компании вопрос, вследствие чего те решили, будто она знакома с тонкостями их дела. Оказалось, студентка просто воспользовалась информацией, прочитанной на лекции в МАДИ.

Другая студентка-дипломница там же поинтересовалась поведением грунта при движении по нему многоосного транспортного средства. Специалист, к которому она обратилась, смутился: он всего лишь бакалавр. И посоветовал обратиться к другому специалисту - магистру.

Стоит ли и нам спешно внедрять двухступенчатое образование? Валентин Васильевич считает, что делать это пока преждевременно. Наши производственники пока не созрели к приему на работу бакалавров: то, что им предлагают, часто может выполнить и выпускник техникума. А магистры, вроде бы ориентированы на научную деятельность.

В общем, вопрос пока спорный. Он находится в стадии размышлений. Вот почему министр транспорта РФ И.Е. Левитин обратился в Минобрнауки РФ с просьбой, чтобы подготовку студентов по таким, например, специальностям, как «Автомобили и автомобильное хозяйство», «Автомобильные дороги и аэродромы», «Сервис транспортных и технологических машин и оборудования» и «Подъемно-транспортные, строительные, дорожные машины и оборудование» оставить без изменений - инженерной, а не двухступенчатой.

В.В. Сильянов, будучи первым заместителем председателя Совета УМО вузов России, находится в постоянном общении с множеством российских и зарубежных вузов.

И в движении. В вечном движении. Без кавычек.

Дороги России ХХI века.