Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ) » Продолжается реализация проекта «Эффективная модель подготовки преподавателей технических дисциплин с целью получения сертификата “Международный преподаватель инженерного вуза” – “ING-PAED IGIP”» (Федеральная инновационная площадка)

Продолжается реализация проекта «Эффективная модель подготовки преподавателей технических дисциплин с целью получения сертификата “Международный преподаватель инженерного вуза” – “ING-PAED IGIP”» (Федеральная инновационная площадка)

Реформирование инженерного образования как его компонента повышает требования к преподавателям технических вузов, призванных осуществлять эти преобразования, и, как следствие, возникает потребность в усовершенствовании дополнительных программ их подготовки.

На решение этой задачи направлен и проект «Эффективная модель подготовки преподавателей технических дисциплин с целью получения сертификата „Международный преподаватель инженерного вуза“ — „ING-PAED IGIP“», который реализуется Московским автомобильно-дорожным государственным техническим университетом (МАДИ), получившим в 2020 г. статус Федеральной инновационной площадки Министерства науки и высшего образования РФ.

О возрастании значения и роли преподавателя свидетельствует тот факт, что требованиям, предъявляемым к преподавателю, посвящено большое количество работ в области философии, психологии и педагогики, включая инженерную педагогику, как в нашей стране, так и за рубежом. Особую актуальность при этом приобретает разработка программ повышения квалификации преподавателей технических дисциплин, которые должны подготовить их к достижению поставленных задач. Здесь необходим сравнительный анализ перечней компетенций преподавателя технического вуза, документально зафиксированных в России и IGIP. Чл.-корр. РАН, д-р техн. наук, профессор кафедры «Технология конструкционных материалов» Приходько Вячеслав Михайлович и д-р пед. наук, доцент, зав. кафедрой «Иностранные языки» Полякова Татьяна Юрьевна предложили концепцию реформирования инженерного образования как его компонента.

В качестве инструмента анализа было использовано составление сводных таблиц. Как известно, они делают наглядным представление результатов сопоставления, а кроме того, сам процесс их составления позволяет выявлять спорные моменты и осуществлять необходимую коррекцию.

На предварительной стадии исследования было уточнено используемое содержание понятия «компетенция преподавателя технического вуза».

В своем исследовании ученые МАДИ под компетентностью преподавателя технического вуза понимают внутреннюю характеристику личности специалиста, а под компетенцией — способность преподавателя эффективно выполнять трудовые функции, что, как было показано выше, не вступает в противоречие с толкованием этих терминов отечественными и зарубежными специалистами.

Также задачей являлось определение документов, фиксирующих перечень компетенций преподавателя технического вуза в Российской Федерации и в IGIP.

Разработка дополнительной программы для преподавателей технических вузов, позволяющая им претендовать на присуждение звания «Международный инженер-педагог» и включение в Реестр, который ведётся Международным обществом по инженерной педагогике (IGIP), должна быть ориентирована на формирование компетенций преподавателя, которые с одной стороны соответствуют потребностям российской высшей технической школы, с другой — отвечают требованиям Четвёртого образовательного стандарта IGIP. Это требует определения перечня компетенций, которые должны быть представлены в учебном плане разрабатываемой в МАДИ программы.

Результаты исследований представлены в статье «Компетенции преподавателя технического вуза в России и за рубежом». — Высшее образование в России. — 2022. — Т. 31. — № 7. — С. 61-78.