Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ) » Кафедра «Аэропорты, инженерная геология и геотехника» | История кафедры

Кафедра «Аэропорты, инженерная геология и геотехника» | История кафедры

Значительная роль в организации кафедры «Аэропорты» принадлежала доц. Д.А. Могилевскому, проф. В.Ф. Бабкову и А.С. Смирнову, а также кафедрам «Изыскания и проектирование дорог» и «Строительство и эксплуатация дорог», на которых начали формироваться профилирующие дисциплины и разрабатываться первые методические разработки в области аэродромостроения. С 1954 года на направлении «Автомобильные дороги» читаются лекции по строительству аэродромов. В 1959 году был издан первый в стране учебник «Изыскания и проектирование аэродромов», авторами которого были Д.А.Могилевский, В.Ф. Бабков, А.С.Смирнов и др.

Кафедра «Аэропорты», как самостоятельное структурное подразделение в составе аэродромного факультета, начала свою учебную, научную и методическую работу в 1962 году. Она была организована с целью подготовки инженеров по специальности «В» для проектирования, строительства и эксплуатации аэродромов в системе Аэрофлота. Кафедра «Аэропорты» в тот период была единственной на территории России, готовившей специалистов-аэродромщиков в гражданских вузах.

Первым заведующим кафедрой «Аэропорты» с 1962-1964 гг. был доцент, канд. техн. наук генерал-майор П.А. Дудкин.
В 1964 г. кафедру возглавил доцент Д.А. Могилевский.

На кафедре «Аэропорты» была создана уникальная по тем временам установка — стенд для статических и динамических испытаний крупномасштабных моделей аэродромных плит. Это позволило проводить экспериментальные исследования в области оценки несущей способности и долговечности аэродромных покрытий с учетом усталости. В создание и развитие лабораторной базы вложили свои огромные усилия сотрудники лаборатории и кафедры А.П.Степушин, С.С.Шамин, В.А.Серебренников, В.А.Чернышов, В. Гапонов, Г.А.Шамаев и др. Лаборатория стала экспериментальной базой для проведения научных исследований аспирантами кафедры и выполнения хоздоговорных работ сотрудниками кафедры и основой лабораторного практикума для студентов.

Первыми сотрудниками кафедры были профессор, доктор техн. наук В.И. Батурин, доцент, канд. техн. наук А.С. Смирнов, доцент В.И. Барздо, старший преподаватель Н.И. Кузовщиков.

Основным методом комплектования кафедры было приглашение для работы ( в том числе по совместительству ) крупных специалистов в области проектирования, строительства и эксплуатации аэродромов (доц., канд. техн. наук А.С. Смирнов, доц., канд.техн.наук Л.И. Горецкий, проф., доктор техн. наук Г.И. Глушков и др.).

В 1965 году для работы на кафедре по совместительству был приглашен доц., канд. техн. наук Л.И. Горецкий.

С 1966 года начал осуществляться регулярный прием в аспирантуру бывших выпускников факультета и после успешного ее окончания оставление их на кафедре (А.С. Солоусов, В.А. Серебренников, А.П. Степушин, Т.П. Лещицкая).

В период с 1964 по 1974 г.г. на кафедре были подготовлены и успешно защищены кандидатские диссертация аспирантами А.П.Степушиным, Ю.В. Карасем, В.А. Серебренниковым, А.С. Солоусовым, Б.М. Томаевым, О.И. Петровым.

Научными руководителями аспирантов были Д.А. Могилевский, В.И. Батурин, А.С. Смирнов, А.М. Богуславский, Г.И. Глушков и В.И. Барздо.

Отсутствие специального учебника по курсу «Технология строительства аэродромов», предназначенного для студентов, обучающихся по специальности «Строительство аэродромов» требовало от сотрудников кафедры его разработки. В 1968 году вышел в свет учебник «Строительство аэродромов» под редакцией проф., доктора техн. наук Н.Н.Иванова, написанный коллективом авторов, в числе которых были сотрудники кафедры «Аэропортов» Л.И.Горецкий и В.И.Барздо.

В 1970 году коллектив кафедры пополнил доц., к.т.н. А.М. Богуславский.

В 1974 г. кафедру возглавил проф. доктор техн. наук Г.И. Глушков.

