Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ) » Главный транспортный ВУЗ страны


Главный транспортный ВУЗ страны

Московский автомобильно-дорожный институт (государственный технический университет) занимается подготовкой высококвалифицированных кадров для дорожно-мостового и аэродромного строительства, автомобильного транспорта, промышленности дорожно-строительных машин, автоматизированных систем управления. Научный коллектив института внес огромный вклад в развитие отрасли, в создание безопасной и эффективной системы автомобильных перевозок, в совершенствование конструкций автомобилей и дорожных машин. МАДИ - головной вуз по инженер¬ной и научной подготовке специалистов. О перспективах развития университета рассказывает первый проректор Павел Иванович ПОСПЕЛОВ.

- Павел Иванович, МАДИ - одиниз лучших столичных вузов. На­сколько нам известно, университетпрошел международную аттеста­цию и тем самым подтвердил высо­кий уровень подготовки студентови прекрасную квалификацию Вашихспециалистов. Расскажите, пожа­луйста, о том, что происходит вМАДИ сегодня.

- В этом году МАДИ исполняется77 лет. Создавался институт в то вре­мя, когда в стране бурными темпамиразвивались автомобилизация и до­рожное строительство. Как следствие- резко вырос спрос на специалистов.На сегодняшний день МАДИ объеди­няет более 20 тысяч студентов, 1,5 ты­сячи преподавателей. Этот огромныйколлектив призван решать задачи,связанные с улучшением дорожнойинфраструктуры страны и развитиеммашиностроительной отрасли.

Четыре года назад строительные специальности университета прошли аттестацию в Международном инсти­туте инженеров строителей, располо­женном в Англии и объединяющем специалистов почти ста стран, заин­тересованных в обеспечении высоко­го качества подготовки специалистов, в прошлом году прошли подтвержде­ние этого статуса. В соответствии с полученным сертификатом мы можем подготавливать специалистов по ре­монту и обслуживанию дорог, мостов, аэродромных покрытий с присвоени­ем выпускникам степени магистра международного стандарта. Таким образом, на сегодняшний день мно­гие выпускники МАДИ вместе с дип­ломом о высшем образовании полу­чают сертификат о том, что их статус соответствует требованиям Междуна­родного института инженеров стро­ителей в Лондоне. Это очень важно для дальнейшего профессионального роста студентов. Например, наши спе­циалисты участвовали в масштабном проекте в Индии, где было построено более 150 километров автомобильных дорог. Для участия в этом проекте от специалистов требовали подтвержде­ния профессиональных знаний, и то, что МАДИ аттестован в Между­народном институте инженеров стро­ителей, способствовало заключению и успешному выполнению контракта.

- Означает ли получение между­народного сертификата то, чтовыпускник, имеющий его, можетбез дополнительного обучения ус­троиться работать по профилю встранах Евросоюза?

- В принципе да. Дело в том, чтоэто очень авторитетная международная организация, представленная во многих странах мира. МАДИ входит в реестр высших учебных заведений, готовящих специалистов междуна­родного уровня. Я сам являюсь аккре­дитованным членом этого института - для этого пришлось даже сдавать два экзамена - устный и письменный, подтверждающих мой профессио­нальный уровень. Могу сказать, что предъявляемые требования для жела­ющих получить сертификат достаточ­но высоки.

- Какие факультеты наиболеепопулярныу абитуриентов сегодня?Насколько востребованы специаль­-ности, связанные с проектировани­-ем и эксплуатацией автомобильныхдорог и аэродромов?

- В последние годы наблюдаетсянекоторое перераспределение популярности наиболее востребованных специальностей. Например, двадцать лет назад самым престижным считал­ся экономический факультет, а сегод­ня конкурс на дорожно-строительный выше, чем на экономический. Не пос­леднее место здесь занимает фактор трудоустройства специалистов после окончания вуза. Сегодня специалист в строительной отрасли практичес­ки без проблем может найти работу, причем с очень приличным уровнем заработной платы. Плюс к этому во многих регионах нашей страны на­чался настоящий бум дорожного стро­ительства, явившийся следствием необходимости выполнения поруче­ний Президента РФ, данных на Госу­дарственном совете осенью прошлого года в Ярославле и связанных с про­граммой развития автомобильных до­рог в России. В регионах образовался дефицит специалистов по проектированию, строительству и эксплуатации дорог.

