«Вестник Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ)» | Выпуск 3 (70), сентябрь 2022
Содержание
АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ
ИССЛЕДОВАНИЕ ЭКВИВАЛЕНТНОГО ЦИКЛА ДВИЖЕНИЯ АВТОМОБИЛЯ С ТЯГОВЫМ ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ ПРИВОДОМ НА ОСНОВАНИИ АНАЛИЗА ДЛИНЫ МАРШРУТОВ И ПАССАЖИРОПОТОКА
Авторы:
Иван Владимирович Ухов, студент, инженер-программист, ivan-uhov@mail.ru,
Виктор Романович Анисимов, студент, инженер-конструктор, rabota.viktor.99@mail.ru,
Фёдор Александрович Рябцев, студент, инженер-конструктор, ryabtsev.fedor@yandex.ru,
МАДИ, Россия, 125319, Москва, Ленинградский пр., 64,
ООО «Инновационный центр КАМАЗ», Россия, 143026, Москва, ИЦ Сколково, ул. Большой бульвар, 62,
Александр Русланович Спинов, канд. техн. наук, доц., ya.spinov2013@yandex.ru,
МАДИ, Россия, 125319, Москва, Ленинградский пр., 64
Аннотация
В статье рассмотрен метод определения эквивалентного цикла движения электрифицированного пассажирского транспортного средства (ТС), основанный на анализе существующих маршрутов движения автобусов. Были записаны мгновенные скорости движения, затем произведена обработка данных в среде математического моделирования MATLAB с применением среды Simulink. На основании этих данных были произведены расчёты по определению таких основных показателей движения ТС, как ускорение, сила тяги, крутящий момент и потребление электроэнергии. Авторами проанализированы основные эксплуатационные показатели маршрутов движения и произведена статистическая выборка. На основании статистического анализа были получены следующие эквивалентные характеристики маршрута: эквивалентная загрузка и длина кругорейса, среднее квадратическое значение силы тока тяговой аккумуляторной батареи (ТАБ) и эквивалентный крутящий момент тягового электрического двигателя (ТЭД). В статье приведены основные зависимости исследуемых параметров от цикла движения.
Ключевые слова: тяговый электрический привод, тяговая аккумуляторная батарея, эксплуатация электромобиля, маршруты движения, пассажиропоток, алгоритмы, тяговый расчёт, статистический анализ, MATLAB, Simulink.
Список литературы
- Fast market growth and R&D progress of xEV Li ion batteries in China / X. Chenwei, L. Xingjiang, L. Yanlong, W. Jiqiang // 33rd International Battery Seminar [Электронный ресурс]. – Beijing, 2015. – Режим доступа: https://cii-resource.com/cet/FBC-05-06/Presentations/BMF/Wang_Jiqiang.pdf (дата обращения: 17.02.2022).
- Антипов, С. И. Современные испытательные ездовые циклы и их актуальность при создании алгоритма работы системы управления автомобиля с КЭУ / С. И. Антипов, Ю. В. Дементьев // Известия Волгоградского государственного технического университета. Серия: Наземные транспортные системы. – 2013. – Т. 6. – № 10(113). – С. 8-11. – EDN ORYRUX.
- Next generation electric drives for HEV/EV propulsion systems: Technology, trends and challenges / I. Lopez [et al.] // Renewable and Sustainable Energy Reviews. – 2019. – Vol .114. – Art. No. 109336.
- Имитационная модель аккумуляторного электрического транспортного средства / Ф. А. Рябцев, А. В. Климов, И. В. Ухов, М. Ю. Карелина // Научные исследования: итоги и перспективы. – 2021. – Т. 2. – № 1. – С. 68-74. – EDN STMMPY.
- Zhang, M. Review on the State of Charge Estimation Methods for Electric Vehicle Battery /
M. Zhang, X. Fan // World Electric Vehicle Journal. – 2020. – Vol. 11(1). – Art. No. 23. - Burmeister, F. Simulation based studies on the integration of battery-electric vehicles in regional bus services / F. Burmeister, L. Schnieder, T. Kurczveil // IEEE Conference on Intelligent Transportation Systems, Proceedings, ITSC. – 2015. – Vol. 2015-October. – Art. No. 7313311. – P. 1333-1338.
- Гольдберг, О. Д. Проектирование электрических машин / О. Д. Гольдберг, И. С. Свириденко. – Изд. 3-е, перераб. – М: Высшая школа, 2006. – 429 с. – ISBN 5-06-005673-2/
- Influence of performance criteria on the selection of electric traction equipment and a temperature control system for a battery-powered vehicle with an electric traction drive / I. Ukhov [et al.] // Transportation Research Procedia. – 2021. – Vol. 57. – P. 711-720.
- City bus powertrain comparison: Driving cycle variation and passenger load sensitivity analysis / K. Kivekas, A. Lajunen, J. Vepsalainen, K. Tammi // Energies. – 2018. – Vol. 11(7). – Art. No. 1755.
- On the Impact of Maximum Speed on the Power Density of Electromechanical Powertrains / D. Scheweigert [et al.] // Vehicles. – 2020. – Vol. 2(2). – P. 365-397.
ЭКСПЛУАТАЦИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА
ВЛИЯНИЕ ПРИРОДНО-КЛИМАТИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА РАСХОД ТОПЛИВА ГОРОДСКИХ АВТОБУСОВ ЛиАЗ-529222 И ЛиАЗ-621322
Авторы:
Виктор Александрович Максимов, д-р техн. наук, проф., vamaximov57@mail.ru,
Ван Ты Нгуен, аспирант, nguyenvantuqthd@gmail.com,
МАДИ, Россия, 125319, Москва, Ленинградский пр., 64
Аннотация
На расход топлива городских автобусов влияет множество факторов, таких как конструкционные, природно-климатические, технологические, эксплуатационные и организационные. В статье рассматриваются природно-климатические факторы и их влияние на расход топлива городских автобусов, работающих в условиях ГУП «Мосгортранс», путём проведения корреляционно-регрессионного анализа собранных статистических данных о работе низкопольных автобусов ЛиАЗ-529222 и ЛиАЗ-621322 за период наблюдений с 09.2020 по 08.2021. Приводится обзор литературных источников по вопросам влияния на топливную экономичность транспортных средств (ТС) таких природно-климатических факторов как температура окружающего воздуха, атмосферное давление и высота снежного покрова. На основе собранных статистических данных в компьютерной программе STATISTICA v.10 строятся однофакторные и множественные регрессионные модели расхода топлива городских автобусов с последующей их проверкой на адекватность и на значимость коэффициентов регрессии. На основе коэффициента детерминации (R2) выбирается наиболее адекватная модель для описания зависимости расхода топлива городских автобусов от исследуемых природно-климатических факторов. По результатам анализа полученных моделей проводится оценка степени влияния каждого из исследуемых факторов на расход топлива городских автобусов, работающих в условиях ГУП «Мосгортранс».
Ключевые слова: природно-климатические факторы, расход топлива, городской автобус, ГУП «Мосгортранс», STATISTICA v.10.
- Establishing the regularities of correlation ambient temperature and fuel consumption by city diesel buses / D. Savotin-Kosiak, M. Madziel, A. Jaworski, O. Ivanushko, M. Tsiuman, A. Loboda // Eastern-European Journal of Enterprise Technologies. – 2020. – Vol. 6(3-108). – P. 23-32.
- Smieszek, M. Determining the fuel consumption of a public city bus in urban traffic / M. Smieszek, V. Mateichyk // IOP Conference Series: Material Science and Engineering. – 2021. – Vol. 1199. – Art. No. 012080.
- Карнаухов, В. Н. Топливная экономичность двигателей внутреннего сгорания / В. Н. Карнаухов, И. В. Карнаухова // Вестник Иркутского государственного технического университета. – 2014. – № 6(89). – С. 142-147. – EDN SGIWEB.
- Карнаухова, И. В. Экономия топлива при эксплуатации грузовых автомобилей за счет корректирования параметров воздуха на входе двигатель: дис. … канд. тенх. наук. 05.22.10: защищена: 06.06.2018 / Карнаухова Инна Владимировна. – Тюмень, 2018. – 148с.
- Historical Weather Data & Weather Forecast Data Visual Crossing Weather [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.visualcrossing.com/weather-data (дата обращения 22.02.2022).
- Андрианов, А. Е. Анализ методов автоматизированного учета расхода моторного топлива на городских автобусах ГУП «Мосгортранс» / А. Е. Андрианов, В. А. Максимов, Н. В. Поживилов // Проблемы технической эксплуатации и автосервиса подвижного состава автомобильного транспорта : сборник научных трудов, посвященный 85-летию кафедры ЭАТиС МАДИ, по материалам 79-й научно-методической и научно-исследовательской конференции МАДИ, Москва, 26–27 января 2021 года. – М.: МАДИ, 2021. – С. 20-26. – EDN KKQGJO.
- Bielaczyc, P. The effect of a low ambient temperature on the cold-start emissions and fuel consumption of passenger cars / P. Bielaczyc, A. Szczotka, J. Woodburn // Proceedings of the Institution of Mechanical Engineers, Part D: Journal of Automobile Engineering. – 2011. – Vol. 225(9). – P. 1253-1264.
- Атмосферное давление // Википедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Атмосферное_давление (дата обращения 22.02.2022).