Кафедра, возглавляемая проф. Г.И. Глушковым, уделяла большое внимание методической деятельности. В этот период сотрудниками кафедры опубликовано 6 учебников, 5 учебных пособий, 8 методических указаний и 3 нормативных документа (СНиП 2-47-80; СниП 2.05.08-85 (в соавторстве с ГПИ и НИИ ГА Аэропроект, НИИ МО и ГИПРО НИИ Авиапром) и ВСН-197-91 (совместно с кафедрой «Строительство автомобильных дорог» и СоюздорНИИ). Получил дальнейшее развитие ряд научных направлений, по которым ранее проводились отдельные поисковые исследования.

В этот период существенно изменился педагогический состав кафедры. Были приглашены для работы на кафедре по совместительству известные специалисты: канд.техн.наук А.П.Виноградов и В.Н.Иванов успешно защитившие в дальнейшем докторские диссертации.

После успешного окончания аспирантуры и защиты кандидатских диссертаций были оставлены на кафедре: А.А. Чутков (1980 г.), В.А. Сабуренкова (1983 г.), В.В. Татаринов (1986 г.), В.А. Попов (1991 г.).

Перешли на кафедру: в 1978г. из ГПИ и НИИ ГА «Аэропроект» ст. научный сотрудник, к.т.н. В.Д. Садовой и ст. научный сотрудник, к.т.н. В.Е. Тригони — известные специалисты в области расчета и оценки надежности конструкций аэродромных покрытий.

В обновленном составе кафедра существенно расширила подготовку аспирантов, были пересмотрены учебные планы и рабочие программы по всем дисциплинам, которые преподают сотрудники кафедры, разработаны методические указания и рекомендации по курсовому (дипломному) проектированию и начал регулярно издаваться сборник научных трудов кафедры.

Большая часть аспирантов — это бывшие выпускники кафедры: А.А. Чутков, А.А. Пчелин, Б.В. Виноградов, В.В. Татаринов, В.А. Безелянский, Н.А. Попов, А.И. Юрченко

В 1988 году произошло объединение кафедр «Аэропорты» и «Строительное производство и конструкции». Такое объединение коллективов расширило научно-исследовательскую, методическую и преподавательскую деятельность кафедры в рамках двух ее секторов: аэропортов и строительных конструкций. Членами единого коллектива кафедры «Аэропорты и конструкции» стали педагоги проф., к.т.н. К.П. Деллос (возглавлял кафедру «Строительное производство и конструкции» с 1965 по 1975 г.г.), проф., д.т.н. Г.И. Попов (возглавлял ту же кафедру с 1975 по 1988 г.г.), проф., к.т.н. Б.И. Викторов, доц., к.т.н. И.Е. Марьясина, доц., к.т.н. Е.З. Круглов, доц., к.т.н. С.С. Ловшин, доц. В.С. Шестоперов, а также сотрудники лаборатории и НИСа: зав. лабораторией, к.т.н. В.Д. Агеев, к.т.н. В.К Федулов, к.т.н. Б.В. Садов, к.т.н. А.В. Ездаков, к.т.н. С.В. Картошина.

В этот период значительное место в деятельности коллектива кафедры занимает научно-техническое сотрудничество с рядом ведущих организаций транспортного и общестроительного профиля ( ГПИ и НИИ ГА «Аэропроект», СоюзДор НИИ, НИИ ЖБ, МИСИ, НИИ Мосстрой, ГипроНИИавиапром, 26 ЦНИИ МО РФ, 20 ЦПИ МО РФ, АО «Ирмаст-Холдинг», ЗАО «НПО Прогресстех», Авиаинвест, Ассоциация «Аэропорт» и др.). Результаты научно-исследовательской работы внедрены в нормативные и методические документы по проектированию, строительству и эксплуатации аэропортов ( СНиП 2.05.08.-85, СНиП 32-03-96, НАС ГА-85, Руководства по проектированию водоотвода и искусственных покрытий на аэродромах, рекомендации и комплексы программ для ЭВМ по проектированию аэродромных сооружений и др.).

