«Вестник Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ)» | Выпуск 3 (74), сентябрь 2023
ПРОЕКТИРОВАНИЕ И СТРОИТЕЛЬСТВО ДОРОГ, МЕТРОПОЛИТЕНОВ, АЭРОДРОМОВ, МОСТОВ И ТРАНСПОРТНЫХ ТОННЕЛЕЙ
Применение методологии нейронных сетей для распознавания дорожного покрытия при проектировании ремонтов автомобильных дорог
Авторы:
Павел Александрович Елугачев – кандидат технических наук, доцент, заведующий кафедрой «Инженерная геология, мосты и сооружения на дорогах» ТГАСУ, Томск, Россия, elugachev@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-9635-6535
Борис Михайлович Шумилов – доктор физико-математических наук, профессор кафедры «Высшей математики» ТГАСУ, Томск, Россия, sbm@tsuab.ru, https://orcid.org/0000-0001-9506-6464
Владимир Николаевич Губин – кандидат физико-математических наук, доцент ТГУ, Томск, Россия, gv4121988@mail.ru, https://orcid.org/0009-0004-7429-0976
Александр Аверьянович Алексеев – кандидат технических наук, доцент кафедры «Инженерная геология, мосты и сооружения на дорогах» ТГАСУ, Томск, Россия, alekseev10@yandex.ru
Аннотация
При проектировании ремонта автомобильной дороги для сокращения времени принятия решения и увеличения количества вариантов перебора эффективно внедрение в процесс принятия решения искусственных нейросетей (ИНС). ИНС – это математическая модель, а также её программное или аппаратное воплощение, построенные по принципу организации и функционирования биологических нейронных сетей – сетей нервных клеток живого организма. Как и для живого организма, важным этапом становления ИНС является её обучение. Проектировщик автомобильных дорог проходит путь обучения в среднем в течение 3–5 лет (бакалавр-магистр, специалист), за это время он получает знания основ профессии, а также первый опыт работы в коллективе профессионалов. Далее проходят еще 3–5 лет, на протяжении которых он (она) становится полноценным специалистом в области проектирования, перенимает опыт от своих наставников, учится на ошибках, своих и чужих, и, как правило, за этот период им выполняются 5–10 объектов проектирования (в среднем 1-2 строительных объекта в год). В большей степени это ремонты и капитальные ремонты, в которых важной составляющей является формирование достоверного цифрового двойника существующего объекта, а впоследствии и далее цифровой модели проекта для выработки оптимального проектного решения. Таким образом, опыт инженера-дорожника измеряется в среднем 30–40 вариантами проектных решений за временной отрезок в 3–5 лет и, как правило, сводится к многократной оптимизации поверхностей в пространстве, на которую тратится до 80 % рабочего времени проектировщика.
Ключевые слова: автоматизированное проектирование, дефекты, нейронные сети, математическая модель
Список источников
- Бабков, В. Ф. Проектирование автомобильных дорог. Ч. 1 / В. Ф. Бабков, О. В. Андреев. – Москва : Транспорт, 1979. – 367 с.
- Проблемы математического моделирования кибер- физических систем на транспорте / П. А. Елугачев, Н. В. Лаходынова, Б. М. Шумилов, Э. А. Эшаров // Известия Санкт-Петербургского государственного технологического института (технического университета). – 2020. – № 53(79). – С. 107-115. – DOI 10.36807/1998-9849-2020-53-79-107-115. – EDN PSHVMM.
- Бойков, В. Н. Цифровая автомобильная дорога как отраслевой сегмент цифровой экономики / В. Н. Бойков, А. В. Скворцов, Д. С. Сарычев // Транспорт Российской Федерации. – 2018. – № 2(75). – С. 56-60. – EDN YXNLOQ.
- Комиссаров, В. Н. Компьютерное моделирование при оценке поперечной ровности автомобильной дороги на основе результатов лазерного сканирования / В. Н. Комиссаров, С. В. Лугов // Автомобиль. Дорога. Инфраструктура. – 2020. – № 2(24). – С. 5. – EDN KJQHPY.
- Николенко, С. Глубокое обучение. Погружение в мир нейронных сетей / С. Николенко, А. Кадурин, Е. Архангельская. – Санкт-Петербург : Питер, 2021. – 476 с. – ISBN 978-5-4461-1537-2.
- On power jaccard losses for semantic segmentation / D. Duque-Arias et al. // in VISAPP 2021: 16th International Conference on Computer Vision Theory and Applications. – 2021. – Vol. 5. – P. 561-568.
- Kingma D. P., Ba J. Adam: A Method for Stochastic Optimization. Preprint at https://doi.org/10.48550/arXiv.1412.6980. 2017.
- Ronneberger, O. U-Net: Convolutional Networks for Biomedical Image Segmentation / O. Ronneberger, P. Fischer, and T. Brox // in Medical Image Computing and Computer-Assisted Intervention – MICCAI 2015, N. Navab, J. Hornegger, W. M. Wells, and A. F. Frangi, Eds., in Lecture Notes in Computer Science. – Cham: Springer International Publishing, 2015. – P. 234–241. – DOI 10.1007/978-3-319-24574-4_28.
- Chen L.-C., Zhu Y., Papandreou G., Schroff F., Adam H. Encoder-Decoder with Atrous Separable Convolution for Semantic Image Segmentation. Preprint at https://doi.org/10.48550/arXiv.1802.02611. 2018.
Строительная механика
Методика определения параметров вязкоупругой модели асфальтобетона для их использования в конечно-элементных расчётных моделях
Авторы:
Ирина Вадимовна Демьянушко – доктор технических наук, профессор МАДИ, Москва, Россия, demj-ir@mail.ru
Валерий Михайлович Стаин – кандидат технических наук, профессор МАДИ, Москва, Россия, vamis@yandex.ru
Александр Валерьевич Стаин – кандидат технических наук МАДИ, Москва, Россия, vamis@yandex.ru
Алексей Евгеньевич Симчук – магистрант МАДИ, Москва, Россия, alexsimchuk@bk.ru
Аннотация
В последнее десятилетие в России активно внедряются конечно-элементные методы расчёта конструкций транспортных сооружений. Для создания конечно-элементных моделей транспортных многослойных конструкций, таких как покрытия аэродромов или автомобильных дорог, а также оснований железнодорожных путей, необходимо знать динамические характеристики асфальтобетона. Под действием динамических нагрузок и малых деформациях поведение асфальтобетона подобно поведению линейного вязкоупругого материала. При расчёте конструкций, содержащих слои асфальтобетона, с использованием универсального программного обеспечения для метода конечных элементов (например, таких конечно-элементных пакетов, как ANSYS®, LS-DYNA®, Marc® and Mentat® и других) требуется выразить свойства асфальтобетона через зависящие от времени модуль сдвига G(t) и объемный модуль K(t), представленные в виде рядов Прони. В то же время, в ГОСТ Р 58401.21—2019 «Дороги автомобильные общего пользования. Смеси асфальтобетонные дорожные и асфальтобетон. Метод определения динамического модуля упругости с использованием установки динамического нагружения (SPT)» предлагается определять динамические свойства асфальтобетона в виде динамического модуля упругости |E\*(ω)| и фазового угла Ѳ(ω) между напряжением и деформацией. Для преобразования динамического модуля упругости и фазового угла в модуль сдвига G(t) и объемный модуль K(t), представленных в виде рядов Прони, существуют различные методики. Одна из таких методик предлагается в данной статье.
Ключевые слова: асфальтобетон, линейный вязкоупругий материал, конечно-элементные методы, методика определения параметров вязкоупругой модели асфальтобетона
Список источников
- Демьянушко, И. В. Конечно-элементная модель для оценки влияния несущего слоя из асфальтобетона на деформации балластного железнодорожного пути / И. В. Демьянушко, В. М. Стаин, А. В. Стаин // Вестник Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ). – 2021. – No 4(67). – С. 84-90. – EDN DJGURQ.
- Кирюхин, Г. Н. Эффективная модель модуля упругости асфальтобетона / Г. Н. Кирюхин // Вестник Кыргызского государственного университета строительства, транспорта и архитектуры им. Н.Исанова. – 2016. – No 1(51). – С. 78-84. – EDN VURNWL.