- Болдин, А. П. Основы научных исследований: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / А. П. Болдин, В. А. Максимов. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 336 с. – ISBN 987-5-7695-7171-8.
- Kennedy-Shaffer, L. Before p < 0.05 to Beyond p < 0.05: Using History to Contextualize p-Values and Significance Testing / L. Kennedy-Shaffer // American Statistician. – 2019. – Vol. 73(sup1). – P. 82-90.
- Zhang, D. A coefficient of determination for generalized linear model / D. Zhang // American Statistician. – 2017. – Vol. 71(4). – P. 310-316.
- Среднемесячные климатические данные для г. Москвы // Гидрометцентр России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://meteoinfo.ru/climate/klimatgorod/3001-2010-02-25-12-47-50 (дата обращения 22.02.2022).
- Исследования расхода топлива снегоходной машины / Е. А. Фадеев, А. Н. Блохин, Л. В. Барахтанов, Е. Г. Денисенко // Интернет-журнал Науковедение. – 2016. – Т. 8. – № 5(36). – С. 101. – EDN XCMQUL.
ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ РЕЖИМОВ ОСАЖДЕНИЯ НА СТРУКТУРУ ЭЛЕКТРОЛИТИЧЕСКОГО БИНАРНОГО ПОКРЫТИЯ FE-CR, ПОЛУЧЕНОГО ИЗ СУЛЬФАТНО-ХЛОРИДНОГО ЭЛЕКТРОЛИТА
Авторы:
АнтонСергеевичЯнута, аспирант, ianyta_anton@mail.ru,
МАДИ, Россия, 125319, Москва, Ленинградский пр., 64
Аннотация
В статье представлены результаты исследований гальванических осадков сплава железо-хром, полученных из сульфатно-хлоридного электролита. В ходе анализа результатов исследований автором были получены закономерности влияния режимов осаждения (кислотности и температуры электролита, плотности тока) на структуру покрытия. При повышенной кислотности электролита и высокой катодной плотности тока (до 60 А/Дм2) формируются трещиноватые осадки, характерные для чистого хрома. При снижении кислотности производительность процесса повышается с образованием слоистого покрытия. Автором описаны режимы осаждения качественных покрытий из разработанного сульфатно-хлоридного электролита железнения, оптимизированные с целью восстановления изношенных деталей автомобильного транспорта.
Ключевые слова: электролитическое покрытие, сплав железо-хром, восстановление деталей, электролит, структура покрытия, железнение.
Список литературы:
- Восстановление деталей машин и оборудования : учебное пособие / В. А. Скрябин [и др]. – Пенза : Изд-во ПГУ, 2012. – 186 с.
- Корнейчук, Н. И. Перспективы использования индустриальных методов восстановления изношенных деталей машин гальваническими и полимерными покрытиями в современных условиях развития агропромышленного технического сервиса / Н. И. Корнейчук, В. П. Лялякин. // Труды ГОСНИТИ. – 2018. – № 130. – С. 254–265.
- Бомешко, Е. В. Электроосаждение двойных и тройных сплавов на основе железа и хрома: теоретические представления и практические рекомендации / Е. В. Бомешко, Н. И. Корнейчук // Вестник Приднестровского университета. Серия: Физико-математические и технические науки. Экономика и управление. – 2019. – № 3(63). – С. 153-165. – EDN LWYMVB.
- Богомолов, С.А. Восстановление и поверхностное упрочнение стальных деталей электролитическими сплавами на основе железа : дис. ... канд. техн. наук / Богомолов Сергей Александрович. – Курск, 2014. – 226 с.
- Блинков, Б. С. Электроосаждение сплавов на основе железа / Б. С. Блинков, В. В. Серебровский, Е. С. Калуцкий // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. – 2016. – № 2. – С. 67-70. – EDN WLAQHN.
- Янута, А. С. Исследование влияния режимов осаждения на процесс осаждения сплава Fe-Cr из сульфатного электролита / А. С. Янута, А. Ф. Синельников // Высокие технологии и инновации в науке : сборник избранных статей Международной научной конференции, Санкт-Петербург, 28 января 2021 года. – СПб. : ГНИИ «Нацразвитие», 2021. – С. 177-180. – EDN TUEVBL.
- ГОСТ 9.302-88. Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия металлические и неметаллические неорганические. Методы контроля. – Введ. 01.01.90. – М. : Издательство стандартов, 2001. – 38 с.
- Electrolytic alloying of iron-chromium during deposition of coatings from a sulfate-chloride electrolyte / A. F. Sinelnikov, E. V. Bomeshko, N. I. Korneychuk, A. S. Ianuta // IOP Conf. Series: Materials Science and Engineering. – 2021. – Vol. 1159(1). – Art. No. 012076.
- Виноградов, С. Н. Износостойкость и антифрикционные свойства гальванических покрытий. Методы определения / С. Н. Виноградов, Ю. П. Перелыгин, С. Ю. Киреев // Гальванотехника и обработка поверхности. – 2012. – Т. 20. – № 3. – С. 53-56. – EDN PESEYT.
- Колмыков, Д. В. Восстановление и упрочнение деталей автомобилей гальваническими покрытиями / Д. В. Колмыков // Главный механик. – 2010. – № 10. – С. 33-38. – EDN QBXQBH.
КОНЦЕПЦИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ МОДЕЛИ УДД-ВАТС-АД-ВС-ДИ В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
Авторы:
Николай Владимирович Подопригора, канд. техн. наук, доц., n.v.podoprigora@gmail.com,
Алексей Вячеславович Терентьев, д-р техн. наук, доц., aleksej.terentev.67@bk.ru,
СПбГАСУ, Россия, 190005, Санкт-Петербург, 2-я Красноармейская ул., 4,
Илья Владимирович Арифуллин, канд. техн. наук, доц., arifullin@madi.ru,
МАДИ, Россия, 125319, Москва, Ленинградский пр., 64,
Ирина Николаевна Таланова, аспирант, irina_talanova@mail.ru,
СПбГАСУ, Россия, 190005, Санкт-Петербург, 2-я Красноармейская ул., 4
Аннотация
Статья посвящена исследованию информационных аспектов системы «Водитель – Автомобиль – Дорога – Среда» (ВАДС). Цель написания статьи – публикация разработанной концептуальной информационной модели «Участник дорожного движения – Высокоавтоматизированное транспортное средство – Автомобильная дорога – Внешняя среда – Дорожная инфраструктура» (УДД-ВАТС-АД-ВС- ДИ), позволяющей анализировать и моделировать информационный обмен между всеми подсистемами посредством выстроенных каналов контроля и управления (ККУ) и каналов обратной связи (КОС). Контроль и управление всей системой осуществляются через программные модули контроля управления (КУ) с каналами информационных данных (КИД) и центра управления (ЦУ). Предложенная модель «УДД-ВАТС-АД-ВС-ДИ» рассматривается авторами с трех позиций: морфологической, функциональной и информационной. Её исходная целостность оценивается с позиции неразделенности. Присущая ей организация позволяет разделять систему на составляющие, рассматриваемые самостоятельно как подсистемы, находящиеся в сложных причинных и целевых связях. Эти связи образовывают между собой некое пространственно-временное единство. Управление моделью «УДД-ВАТС-АД-ВС-ДИ» представляется возможным за счет прогнозирования, своевременной передачи и получения достоверной (актуальной) информации, наличия стабильного сигнала системы связи и корректной работы навигационных систем. С целью проведения анализа и возможности моделирования информационных потоков между всеми подсистемами авторами разработана структурная математическая модель информационного обмена «УДД-ВАТС-АД-ВС- ДИ», представлены информационные и функционально-логические модели. Научная новизна предложенной модели заключается в возможности проведения анализа и моделирования информационного обмена между всеми подсистемами модели «УДД-ВАТС-АД-ВС-ДИ» с целью предупреждения и прогнозирования дорожно-транспортных происшествий.
Ключевые слова: безопасность дорожного движения, ВАТС, информационное взаимодействие, ВАДС, дорожно-транспортное происшествие, условия движения.
Список литературы:
- Кравченко, П. А. Пофакторное управление уровнем обеспечиваемой безопасности на дорогах России / П. А. Кравченко, С. В. Жанказиев, Е. М. Олещенко // Транспорт Российской Федерации. – 2021. – № 5-6(96-97). – С. 3-9. – EDN INOOYZ.
- Кравченко, П. А. Концепция обеспечения нулевой смертности на дорогах России как механизм борьбы с причинами дорожно-транспортных происшествий / П. А. Кравченко, С. В. Жанказиев, Е. М. Олещенко // Транспорт Российской Федерации. – 2019. – № 4(83). – С. 3-7. – EDN AJWZZH.
- Кравченко, П. А. Системный подход в управлении безопасностью дорожного движения в Российской Федерации / П. А. Кравченко, Е. М. Олещенко // Транспорт Российской Федерации. – 2018. – № 2(75). – С. 14-18. – EDN YXNLLN.
- ГОСТ Р ИСО 39001-2014. Системы менеджмента БДД. Требование и руководство по применению. – М.: Стандартинформ, 2015. – 33 с.
- Современные тенденции развития бортовых интеллектуальных транспортных систем: монография / П. А. Пегин, Д. В. Капский, В. В. Касьяник, В.Н. Шуть; СПбГАСУ. – СПб., 2019. – 198 с.