Обогащению и распространению педагогического и научного опыта кафедры способствовали командировки ее преподавателей на научные стажировки, для преподавания и работы за рубежом — А.С. Солоусова в университет (США) в1975 г., в ИКАО (Канада) в 1977-1978 г.г., В.А.Серебренникова в университет Альберты (Канада) в 1976-1977 г.г., В Гаванский Политехнический институт (Куба) в 1980- г.г., в Сианьский автомобильно-дорожный институт (КНР) в 1988- г.г., Г.И.Попова в Гаванский Политехнический институт (Куба) в 1984 г.

С марта 1990 г. кафедру «Аэропорты и конструкции» возглавлял В.Е. Тригони.

Признанием значимости и авторитета сотрудников кафедры «Аэропорты и конструкции» является присвоение проф. Г.И.Глушкову и проф. В.Е.Тригони почетного звания заслуженного деятеля науки и техники РФ в области дорожного и аэродромного строительства. За многолетнюю и плодотворную научно-педагогическую деятельность, они были избраны членами Академии транспорта РФ.

Членами Академии транспорта РФ являлись также сотрудничающие с кафедрой проф. В.Н. Иванов и А.П. Виноградов.

В сентябре 1998 г. кафедру возглавил проф., д.т.н. А.П. Степушин -выпускник МАДИ.

Профессор, д.т.н. А.П. Степушин, сохраняя преемственность, продолжал развивать идеи исследовательской работы кафедры, уделял большое внимание совершенствованию учебно-методической и организационной работы по преподаваемым кафедрой дисциплинам, активно изыскивал пути создания научно-практического и делового партнерства с Международным аэропортом Шереметьево, с ЗАО «Международный аэропорт Домодедово», с АООТ «Аэропорт Внуково», 26 ЦНИИ МО, ГИПРО НИИ Авиапромом, фирмами «Прогресстех» и «Ирмаст» и Федеральной авиационной службой (ФАС) Российской Федерации«.

В 2002 году кафедра вернула называние «Аэропорты».

В 2010 г. кафедру возглавил к.т.н., доц. А.А. Чутков, который продолжал развивать работу кафедры в области учебно-методической и организационной работы, организовывал для студентов выездные мероприятия в аэропорты Московского авиаузла. Под руководством А.А. Чуткова, коллектив кафедры разработал отраслевой дорожный методический документ ОДМ 218.3.030-2013 «Методика расчета армированных цементобетонных покрытий дорог и аэродромов на укрепленных основаниях», а также участвовал в разработке стандарта организации СТО НОСТРОЙ 2.25.114-2013 «Устройство водоотводных и дренажных систем аэродромов.

В 2013 году произошло объединение кафедр «Аэропорты» и «Инженерная геология и геотехника». Такое объединение коллективов расширило научно-исследовательскую, методическую и преподавательскую деятельность кафедры в рамках двух ее секторов.

Кафедра инженерной геологии и геотехники была организована 1 сентября 1957 г. и длительное время была известна как кафедра инженерной геологии и механики грунтов. У истоков ее создания стоял заслуженный деятель науки и техники РСФСР, д-р техн. наук, проф. Н.Н. Маслов. В то время это был уже крупный ученый, работы которого в области инженерной геологии и механики грунтов широко известны как в нашей стране, так и за рубежом.

Организация совершенно новой кафедры потребовала значительных усилий, обусловленных необходимостью разработки специального курса «Инженерная геология и механика грунтов», учитывающего особенности транспортной направленности образовательной деятельности МАДИ применительно к условиям мостового, аэродромного, дорожного и тоннельного строительства. Кроме того, по данному курсу необходимо было подготовить и издать соответствующий учебник, задачник с примерами решения задач по механике грунтов, а также методические пособия и руководства. Практически одновременно возникла проблема организации и оснащения учебных и научно-исследовательских лабораторий.

Основу педагогического коллектива кафедры на первых порах совместно с ее руководителем составили доц., канд. техн. наук М.Ф. Котов и доц., канд. техн. наук Н.Н. 3инюхина. Отдавая должную дань мудрости и дальновидности проф. Н.Н. Маслова, хотелось бы особо подчеркнуть, что в 1957-1961 гг. на кафедру были приглашены 3.М. Караулова и 3.И. Рогозина — молодые специалисты, выпускники Московского геологоразведочного института МГРИ. В этот период на кафедре началась (через аспирантуру МАДИ) подготовка высококвалифицированных кадров специалистов-педагогов. Первыми аспирантами на кафедре инженерной геологии и механики грунтов были В.Д. Казановский, В.И. Руденко, Г.С. Канаян, Э.М. Добров.