- Measuring the Complex Modulus of Asphalt Concrete Using Ultrasonic Testing / J. K. Van Velsor, L. Premkumar, G. Chehab, J. L. Rose // Journal of Engineering Science and Technology Review. – 2011. – Vol. 4(2). – P. 160-168.
- MARC 2018. Volume A: Theory and User Information. – Santa Ana (CA): MSC.Software Corporation, 2018. – 1008 p.
- LS-DYNA. Theory Manual / Livermore software technology corporation. – Livermore, CA, USA, 2018.– 884 p.
- Dynamic Responses of Asphalt Concrete Waterproofing Layer in Ballastless Track / J. Zhou, X. Chen, Q. Fu, G. Xu, D. Cai // Applied Sciences. – 2019. – Vol. 9, no. 3. – Art. no. 3. – DOI 10.3390/app9030375.
- Kim, Y. R. Impact of Truck Loading on Design and Analysis of Asphaltic Pavement Structures. MATC Final Report No. 223 / Y. R. Kim, H. Ban, S. Im. – Lincoln, Nebraska, 2010. – 64 p.
- Черкасов, В. Д. Битумно-каучуковое вяжущее для эффективных вибропоглощающих покрытий / В. Д. Черкасов, Ю. В. Юркин, В. В. Авдонин // Инженерно-строительный журнал. – 2013. – No 8(43). – С. 7-13. – DOI 10.5862/MCE.43.2. – EDN RQAJQB.
Цифровое моделирование механики поведения энергопоглощающих элементов дорожных фронтальных ограждений при ударе
Авторы:
Ирина Вадимовна Демьянушко – доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой «Строительная механика» МАДИ, Москва, Россия, demj-ir@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-6726-1131
Илья Анатольевич Карпов – кандидат технических наук, доцент кафедры «Строительная механика» МАДИ, Москва, Россия, karpov@niimech.ru, https://orcid.org/0000-0003-2574-2839
Бека Темурович Тавшавадзе – кандидат технических наук, доцент кафедры «Строительная механика» МАДИ, Москва, Россия, tavshavadze@niimech.ru, https://orcid.org/0000-0002-0619-5449
Олег Вадимович Титов – старший преподаватель кафедры «Строительная механика» МАДИ, Москва, Россия, 4 titov@niimech.ru, https://orcid.org/0000-0002-0401-8326
Павел Сергеевич Михеев – старший преподаватель кафедры «Строительная механика» МАДИ, Москва, Россия, mikheev@niimech.ru, https://orcid.org/0000-0003-0760-2138
Ленар Фарукович Самигуллин – ассистент кафедры «Строительная механика» МАДИ, Москва, Россия, l.samigullin@madi.ru, https://orcid.org/0000-0002-6659-7589
Аннотация
В статье рассматриваются цифровые модели энергопоглощающих элементов типовых конструкций дорожных фронтальных ограждений, устанавливаемых на автомобильных дорогах и направленных на повышение безопасности и снижение риска получения серьезных травм при фронтальных наездах автомобилей на препятствия, таких как, например, опоры мостовых сооружений или концевые участки боковых дорожных ограждений. В основе принципа работы таких конструкций лежит переходный процесс к установившемуся постоянному усилию в энергопоглощающей части конструкции, что обеспечивает безопасное равнозамедленное движение и полную остановку наехавшего автомобиля. Для исследования механики работы типовых энергопоглощающих элементов были проведены лабораторные испытания с целью получения основных механических характеристик и параметров физико-математических моделей материалов, а также стендовые испытания, на основе которых были разработаны их валидированные цифровые модели. На основании разработанных валидированных цифровых моделей энергопоглощающих элементов были построены общие цифровые модели типовых конструкций удерживающих систем – фронтальных дорожных ограждений для проведения полномасштабных цифровых виртуальных испытаний и сравнения с результатами натурных испытаний. Все расчеты проводились с использованием программного комплекса нелинейной динамики переходных процессов Ansys LS-DYNA.
Ключевые слова: метод конечных элементов (МКЭ), дорожное фронтальное ограждение, стендовое испытание, валидация, цифровая модель
Список источников
- Сторожев, С. А. Влияние сертификации дорожных ограждений на безопасность дорожного движения / С. А. Сторожев, В. Ю. Логинов, А. Н. Аристархова // Безопасность дорожного движения. – 2022. – No 2. – С. 52-56.
- Андреев, К. П. Дорожные ограждения: современные решения для повышения безопасности движения / К. П. Андреев, С. Н. Борычев, В. В. Терентьев, А. В. Шемякин // Грузовик. – 2021. – No 6. – С. 43-48.
- Очирова, П. И. Дорожные ограждения как регулятор качества жизни / П. И. Очирова // Молодой ученый. – 2019. – No 12(250). – С. 194-197.
- Андреев, К. П. Применение дорожного энергопоглощающего ограждения для повышения безопасности движения / К. П. Андреев, В. В. Терентьев, А. В. Шемякин // Транспорт. Транспортные сооружения. Экология. – 2018. – No 1. – С. 5-12.
- Сунгатуллина, К. А. Условия и факторы, влияющие на безопасность дорожного движения на современном этапе / К. А. Сунгатуллина // Вестник НЦБЖД. – 2022. – No 2(52). – С. 126–135.
- Дорожные ограждения рассеивающие энергию удара / С. А. Дергунов, С. А. Орехов, Е. А. Тарановская, Н. Р. Самигуллин // Тенденции развития науки и образования. – 2017. – No 26-4. – С. 69-71.
- Кисельков, А. Л. Методические рекомендации к расчетной оценке прочности дорожных ограждений на основе компьютерного моделирования процессов / А. Л. Кисельков, А. О. Шукюров // Актуальные вопросы машиноведения. – 2020. – Т. 9. – С. 124-130.
- Цифровое моделирование работы энергопоглощающих элементов дорожных ограждений / И. В. Демьянушко, А. С. Груздев, П. С. Михеев, О. В. Титов // Наука и техника в дорожной отрасли. – 2022. – No 1. – С. 7-10.
- Исследование энергопоглощения сотовых картриджей фронтальных и мобильных фронтальных дорожных ограждений / И. В. Демьянушко, И. А. Карпов, П. С. Михеев, О. В. Титов // Наука и техника в дорожной отрасли. – 2022. – No 4. – С. 7-10.
- Noh, M. H. Parametric impact performances in a new type crash cushion barrier system using an energy absorption pipe / M. H. Noh, S. Y. Lee // International journal of crashworthiness. – 2018. – Vol. 25(1). – P. 106-119.
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ СТРОИТЕЛЬСТВА И ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА
Влияние «зеленых» крыш на изменение плотности пылевых масс воздушной среды PM2,5 и PM10 на примере города Рязани
Авторы:
Елена Владимировна Сысоева – кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры архитектурно-строительного проектирования и физики среды НИУ МГСУ, Москва Россия, SysoevaEV@mgsu.ru, https://orcid.org/0000-0001-7250-3190
Евгений Леонидович Безбородов – старший преподаватель кафедры архитектурно-строительного проектирования и физики среды НИУ МГСУ, Москва Россия, BezborodovEL@gic.mgsu.ru, https://orcid.org/0000-0001-9365-9581
Аннотация
Представленное исследование посвящено возможности улучшения экологического состояния городской среды с помощью создания дополнительного озеленения крыш зданий. Тенденция роста населения крупных городов влечет за собой необходимость увеличения объемов строительства зданий различного назначения для удовлетворения нужд человека и строительства дорог, что резко ухудшает экологическое состояние воздуха внутри городского пространства. В статье проанализированы источники загрязнения и более глубоко изучены выбросы от автомобильного транспорта, как основного источника воздушной среды. Проанализированы все три группы загрязняющих веществ (ЗВ) по размеру (мелкодисперсные, среднедисперсные и крупные фракции), по химическому составу и воздействию указанных частиц на организм человека в зависимости от области их осаждений в организме. Указан вред, который они наносят организму в зависимости от фракции пылевых масс. В виде примера взят город Рязань, относящийся по населению к крупным городам по классификации СП 42.13330.2016. Предложен метод снижения негативных тенденций ухудшения экологической обстановки крупных городов путем создания дополнительных озелененных территорий на уровне крыш средних и многоэтажных зданий.