- Дубынина, М. Г. Влияние психофизиологических особенностей личности водителя на надежность управления транспортным средством / М. Г. Дубынина, А. П. Жигадло // Вестник Сибирского Отделения Академии Военных Наук. – 2018. – № 49. – С. 119-130. – EDN YMNOPJ.
- Евтюков, С. А. Эффективность оценки человеческого фактора при расследовании дорожно-транспортных происшествий / С. А. Евтюков // Организация и безопасность дорожного движения в крупных городах: 8-я междунар. конф. – СПб.: СПбГАСУ, 2008. – С. 387-389.
- Стёпина, П. А. Автотехническая экспертиза дорожно-транспортных происшествий: учебное пособие / П. А. Стёпина, Е. В. Тюлькин, Н. В. Подопригора. – СПб. : Изд-во СПБУ ГПС МЧС России, 2018. – 233 с.
- Intelligent systems preventing road traffic accidents in megalopolises in order to evaluate / Ya. A. Seliverstov, Sv. A. Seliverstov, V. I. Komashinskiy, A. A. Tarantsev, N. V. Shatalova, V. A. Grigoriev // Proceedings of 2017 20th IEEE International Conference on Soft Computing and Measurements, SCM 2017. – St. Petersburg: Institute of Electrical and Electronics Engineers, 2017. – P. 489–492.
- Подопригора, Н. В. Системный подход в информационном обеспечении системы «УДД-ТС-д-ВС» / Н. В. Подопригора // Мир транспорта и технологических машин. – 2022. – № 2(77). – С. 70-75. – EDN IOVKKM.
КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ НАЗЕМНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В ДИНАМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРЕВОЗКАМИ
Авторы:
Владимир Викторович Филатов, канд. техн. наук, доц., 2vfilatov@gmail.com,
Виталий Валентинович Гаевский, д-р техн. наук., проф., vit-life@rambler.ru,
Алексей Андреевич Акулов, ассистент, a.akulov.98@mail.ru,
Дмитрий Сергеевич Талдыкин, студент, dima.dima.taldykin@mail.ru,
Никита Витальевич Логанов, студент, nikita.loganov.2001@yandex.ru,
МАДИ, Россия, 125319, Москва, Ленинградский пр., 64
Аннотация
В статье приведен анализ эффективности работы современных транспортно-логистических сетей (ТЛС) Российской Федерации в сравнении с аналогичными сетями европейских и западных странами. Определено направление перспективных исследований, способствующих дальнейшему развитию грузоперевозок в стране, а также влияние динамической системы управления на эксплуатационные и экономические показатели транспорта логистических компаний. Проанализирована статистика роста объемов грузоперевозок. Проведено комплексное исследование параметров эффективности ТЛС. Рассмотрены критерии максимизации процессов транспортировки грузов. Выполнены постановка и решение задачи оптимизации систем управления. Для достижения цели оптимизации выявлено и обосновано применение метода районирования по принципу доминирования одного из возможных вариантов с последующим выбором оптимального, позволяющего исключить невыгодные алгоритмы принятия решений. Составлена матрица рисков, элементы которой показывают величину убытка, в ходе транспортировки, который может понести компания или юридическое лицо, воспользовавшееся логистическими услугами. Дано определение слова «алгоритм», а также показаны его основные свойства и степень влияния на динамически изменяющуюся систему управления ТЛС. Определены критерии эффективности, влияющие на выбор оптимального алгоритма решения поставленной задачи, а именно: Критерий Вальда, Критерий Лапласа, Критерий Сэвиджа, Критерий Гуввица. Также определены характерные для каждого из критериев свойства. Составлена матрица выбора оптимального алгоритма динамической системы управления транспортными перевозками.
Ключевые слова: динамическая модель, транспортные перевозки, схема управления логистическими перевозками, алгоритмизация процессов, легковые автотранспортные средства.
Список литературы:
- Multi-span composite timber beams with rational steel reinforcements / M. Lukin, E. Prusov, S. Roshchina, M. Karelina, N. Vatin // Buildings. – 2021. – Vol. 11(2). – Art. no. 46. – P. 1-12.
- Панько, Ю. В. Функциональные области управления предприятием : монография / Ю. В. Панько,Н. Ж. Мявлина, Т. В. Болдырева. – Саратов : Амирит, 2020. – 126 с. – ISBN 978-5-00140-759-1.
- Богоявленский, С. Б. Теоретические и практические аспекты принятия решений в условиях неопределенности и риска / С. Б. Богоявленский. – СПб. : СПбГУЭФ, 2014. – 119 с. – ISBN 978-5-7310-3002-1. – EDN VKSMZX.
- Mamaev, A. Method for determining road rut depth and power related to rutting upon wheel rolling / A. Mamaev, T. Balabina, M. Karelina // Transportation Research Procedia. – 2020. – Vol. 50. – P. 430-435.
- Карташов, А. А. Внедрение современных информационных технологий в автосервисе / А. А. Карташов, Р. Н. Москвин // News of Science and Education. – 2018. – Т. 10. – № 3. – С. 085-089. – EDN YCJTFJ.
- Основы теории автотракторных двигателей / Ю. А. Ганькин, М. Ю. Карелина, В. А. Кравченко, В. Г. Яровой. – М. : РГАЗУ, 1997. – 304 с. – EDN XPZSNN.
- Максикова, Е. Д. Оптимизация TРАНСПОРТНОГО процесса промышленных предприятий / Е. Д. Максикова, С. А. Голик // Вестник Иркутского университета. – 2018. – № 21. – С. 191-193. – EDN XZPQQH.
- Теоретические и концептуальные представления о взаимодействии человека с системами искусственного интеллекта в транспортной экосистеме / Б. С. Субботин, А. А. Акулов,В. С. Ершов [и др.]. – М. : МАДИ, 2021. – 146 с. – ISBN 978-5-7962-0284-5. – EDN ZTJNZM.
- Impact performance of steel fiber-reinforced self-compacting concrete against repeated drop weight impact / S. R. Abid, S. H. Ali, A. L.Kadhum, T. S. Al-gasham, M. Gunasekaran, R. Fediuk, N. Vatin,M. Karelina // Crystals. – 2021. – Vol. 11(2). – Art. no. 91. – P. 1-17.
- Юсупова, О. В. Прогнозирование потребности в запасных частях на предприятиях автосервиса / О. В. Юсупова, М. И. Филатов // Интеллектуальный и научный потенциал XXI века : сборник статей Международной научно-практической конференции: в 4 ч., Волгоград, 22 мая 2017 года. – Волгоград : ООО "ОМЕГА САЙНС", 2017. – Ч. 3. – С. 106-111. – EDN YPONHV.
ПОВЫШЕНИЕ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ ПУТЕМ ДОБАВКИ ВОДОРОДА В ТОПЛИВОВОЗДУШНУЮ СМЕСЬ
Авторы:
Артур Рафикович Асоян, д-р техн. наук, проф., asoyan.ar@mail.ru,
Валерий Александрович Зенченко, канд. техн. наук, доц., zvaeats@yandex.ru,
Борис Сергеевич Борисов, вед. инж., borislaw.borisov@yandex.ru,
Виталий Валентинович Гаевский, д-р техн. наук, проф., vit-life@rambler.ru,
МАДИ, Россия, 125319, Москва, Ленинградский пр., 64,
Игорь Кеворкович Данилов, д-р техн. наук, проф., danilov_ik@rudn.university
Игорь Артурович Асоян, аспирант, ig.asoyan@yandex.ru,
РУДН, Россия, 117198, ул. Миклухо-Маклая, 6
Аннотация
Использование водорода в качестве энергоносителя для двигателей внутреннего сгорания (ДВС) рассматривается в большинстве работ как фактор снижения вредных выбросов в отработавших газах и возможность ресурсосбережения основного классического топлива. Благодаря его высокой физико-химической активности небольшая добавка водорода к бензину (5–20 % масс.) обеспечивает повышение технико-экономических и экологических показателей двигателя, позволяя снизить токсичность выхлопных газов и повысить устойчивость работы двигателя на обедненных топливовоздушных смесях со снижением расхода основного топлива на 10–15 %. В статье изложены результаты аналитического подхода, позволяющего моделировать развитие скорости реакции процесса сгорания заряда при добавке водорода в топливовоздушную смесь бензинового двигателя.
Ключевые слова: водородное топливо, двигатель внутреннего сгорания, добавление водорода, топливовоздушная смесь, альтернативное топливо.
Список литературы:
- Использование водорода как активатора горения для улучшения показателей ДВС с искровым зажиганием на режимах пуска и прогрева / Л. Н. Бортников, Д. А. Павлов, М. М. Русаков, В. В. Смоленский // Естественные и технические науки. – 2013. – № 1(63). – С. 341-345. – EDN PWUUWF.
- Применение водорода для повышения полноты сгорания ТВС на режимах пуска и прогрева / Л. Н. Бортников, Д. А. Павлов, М. М. Русаков, В. В. Смоленский // Естественные и технические науки. – 2013. – № 1(63). – С. 346-350. – EDN PWUUWP.