Работа по подготовке научных и педагогических кадров продолжалась и все последующие годы. В результате, за 40-летие существования кафедры было подготовлено 40 кандидатов наук из числа советских и зарубежных граждан. Постоянная и кропотливая работа профессора Н.Н. Маслова как научного руководителя и заведующего кафедрой с молодыми преподавателями и аспирантами, работы его учеников, постоянный контакт кафедры с производством и проектными организациями, выполнение значительного объема научно-исследовательских работ применительно к проблемам проектирования и строительства транспортных и гидротехнических сооружений в сложных инженерно­геологических условиях, — все это особые черты творческой деятельности коллектива кафедры, которые в совокупности и составили основу научной школы Н.Н. Маслова.

Плодотворность научных идей, являющихся, по существу, самостоятельными научными направлениями, была со всей очевидностью продемонстрирована творческой деятельностью научно-педагогического коллектива кафедры за почти полувековой период ее существования.

В частности, идеи теории плотности­влажности получили свое творческое развитие в работах доц., канд. техн. наук В. И. Руденко и проф., д-р техн. наук В.Д. Казарновского, показавших, что предложенная методика, не уступая традиционным методам теории порового давления, применяется для определения сдвиговой прочности широкого диапазона состояний глинистых грунтов как по плотности — влажности, так и степени водонасыщения. Наряду с этим, исходя из физико-технической теории ползучести, была экспериментально доказана возможность снижения прочности (длительной прочности) глинистых грунтов во времени за счет деформаций ползучести (3.М. Караулова, Нгуен Тхо). Было показано, что снижение прочности глинистого грунта происходит в основном за счет нарушения в нем связей жесткого структурного сцепления при неизменном угле внутреннего трения. Применительно к скальным породам, рассеченным системой трещин, Т.В. Павлищевой была установлена возможность появления в них медленно развивающихся деформаций сдвиговой ползучести, которая получила название «псевдоползучести», выявлено отличие механизма проявления деформаций ползучести трещиноватой скальной толщи от ползучести глинистых грунтов.

Проблемы, относящиеся к совершенствованию методов прогноза сдвиговой ползучести природных склонов, подпорных сооружений, откосов дорожных насыпей и учету реологических процессов, влияющих на эффективность работы анкерных, свайных и других удерживающих конструкций, на протяжении многих лет изучались как самим проф. Н.Н. Масловым, так и его учениками: З.М. Карауловой, Л.И. Павловой, Э.М. Добровым и др. Значительное внимание в рамках данного научного направления было уделено изучению особенностей формирования напряженно-деформированного состояния откосных зон грунтовых массивов откосов земляного полотна автомобильных дорог (Э.М. Добров, В.Д.Браславский, Канан Валид и др.).

Оценка влияния динамического характера нагрузок на грунты разного гранулометрическо состава природного и техногенного сложения велась кафедрой в основном в двух направлениях. Одно концентрировалось на циклическом низкочастотном силовом воздействии на глинистые грунты (доц., канд. техн. наук Г.С. Канаян), чем эмитировали воздействия на грунт транспортных нагрузок. Другое оценивало воздействия на грунты вибрации от транспорта, технологического оборудования, землетрясений и т.п. Исследовали как глинистые (проф., канд. техн. наук Ю.П. Шкицкий), так и песчаные грунты (проф., д-р техн. наук Х. Расулов, канд. техн. наук Канан Валид, Ю.П. Шкицкий). Наибольшее развитие получили вопросы динамической устойчивости водонасыщенных песков. Разработаны методика прогноза наступления состояния разжижения различных по гранулометрическому составу водонасыщенных песков, выявлена роль напряженного состояния песчаной массы, и предложены мероприятия по повышению устойчивости песчаного грунта в указанных условиях.