Ключевые слова: биосферосовместимое поселение, экологическая безопасность, источники загрязнения городов, плотность населения, автомобильный транспорт
Список источников:
- Борисов, М. В. Нормативно-техническое регулирование в области озеленения городской среды / М. В. Борисов, Н. В. Бакаева, И. В. Черняева // Вестник МГСУ. – 2020. – Т. 15, № 2. – С. 212-222. – DOI 10.22227/1997-0935.2020.2.212-222. – EDN VCSRFP.
- Стратегия социально-экономического развития Рязанской области до 2030 года. Утверждена постановлением Правительства Рязанской области от 25.12.2018 № 418 (в редакции от 16.08.2022 № 297). – URL: https://www.ryazan.gov.ru/ (дата обращения: 10.08.2023).
- Ильичев, В. А. Может ли город быть биосферосовместимым и развивать человека? / В. А. Ильичев // Архитектура и строительство Москвы. – 2009. – Т. 544, № 2. – С. 8-13. – EDN JXOSRN.
- Ильичев, В. А. Исследование взаимосвязи показателей уровней реализации функций поселения "Жизнеобеспечение" и "Связь с природой" / В. А. Ильичев, В. И. Колчунов, Е. А. Скобелева // Строительство и техногенная безопасность. – 2013. – № 48. – С. 5-11. – EDN VMKDCB.
- Ранжирование территории города на основе результатов расчетного мониторинга загрязнения атмосферного воздуха стационарными источниками / А. А. Ибрагимова, А. Р. Шагидуллин, В. А. Габдрахимова [и др.] // Системы контроля окружающей среды. – 2021. – № 4(46). – С. 111-117. – DOI 10.33075/2220-5861-2021-4-111-117. – EDN SSMMND.
- Global health burden of ambient PM2.5 and the contribution of anthropogenic black carbon and organic aerosols / S. Chowdhury, A. Pozzer, A. Haines, K. Klingmüller, T. Münzel, P. Paasonen, A. Sharma, C. Venkataraman, J. Lelieveld // Environ. International. – 2022. – Vol. 159. – Art. no. 107020. – DOI 10.1016/j.envint.2021.107020.
- Николаева, О. В. Review: road transport as the key source of environmental pollution in cities, and the associated human health risks / О. В. Николаева // Urban Studies and Practices. – 2018. – Vol. 3, No. 3(12). – P. 25-35. – DOI 10.17323/usp33201825-35. – EDN MMRMCK.
- Лазарева, М. С. Основные источники загрязнения экологической среды города Уфа и их влияния на человека / М. С. Лазарева, И. Я. Яубасарова, О. В. Иванова // Nauka-Rastudent.ru. – 2016. – № 1. – С. 12. – EDN VIKVKJ.
- Исследование состава аэрозольных загрязнений в атмосфере города Москвы / А. З. Разяпов, С. С. Воронич, Д. Е. Пахомов [и др.] // Экологические системы и приборы. – 2016. – № 3. – С. 3-9. – EDN VSMIHD.
- Особенности клеточно-молекулярных механизмов профессиональной хронической обструктивной болезни легких / Л. А. Шпагина, О. С. Котова, Л. Е. Сараскина, М. А. Ермакова // Сибирское медицинское обозрение. – 2018. – № 2(110). – С. 37-45. – EDN YXOWIA.
- Гичев, Ю. П. Загрязнение окружающей среды и экологическая обусловленность патологии человека / Ю. П. Гичев // Экология. Серия аналитических обзоров мировой литературы. – 2003. – № 68. – С. 1-138. – EDN HKZNPT.
- Жученко, А. А. Роль средоулучшающих фитотехнологий и генетического паспорта в сохранении здоровья человека в условиях мегаполисов / А. А. Жученко, Н. А. Жученко, А. И. Труханов // Вестник восстановительной медицины. – 2009. – № 5(33). – С. 4-12. – EDN MVOPTN.
- Сысоева, Е. В. Методика обоснования эффективности улавливания пыли "зелеными" крышами / Е. В. Сысоева, М. О. Гельманова, М. Ю. Слесарев // Вестник МГСУ. – 2022. – Т. 17, № 9. – С. 1187-1205. – DOI 10.22227/1997-0935.2022.9.1187-1205. – EDN NTXCCB.
- Сысоева, Е. В. Эффективность применения "зеленых" крыш на территории России / Е. В. Сысоева, Л. В. Москвитина // Инновации и инвестиции. – 2021. – № 10. – С. 129-134. – EDN QBEZPL.
- Анисимова, С. В. Пылеочищающая роль зеленых насаждений в городе / С. В. Анисимова, Н. В. Дмитренко, А. Н. Ведмидь // Вестник Харьковского национального автомобильно-дорожного университета. – 2010. – № 48. – С. 150-154. – EDN MVOVSN.
- Жумадилова, А. Ж. Пылеудерживающая способность древесных и кустарниковых растений / А. Ж. Жумадилова // Новости науки Казахстана. – 2014. – № 2(120). – С. 38-48. – EDN XUFDJR.
- Методика оценки уровня озеленении территории на основе санитарно-гигиенических свойств использованных пород древесных растений / Т. К. Эркебаев, Т. А. Эркебаев, Р. Б. Дыйканбаева, Н. А. Капарова // Вестник Ошского государственного университета. – 2020. – № 2-2. – С. 36-41. – EDN CBKKYO.
- Князев, Д. К. Проблемы загрязнения атмосферного воздуха населенных ПУНКТОВ волгоградской области выбросами предприятий строительной отрасли / Д. К. Князев // Вестник МГСУ. – 2017. – Т. 12, № 2(101). – С. 193-200. – DOI 10.22227/1997-0935.2017.2.193-200. – EDN YGJDYX.
- Румянцев, Д. Е. Методологические подходы к изучению разнообразия экосистемных услуг зеленых насаждений в мегаполисе / Д. Е. Румянцев, В. А. Фролова // Международный научно-исследовательский журнал. – 2019. – № 10-2(88). – С. 28-34. – DOI 10.23670/IRJ.2019.88.10.028. – EDN JNINDR.
- Кульпин, С. И. Преимущества применения "зеленых" крыш с точки зрения теплотехнических характеристик ограждающих конструкций / С. И. Кульпин // Градостроительство. Инфраструктура. Коммуникации. – 2017. – № 1(6). – С. 54-59. – EDN YPDVVZ.
- Мальцева, Е. А. Зеленая кровля. Ее применение в климатических условиях Санкт-Петербурга / Е. А. Мальцева, Д. А. Егорова // Синергия Наук. – 2018. – № 21. – С. 478-505. – EDN YUDYPY.
- Сысоева, Е. В. Влияние "зеленых" крыш на снижение ливневых стоков / Е. В. Сысоева, А. В. Богачев // Биосферная совместимость: человек, регион, технологии. – 2023. – № 2(42). – С. 81-89. – DOI 10.21869/2311-1518-2023-42-2-81-89. – EDN ELQCOQ.
