Дубелир Григорий Дмитриевич

Дубелир Григорий Дмитриевич (1874 – 1942 гг.), учёный с мировым именем - выдающийся теоретик и практик в области дорожного строительства и городского планирования, заместитель директора по научно-учебной части МАДИ (1941-1942 гг.), заведующий кафедрой «Изыскания и проектирование дорог» МАДИ (1942 г.)
Г.Д.Дубелир родился 1-го сентября 1874 г. в Санкт-Петербурге в семье военного врача.
В 1898 году окончил Петербургский институт инженеров путей сообщения. За смелый и оригинальный дипломный проект «Строительство метрополитена в Москве» был удостоен особой премии.
Первые годы после окончания института работал инженером на строительстве железнодорожного моста через р. Пахра в Подмосковье. Принимал участие в строительстве первых электрифицированных подъездных путей Российской империи Лодзь - Згерж, Лодзь - Пабьянице (ныне Польша), в проектировании трамвая в городах Царицын и Смоленск.
В 1904 году был принят на работу в Киевский политехнический институт. Занимался вопросами городского планирования, в частности, оптимизацией сети автомобильных дорог. В 1910 и в 1912 годах издал две книги — «Планировка городов» и «Городские улицы и мостовые» — ставшими основополагающими трудами в данной области исследований.
Совместно с выдающимися немецкими градостроителями Йозефом Штюббеном и Теодором Гекке, а также главным архитектором Хельсинки Бертелем Юнгом в 1913 году участвовал в жюри конкурса проектов расширения Ревеля (ныне Таллин).

С 1916 года был профессором Петербургского института инженеров путей сообщения.

Вместе с архитектором Павлом Алёшиным в 1918 году составил проект планировки Мурманска.
После Октябрьской революции более не занимался градостроительством и сконцентрировался на исследованиях, посвящённых качеству дорожного покрытия.

Был членом комиссии ГОЭЛРО. Один из авторов раздела об электрификации транспорта, разрабатывал вопрос перевода железных дорог Западной Сибири на электрическую тягу.

1920 - 1923 годы — председатель Высшего технического комитета НКПС (продолжал членство в комитете до 1931 г.). Внес большой вклад в восстановление работы железнодорожного транспорта после Гражданской войны и в дальнейшее развитие его техники. В работе «Ближайшие задачи электрификации железных дорог» (1923 г.) высказал ряд научных соображений о принципах дальнейшего развития электрической тяги.
С 1930 г. – профессор Ленинградского автомобильно-дорожного института (ЛАДИ).Впервые в России предложил технические требования к дорожному покрытию. В 1938 году впервые составил технические условия для строительства дорог и мостов.
После закрытия ЛАДИ в 1941 г., перевёлся на работу в МАДИ. Работал в должности заместителя директора по научно-учебной части.
Эвакуировался в составе профессорско-преподавательского состава МАДИ из Москвы в г.Янги-Юль, Ташкенской области в октябре 1941 г. Продолжил там научную и образовательную деятельность, организовывал учебный процесс, готовил дипломников, которые окончив МАДИ отправлялись в действующие дорожные, мостовые и автомобильные части на фронт.
Возглавил в 1942 г. кафедру «Изыскания и проектирования дорог» МАДИ.
Будучи возрастным человеком, не перенеся всех тягот и лишений эвакуации, постоянного голода, Григорий Дмитриевич умер в сентябре 1942 г. на 69-м году жизни.
В блокадном Ленинграде у него оставались дочь и любимый внук Гриша, названный в честь деда, которые тоже погибли.
Труды профессора Г.Д.Дубелира:

  • Основные принципы проектирования плана и профиля железных дорог с электрической тягой. (Первая научная работа. Труды Комиссии по рассмотрению вопросов о применении электрической тяги на путях сообщения; № 6, 1904 г.).
  • Городские электрические трамваи. 1908 г.
  • Планировка городов, Санкт-Петербург, 1910 г.
  • Городские улицы и мостовые, Киев, 1912 г.
  • Грунтовые дороги, их постройка и уход за ними, Санкт-Петербург, 1912 (2-е изд. Киев, 1914).
  • Эксплуатация автогужевых дорог, Ленинград, 1934 (в соавторстве).
  • Основы проектирования автомобильных дорог, т. 1—2, Москва, 1938—39 (в соавторстве).

Профессора, д.т.н. Григория Дмитриевича Дубелира определённо можно считать одним из организаторов системы автодорожного высшего образования в стране и основателем научной школы в области проектирования и строительства автомобильных дорог.
Его труды стали фундаментом, для развития дорожно-строительной науки и отрасли нашей страны.
Профессор Дубелир, подготовил целую плеяду талантливых инженеров – выпускников МАДИ, дорожников и мостовиков для фронта в 1941-1942 гг.