Большой авторитет проф. Н.Н. Маслова в научном мире и результаты работ кафедры под его руководством нашли свое отражение в значительном числе публикаций в трудах конгрессов, конференций, симпозиумов и т.д. как в нашей стране, так и за рубежом.

Огромный практический опыт проф. Н.Н. Маслова привлекал внимание проектировщиков и строителей, особенно когда проблемы оказывались «не стандартными». Специалисты кафедры участвовали в элементах инженерно­геологического обеспечения крупнейших и ответственнейших сооружений (монумент на Мамаевом кургане, Ленинградская АЭС, Нурекская ГЭС, Н. Камская ГЭС, Волжские ГЭС, защитная дамба в Финском заливе на кольцевой дороге г. Ленинграда, Ассуанская плотина и много других объектов такого же класса).

Проф. Н.Н. Маслов и сотрудники кафедры участвовали во многих консультациях и экспертизах ответственных сооружений, часть кафедралов в течение многих лет являлись экспертами Госплана и Госстроя СССР.

Продолжая традиции, заложенные Н.Н. Масловым, коллектив кафедры видит свои задачи в постоянном совершенствовании учебного процесса, продолжении научных исследований.

С 2015 по 2020 гг. кафедру возглавлял профессор, д.т.н. И.В. Чистяков.

За 58 лет научной и методической деятельности сотрудников кафедры было подготовлено более 80 кандидатов технических наук и 6 докторов технических наук. На кафедре осуществляется подготовка аспирантов, в том числе и иностранных граждан.

Научно-технические разработки кафедры внедрены при строительстве зданий и сооружений аэропортов, музея-панорамы «Сталинградская битва», керамзитожелезобетонных элеваторов, ряда автодорожных мостов и эстакад и использованы в нормативных документах на проектирование и строительство аэропортов, мостовых переходов, гражданских и промышленных сооружений. Научные достижения коллектива кафедры отмечены 4-мя дипломами и 12 медалями ВДНХ СССР. Полученные научные результаты широко используются в учебном процессе. Кафедрой опубликовано 17 учебников, 12 учебно-методических пособий, свыше 270 статей и получено 46 авторских свидетельства на изобретения. Ряд учебников и научных трудов изданы за рубежом.

П.А.Дудкин

Первым заведующим кафедрой «Аэропорты» с 1962-1964 гг. был доцент, канд. техн. наук генерал-майор П.А. Дудкин. Одновременно П.А.Дудкин возглавлял 20 Центральный проектный институт Министерства обороны СССР. В 1964 году он был назначен начальником Технического Управления капитального строительства Министерства обороны СССР. При его техническом руководстве и личном участии была запроектирована и построена большая сеть существующих военных аэродромов РФ, объектов ПВО, специальных фортификационных сооружений и развернута работа по созданию стратегических объектов РВСН.

 

Д.А.Могилевский

В 1964 г. кафедру возглавил доцент Д.А.Могилевский. В 1932 г. он окончил Ленинградский институт инженеров путей сообщения по специальности «Строительство аэродромов», занимался изысканием и строительством аэродромов в Средней Азии, на Дальнем Востоке, Крайнем Севере, пройдя путь от инженера до заместителя главного инженера проектно-изыскательского НИИ Аэропроект. В 1948 г. Д.А.Могилевский был приглашен на работу доцентом в Московский автомобильно-дорожный институт на вновь созданный факультет «Строительство и эксплуатация аэропортов». В 1962 г. избран деканом этого факультета, который возглавлял до 31 декабря 1981 г., когда ушел на пенсию. С 1964 по 1974 г. одновременно был заведующим кафедры «Аэропорты», а в последующем, до выхода на пенсию — профессором этой кафедры. Его перу принадлежит ряд учебников по строительству аэродромов, широко известных специалистам и переизданным за рубежом. Д.А.Могилевский внес большой вклад в развитие лабораторной базы кафедры и организации коллектива кафедры.