НАЗЕМНЫЕ ТРАНСПОРТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА И КОМПЛЕКСЫ
Подход к разработке механизмов обеспечения безопасности автоматизированных систем вождения
Авторы:
Дарья Алексеевна Макарова – соискатель ученой степени кандидата технических наук кафедры «Автомобили» МАДИ, Москва, Россия, makarovadaria.madi@gmail.com, https://orcid.org/0000-0002-0752-5075
Андрей Михайлович Иванов – доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой «Автомобили» МАДИ, Москва, Россия, ivanov-am@madi.ru
Юрий Михайлович Фурлетов – кандидат наук, старший преподаватель кафедры «Автомобили» МАДИ, Москва, Россия, furletov93@gmail.com, https://orcid.org/0000-0002-5180-4899
Аннотация
В статье описаны преимущества и проблемы масштабируемости внедрения автоматизированных транспортных средств, основной из которых является уверенность в том, что такие транспортные средства способны в полной мере обеспечить безопасность дорожного движения. Авторами обосновано значение проблемы обеспечения безопасности автоматизированных транспортных средств в процессе эксплуатации и сформулированы задачи, необходимые для её решения. В статье описаны структура и составляющие комплексной безопасности автоматизированных транспортных средств. Приведены методы обеспечения безопасности, применяемые в мире ведущими разработчиками автоматизированных систем вождения. Для понимания текущего уровня развития системы регулирования автоматизированных транспортных средств и положения дел в отрасли разобраны правила допуска автоматизированных транспортных средств на дороги общего пользования в США, странах Европейского Союза и России, выявлены различия и недостатки. На основании результатов анализа существующих стандартов безопасности, применяемых в автомобильной отрасли, авторами сформулирован подход к разработке механизмов обеспечения безопасности автоматизированных транспортных средств, применение которого, в совокупности с применением качественных программных и конструктивных решений, позволит обеспечить максимальный уровень безопасности автоматизированных систем вождения перед их выпуском на дороги общего пользования.
Ключевые слова: высокоавтоматизированные транспортные средства, автономные транспортные средства, автоматизированная система вождения, анализ опасностей, оценка рисков, функциональная безопасность, эксплуатационная безопасность
Список источников
- Тарасов, А. Ю. Перспективы и преимущества использования автономных транспортных средств / А. Ю. Тарасов, И. А. Тарасова // Пробелы в российском законодательстве. – 2022. – Т. 15, № 2. – С. 16-19. – EDN EKNSIR.
- Кильчицкий, Е. В. Состояние и перспективы использования беспилотных транспортных средств / Е. В. Кильчицкий // Известия Кыргызского государственного технического университета им. И. Раззакова. – 2018. – № 4(48). – С. 41-49. – EDN VXIVSS.
- Стрейкмане, Л. Р. Правовой режим беспилотных транспортных средств в Российской Федерации / Л. Р. Стрейкмане // Молодой ученый. – 2019. – № 24(262). – С. 276-279. – EDN FXIDKD.
- Коробеев, А. И. Беспилотные транспортные средства: новые вызовы общественной безопасности / А. И. Коробеев, А. И. Чучаев // Lex Russica (Русский закон). – 2019. – № 2(147). – С. 9-28. – DOI 10.17803/1729-5920.2019.147.2.009-028. – EDN SWHGUP.
- Беспилотное транспортное средство как объект административно-правового регулирования: проблемы и предложения / С. Н. Антонов, А. Д. Дымберов, Т. М. Линник, П. В. Молчанов // Безопасность дорожного движения : Сборник научных трудов / Под общей редакцией Д.В. Митрошина. Том Выпуск 17. – Москва : Научный центр безопасности дорожного движения МВД РФ, 2018. – С. 50-56. – EDN HHCMMT.
- Степанян, А. Ж. Беспилотные транспортные средства как новый предмет регулирования в современных государствах, международных организациях и международных интеграционных объединениях / А. Ж. Степанян // Пятый Всероссийский научно-практический семинар "Беспилотные транспортные средства с элементами искусственного интеллекта" (БТС-ИИ-2019) : Труды семинара, Санкт-Петербург, 22–24 мая 2019 года. – Санкт-Петербург: Общероссийская общественная организация «Российская ассоциация искусственного интеллекта», 2019. – С. 248-252. – EDN ZHTURN.
- Шадрин, С. С. Автономное колесное транспортное средство в составе интеллектуальных транспортных систем / С. С. Шадрин, А. М. Иванов, Д. В. Невзоров // Естественные и технические науки. – 2015. – № 6(84). – С. 309-311. – EDN UDDYUT.
- Фомин, П. С. Беспилотные грузоперевозки на территории России в условиях цифровизации / П. С. Фомин // Синергия Наук. – 2021. – № 59. – С. 519-534. – EDN LGCCXW.
- Развитие интеллектуальных транспортных систем в Российской Федерации: определение требований и организация создания полигонов тестирования информационной безопасности / О. М. Писарева, В. А. Алексеев, Д. Н. Медников, А. В. Стариковский // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. – 2020. – Т. 13, № 5. – С. 7-23. – DOI 10.18721/JE.13501. – EDN LLKVXM.
- Меренков, А. О. Беспилотный автотранспорт: разработки, практический опыт и перспективы / А. О. Меренков, М. С. Тимашева, А. В. Зорова // Вестник транспорта. – 2020. – № 4. – С. 41-44. – EDN BSYPUG.
ТРАНСПОРТНЫЕ И ТРАНСПОРТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ СТРАНЫ, ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА НА ТРАНСПОРТЕ
Анализ транспортной доступности регионов Арктической зоны Российской Федерации для организации международного товародвижения
Авторы:
С. А. Филатов – кандидат технических наук, доцент, декан факультета логистики и общетранспортных проблем МАДИ, Москва, Россия, sfillatov@gmail.com
А. Б. Тохтаева – старший преподаватель кафедры «Правовое и таможенное регулирование на транспорте» МАДИ, Москва, Россия, tohtaeva07@mail.ru
Аннотация
На сегодняшний день транспорт является одной из базовых отраслей экономики, так как его роль сводится не столько к перемещению грузов и пассажиров, сколько к определяющему воздействию на весь процесс производства, формирующему экономическое, социальное и культурное развитие общества. Целью статьи является анализ транспортного обеспечения территории Арктической зоны Российской Федерации. В рамках стратегии развития Арктической зоны РФ и Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2035 года определены основные направления развития транспортного комплекса страны. Освоение данной территории, развитие существующих и строительство новых объектов транспортной инфраструктуры обуславливается реализацией крупнейших экономических и инвестиционных проектов, обеспечивающих в данных регионах спрос на высокотехнологичную и наукоемкую продукцию. Помимо этого, территория Арктической зоны РФ обеспечивает добычу более 80 % горючего природного газа и 17 % нефти. В совокупности встает вопрос о транспортной доступности арктических регионов не только с точки зрения вопроса освоения месторождений полезных ископаемых, но и с точки зрения улучшения качества жизни постоянного населения и расширения возможностей товародвижения по данным территориям.
Ключевые слова: транспортная доступность, развитие транспортной инфраструктуры, перспективы развития Арктической зоны Российской Федерации, показатели внешней торговли, структура внешней торговли, международные перевозки
Список источников
- Серова, Н. А. Транспортная инфраструктура российской Арктики: специфика функционирования и перспективы развития / Н. А. Серова, В. А. Серова // Проблемы прогнозирования. – 2021. – № 2(185). – С. 142-151. – DOI 10.47711/0868-6351-185-142-151. – EDN JGZPVW.
- Серова, Н. А. Основные тенденции развития транспортной инфраструктуры российской Арктики / Н. А. Серова, В. А. Серова // Арктика и Север. – 2019. – № 36. – С. 42-56. – DOI 10.17238/issn2221-2698.2019.36.42. – EDN DEKDTR.
- Филиппова, Н. А. Методология повышения эффективности и надежности транспортно-технологической мультимодальной системы Севера России / Н. А. Филиппова, В. М. Власов // Научный вестник Московского государственного технического университета гражданской авиации. – 2019. – Т. 22. – № 6. – С. 55-65. – DOI 10.26467/2079-0619-2019-22-6-55-65. – EDN RKCDBC.
- Пиль, Э. А. Анализ Северного завоза и варианты его реализации / Э. А. Пиль // Цифровая наука. – 2021. – № 3. – С. 42-58. – EDN HUIFNE.
- Бадина, С. В. Проблемы транспортной доступности изолированных населённых пунктов Европейского сектора Арктической зоны России / С. В. Бадина, А. А. Панкратов, К. В. Янков // ИнтерКарто. ИнтерГИС. – 2020. – Т. 26. – № 1. – С. 305-318. – DOI 10.35595/2414-9179-2020-1-26-305-317. – EDN HMHXKE.
- Липина, С. А. Предпосылки формирования минерально-сырьевых центров в опорных зонах развития в Арктической зоне Российской Федерации / С. А. Липина, А. Е. Череповицын, Л. К. Бочарова // Арктика и Север. – 2018. – № 33. – С. 29-39. – DOI 10.17238/issn2221-2698.2018.33.29. – EDN QLPVZO.
