Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ) » X Международная научно-практическая конференция «Профессионально направленное обучение русскому языку иностранных граждан»

X Международная научно-практическая конференция «Профессионально направленное обучение русскому языку иностранных граждан»

21 апреля 2023 года состоялась традиционная на подготовительном факультете для иностранных граждан МАДИ X Международная научно-практическая конференция «Профессионально направленное обучение русскому языку иностранных граждан». Конференция проводится ежегодно с 1990 года. За прошедшее время конференция несколько раз меняла свое название и превратилась в крупнейшее по числу участников масштабное мероприятие факультета, к которому готовятся и которого ждут.

Конференция прошла в смешанном формате и собрала широкую аудиторию исследователей из разных научных центров и университетов России, Республики Беларусь, Вьетнама, США, представивших к обсуждению актуальные вопросы обучения иностранных граждан.

В рамках конференции был заявлен 41 доклад, доклады были представлены 55 преподавателями.

Конференцию открыл декан подготовительного факультета для иностранных граждан МАДИ А.В. Новиков, который поздравил всех участников и пожелал им плодотворной работы.

На пленарном заседании «Актуальные вопросы довузовского обучения» выступили представители трех кафедр факультета. К.ф.н., доцент кафедры «Русский язык для иностранных граждан» Л.П. Саенко представила развернутую информацию о проведении экскурсий для иностранных учащихся факультета в рамках адаптации иностранных граждан в российской системе образования. В докладе старшего преподавателя кафедры «Страноведение» М.Н. Прониной рассматривалась роль внимания у иностранных учащихся на занятиях по биологии, раскрывались психологические аспекты проблемы концентрации и распределения внимания в учебном процессе. Старший преподаватель кафедры «Общетеоретические дисциплины» Н.Н. Руднова проанализировала организацию контроля знаний по информатике и обозначила дальнейшие пути совершенствования контрольно-измерительных материалов с целью повышения эффективности обучения на подготовительном факультете.

После пленарного заседания были организованы заседания секций: «Русский язык как иностранный на этапе довузовской подготовки», «Преподавание общетеоретических дисциплин на русском языке как иностранном», «Преподавание гуманитарных и естественнонаучных дисциплин на русском языке как иностранном. Проблемы адаптации иностранных граждан к обучению в России».

Заведующий кафедрой «Русского языка для иностранных граждан» Л.С. Кременецкая и заведующий кафедрой «Страноведение» В.Г. Касарова в своем докладе раскрыли особенности работы с иностранными учащимися из стран СНГ, показали алгоритм преподавания русского языка в группах, представили результаты и выводы исследований по обучению учащихся из СНГ.

Доклад доцента И.В. Ивановой был посвящен дистанционному формату обучения иностранных граждан на подготовительном факультете. Она отметила актуальность данной проблемы.

В заседании секции «Русский язык как иностранный на этапе довузовской подготовки приняла участие к.п.н., доцент, советник при ректорате РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина Е.В. Колтакова, которая поделилась опытом работы с иностранными учащимися, о трудностях и проблемах обучения иностранного контингента.

На секции «Преподавание общетеоретических дисциплин на русском языке как иностранном» были рассмотрены вопросы, обусловленные достижениями в области педагогических и информационных технологий, которые касаются образования иностранных граждан, преподаватели делились накопленным опытом, разработками практического и теоретического материала для занятий по математике, физике, информатике, химии.

Старшие преподаватели кафедры  «Общетеоретические дисциплины»— Полевая Т.А. и Полевая С.А. доложили о вопросах совершенствования двух основных аспектов учебного процесса довузовского обучения математике на подготовительном факультете — содержания и методики обучения, было проанализировано состояние разработанности этих сторон обучения и возможности их оптимизации.

Большой интерес вызвали доклады, посвященные применению цифровых и дистанционных технологий. Старший преподаватель кафедры Блинова Т.А. доложила об опыте организации учебного процесса на занятиях по информатике как в дистанционном формате, так и в смешанном (дистанционно + очно) с использованием цифровых технологий, проблемы, которые возникали при этом и пути их решения. Декан факультета, доцент кафедры, к.т.н. Новиков А.В. рассказал об основных задачах изучения информатики на подготовительном факультете, главная из которых — научить обучающихся решать задачи по автоматизации отбора и обработки информации и понимать компьютерную логику, привел результаты проведенного анализа, который показал, что обучение информатики необходимо для всех направлений довузовского обучения.

Организации преподавания физики иностранным гражданам при гибридном формате обучения было посвящено сообщение зав. кафедрой ОТД, доцента кафедры, к.т.н. Косаревой И.А. Были представлены некоторые вопросы, касающиеся методики преподавания физики в этом формате, отмечены возможности применения цифровой платформы Microsoft Teams, приведены отрицательные и положительные стороны такого обучения. Старший преподаватель Самойлик Л.С. представила доклад о методах повышения эффективности процесса обучения иностранных учащихся на примере схем, таблиц и смысловых вопросов, направленных на отработку запоминания и осмысления теоретического материала по химии.

На секции «Преподавание гуманитарных и естественнонаучных дисциплин на русском языке как иностранном. Проблемы адаптации иностранных граждан к обучению в России» все доклады вызвали неподдельный интерес участников. Профессор Вашингтонского университета Майкл Броди и заведующий кафедрой «Страноведение» Касарова В.Г. подчеркнули необходимость преподавания экологии иностранным учащихся. Они поделились информацией о новейших материалах интернет-ресурсов, которые можно использовать преподавателям в процессе работы с иностранными учащимися на занятиях по обществознанию.

Бурную дискуссию вызвал доклад доцента кафедры истории и культурологии МАДИ А.А. Сологян, которая рассказала о преподавании истории иностранным студентам на основных факультетах университета. Она обозначила проблемные вопросы работы с иностранным контингентом, требующие более детальной проработки и изучения на перспективу.

Доцент кафедры управления РГГУ С.И. Горелова поделилась опытом проведения экскурсий для российских и иностранных студентов, предложила разнообразные экскурсионные маршруты, которые можно организовать для иностранных учащихся довузовского этапа.

Секцию «Преподавание гуманитарных и естественнонаучных дисциплин на русском языке как иностранном. Проблемы адаптации иностранных граждан к обучению в России» посетила журналист Медиа-МИГ О. Дичева. Данный сайт занимается широким изучением вопросов мигрантов и иностранных студентов. О. Дичева спрашивала о преподавании русского языка и предметов на русском языке, о трудностях иностранных учащихся, о работе преподавателей факультета, об адаптации иностранных учащихся. Кроме того, она задавала много вопросов о работе с учащимися из стран СНГ.

Заседания секций носили мультидисциплинарный характер. На них обсуждалась широкая тематика, которая является высоко актуальной, очень перспективной и вызывающий большой интерес как среди представителей научного сообщества, так и среди широких кругов преподавателей и практиков, работающих с иностранными учащимися в сфере образования и смежных областях.

Итогом работы конференции станет сборник научных статей ее участников «Международное образование и сотрудничество», который будет размещен в РИНЦ.

Организаторы конференции желают всем ее участникам новых творческих вдохновений в научных поисках и решениях профессиональных задач!