Сейчас наблюдается высокий кон­курс при поступлении на факультеты, связанные с эксплуатацией автомоби­лей. Прорыв на наш внутренний ры­нок европейских и азиатских автокон­цернов привел к резкому увеличению спроса на специалистов, способных обслуживать сложную автомобиль­ную технику на высоком уровне. На­пример, на базе нашего университе­та создан учебный центр концерна «Toyota», оснащенный самым совре­менным оборудованием, позволяю­щим обучать студентов МАДИ в со­ответствии со всеми современными требованиями. Крупные дилеры, за­нимающиеся продажей иностранных автомобилей, заключают с нами дого­вора, и уже в процессе обучения сту­денты имеют возможность проходить практику в их сервисных центрах, а после получения диплома продолжить там свою трудовую деятельность.

Поспелов Павел Иванович — первый проректор МАДИ, доктор технических наук, автор 170 работ по проблемам организации и безопасности дорожного движения, совершенствованию норм и методов проек-тирования автомобильных дорог, защите жилой застройки от транспортного шума при проектировании автомобильных дорог, применению геоинформационных систем и методов дистанционного зондирования в дорожном хозяйстве, совершенствовании высшего профессионального образования. По поручению Прави-тельства РФ принимал участие и возглавлял экспертные комиссии по наиболее важным проектам автомо-бильных и железных дорог. Павел Иванович ведет работы по разработке эффективных методов снижения транспортного шума в жилой застройке при проектировании дорог. П.И. Поспелов награжден государствен-ными наградами: медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, медалью «В память 850-летия Москвы» и т.д.

- Расскажите о «болонской сис­теме» обучения. Что это такое и как новая система влияет на улуч­шение качества образования?

- Основная идея новой системы - подготовка профессионалов, наиболее востребованных рынком труда. На се­годняшний день выпуск специалистов только с высшим образованием не очень согласуется с нуждами производства. Современный рынок требует более диф­ференцированного подхода к кадрам. Вы понимаете, что уровень подготовки прораба или конструктора должен отли­чаться, и разделение на магистров и ба­калавров с возможностью дальнейшего дополнительного обучения дает такую возможность.

Вторая причина вхождения России в «болонскую систему» заключается в универсализации нашей и мировой систем образования. Интеграция в мировое образовательное пространс­тво позволит нашим студентам бо­лее свободно и широко использовать возможности современной образова­тельной системы. Студенты смогут свободно перемещаться из одного учебного заведения в другое, как это и происходит за рубежом.

Ну и есть, на мой взгляд, еще одна причина, которая, правда, офици­ально не афишируется, - завоевание рынка образовательных услуг стран третьего мира. Это общая концепция развития европейской системы обра­зования, направленной на повыше­ние своего уровня, позволяющая кон­курировать с США, доминирующими на сегодняшнем мировом рынке.

- Какие основные проблемы воз­никают сегодня при подготовке специалистов?

- Основная и самая главная проблема состоит в падении уровня среднего образования в нашей стране. Оно просто несоизмеримо с уровнем двадцатилетней давности. В средних школах вводятся все новые дополнительные дисциплины. А уровень базовых для нас дисциплин, таких, как физика, химия, математика, язык, у сегодняшних выпускников средних школ иногда просто не выдерживает никакой критики. Если такая тенденция сохранится, то нам, видимо, придется вводить подготовительные курсы не для поступления в вуз, а просто для дополнительного обучения базовой школьной программы. Уже сегодня нам приходится адаптироваться к новым реалиям, менять учебные планы. Так что приходится констатировать, что положение сейчас крайне тревожное.

- Большое внимание в Москве уделяется развитию дорожной ин­фраструктуры. Принимают ли Ваши специалисты участие в этой работе?