- Грузинов, В. М. Арктические транспортные магистрали на суше, акваториях и в воздушном пространстве / В. М. Грузинов, Ю. В. Зворыкина, Г. В. Иванов [и др.] // Арктика: экология и экономика. – 2019. – № 1(33). – С. 6-20. – DOI 10.25283/2223-4594-2019-1-6-20. – EDN GKYZOW.
- Кондратов, Н. А. Особенности развития транспортной инфраструктуры в Арктической зоне России / Н. А. Кондратов // Географический вестник. – 2017. – № 4(43). – С. 68-80. – DOI 10.17072/2079-7877-2017-4-68-80. – EDN YLJJQB.
ЭКСПЛУАТАЦИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА
Баланс интересов металлургического предприятия и автомобильного перевозчика
Авторы:
Валерий Максимович Курганов – доктор технических наук, профессор кафедры экономики предприятия и менеджмента, Тверской государственный университет, Тверь, Россия, glavreds@gmail.com, https://orcid.org/0000-0001-8494-2852
Владимир Николаевич Мукаев – менеджер службы эксплуатации, Транспортная компания «ПассажТранс», Магнитогорск, Россия, mukaev.vn@gmail.com, https://orcid.org/0000-0002-2804-426
Аннотация
Целью проведенного исследования является обоснование подхода к организации работы автомобильного транспорта на металлургическом предприятии в современных экономических условиях. Основой предлагаемого подхода является поиск баланса интересов заказчика и исполнителя транспортных услуг. Баланс интересов достигается эксплуатацией автопарка с провозной способностью, обеспечивающей максимальный объём перевозок грузов или транспортной работы имеющимися автомобилями без увеличения стоимости услуг. В ходе описанного в статье исследования установлены причины потерь провозной способности за счёт выявленной взаимосвязи с видом перевозимого груза и способами их устранения. Для достижения поставленной цели авторами потребовалось решение следующих задач: формирование модели поиска баланса интересов заказчика и исполнителя автотранспортных услуг; установление причин потерь провозной способности промышленного автомобильного парка; технико-экономическое обоснование возможности практического применения результатов проведённых исследований. Возможность практического применения результатов исследования обосновывается наличием для металлургического предприятия экономического эффекта в части экономии бюджета на автотранспортное обслуживание производственных подразделений, что показано на примере перевозки металлургического шлака.
Ключевые слова: транспортная услуга, баланс интересов, металлургическое предприятие, промышленный автопарк, провозная способность
Список источников
- Балгабеков, Т. К. Проблемы промышленного транспорта Казахстана / Т. К. Балгабеков, С. К. Малыбаев, С. О. Фролова // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 6-3. – С. 392-394. – EDN UAWZMP.
- Грязнов, М. В. Баланс интересов в договоре на сервисное обслуживание автопарка / М. В. Грязнов, Е. М. Антропова // Мир транспорта. – 2016. – Т. 14, № 5(66). – С. 152-165. – EDN YSQFTR.
- Грязнов, М. В. Идентификация невостребованных в транспортном процессе производственных ресурсов / М. В. Грязнов, К. А. Давыдов, А. А. Адувалин // Мир транспорта. – 2018. – Т. 16, № 5(78). – С. 92-109. – EDN VLYFNA.
- Максимычев, О. И. Информационно-коммуникационные технологии и элементы искусственного интеллекта в интеллектуальных транспортных системах / О. И. Максимычев, К. Н. Мезенцев, А. В. Волосова // Мир транспорта и технологических машин. – 2023. – № 1-1(80). – С. 112-118. – DOI 10.33979/2073-7432-2023-1(80)-1-112-118. – EDN FZKCDR.
- Курганов, В. М. Оптимизация затрат на автомобильные перевозки промышленного предприятия / В. М. Курганов, В. Н. Мукаев, М. В. Грязнов // Вестник Сибирского государственного автомобильно-дорожного университета. – 2018. – Т. 15, № 5(63). – С. 672-685. – EDN YNMBBR.
- Филиппова, Н. А. Навигационный контроль доставки грузов в условиях севера России / Н. А. Филиппова, В. М. Власов, В. М. Беляев // Мир транспорта. – 2019. – Т. 17, № 4(83). – С. 218-231. – DOI 10.30932/1992-3252-2019-17-4-218-231. – EDN HWBAGR.
- Improving Road Transport Operations using Lean Thinking / J. A. Garza-Reyes, J. S. B. Forero, V. Kumar, B. Villarreal, M. G. Cedillo-Campos, L. Rocha-Lona // Procedia Manufacturing. 2017. – Vol. 11. – P. 1900–1907. – DOI 10.1016/j.promfg.2017.07.332.
- Road Transport Outsourcing for a Metallurgical Company and Its Alternatives / M. Gryaznov, V. Kurganov, V. Vasiliev, A. Dorofeev // Transportation Research Procedia, Novosibirsk, 25–29 мая 2020 года. – Novosibirsk, 2021. – P. 290-299. – DOI 10.1016/j.trpro.2021.02.075. – EDN NPERTL.
- Villarreal, B. Lean road transportation – a systematic method for the improvement of road transport operations / B. Villarreal, J. A. Garza-Reyes, V. Kumar // Production Planning & Control. – 2016. – Vol. 27, no. 11. – P. 865-877. – DOI 10.1080/09537287.2016.1152405.
- Womack, J. P. Lean Thinking: Banish Waste and Create Wealth in Your Corporation / J. P. Womack, D. T. Jones. – 2nd ed. –– New York: Free Press, 2003. – 400 p.
Методический подход к оценке эффективности работы ультрабыстрых зарядных станций электробусов
Авторы:
Виктор Александрович Максимов – доктор технических наук, профессор, профессор кафедры «Эксплуатация автомобильного транспорта и автосервис» МАДИ, Москва, Россия, vamaximov57@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-9296-1743
Вячеслав Михайлович Еварестов – аспирант кафедры «Электротехника и электрооборудования» МАДИ, Москва, Россия, evarestofff@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-6036-1268
Григорий Александрович Крылов – старший преподаватель кафедры «Прикладная математика» МАДИ, Москва, Россия, grigory_a_krylov@mail.ru, https://orcid.org/0009-0005-0660-3587
Александр Витальевич Самарец – аспирант кафедры «Эксплуатация автомобильного транспорта и автосервис» МАДИ, Москва, Россия, a.samaretc@yandex.ru, https://orcid.org/0009-0006-3483-3934
Ван Ты Нгуен – аспирант кафедры «Эксплуатация автомобильного транспорта и автосервис» МАДИ, Москва, Россия, nguyenvantuqthd@gmail.com, https://orcid.org/0009-0003-4584-3052
Аннотация
Данное исследование обосновано необходимостью оценки эффективности работы ультрабыстрых зарядных станций (УБЗС) электробусов, расположенных на отстойно-разворотных площадках (ОРП). В статье рассматриваются теоретические предпосылки этой оценки с использованием имитационного моделирования. Дается краткая характеристика специализированного программного обеспечения (ПО), позволяющего корректно и быстро рассчитать основные параметры имитационных моделей работы условного зарядного пункта электробусов за определенный временной период по действующему расписанию движения транспортных средств (ТС) на конкретном маршруте, включая расписание зарядных сессий электробусов при наличии разного количества исправных УБЗС (n) на ОРП. С помощью указанного ПО строится теоретическая модель, имитирующая организацию зарядных сессий электробусов с их условным закреплением за ОРП, с учетом планового или фактического расписания рейсов и определённого количества необходимых резервных ТС. Оценивается влияние маршрутов движения электробусов с разной плановой продолжительностью зарядной сессии на изменение основных показателей эффективности имитационной модели для условной ОРП с различной численностью УБЗС. На основе полученных результатов составляются рекомендации по обеспечению оптимальной загруженности зарядных станций на ОРП. Для уточнения предлагаемых решений, основанных на анализе имитационных моделей, проводятся регулярные выездные осмотры для оценки сложившейся на конкретной ОРП производственной ситуации.