- Корнеев, Н. В. Моделирование скорости распространения фронта пламени природного газа с добавками водорода / Н. В. Корнеев, Н. М. Смоленская // Машиностроитель. – 2015. – № 5. –
С. 8-12. – EDN TSEKPX. - Мищенко, А. И. Применение водорода для автомобильных двигателей / А. И. Мищенко. – Киев : Наукова думка, 1984. – 141 с.
- Гусаков, С. В. Физико-химические основы процессов смесеобразования и сгорания в ДВС : Основы теории горения : учебное пособие / С. В. Гусаков. – М. : Изд-во РУДН, 2001. – 134 с.
- Laminar and unstable burning velocities and Markstein lengths of hydrogen-air mixtures at engine-like conditions / S. Verhelst, R. Woolley, M. Lawes, R. Sierens // Proceedings of the Combustion Institute. – 2005. – Vol. 30(1). – P. 209-216.
- Milton, B.E. Laminar burning velocities in stoichiometric hydrogen and hydrogenhydrocarbon gas mixtures / B.E. Milton, J.C. Keck // Combustion and Flame. – 1984. – Vol. 58(1). – P. 13-22.
- The scope for improving the efficiency and environmental impact of internal combustion engines / F. Leach, G. Kalghatgi, R. Stone, P. Miles // Transportation Engineering. – 2020. – Vol. 1. –Art. No. 100005.
- Wong, Y.K. Analytical examination of the effects of hydrogen addition on cyclic variations in homogeneously charged compression-ignition engines / Y.K. Wong, G.A. Karim // International Journal of Hydrogen Energy. – 2000. – Vol. 25(12). – P. 1217-1224.
- Kwon, O.C. Flame/stretch interactions of premixed hydrogen-fueled flames: Measurements and predictions / O.C. Kwon, G.M. Faeth // Combustion and Flame. – 2001. – Vol. 124(4). – P. 590-610.
РАЗРАБОТКА РЕГИОНАЛЬНОЙ СЕТИ ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫХ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ПРОИЗВОДСТВ
Авторы:
Евгений Викторович Феклин, канд. экон. наук, доц., feklin_2013@mail.ru,
СГТУ имени Гагарина Ю.А., Россия, 410054, г. Саратов, ул. Политехническая, 77
Аннотация
Целью работы, описанной в статье, является разработка региональной сети централизованных специализированных производств (ЦСП), распределенных по отдельным видам работ в рамках проведения операций по техническому обслуживанию и ремонту
(ТОиР) подвижного состава пассажирского автотранспорта. При рассмотрении данной структуры применена концепция узлового аэропорта (хаба). Концептуальная схема централизации по принципу «хаба» может быть расширена за счет внедрения специализации и кооперации производства. Блок централизации позволяет улучшить возможности производственно-технической базы (ПТБ) сервиса, увеличить её загрузку, повысить качество сервиса. Специализация производства способствует повышению качества работ за счёт более узкой, но более высокой квалификации ремонтников. Кооперация расширяет возможности использования сторонней ПТБ без особых капитальных затрат. Представлены: зависимость коэффициента технической готовности автобусов, коэффициента использования парка и удельных капиталовложений от различных рассматриваемых факторов. Сведены в таблицу показатели оптимизации уровней концентрации и централизации технического сервиса автобусов. На основании анализа преимуществ и недостатков специализированных и универсальных постов текущего ремонта и положений предельной полезности с учетом статистических данных определены зависимости прибыли ремонтного комплекса от уровня специализации. Представлены расчет производительности и годовые доходы от работы зоны ТР с учётом тарифов, годовые затраты на содержание одного поста с учётом себестоимости работы. Сведены в таблицу показатели эффективности работы зоны ТР при различной доле специализированных постов. Представлена зависимость годовых затрат и прибыли зоны ТР из 10 постов от уровня специализации, относительно затрат при всех универсальных постах. На основании проведенного исследования сделаны соответствующие выводы об условиях формирования ЦСП.
Ключевые слова: централизованное специализированное производство, производственно-техническая база, автобус, техническое обслуживание, ремонт, коэффициент технической готовности, коэффициент использования парка, зона, пост.
Список литературы:
- Басков, В. Н. Влияние режимов работы ДВС на загрязнение окружающей среды / В. Н. Басков, А. В. Игнатов // Мир транспорта и технологических машин. – 2018. – № 3(62). – С. 112-118. – EDN MGBBUT.
- Басков, В. Н. Интегральная оценка процесса эксплуатации машинно-тракторного парка / В. Н. Басков, А. В. Игнатов // Научное обозрение. – 2011. – № 6. – С. 92-96. – EDN OWZKZD.
- Бойко, Н. Е. Система управления ремонтной службой автотранспортного предприятия / Н. Е. Бойко, С. С. Лобырев // Инновационно-промышленный потенциал развития экономики регионов : материалы IV-й Международной научно-практической конференции, Брянск, 31 марта 2017 года. – Брянск, 2017. – С. 538-541. – EDN YHPDSB.
- Денисов, А. С. Совершенствование сервиса автобусов в условиях мегаполисов / А. С. Денисов,
Е. В. Феклин. – Саратов : Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А., 2020. – 160 с. – ISBN 978-5-7433-3378-3. - Карташов, В. П. Развитие производственно-технической автотранспортных предприятий / В. П. Карташов – М. : Транспорт, 1991 – 151 с.
- Романенко, В. А. Математические модели функционирования аэропортов в условиях современного авиатранспортного рынка / В. А. Романенко. – Самара : ООО «Издательство Ас Гард», 2010. – 244 с. – ISBN 978-5-91715-056-7. – EDN YMYHAD.
- Влияние технического состояния автотранспортных средств на периодичность их обслуживания / Ф. Х. Халиуллин, Р. А. Яковлев, А. В. Матяшин [и др.] // Инновации и инвестиции. – 2021. – № 7. – С. 170-174. – EDN PQCUNU.
- Chong, L. A simulation-based optimization algorithm for dynamic large-scale urban transportation problems / L. Chong, C. A Osorio // Transportation Science. – 2018. – Vol. 52(3). – P. 637-656.
- Mechanism for assessing the adaptation of motor vehicles to operation in the Arctic zone of the Russian Federation / V. Baskov, A. Denisov, A. Ignatov, E. Isaeva // Transportation Research Procedia. – 2021. – Vol. 57. – P. 56-62.
- Baskov, V. Assessing the influence of operating factors on the properties of engine oil and the environmental safety of internal combustion engine / V. Baskov, A. Ignatov, V. Polotnyanschikov // Transportation Research Procedia. – 2020. – Vol. 50. – P. 37-43.
- Grayevskiy, I. CDF simulation-based research of influence of mechanical defects in nozzles on environmental parameters of automotive diesel engines / I. Grayevskiy, A. Marusin, A. Marusin // Transportation Research Procedia. – 2020. – Vol. 50. – P. 182-191.
- Karimi, A. Performance approximation of emergency service systems with priorities and partial backups / A. Karimi, M. Gendreau, V. Verter // Transportation Science. – 2018. – Vol. 52(5) – P. 1235-1252.
ТРАНСПОРТНАЯ ТЕХНИКА
УТОЧНЕНИЕ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ КОРРОЗИОННЫХ ДЕФЕКТОВ НЕСУЩИХ МЕТАЛЛОКОНСТРУКЦИЙ ЭСКАЛАТОРОВ МЕТРОПОЛИТЕНА
Авторы:
Вячеслав Николаевич Дятлов, аспирант, w.dyatlov@gmail.com,
ФГБОУ ВО ПГУПС Императора Александра I, Россия, 190031, г. Санкт-Петербург, Московский пр., д. 9
Аннотация
В данной статье приводится анализ математической модели развития коррозионных дефектов несущих металлоконструкций эскалаторов, созданной на базе ГУП «Петербургский метрополитен» на основании анализа экспериментальных данных. Автором статьи предложено ввести в анализируемую модель ряд уточняющих дополнений, учитывающих конструктивные особенности исполнения несущих металлоконструкций и локальных видов коррозии (питтинга), а также пассивность металлов и анизотропность слоя ржавчины, что позволит отразить их совокупное влияние на развитие коррозионных процессов.В целом уточнённая математическая модель, представляющая собой комплекс уравнений, становится более универсальной, поскольку позволяет моделировать не только внешние, но и внутренние факторы повреждённости. В заключении отмечено, что данная модель может быть использована для прогнозирования диагностируемых параметров коррозионного разрушения несущих металлоконструкций эскалаторов метрополитена с учётом аэрохимического воздействия среды и сопоставления полученных результатов с критериями, соответствующими предельным состояниям согласно проектной документации.
Ключевые слова: метрополитен, эскалатор, металлоконструкция, коррозия, прогнозирование, математическое моделирование.
Список литературы:
- Харлов, М. В. Методика оценки технического состояния эскалатора / М. В. Харлов, В. А. Попов // Интернет-журнал Науковедение. – 2017. – Т. 9. – № 4. – С. 91. – EDN ZIGGOZ.
- Дятлов, В. Н. Методика расчёта рисков возникновения отказов несущих металлоконструкций эскалаторов с определением уточняющих коэффициентов запаса прочности / В. Н. Дятлов // История и перспективы развития транспорта на севере России. – 2021. – № 1. – С. 100-104. – EDN CINCSM.
- Бардышев, О. А. О диагностировании технических устройств / О. А. Бардышев // Безопасность труда в промышленности. – 2019. – № 7. – С. 44-48. – EDN TMTIYX.