- Ну, наверное, самое главное наше участие - подготовка квалифи­цированных кадров. В «Генплане», институте «Мосинжпроект» основной костяк состоит из наших выпускни­ков, и это специалисты высочайшего уровня, решающие вопросы проекти­рования всей московской дорожно-транспортной инфраструктуры.

Но есть и конкретные проекты, в создании которых принимают учас­тие воспитанники МАДИ. Совместно с институтом «Генплана» мы проводим работу по расчету прогнозов интен­сивности дорожного движения в Мос­кве, на основании которых впоследс­твии и происходит проектирование дорожной сети.

Мы прекрасно понимаем, что МАДИ - не просто государственное учебное заведение, а еще и главный транспортный вуз Москвы. И поэтому Москва остается главным объектом нашей практической деятельности.

Мы получили заказ на разработку десяти передвижных лабораторий для контроля качества дорожных покры­тий и состояния уличной сети города. Каждому округу Москвы будет предо­ставлен автомобиль, укомплектован­ный самым современным оборудова­нием, позволяющим контролировать состояние улично-дорожной сети.

Огромная работа проводится по вопросам повышения качества до­рожного покрытия. Те проблемы, с которыми мы столкнулись около 10 лет назад, например, образование коллейности, заставили пересмотреть нормы, регламентирующие качество дорожного покрытия, такие, как ка­чество материалов, применяемых для укладки дорожного полотна, заполни­тели, вяжущие материалы и т.д. Ак­тивное участие мы приняли в экспери­менте, который проводился на МКАД. В ходе него были сформированы во­семь участков, на которых применены различные виды дорожного покры­тия. Цель эксперимента - выявление износостойких материалов, наиболее полно отвечающих современным тре­бованиям к дорожному покрытию в условиях повышенной интенсивности движения, воздействия шипованной резины, движения автомобилей с вы­сокими скоростями.

Еще одно очень серьезное и важное для города исследование проведено по анализу применения антигололедных смесей и материалов, применяемых на улицах города. На основании полу­ченных данных была разработана ме­тодика по применению этих материа­лов. Дело в том, что их неправильное использование приводит не к сокра­щению тормозного пути, а, наоборот, к появлению факторов, повышающих аварийность, - тормозной путь может увеличиться, забрызгивается лобовое стекло.

Отдельно хотелось бы отметить ра­боту в области информационных тех­нологий. Уже сейчас в Москве действу­ют маршруты автобусов, на которых скорость в пути и время прибытия на остановку регулируются с помощью спутниковых навигационных систем. Остановки городского транспорта обо­рудуются специальными информаци­онными табло, показывающими пас­сажирам расчетное время прибытия транспорта. Усилиями сотрудников кафедры телематики была разработа­на система и введены в эксплуатацию табло, сообщающие автомобилистам скорость передвижения транспортно­го потока и расчетное время пути до МКАД по Волоколамскому шоссе. На Минском шоссе установлены специальные радары, фиксирующие скоро­стной режим автотранспорта.

Большая работа проведена в облас­ти паспортизации улично-дорожной сети города. Перед нами стояла задача выяснить объемы работ, начертание улично-дорожной сети, площадь пок­рытия, возможности применения убо­рочной техники. Такая информация необходима коммунальным службам города для составления более четких схем эксплуатации транспортных ар­терий.

Еще на стадии обучения студен­ты МАДИ привлекаются к проектам, улучшающим городскую транспор­тную инфраструктуру. В частности, мы участвовали в проектировании Лефортовского тоннеля, реконструк­ции Рублевского шоссе, в разработке проектов капитального ремонта до­рожных покрытий. Первыми в России мы осуществили проектирование сис­темы шумозащитных сооружений для московской кольцевой автомобиль­ной дороги. Силами наших сотрудни­ков была проведена работа по оценке степени коррозии разделительных ограждений автодорог, а в настоящее время осуществляются постоянные мероприятия по мониторингу этих разделительных конструкций.

- Для повышения прочности и увеличения срока экс