Ключевые слова: электробус, пантограф, ультрабыстрые зарядные станции (УБЗС), отстойно-разворотная площадка (ОРП), имитационная модель работы ОРП, оптимизация численности УБЗС
Список источников
- Горбунова, А.Д. Методика нормирования расхода электрической энергии электробусом на городском регулярном маршруте: специальность 2.9.5. «Эксплуатация автомобильного транспорта»: диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук / Горбунова Анастасия Дмитриевна; ТИУ. – Оренбург, 2022. – 169 с. – Библиогр.: с. 136–151.
- Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства РФ № 327-р от 29.02.2016). – Москва: Минтранс, 2016. – 67 с.
- Heavy-Duty Battery Electric Buses’ Integration in Cities Based on Superfast Charging Technologies: Impact on the Urban Life / M. Mathes, M. Schmidt, J. Käsgen, B. Fievet, P. Tichelen, M. Berecibar, M. Al-Saadi // Sustainability. – 2022. – Vol. 14(8). – DOI 10.3390/su14084777.
- Болдин, А.П. Основы научных исследований: учебник для студ. учреждений высш. проф. Образования / А.П. Болдин, В.А. Максимов. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Академия, 2014. – 349 с. – ISBN 978-5-4468-0753-6 (в пер.).
- Enhancing smart grid with microgrids: Challenges and opportunities / Y. Yoldaş, A. Önen, S. Muyeen, A.Vasilakos, İ. Alan // Renewable and Sustainable Energy Reviews. – 2017. – Vol. 72. – P. 205–214. – DOI 10.1016/j.rser.2017.01.064.
- A framework for stochastic estimation of electric vehicle charging behavior for risk assessment of distribution networks / S. Habib, M. M. Khan, F. Abbas [et al.] // Frontiers in Energy. – 2020. – Vol. 14, No. 2. – P. 298-317. – DOI 10.1007/s11708-019-0648-5. – EDN COCAGW.
- Имитационная модель аккумуляторного электрического транспортного средства / Ф. А. Рябцев, А. В. Климов, И. В. Ухов, М. Ю. Карелина // Научные исследования: итоги и перспективы. – 2021. – Т. 2, № 1. – С. 68-74. – DOI 10.21822/2713-220X-2021-2-1-68-74. – EDN STMMPY.
- Boonraksa, T. Optimal Capacitor Location and Sizing for Reducing the Power Loss on the Power Distribution Systems due to the Dynamic Load of the Electric Buses Charging System using the Artificial Bee Colony Algorithm / T. Boonraksa, P. Boonraksa, B. Marungsri // Journal of Electrical Engineering and Technology. – 2021. – Vol. 16, No. 4. – P. 1821-1831. – DOI 10.1007/s42835-021-00718-4. – EDN GKNZMU.
- Precise Docking at Charging Stations for Large-Capacity Vehicles: An Advanced Driver-Assistance System for Drivers of Electric Urban Buses / M. M. Michalek, T. Gawron, M. Nowicki, P. Skrzypczynski // IEEE Vehicular Technology Magazine. – 2021. – Vol. 16, No. 3. – P. 57-65. – DOI 10.1109/MVT.2021.3086979.
- Optimization of an Energy Storage System for Electric Bus Fast-Charging Station / X. Ding, W. Zhang, S. Wei, Z. Wang // Energies. – 2021. – Vol. 14, No. 14. – DOI 10.3390/en14144143.
- Горбунова, А. Д. Модель влияния скорости сообщения и температуры окружающего воздуха на расход электроэнергии электробусом / А. Д. Горбунова, О. Ю. Смирнова // Интеллект. Инновации. Инвестиции. – 2022. – № 1. – С. 84-92. – DOI 10.25198/2077-7175-2022-1-84. – EDN RLHQJZ.
Методический подход к формированию структуры технического сервиса автомобилей в Палестине
Авторы:
Андрей Николаевич Ременцов – кандидат технических наук, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры «Эксплуатация автомобильного транспорта и автосервис» МАДИ, Москва, Россия, rementsov@yandex.ru
Виктор Акимович Егоров – кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры «Эксплуатация автомобильного транспорта и автосервис» МАДИ, Москва, Россия, vegorov@tea.madi.ru
Адиб Ремаве – аспирант кафедры «Эксплуатация автомобильного транспорта и автосервис» МАДИ, Москва, Россия, Mrrimawi93@gmail.com
Аннотация
В данной статье представлены основные характеристики парка автотранспортных средств Палестины и особенности их технического сервиса, в том числе проблемы сервиса служебных автомобилей. Предложен методический подход к оптимизации процессов технического сервиса автомобилей государственных служб Палестины, при котором учтены удельные капитальные затраты, среднегодовые затраты на приобретение автомобилей, затраты на излишние потери времени и другие факторы. В основу данного методического подхода положены закономерности теории массового обслуживания. Приведен анализ влияния разделения производственных мощностей на несколько предприятий на длину очередей, на суммарные потери времени ожидания ремонта, а также влияния резервирования по постам и топографии местности на общую эффективность работы системы. Предлагаемая методика позволяет определить оптимальную структуру технического сервиса для поддержания автопарка государственных служб Палестины в работоспособном и технически исправном состоянии, что позволит, прежде всего, повысить готовность патрульных автомобилей к выполнению заданных функций по обеспечению правопорядка в стране.
Ключевые слова: техническое обслуживание, ремонт автомобилей, предприятия технического сервиса, оптимизация, потери времени, система массового обслуживания, разделение производственных мощностей, резервирование, топография, государственные службы
Список источников
- Свиридова, М. А. Станция технического обслуживания автомобилей как система массового обслуживания/ М. А. Свиридова, И. А. Гарькина // Вестник магистратуры. – 2014. – № 5-1(32). – С. 73-75. – EDN SCVJOP.
- Лысов, В. Ю. Особенности организации малого бизнеса в сфере оказания услуг по техническому обслуживанию автотранспорта / В. Ю. Лысов // Global and Regional Research. – 2020. – Т.2, № 1. – С. 93-97. – EDN KNXYFE.
- Григорьев, М. В. Применение эффективной стратегии технического обслуживания и ремонта автомобилей как способ повышения их эксплуатационной надежности / М. В. Григорьев, В. В. Демидов // Инженерные решения. – 2020. – № 6 (16). – С. 9-14. – EDN AJGHYS.
- Пеньков, Н. В. Место диагностирования в технологическом процессе технического обслуживания и текущего ремонта автомобильной техники / Н. В. Пеньков, Е. С. Шподырев // Научный Лидер. – 2021. – № 32 (34). – С. 69-71. – EDN YLIPLH.
- Ременцов, А. Н. Корректирование периодичности технического обслуживания автомобилей такси, эксплуатируемых в тропиках / А. Н. Ременцов, В. А. Егоров, Х. Ч. Тхай // Мир транспорта и технологических машин. – 2022. – № 3-5 (78). – С. 3-10. – EDN TZDDLE.
- Бузин, В. А. Организация технического обслуживания с учетом вариации интенсивности эксплуатации автомобилей / В. А. Бузин, Н.С. Захаров, А. Э. Александров // Транспорт Урала. – 2023. – № 2 (77). – С. 60-65. – EDN CUMSSM.
- Малкин, В. С. Сравнительный анализ эффективности работы станций технического обслуживания, принимающих клиентов по предварительной записи / В. С. Малкин // Автотранспортное предприятие. – 2015. – № 6. – С. 25-27. – EDN TVOSKH.
- Васенин, А. С. Оценка систем организации ТО и Р автомобилей / А. С. Васенин, А. Г. Шумков // Молодой ученый. – 2016. – № 15 (119). – С. 160-193. – EDN WHJKEH.
- Жумамуратова, И.Б. Развитие производственно-технической базы автомобильного транспорта/ И.Б. Жумамуратова, Г. Т. Жумабаева // Академическая публицистика. –2021. – №7. – С. 81-83. – EDN DJAPVE
- Халиуллин, Ф.Х. Влияние технического состояния автотранспортных средств на периодичность их обслуживания / Ф. Х. Халиуллин, Р. А. Яковлев, А. В. Матяшин [и др.] // Инновации и инвестиции. – 2021. – № 7. – С. 170-174. – EDN PQCUNU.