- Дятлов, В. Н. Моделирование процесса коррозии несущих металлоконструкций эскалатора метрополитена / В. Н. Дятлов // Вестник Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ). – 2022. – № 1(68). – С. 29-35. – EDN GZVFHJ.
- Розенфельд, И. Л. Атмосферная коррозия металлов / И. Л. Розенфельд. – М.: Издательство АН СССР, 1960. – 372 с.
- Розенфельд, И. Л. Коррозия и защита металлов / И. Л. Розенфельд – М.: Металлургия, 1969. – 448 с.
- Данилов, А. С. Моделирование процесса атмосферной коррозии металлоконструкций грузоподъемных машин / А. С. Данилов // Известия Тульского государственного университета. Технические науки. – 2009. – № 2-1. – С. 80-86. – EDN MHVNQF.
- Обеспечение безопасности тоннельных эскалаторов / О. А. Бардышев, В. А. Попов., А. Н. Филин, М. В. Харлов. – СПб. : Безопасность, 2020. – 128 с.
- Продукты атмосферной коррозии железа и окраска по ржавчине / О. Кукурс, А. Упите, И. Хонзак и др. – Рига: Зинатне, 1980. – 163 с.
- Защита от коррозии, старения и биоповреждения машин, оборудования и сооружений : Справочник: в 2 т. Т. 1 / А. А. Герасименко, Я. И. Александров, И. Н. Андреев и др.; под общ. ред. А. А. Герасименко. – М. : Машиностроение, 1987. – 688 с.
АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ, МОСТЫ И ТРАНСПОРТНЫЕ ТОННЕЛИ
АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ РАЗВИТИЯ МОСТОВЫХ МЕХАНИЗИРОВАННЫХ КОМПЛЕКСОВ
Авторы:
Петр Сергеевич Хмелюк, д-р техн. наук, проф., moskva-1967@yandex.ru,
ЦНИИИ ИВ Минобороны России, Россия, 143432, Московская обл., рп Нахабино, ул. Карбышева, 2,
Сергей Викторович Зайцев, канд. техн. наук, доц., kt@madi.ru,
МАДИ, Россия, 125319, Москва, Ленинградский пр., 64
Аннотация:
Мостовые механизированные комплексы относятся к классу механизированных мостов, предназначенных для переправы резерва и вторых эшелонов мотострелковой бригады, ведущей наступательные боевые действия в тактической зоне. В нашей стране был разработан и принят на снабжение инженерных войск мостовой механизированный комплекс в двух комплектациях: ММК1 и ММК2. Прогнозируется, что основными направлениями совершенствования мостовых механизированных комплексов будут: применение в конструкции моста высокопрочных материалов – как алюминиевых сплавов, так и композиционных материалов, что позволит увеличить длину и ширину моста; совершенствование технологического процесса установки наводочной балки, стыковки мостовых блоков и развертывания мостоукладочной машины для сокращения времени на установку моста; размещение мостового механизированного комплекса на перспективном базовом шасси высокой проходимости и повышенной грузоподъемности.
Ключевые слова: мостовой механизированный комплекс, механизированный мост, базовое шасси, мостовой блок, пролетное строение, секция наводочной балки, береговая опора, эксплуатация.
Список литературы:
- Зайцев, С. В. Спецоборудование амфибийных транспортных средств специального назначения. Наплавные мосты и паромы / С. В. Зайцев, М. Ю. Тимофеев. – М. : МАДИ, 2015. – 100 с. – ISBN 978-5-7962-0166-4. – EDN TLGEKJ.
- Телов, В. И. Наплавные мосты и паромные переправы / В. И. Телов ; В. И. Телов. – М. : Маршрут, 2006. – ISBN 5-89035-415-9. – EDN QNUDTX.
- Телов, В. И. Автодорожные паромные переправы и наплавные мосты / В. И. Телов, В. М. Картапольцев. – Томск : Изд-во Том. ун-та, 1994. – 159 с.
- Егоров, Д. Г. Оборудование и содержание переправ: учебник / Д. Г. Егоров, М. А. Козлов, Ю. М. Шляпин; под общ. ред. М. А. Козлова. – М.: –ВИА, 1980. – 388 с.
- Янбеков, К. Колесные мостоукладчики / К. Янбеков // Техника и вооружение. – 2013. – № 9. – С. 22-30.
- Янбеков, К. Колесные мостоукладчики / К. Янбеков // Техника и вооружение. – 2013. – №10. – С. 30-36.
- Мостовой механизированный комплекс. Руководство по эксплуатации. – Омск : ФГУП КБТМ, 2008. – 147 с.
- Мостовой механизированный комплекс (ММК) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://transmash-omsk.ru/node/239 (дата обращения: 21.02.2022).
- Переправы: учеб. пособие / Д. В. Шуняков, О. Н. Бондарев, Д. Н. Багин, К. С. Фокин; под науч. ред. В. А. Батмазова. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2017. – 148 с. – ISBN 978-5-7996-2060-8.
- Пат. 2723423 Российская Федерация, МПК E01D 15/127. Концевая секция наводочной балки с береговой опорой / Ставицкий Ю.М., Воробьев И.С., Хмелюк П.С., Верглинская Н.А., Петров В.В., Гуришкин О.П.; заявитель и патентообладатель ФГБУ «ЦНИИИ ИВ» Минобороны России. – № 2019123958; заявл. 30.07.19; опубл. 11.06.20, Бюл. №17. – 11 с.: ил.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЗЛЁТНО-ПОСАДОЧНАЯ ПОЛОСА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ НАДЁЖНОСТИ АЭРОДРОМНЫХ ПОКРЫТИЙ
Авторы:
Вадим Дмитриевич Андронов, канд. техн. наук, vadim.andronov@irmast.ru,
НАО «ИРМАСТ-ХОЛДИНГ», Россия, 105082, Москва, Спартаковский пер, 26, стр.5,
Александр Петрович Виноградов, д-р техн. наук, проф.,
ФГУП ГПИ и НИИ ГА «Аэропроект», Россия, 125171, Москва, Ленинградское шоссе, 7
Аннотация:
В статье проанализированы основные характеристики крупнейших аэропортов мира и России (количество взлётно-посадочных полос, годовые пассажиропотоки). С позиций утвержденной Минтрансом России «Методики расчета технической возможности аэропортов» (2020 г.) рассмотрены факторы, влияющие на пропускную способность ВПП, и связанные с её обслуживанием.Рассчитан максимальный пассажиропоток в обычном российском региональном аэропорту с одной ВПП, который составил 10 млн пассажиров в год. Выполненными на основе теории вероятности и теории надежности расчетами показано увеличение надёжности аэродромных покрытий за счет резервирования ВПП (включающейся в работу только во время технического обслуживания или ремонта покрытий) по сравнению с двумя постоянно работающими равноценными ВПП. Приведены факторы, влияющие на ремонтопригодность аэродромных покрытий. Рассмотрены схемы зонирования и работы аэродромов по двум вышеуказанным вариантам.Предложенное резервирование ВПП позволит существенно увеличить долговечность и рациональное использование аэродромных покрытий за счёт того, что возникающие повреждения будут своевременно устраняться, а ВПП будут гарантированно работать без вынужденных перерывов в лётной эксплуатации. В статье проанализирована надёжность работы аэродромных покрытий с позиций снижения общих авиационных рисков, как того требуют руководящие документы ИКАО.
Ключевые слова: взлётно-посадочная полоса, цементобетонные покрытия, ремонтопригодность, долговечность, остаточный ресурс, пассажиропоток, надежность, вероятность отказа, зонирование территории, авиационные риски.
Список литературы:
- Суладзе, М. Д. Основы управления эксплуатационно-техническим состоянием аэродромных покрытий / М. Д. Суладзе, В. К. Федулов, В. Г. Подопригора // Вестник Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ). – 2020. – № 4(63). – С. 64-71. – EDN NKNKWN.
- Попов, В. А. Мониторинг эксплуатационно-технического состояния аэродромов / В. А. Попов // Наука и техника в дорожной отрасли. – 2018. – № 4(86). – С. 36-37. – EDN YSBKQX.
- Вентцель, Е. С. Теория вероятностей / Е. С. Вентцель. – 10-е изд., стер. – М. : Academia, 2005. – 572 с. — ISBN 5-7695-2311-5.
- Болотин, В. В. Применение методов теории вероятности и теории надежности в расчетах сооружений / В. В. Болотин. – М. : Стройиздат, 1971. – 254 с.
- Элементы теории надежности строительства автомобильных дорог / С. В. Коновалов, М. С. Коганзон, Ю. М. Яковлев и др. // МАДИ: сб. науч. тр. – М., 1973. – Вып. 63. – С. 9-31.
- Виноградов, А. П. Надёжность и сертификация прочности цементобетонных покрытий аэродромов / А. П. Виноградов. – М. : АО «Ирмаст», 1994. – 124 с.
- Попов, В. А. Долговечность эксплуатируемых бетонных покрытий аэродромов / В. А. Попов – М.: Техполиграфцентр, 2007. – 192 с. – ISBN 978-5-94385-030-1.
- Андронов, В. Д. Разработка стратегии поддержания эксплуатационно-технического состояния аэродромных покрытий : дис. … канд. техн. наук : 05.23.11: защищена 22.11.2012 : утв. 15.04.2013 / Андронов Вадим Дмитриевич. – М., 2012. – 170 с.