 Г.И.Глушков

В 1974 г. кафедру возглавил доктор техн. наук, проф. Г.И.Глушков, который руководил коллективом в течение 16 лет до 1990. Педагогическую деятельность в МАДИ он начал по совместительству на кафедре с 1961 года, возглавляя научно-технический отдел НИИ МО (ныне 26 ЦНИИ МО). Проф. Г.И.Глушков большое внимание уделял не только развитию кафедры, но и научной подготовке аспирантов. Под его руководством защитили диссертации на соискание ученой степени кандидата наук 16 специалистов, в том числе более 10 иностранных граждан из развивающихся стран. При его руководстве защитил докторскую диссертацию Ха Зуй Кыонг из Вьетнама. Большая часть аспирантов — это бывшие выпускники кафедры: А.П.Чутков , А.А. Пчелин , Б.В. Виноградов, В.В.Татаринов, В.А.Безелянский, Н.А.Попов, А.И.Юрченко.


В.Е.Тригони

С марта 1990 г. кафедру «Аэропорты и конструкции» возглавлял В.Е.Тригони. Он начал работу на кафедре в 1977 году в качестве старшего преподавателя на 0,5 ставки, совмещая с работой начальника 22 отдела ГПИ и НИИ ГА «Аэропроект». С 1980 по 1984 г.г. — доцент, а позднее профессор кафедры. С 1986 по 1990 год исполнял обязанности декана факультета строительства аэропортов, мотов и тоннелей. В 1990 году был избран по конкурсу на должность заведующего кафедрой аэропортов и конструкций. Сферой его научных исследований были системные исследования в области автоматизированного проектирования зданий и сооружений аэропортов и методов оптимизации конструктивных и планировочных решений аэродромных сооружений и автомобильных дорог. Проф. В.Е.Тригони являлся автором более 220 работ, в том числе 2 учебников: Основы автоматизированного проектирования аэродромов . 1986, 12 п.л.; Изыскания и проектирование аэродромов (в соавторстве), 1992 г. и 3 монографии «Струйная эрозия аэродромов», «Жесткие покрытия аэродромов и автомобильных дорог (в соавторстве) (второе переработ. и дополн. издание); 1994 г.; » Посадочные площадки для вертолетов" (в соавторстве), 1976 г. Результаты его исследований внедрены в 24 нормативных документах, включая СниП-47-80 «Аэродромы. Нормы проектирования» (руководитель разработки) и ряде типовых проектов. Ряд разработок защищен 15 авторскими свидетельствами (патентами) на изобретения. Под научным руководством В.Е.Тригони выполнено 20 кандидатских диссертаций, из них, 12 посвящены тематике оптимизации конструктивных и планировочных решений зданий и сооружений аэропортов.

 А.С.Смирнов

Доцент, канд. техн. наук А.С.Смирнов стоял у истоков создания кафедры «Аэропорты». С 1953 по 1978 г. он читал в МАДИ курс «Изыскания и проектирование аэродромов», передавая свои глубокие знания студентам. А.С. Смирнов являлся одним из авторитетных специалистов по механике грунтов в транспортных сооружениях. Результаты его научных исследований нашли отражение в ведомственных и государственных нормативных документах, в учебниках и методических указаниях по курсовому и дипломному проектированию и докладывались на международных конференциях. Под руководством А.С.Смирнова был выполнен ряд кандидатских диссертаций (Н.И.Кузовщиков, Б.Л.Крамер и др.).

 В.И.Браздо

В ряду основателей кафедры «Аэропорты» был доцент, канд. техн. наук В.И. Барздо, выпускник и аспирант МАДИ. Он проработал в МАДИ более 30 лет: на кафедре «Строительство автомобильных дорог» и (с 1962 года) на кафедре «Аэропорты». Его научные исследования были посвящены оценке прочности цементобетонных покрытий по величине замеренных деформаций. Он являлся автором ряда методических пособий и рекомендаций по курсовому проектированию, а также автором учебника по строительству аэродромов. Под его руководством в 1973 году была подготовлена кандидатская диссертация аспирантом из Вьетнама Ха Зуй Кыонгом, который в дальнейшем успешно защитил докторскую диссертацию (научный руководитель проф.,д.т.н. Г.И.Глушков).

 В.И.Батурин

Проф., докт. техн. наук В.И. Батурин являлся крупным специалистом в области организации строительства инженерных сооружений и работал на кафедре «Аэропорты» со дня ее основания в течении 15 лет. Его научные интересы были связаны с расчетом и проектированием строительных потоков, с технологией производства бетонных работ при отрицательных температурах и расчетами мощностей производственных предприятий в условиях скоростного строительства покрытий аэродрома, осуществлял научное руководство аспирантами, проводил большую учебно-педагогическую работу со студентами.