Определение точных и достоверных значений расхода топлива бензиновыми ДВС при проведении дорожных или стендовых испытаний
Авторы:
Михаил Владимирович Григорьев – кандидат технических наук, доцент кафедры «Эксплуатация автомобильного транспорта и автосервис» МАДИ, Москва, Россия, grigoriev@madi.ru, https://orcid.org/0000-0002-2489-5828
Александр Георгиевич Тыняный – аспирант кафедры «Автомобили» МАДИ, Москва, Россия, grigoriev@madi.ru, https://orcid.org/0000-0002-2489-5828
Аннотация
В статье анализируются причины снижения топливной экономичности и тягово-скоростных свойств транспортных средств (ТС) как среди подвижного состава автотранспортных предприятий (АТП), так и среди личного автомобильного транспорта. Рассматриваются методы обслуживания критически важных элементов бензинового двигателя, отвечающих за приготовление и эффективное сгорание топливно-воздушной смеси. В работе графически и аналитически обосновано несоответствие расчетных и фактических значений параметра удельного расхода топлива бензиновыми ДВС. Приведены результаты дорожных и стендовых испытаний, доказывающие факт получения различных результатов при замерах расхода топлива в зависимости от способа их получения. Представлены величины отклонений параметров в зависимости от режима работы ДВС при выполнении тестовых заездов. При выполнении экспериментального исследования было задействовано устройство для измерения расхода топлива УИРТ-01, разработанное на кафедре ЭАТиС МАДИ. С его помощью был определен эффективный метод обслуживания критически важных элементов, позволяющий восстановить мощностные показатели ДВС и снизить расход топлива. Выявлены параметры, которые необходимо использовать для коррекции расчетных значений расхода топлива ТС при проведении испытаний с использованием бортовых (встроенных) или мобильных средств диагностирования ДВС.
Ключевые слова: измерение расхода топлива, пропускная способность, стендовые испытания, дорожные испытания, топливная коррекция
Список источников
- Ходяков, А. А. Оценка работоспособности бензиновых электромагнитных форсунок по величинам среднего абсолютного отклонения объема тестовой жидкости / А. А. Ходяков, С. В. Хлопков, В. В. Басова // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Инженерные исследования. – 2022. – Т. 23, № 1. – С. 38-46. – DOI 10.22363/2312-8143-2022-23-1-38-46. – EDN YSPEZS.
- Оценка технического состояния электромагнитных форсунок на стенде по погрешности измерения расхода тестовой жидкости / А. А. Ходяков, С. В. Хлопков, В. В. Басова [и др.] // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Инженерные исследования. – 2022. – Т. 23, № 2. – С. 146-154. – DOI 10.22363/2312-8143-2022-23-2-146-154. – EDN UXUIEZ.
- Григорьев, М. В. Повышение эксплуатационной надежности электронных систем управления двигателем (на примере систем BOSCH M1.5.4 и МИКАС 5.4) : специальность 05.22.10 "Эксплуатация автомобильного транспорта" : диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук / Григорьев Михаил Владимирович. – Москва, 2004. – 253 с. – EDN NMZABD.
- Бакайкин, Д. Д. Диагностирование электромагнитных форсунок бензиновых двигателей автомобилей, эксплуатируемых в сельском хозяйстве : специальность 05.20.03 "Технологии и средства технического обслуживания в сельском хозяйстве" : диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук / Бакайкин Дмитрий Дмитриевич. – Челябинск, 2013. – 132 с. – EDN SURIWT.
- Вотинов, Г. Н. Контроль состояния электромагнитных топливных форсунок бензиновых двигателей с системами распределенного впрыска топлива / Г. Н. Вотинов, Д. В. Мальцев, Д. С. Репецкий // Вестник СибАДИ. – 2021. – Т. 18, № 5(81). – С. 524-533. – DOI 10.26518/2071-7296-2021-18-5-524-533. – EDN MFBAQK.
- Тыняный, А. Г. Оценка влияния технического обслуживания электромагнитных форсунок бензиновых ДВС на эксплуатационные характеристики автомобиля / А. Г. Тыняный, М. В. Григорьев, Д. В. Антонов // Проблемы технической эксплуатации и автосервиса подвижного состава автомобильного транспорта : cборник научных трудов, посвященный 85-летию кафедры ЭАТиС МАДИ, по материалам 79-й научно-методической и научно-исследовательской конференции МАДИ, Москва, 26–27 января 2021 года. – Москва: МАДИ, 2021. – С. 179-187. – EDN CNLCEE.
- Research of the effect of washing of fuel system engines on traction-speed properties of cars / S. Khlopkov, I. Danilov, A. Khodyakov [et al.] // IOP Conference Series: Materials Science and Engineering : 2019 International Conference on Innovations in Automotive and Aerospace Engineering, ICI2AE 2019, Irkutsk, 27 мая – 01 2019 года. Vol. 632. – Irkutsk: Institute of Physics Publishing, 2019. – P. 012079. – DOI 10.1088/1757-899X/632/1/012079. – EDN PPAUFS.
- Валова, Т. С. Математическая модель построения управляющей системы впрыска топлива двигателя внутреннего сгорания / Т. С. Валова, Ю. В. Гармаш // Вестник Рязанского государственного радиотехнического университета. – 2017. – № 61. – С. 152-157. – DOI 10.21667/1995-4565-2017-61-3-152-157. – EDN ZHYYVN.
- Сарбаев, В. И. Физические основы регулирования времени срабатывания электромагнитной форсунки / В. И. Сарбаев, Ю. В. Гармаш, Т. С. Валова // Электроника и электрооборудование транспорта. – 2014. – № 4. – С. 2-4. – EDN SXMQKZ.
- Gritsenko, A. V. Diagnostics of the fuel supply system of auto ICEs by the test method / A. V. Gritsenko, V. D. Shepelev, I. V. Makarova // Journal of King Saud University. Engineering Sciences. – 2023. – Vol. 35(2). – P. 157-166. – DOI 10.1016/j.jksues.2021.03.008.
Применение поверхностно-активных веществ в подшипниках и парах трения как способ увеличения срока службы специального автомобиля
Авторы:
Николай Владимирович Соловьев – директор завода, ООО «Меркатор Калуга», Калуга, Россия, n.solovyov@merkatorkaluga.ru
Александр Валерьевич Суходоля – кандидат технических наук, доцент кафедры «Детали машин и теория механизмов» МАДИ, Москва, Россия, sualv@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-1978-404X
Виталий Валентинович Гаевский – доктор технических наук, профессор, профессор кафедры «Автомобили» МАДИ, Москва, Россия, vit-life@rambler.ru, https://orcid.org/0000-0002-0349-0813
Аннотация
В данной статье подробно рассматривается один из методов, направленных на увеличение срока службы специальных автомобилей (СА). Авторами была исследована возможность применения маслорастворимых ингибиторов коррозии (МИК) в составе масел, используемых в поворотных механизмах, подшипниках, а также трансмиссии СА. Проанализирован принцип действия МИК. Приведено обоснование необходимости включения поверхностно-активных веществ (ПАВ) в состав ингибиторов. Определены физико-химические свойства трех ключевых категорий ингибиторов коррозии (ИК) из серии ВНХ. Установлено влияние концентрации ИК на срок службы пар трения СА. Аналитическим методом определены технические характеристики этаноламинов (ЭА), таких как моноэтаноламин (МЭА), диэтаноламин (ДЭА) и триэтаноламин (ТЭА). Исследован механизм использования бора в составе ингибиторов коррозии. Определена целесообразность использования продуктов нефтехимического синтеза в качестве присадок для достижения коррозионной стойкости металлических поверхностей и шарнирных соединений. Описаны состав и процесс получения подобных присадок для достижения оптимального практического эффекта. Рассмотрены наиболее распространенные природные пленкообразующие вещества. Приведено исследование области применения предлагаемого решения на основе аминоспиртов в узлах и агрегатах СА для повышения срока службы и эффективности рабочего процесса.