- Руководство по управлению безопасностью полётов (РУБП) Doc. 9859-AN/460 [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.real-atc.h1n.ru/files/doc9859.pdf (дата обращения: 28.02.2022).
ПРОБЛЕМА УПРАВЛЕНИЯ ТЕМПЕРАТУРОЙ АСФАЛЬТОБЕТОННОЙ СМЕСИ ПРИ ЕЁ ТРАНСПОРТИРОВКЕ В УСЛОВИЯХ ВЬЕТНАМА
Авторы:
Дмитрий Наумович Суворов, д-р техн. наук, проф., suvorovdn@gmail.com,
Нгуен Суан Виет, аспирант, nguyenxuanviet230496@gmail.com,
МАДИ, Россия, 125319, Москва, Ленинградский пр., 64
Аннотация:
В данной статье приведены факторы, которые действуют на асфальтобетонную смесь в процессе её транспортировки от асфальтобетонного завода (АБЗ) до места укладки. Процесс перевозки необходимо правильно организовать. Рассмотрены основные отличия в процессах транспортировки асфальтобетонной смеси для условий Вьетнама и России, например, климатические условия, количество АБЗ в городе, требования к температуре смеси до начала укладки и после её уплотнения и др. Приведены примеры влияния окружающей среды на процесс транспортировки асфальтобетонной смеси. Представлен анализ влияния процесса транспортировки асфальтобетонной смеси на качество готового покрытия автомобильных дорог. Предложено решение для поддержания температурного режима асфальтобетонной смеси при её транспортировке, которое позволяет обоснованно перейти к разработке обобщенной структуры системы управления температурой асфальтобетонной смеси на выходе с АБЗ и сформулировать общие принципы разработки моделей технологического процесса и системы управления им для климатических условий Вьетнама.
Ключевые слова: асфальтобетон, асфальтобетонный завод, перевозка асфальтобетонной смеси, контроль температуры смеси.
Список литературы:
- СНиП 3.06.03-85. Автомобильные дороги. – М.: ФГУП ЦПП, 2006. – 131 с.
- Компьютерное моделирование в автоматизации производства асфальтобетонной смеси: в 2 кн. Кн. 2: Практические разработки / В. А. Воробьев, Д. Н. Суворов, Э. В. Котлярский, В. И. Доценко, В. А. Попов. – М. : Изд-во Российской инженерной академии, 2009. – 732 с. – ISBN 978-5-91088-124-6. – EDN VISZFR.
- Суворов, Д. Н. Анализ возможных решений проблемы поддержания температурного режима асфальтобетонной смеси при транспортировке / Д. Н. Суворов, Т. Нгуен // Вестник Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета
(МАДИ). – 2018. – № 1(52). – С. 100-106. – EDN YTOMXU. - Нгуен, Т. Т. Влияние окружающей среды на изменение температуры асфальтобетонной смеси при транспортировке для условий Вьетнама / Т. Т. Нгуен // Перспективы науки. – 2019. – № 8(119). – С. 42-45. – EDN QYISKS.
- Борисюк, Н. В. Предупреждение сегрегации асфальтобетонной смеси при её транспортировке на дальние расстояния / Н. В. Борисюк, Н. В. Мозолева // Автомобиль. Дорога. Инфраструктура. – 2020. – № 4(26). – С. 7. – EDN RDEMDO.
- Совершенствование конструкции строительной машины, снижающей сегрегацию асфальтобетонной смеси / С. В. Савельев, И. К. Потеряев, А. Б. Летопольский, В. В. Михеев // Вестник Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии. – 2016. – № 2(48). –
С. 31-37. – EDN VTNXIP. - Хижевская, Н. Яндекс.Карты или Google Maps - что использовать при разработке проектов по логистике [Электронный ресурс] / Н. Хижевская. – Режим доступа: https://simple.solutions/articles-1487/ (дата обращения: 15.04.2022).
- Министерство транспорта и коммуникаций Вьетнама (Bộ giao thông và vận tải Việt Nam): официальный сайт [Электронный ресурс]. – Ханой. – Режим доступа: https://www.mt.gov.vn/vn/Pages/Trangchu.aspx (дата обращения: 23.04.2022). – Вьет.
- TCVN 8819:2011. Горячее асфальтобетонное покрытие: требования к конструкции и приемке (Mặt đường bê tông nhựa nóng yêu cầu thi công và nghiệm thu). – Ханой, 2011. – 31 с. – Вьет.
УЧЕТ ПРИРОДНО-КЛИМАТИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ ДЛЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ДОРОЖНЫХ ОДЕЖД
Авторы:
Виктор Васильевич Ушаков, д-р техн. наук, проф., kafedra_sed@mail.ru,
Михаил Геннадьевич Горячев, д-р техн. наук, проф., kafedra_sed@mail.ru,
Андрей Николаевич Кудрявцев, канд. техн. наук, ассистент, kafedra_sed@mail.ru,
МАДИ, Россия, 125319, Москва, Ленинградский пр., 64
Аннотация:
В рамках программы по поддержанию и развитию региональной и межмуниципальной сети автомобильных дорог Российской Федерации на кафедре «Строительство и эксплуатация дорог» МАДИ ведётся разработка альбомов типовых конструкций дорожных одежд для отдельных регионов страны. На первом этапе работы выполняется анализ особенностей природно-климатических условий рассматриваемой территории для более точного учёта важных условий эксплуатации дорожных одежд при их проектировании. В статье на примере Удмуртской Республики рассмотрены вопросы учета природно-климатических условий эксплуатации автомобильных дорог при проектировании типовых конструкций дорожных одежд. Установлено, что в направлении с севера на юг Удмуртская Республика характеризуется довольно значительными изменениями показателей температуры и влажности. Выполнено деление территории Удмуртской Республики на физико-географические районы. Районирование основано на нескольких климатических параметрах: средней глубине промерзания грунта, среднемесячной температуре наиболее холодного времени года, средней максимальной годовой семидневной температуре, среднем значении минимальных температур воздуха, а также гидротермическом коэффициенте. Кроме того, в результате выполненной работы Удмуртская Республика разделена на районы по марке битумного вяжущего для реализации системы объёмно-функционального проектирования асфальтобетонных смесей.
Ключевые слова: гидротермический коэффициент, дорожно-климатическое районирование, проектирование дорожных одежд.
Список литературы:
- Прибылов, В. С. Дорожно-эксплуатационное районирование территории Западной Сибири по маркам битумного вяжущего PG x-y для целей дорожного строительства / В. С. Прибылов, Т. В. Семенова, С. А. Макарова // Качество. Технологии. Инновации : материалы IV Международной научно-практической конференции, Новосибирск, 27–29 апреля 2021 года. – Новосибирск: Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет (Сибстрин), 2021. – С. 356-362. – EDN LHFZEN.
- Дорожно-климатическое районирование территории Республики Алтай / С. В. Ефименко, М. В. Бадина, Т. А. Кожухарь, Г. В. Пушкарева // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. – 2014. – № 6(47). – С. 204-211. – EDN TBZNKB.
- Особенности дорожно-климатического районирования территории Юго-Западного Кыргызстана / В. Н. Ефименко, С. В. Ефименко, Э. М. Каримов, К. Ч. Кожогулов // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. – 2022. – Т. 24. – № 2. – С. 161-171. – DOI 10.31675/1607-1859-2022-24-2-161-171. – EDN AVEBKE.
- Леонович, И. И. Районирование территории Республики Беларусь по глубине промерзания грунтов для дорожных целей / И. И. Леонович, Н. П. Вырко // Труды БГТУ. №2. Лесная и деревообрабатывающая промышленность. – 2011. – № 2. – С. 19-22. – EDN GVSHYE.
- Аль-Давери, Д. А. А. Дорожное районирование применительно к природно-климатическим условиям Республики Ирак / Д. А. А. Аль-Давери, Л. С. Щепетева // Модернизация и научные исследования в транспортном комплексе. – 2020. – Т. 1. – С. 252-256. – EDN QLTJRA.
- Васильев, Ю. Э. Районирование территории Сирийской Арабской Республики / Ю. Э. Васильев, М. Г. Горячев, Н. Н. Арус // Наука и техника в дорожной отрасли. – 2020. – № 4(94). – С. 6-9. – EDN BFTILN.
- География Удмуртии: природные условия и ресурсы. Ч. 1 / под ред. И. И. Рысина. – Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет», 2009. – 256 с.
- Кириллова, А. В. Эколого-геоморфологическое районирование территории Удмуртии: дис. … канд. геогр. наук: 25.00.25 / Кириллова Айно Владиславовна. – М., 2017. – 158 с.
- Агрометеорологические условия Приволжского федерального округа / Ю. П. Переведенцев, Ю. Г. Хабутдинов, Р. Д. Гизатуллин, А. В. Алтухова // Российский журнал прикладной экологии. – 2017. – № 1(9). – С. 3-8. – EDN YOCYTB.
- Ельцов, Ю. А. Грунтоэкология Удмуртии / Ю. А. Ельцов, А. Ю Ельцов. – Ижевск : Редакция журнала "Строительный вестник в Удмуртии", 2003 (Сарапул : Сарапульская типография). – 86 с.