 Н.И.Кузовщиков

Выпускник МАДИ, доцент, канд.техн.наук Н.И.Кузовщиков проработал в МАДИ более 30 лет: сначала на кафедре «Изыскания и проектирование дорог», а с 1962 по 1988 г. на кафедре «Аэропорты». Он является известным специалистом в области исследований по оценке динамического взаимодействия пневматиков шасси главных опор воздушных судов с поверхностью аэродромных покрытий, проектирования вертикальной планировки и водоотводно-дренажной сети аэродромов гражданской авиации. Его перу принадлежит целый ряд методических указаний по курсовому и дипломному проектированию. Он также является техническим редактором переводного издания книги английских авторов Н.Ашфорта и П.Райта «Проектирование аэропортов» (перевод А.П.Степушина, М.: Транспорт, 1988).

 Л.И.Горецкий

В 1965 году для работы на кафедре по совместительству был приглашен доц., канд. техн. наук Л.И.Горецкий, как один из ведущих и авторитетных специалистов в области строительства и эксплуатации аэродромов. Л.И.Горецкий до 1973 года успешно совмещал учебно-педагогическую деятельность на кафедре с научно-исследовательской работой в ГосНИИ ГА (начальник отдела) и в ГПИ и НИИ ГА "Аэропроект«(зам. начальника института по науке). С 1973 по 1988 г.г. (до выхода на пенсию) работал на кафедре профессором. Научная деятельность проф. Л.И. Горецкого связана с исследованием прочности аэродромных покрытий и их температурным режимом и деформированием. Результаты исследований были обобщены в его книге «Теория и расчет цементобетонных покрытий на температурные воздействия», которая была издана в 1965 году и предназначалась для студентов ВУЗов дорожной и аэродромной специальности. Л.И.Горецкий являлся соавтором многочисленных учебников для студентов, обучающихся по специальности строительства аэродромов; «Изыскания и проектирование аэродромов», «Строительство аэродромов», которое выдержало три издания, автором учебника и справочника «Эксплуатация аэродромов». За время своей научно-педагогической деятельности проф. Л.И.Горецкий опубликовал более 160 работ, посвященных проблемам проектирования, строительства и эксплуатации аэродромов, под его научным руководством защитили кандидатские диссертации 6 аспирантов.

 А.М.Богуславский

В 1970 году коллектив кафедры пополнил доц., к.т.н. А.М.Богуславский, известный специалист в области прогнозирования сдвиго- и трещиностойкости асфальтобетонных покрытий, результаты которых были обобщены им в докторской диссертации в 1971 году. Проф., доктор техн.наук А.М.Богуславский проработал на кафедре до 1991 г. и за 21-летний период им была проведена большая учебно-методическая и научно-исследовательская работа. Под его руководством успешно защитили несколько кандидатских диссертаций, в том числе ряд иностранцев из развивающихся стран.

 А.П. Степушин

Окончил факультет «Строительство аэродромов» в 1964 г. С 1964 по 1965 гг. работал инженером 10-го отдела ГосНИИ ГФ, с 1965 г. по 1969 г.- ассистентом кафедры аэропортов, с 1969 г. — аспирант кафедры. С 1975 г. — старший преподаватель, а затем доцент кафедры. В 1996 г. защитил докторскую диссертацию на тему: «Разработка вероятностно-статистического метода расчета прочности жестких покрытий аэродромов и автомобильных дорог». Результаты научных исследований А.П. Степушина использованы при разработке нормативных документов (СНиП 2.05.08. Аэродромы, СНиП 2.05.08. Аэродромы, Руководство по проектированию аэродромных покрытий. М.: ОНТИ ГП И и НИИ ГА «Аэропроект», 1983 г. ВСН 197-91 инструкция по проектированию жестких дорожных одежд. Союздорнии, 1992 г.), справочников («Изыскания и проектирование аэродромов». М.: Транспорт 1979 и 1990 гг.), монографии «Жесткие покрытия аэродромов и автомобильных дорог». М.: Транспорт. 1994 г. (соавт.)