Ключевые слова: специальные автомобили, надежность узлов и агрегатов техники, пары трения, антикоррозионные присадки, поверхностно-активные вещества, повышение срока службы специального автомобиля
Список источников
- Кравченко, Н. Г. Защитные свойства консервационных масел / Н. Г. Кравченко, В. К. Щекин, Е. А. Ефимова, Д. В. Жердев // Труды ВИАМ. – 2023. – № 4(122). – С. 90-98. – DOI 10.18577/2307-6046-2023-0-4-90-98. – EDN YZUWGM.
- Карелина, М. Ю. Лиофобизация поверхностей топливной системы двигателей внутреннего сгорания / М. Ю. Карелина // Вестник Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ). – 2015. – № 2(41). – С. 20-24. – EDN TUVQHB.
- Ходжамов, У. А. Композиции присадок, снижающие потери на трение, коррозию и износ / У. А. Ходжамов, М. З. Комилов // Вопросы науки и образования. – 2018. – № 2(14). – С. 15-16. – EDN YQCVBH.
- Карелина, М. Ю. Технология повышения износостойкости поверхностей трибосопряжений физико-химическим методом / М. Ю. Карелина, С. М. Гайдар // Грузовик. – 2015. – № 3. – С. 12-16. – EDN TSZVGZ.
- Петровский, Д. И. Применение резьбовой высокотемпературной смазки на основе однокомпонентного маслорастворимого ингибитора коррозии в крепежных узлах сельскохозяйственных машин / Д. И. Петровский, В. Г. Зайцев // Актуальные направления фундаментальных и прикладных исследований : материалы XI международной научно-практической конференции, North Charleston, 27–28 февраля 2017 года / НИЦ «Академический». Том 1. – North Charleston: CreateSpace, 2017. – С. 111-114. – EDN YAAIIT.
- Трусов, В. И. Ингибитор коррозии для масел, топлив и воды / В. И. Трусов, Р. С. Ходжаев // Технологии энергообеспечения. Аппараты и машины жизнеобеспечения: Сборник статей II Всероссийской научно-технической конференции, Анапа, 17 сентября 2020 года. Том Часть 2. – Анапа: Федеральное государственное автономное учреждение "Военный инновационный технополис "ЭРА", 2020. – С. 26-32. – EDN CGWBUK.
- Карелина, М. Ю. Поверхностно-энергетическая модификация поверхностей трибосопряжений фторуглеродными ПАВ / М. Ю. Карелина // Вестник Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ). – 2015. – № 1(40). – С. 53-58. – EDN TKOZLZ.
- Мальчук, В. И. Система подачи альтернативных топлив в камеру сгорания дизеля / В. И. Мальчук, М. Г. Шатров, А. Ю. Дунин // Тракторы и сельскохозяйственные машины. – 2007. – № 4. – С. 34-37. – EDN HZQGXH.
- Ле, К. Х. Генетические алгоритмы в задачах рациональной организации информационно-вычислительных процессов / К. Х. Ле, Н. Е. Суркова, А. В. Остроух // Автоматизация и управление в технических системах. – 2014. – № 4(12). – С. 82-99. – DOI 10.12731/2306-1561-2014-4-9. – EDN TGMHCD.
- Репин, Д. В. Направления и перспективы развития химмотологии топлива, масел и смазок / Д. В. Репин, А. В. Соловьев, А. Н. Комерзан [и др.] // Менделеев. – 2020. – № 1(5). – С. 8-13. – DOI 10.32743/2658-6495.2020.1.5.230. – EDN TCLRXD.
Управление техническим обслуживанием на транспортных предприятиях с использованием систем поддержки принятия решений
Автор:
Александр Сергеевич Канищев – кандидат технических наук, доцент ВУНЦ ВВС «ВВА», Воронеж, Россия, snooker646@rambler.ru, https://orcid.org/0009-0000-6569-4064
Аннотация
В статье приводится анализ применения систем поддержки принятия решений, рассмотрена проблема управления, в том числе и сложными техническими системами, которая постоянно усугубляется наличием интероперабельных противоречий: между увеличивающейся сложностью управляемых систем и фиксированным количеством управленческого аппарата, между необходимостью сокращения сроков принятия решений и их качеством, между спецификой и совместимостью задач, решаемых в процессе управления, между усложнением задач управления и уровнем подготовки управляющих кадров и рядом других. Система поддержки принятия решений (СППР), в отличие от наиболее распространенных экспертных систем, обеспечивает выработку решений только в описанных экспертами, ранее встречавшихся и занесенных в базу знаний ситуациях касательно систем управления ремонтом, подразумевающих вероятность возникновения «ошибки», является преимущественной. Представлен метод формирования системы ремонта транспортных средств как исследовательского процесса, и в таком случае СППР выступает в качестве инструмента для углубленного изучения рассматриваемой системы. Предложены алгоритм поддержки принятия решений по техническому обслуживанию транспортных средств на предприятии и одна из методик его реализации, основанная на решении оптимизационной задачи обоснования структуры и характеристик ремонтно-производственной базы на основании метода Хука – Дживса.
Ключевые слова: система управления, техническое обслуживание, ремонт, транспортное средство, система поддержки принятия решений
Список источников
- Суровикин, С. В. Особенности организации управления межвидовой группировкой войск (сил) в интересах комплексной борьбы с противником / С. В. Суровикин, Ю. В. Кулешов // Военная мысль. – 2017. – № 8. – С. 5-18. – EDN ZDIKAN.
- Тиханычев, О. В. Алгоритмическая поддержка автоматизированных процедур принятия решений / О. В. Тиханычев // Прикладная информатика. – 2017. – Т. 12, № 4(70). – С. 133-140. – EDN ZFBHBZ.
- Автоматизированная система поддержки принятия решений при восстановлении деталей машин плазменным напылением / Г. И. Трифонов, С. Ю. Григоров, Я. В. Комаров, А. В. Казьменко // Автоматизация. Современные технологии. – 2023. – Т. 77, № 2. – С. 58-62. – DOI 10.36652/0869-4931-2023-77-2-58-62. – EDN MKXWUE.
- Бородин, А. А. Модифицированный метод прямого поиска в оптимизационных задачах специальной структуры / А. А. Бородин, А. С. Канищев, И. В. Лютиков // Журнал Сибирского федерального университета. Серия: Техника и технологии. – 2016. – Т. 9, № 8. – С. 1229-1237. – DOI 10.17516/1999-494X-2016-9-8-1229-1237. – EDN XDYKJP.
- Ренева, Н. В. Модель комплексного оценивания клиентской базы строительной компании как основа системы поддержки принятия управленческих решений для повышения эффективности деятельности / Н. В. Ренева // Журнал прикладных исследований. – 2023. – № 1. – С. 109-119. – DOI 10.47576/2712-7516_2023_1_109. – EDN HHQOKN.
- Тиханычев, О. В. Об информационном обеспечении поддержки принятия решений / О. В. Тиханычев // Программные продукты и системы. – 2018. – № 2. – С. 311-315. – EDN XYOAST.
- Применение методики сетевого планирования для проведения текущего ремонта автомобильной техники на транспортных предприятиях / Е. В. Носов, Д. Е. Дьяков, М. С. Глотов, М. А. Цыганов // Транспортное машиностроение. – 2023. – № 1(13). – С. 46-53. – DOI 10.30987/2782-5957-2023-1-46-53. – EDN BYFJVP.
- Точность расчетов при применении способа выбора рационального решения / С. И. Золотухин, Д. Е. Дьяков, Р. С. Зибров, П. С. Котляров // Современные наукоемкие технологии. – 2019. – № 10-2. – С. 252-256. – EDN SATOMB.
- Ларичев, О. И. Системы поддержки принятия решений: современное состояние и перспективы развития / О. И. Ларичев, А. Б. Петровский // Итоги науки и техники. Теория вероятностей. Математическая статистика. Теоретическая кибернетика. – 1987. – Т. 21. – С. 131-164. – EDN QSHKGE.
- Исаев, Г.Н. Информационные технологии : учеб. пособие / Г.Н. Исаев. – М.: Омега-Л, 2012. – 464 с. – (Высшее техническое образование). – ISBN 978-5-370-02165-7.