- Горячев, М. Г. Обоснование средней глубины промерзания почвы при дорожно-климатическом районировании Республики Башкортостан для проектирования дорожных одежд / М. Г. Горячев, С. В. Яркин // Автомобиль. Дорога. Инфраструктура. – 2019. – № 4(22). – С. 10. – EDN REESGD.
АВТОМОБИЛЬНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ
ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ВОДИТЕЛЕЙ ТАКСИ В ТРАНСПОРТНЫХ АГЛОМЕРАЦИЯХ
Авторы:
Татьяна Евгеньевна Мельникова, канд. техн. наук, доц., kicha78@yandex.ru,
Михаил Васильевич Гущин, студент, mishka.vg@mail.ru,
МАДИ, Россия, Москва, Ленинградский пр., 64
Аннотация:
Цель данной работы заключается в привлечении внимания к насущным проблемам в сфере легковых таксомоторных перевозок как правовых, так и практических. Исследуемые в статье вопросы направлены на анализ причин и последствий ДТП с участием автомобилей-такси, выработку рекомендаций по их снижению. В проделанной авторами работе были выявлены основные проблемы в таксомоторных перевозках, связанные с некачественным или ненадлежащим исполнением водителями профессиональной таксомоторной деятельности в транспортных агломерациях, предположены и изучены их возможные причины, рассмотрена работа современных транспортных таксомоторных агломераций. Вышеизложенное было осмыслено с учетом статистики за предшествующие годы. Для устранения выявленных в ходе исследования проблем авторами данной статьи были предложены возможные варианты решения поставленных задач с учетом настоящих тенденций развития таксомоторных перевозок.
Ключевые слова: такси, подготовка водителей такси, таксомоторные перевозки, транспортные агломерации, безопасность.
Список литературы:
- Блудян, Н. О. Безопасность таксомоторных перевозок требует системных решений / Н. О. Блудян // Вестник Сибирского государственного автомобильно-дорожного университета. – 2020. – Т. 17. – № 3(73). – С. 374-389. – EDN NFOZQT.
- Мишина, Ю. В. Некоторые вопросы административно-правового регулирования деятельности легковых такси / Ю. В. Мишина // Сибирское юридическое обозрение. – 2020. – Т. 17. – № 1. – С. 116-122. – EDN FSZMYK.
- Блудян, Н. О. Оценка экономики и прогноз развития рынка легковых такси / Н. О. Блудян // Проблемы прогнозирования. – 2021. – № 3(186). – С. 78-88. – EDN GHTTNJ.
- Соколов, Д. В. Об отдельных проблемах обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов легковым такси / Д. В. Соколов // Транспортное право. – 2020. – № 4. – С. 8-11. – EDN TENHBA.
- В МВД назвали регионы по росту числа жертв в ДТП с участием такси [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/6075fd119a7947237b2455aa (дата обращения: 25.10.2021).
- Айриев, Р. С. К вопросу обеспечения надежности и безопасности таксомоторных перевозок при проведении крупных международных мероприятий / Р. С. Айриев, М. А. Кудряшов // Вестник Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ). – 2019. – № 4(59). – С. 103-111. – EDN KPZMMI.
- Труд водителей такси в условиях алгоритмического управления / А. В. Шевчук, Д. А. Чижова, Д. Е. Демина, В. А. Чугункова // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. – 2021. – № 3(163). – С. 356-381. – EDN TFWRXS.
- Гарина, О. В. Пути решения проблем в сфере таксомоторной деятельности / О. В. Гарина // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова. – 2020. – № 3(84). – С. 18-24. – EDN UCKFNJ.
- Коношенко, Б. А. Научные проблемы отечественных исследований таксомоторной сферы мегаполисов / Б. А. Коношенко // Человеческий капитал. – 2018. – № 6(114). – С. 58-65. – EDN URJGMM.
- Коношенко, Б. А. Исследование сферы подготовки водителей такси в отечественной психологической науке / Б. А. Коношенко, А. И. Шипилов // Психология обучения. – 2018. – № 4. – С. 62-69. – EDN QNPNMB.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПАССАЖИРОПОТОКА НА АВТОБУСНОМ МАРШРУТЕ ГОРОДА МАЛОЙ КАТЕГОРИИ БРОННИЦЫ
Авторы:
Владимир Иванович Еремин, канд. техн. наук, ст. науч. сотр., vi-eremin-58@mail.ru,
Кирилл Сергеевич Смирнов, студент, smirnov.adida2015@yandex.ru,
Бронницкий филиал МАДИ, Россия, 140171, Московская обл., Бронницы, ул. Ново-Бронницкая, 50
Аннотация:
Структура и характеристикитранспортной системы городов во многом определяются численностью населения. Основу транспортной инфраструктуры городов малой категории составляют маршруты городских автобусов, причем в отличие от средних и больших городов, количество и протяженность автобусных маршрутов намного меньше. В статье рассматриваются результаты исследования пассажиропотока на примере кольцевого автобусного маршрута города малой категории Бронницы. Маршрут обеспечивает транспортную связь населения трех микрорайонов города со всеми ключевыми объектами городской инфраструктуры. В основу исследований положены проведенные натурными методами обследования пассажиропотока на маршруте. В ходе исследований установлены величины и закономерности изменения основных технико-эксплуатационных показателей работы автобусного маршрута: объема пассажирских перевозок, наполняемости автобуса по участкам маршрута, пассажирооборота, средней дальности поездки пассажиров, коэффициентов неравномерности на участках маршрута и по часам дня, статических коэффициентов наполнения автобуса по рейсам и участкам маршрута. На основе полученных результатов исследований выявлены общие тенденции изменения показателей работы автобусных маршрутов для городов малой категории и даны рекомендации по совершенствованию работы кольцевого автобусного маршрута в городе Бронницы.
Ключевые слова: город малой категории, пассажирские перевозки, автобусный маршрут, остановочный пункт, перегон, пассажиропоток, объем пассажирских перевозок, пассажирооборот, наполняемость автобуса, коэффициент наполнения, коэффициент неравномерности пассажиропотока.
Список литературы:
- Менделев, Г. А. Транспорт в планировке городов : учебное пособие / Г. А. Менделев. – М. : МАДИ (ГТУ), 2005. – 135 с.
- Куликов, Ю. И. Концептуальные подходы развития городского транспорта на современном этапе / Ю. И. Куликов, И. Н. Пугачев // Транспорт Российской Федерации. – 2013. – № 4(47). – С. 8-11. – EDN PLXKZX.
- Бочкарев, А. А. Логистика городских транспортных систем : учебное пособие для вузов / А. А. Бочкарев, П. А. Бочкарев. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2022. – 150 с.
- Гусев, Е. С. Анализ способов исследования пассажирских и транспортных потоков / Е. С. Гусев, С. Ю. Ветлужских, В. С. Малышев // Материалы 2-ой международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы инновационного развития транспортного комплекса», 02 апреля - 25 июня 2012 г. – Орел.: ФГБОУ ВПО «Госуниверситет - УНПК», 2012. – С. 77-81.
- Пассажирские автомобильные перевозки: учебник для вузов / В. А. Гудков, Л. Б. Миротин, А. В. Вельможин, С. А. Ширяев ; под ред. В. А. Гудкова. – М. : Горячая линия - Телеком, 2006. – 448 с.
- Спирин, И. В. Перевозки пассажиров городским транспортом / И. В. Спирин. – М. : Академкнига, 2006. – 413 с.
- Фаттахова, А. Ф. Организация перевозок пассажиров городским автомобильным транспортом : методические указания / А. Ф. Фаттахова; Оренбургский гос. ун-т. – Оренбург : ОГУ, 2012. – 57 с.
- Лебедева, О. А. Совершенствование методов мониторинга пассажиропотоков на маршрутах городского пассажирского транспорта общего пользования : дис. … канд. техн. наук: 05.22.10 / Лебедева Ольга Анатольевна. – Иркутск, 2014. – 171 с.
- Боровиков, А. В. Анализ пассажиропотока городского автобусного маршрута / А. В. Боровиков // Международный студенческий научный вестник. – 2019. – № 3. – С. 46. – EDN VTOYQE.
- Барыльникова, Е. П. Технологические процессы организации пассажирских перевозок : практикум / Е. П. Барыльникова. – Набережные Челны : НЧИ К(П)ФУ, 2018. – 96 с.
- Булавина, Л. В. Проектирование и оценка транспортной сети и маршрутной системы в городах : учеб.-метод. пособие / Л. В. Булавина. – 2-е изд., перераб. – Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2019. – 80 с.
- Фадеев А. И., Фомин Е. В. Качество транспортного обслуживания / А. И. Фадеев, Е. В. Фомин. // Материалы 2-ой международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы инновационного развития транспортного ком-плекса», 02 апреля - 25 июня 2012 г. – Орел.: ФГБОУ ВПО «Госунивер-ситет - УНПК», 2012. – С. 71-76.
- Методические рекомендации по разработке Документа планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа по муниципальным и межмуниципальным маршрутам автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом : утв. Минтрансом России 30.06.2020 – М., 2020. – 48 с.
- Васильев, А. Г. Анализ неравномерности пассажиропотоков по часам суток на основе коэффициента использования вместимости подвижного состава / А. Г. Васильев // Грузовое и пассажирское автохозяйство. – 2011. – № 12. – С. 47-51. – EDN RKVYUH.
- Полтавская, Ю. О. Оценка основных характеристик пассажиропотока на маршруте № 3 Г. Ангарска / Ю. О. Полтавская, А. Ю. Михайлов, О. А. Лебедева // Вестник Иркутского государственного технического университета. – 2016. – № 5(112). – С. 187-192. – EDN VXPEFV.
- Лебедева, О. А. Расчет основных характеристик маршрута на основе межостановочной матрицы / О. А. Лебедева // Вестник Иркутского государственного технического университета. – 2012. – № 9(68). – С. 145-148. – EDN NPUFMG.
- Фадеев, А. И. Определение предельно допустимого коэффициента использования вместимости городского пассажирского транспорта / А. И. Фадеев, Е. В. Фомин, С. Алхуссейни // Вестник Сибирского государственного автомобильно-дорожного университета. – 2019. – Т. 16. – № 3(67). – С. 290-301. – EDN EGLIAR.
- Якубович, С. П. Коэффициент использования вместимости транспортных средств как показатель оценки комфортности и эффективностиперевозок пассажиров / С. П. Якубович, В. Н. Седюкевич // Автомобиле- и тракторостроение : материалы Международной научно-практической конференции: в 2-х т., Минск, 14–18 мая 2018 года. – Минск: Белорусский национальный технический университет, 2018. – Т. 2. – С. 41-44. – EDN YXFEPJ.
ТРАНСПОРТНЫЕ СИСТЕМЫ СТРАНЫ
МИРОВОЙ ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ГОРОДСКОГО РЕЛЬСОВОГО ТРАНСПОРТА
Авторы:
Наталья Александровна Троицкая, д-р техн. наук, проф., tronat@mail.ru,
Филипп Витальевич Акопов, ст. преп., phil0279@yandex.ru,
МАДИ, Россия, 125319, Москва, Ленинградский пр., 64
В статье рассматриваются вопросы повышения качества обслуживания жителей крупных городов и мегаполисов за счёт совершенствования систем рельсового транспорта. Уделено внимание инновационным транспортным средствам на принципиально новом рельсовом пути, а также железнодорожному городскому транспорту, обладающему такими достоинствами, как самая высокая провозная способность, экологическая чистота и низкая себестоимость, особенно с увеличением расстояния перевозки. Проблемы модернизации транспортной инфраструктуры городов являются на сегодня приоритетными научными направлениями во всем мире, поскольку существующий уровень развития транспортной инфраструктуры не всегда может в полной мере соответствовать постоянно возрастающим потребностям населения в своевременном и качественном транспортном обслуживании. В статье отражены научные достижения в рассматриваемой области, намечены основные перспективные направления дальнейшего развития систем рельсового транспорта, обеспечивающих перевозку жителей в городах мира.
Ключевые слова: рельсовый путь, гибридные транспортные средства, трамвай на одном рельсе/на шинах, трамвай-поезд.
Список литературы:
- 2018 Revision of World Urbanization Prospects [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.un.org/development/desa/publications/2018-revision-of-world-urbanization-prospects.html (дата обращения: 29.05.2022).
- Дружинин, Б. Блез Паскаль / Б. Дружинин // Квантик. – 2015. – № 5. – С. 20-23.
- Регулирование спроса и комплексное управление агломерационными пассажирскими перевозками / Н. О. Блудян, Р. С. Айриев, Ф. В. Акопов, П. И. Хейфиц // Автоматизация и управление в технических системах. – 2014. – № 3(11). – С. 66-82. – EDN TDMTOH.
- Дранченко, Ю. Н. Концепция организации пассажирских железнодорожных перевозок в мегаполисной системе "город-пригород" / Ю. Н. Дранченко // Вестник транспорта. – 2018. – № 3. – С. 9-16. – EDN YTBLNQ.
- Беньяш, Ю. Л. Опыт использования трамвайных поездов за рубежом / Ю. Л. Беньяш, В. А. Спиридонова // Молодой ученый. – 2020. – № 33(323). – С. 31-35. – EDN VCAAND.
- Кравченко, Е. А. Роль и развитие трамвайного транспорта в Российской Федерации / Е. А. Кравченко, Д. С. Сорокин // Электронный сетевой политематический журнал "Научные труды КубГТУ". – 2016. – № 3. – С. 179-185. – EDN VSLMWF.
- Троицкая, Н. А. Новые проблемы – новые решения / Н.А. Троицкая // Автомобильный транспорт. – 2021. – № 6. – С. 46-52.
- В китайском мегаполисе железную дорогу проложили прямо сквозь жилой дом [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://novate.ru/blogs/210317/40563/ (дата обращения: 27.05.2022).
- Кондрашов, И. А. Возможные пути развития железнодорожного транспорта / И. А. Кондрашов // Технические науки в России и за рубежом : материалы V Международной научной конференции, Москва, 20–23 января 2016 года. – М. : Буки-Веди, 2016. – С. 51-56. – EDN VGVUXX.
- Geschichte des Schi-Stra-Bus [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.westerwaelder-bahnen.net/index.php?nav=1000069&lang=1 (дата обращения: 30.05.2022).
- Bushwick, S. Off the rails / S. Bushwick // Scientific American. – 2021. – Vol. 324(3). – P. 20.
РАЗВИТИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ РЕЖИМОВ ДВИЖЕНИЯ АВТОМОБИЛЕЙ ПО ДОРОГАМ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МАЛЫХ БЕСПИЛОТНЫХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ
Авторы:
Любовь Александровна Лыгина, ст. преп., lubala2012@gmail.com,
Дмитрий Михайлович Строков, канд. экон. наук, доц., 79254086088DmStr@gmail.com,
МАДИ, Россия, 125319, Москва, Ленинградский пр., 64
Аннотация:
Одним из важнейших показателей, характеризующих дорожное движение, является скорость. График изменения скорости движения автомобилей по дороге может служить наиболее объективной характеристикой этого процесса. Скорость определяет как экономические показатели транспортного процесса, так и ключевые показатели безопасности дорожного движения. При исследовании скоростного режима транспортных потоков в различных дорожных условиях для получения адекватных результатов с нужной степенью точности крайне важным является выбор метода измерения скорости движущихся автомобилей. Каждый из известных методов имеет свои преимущества и недостатки. Неправильный выбор метода измерений приводит в некоторых случаях к искаженной картине исследуемого процесса и тем самым обесценивает результаты исследования. На сегодняшний день на практике используются различные методы измерения скорости, которые в общем случае можно разделить на методы прямого и косвенного измерения.
Ключевые слова: автомобильная дорога, скорость движения автомобиля, организация и безопасность дорожного движения, режимы движения транспортных потоков, дорожные условия, малый беспилотный летательный аппарат (МБПЛА).
Список литературы:
- Тимофеев, Б. С. Измерение скоростей автомобилей путем анализа видеопоследовательности / Б. С. Тимофеев, А. А. Мотыко // Информационно-управляющие системы. – 2012. – № 1(56). – С. 2-7. – EDN OWJXCJ.
- Чебыкин, И. А. Анализ транспортного потока по видео с помощью компьютерного зрения // Дорожная держава. – 2020. – № 99. – С. 68-69.
- Зарубин, Ю. Л. Измерение скорости: радары или видео? [Электронный ресурс] / Ю. Л. Зарубин // «Stop-газета»: информационный портал для участников дорожного движения. – Режим доступа: https://stopgazeta.ru/technique/videofiksatsiya/izmerenie_skorosti_radary_ili_video/ (дата обращения: 20.12.2021).
- Поспелов, П. И. Исследование режимов движения автомобилей с использованием малых беспилотных летательных аппаратов / П. И. Поспелов, Д. М. Строков, Л. А. Лыгина // Наука и техника в дорожной отрасли. – 2021. – № 3. – С. 5-10.
- Traffic data acquirement by unmanned aerial vehicle / G. Salvo, C. Caruso, A. Scordo, G. Guido, A. Vitale // European Journal of Remote Sensing. – 2017. – Vol. 50(1). – P. 343-351.
- Outay, F. Applications of unmanned aerial vehicle (UAV) in road safety, traffic and highway infrastructure management: Recent advances and challenges / F. Outay, A. H. Mengash, M. Adnan // Transportation Research Part A: Policy and Practice. – 2020. – Vol. 141. – P. 116-129.
- Вавилова, Г. В. Математическая обработка результатов измерения / Г. В. Вавилова. – Томск: Национальный исследовательский Томский политехнический университет, 2013. – 160 с. – EDN YSKWZN.
- Блинова, Е. И. Планирование и организация эксперимента / Е. И. Блинова. – Минск: БГТУ, 2010. – 130 с.
- Traffic monitoring on city roads using UAVs // M. Elloumi, R. Dhaou, B. Escrig, H. Idoudi, A. Saidane, A. Fer // Lecture Notes in Computer Science (including subseries Lecture Notes in Artificial Intelligence and Lecture Notes in Bioinformatics). – 2019. – Vol. 11803 LNCS. – P. 588-600.
- Liu, X. Real-time UAV rerouting for traffic monitoring with decomposition based multi-objective optimization / X. Liu, Z.R. Peng, L.-Y. Zhang // Journal of Intelligent and Robotic Systems: Theory and Applications. – 2019. – Vol. 94(2). – P. 491-501.