Ученые МАДИ создают аэродромные машины нового поколения

В конце 2020 года проект, разработанный учеными университета совместно с заводом «Спецагрегат» (г. Миасс Челябинской области), стал победителем конкурса на реализацию комплексных проектов по созданию высокотехнологичных производств в рамках Постановления Правительства РФ от 9 апреля 2010 г. № 218.

В рамках проекта ученым университета совместно с промышленным партнером необходимо разработать подметально-продувочную машину, поливомоечную машину, плужно-щеточную машину с раздачей твердого реагента для аэродромов, а также создать производство комплекса аэродромных машин. Важно отметить, что созданием аэродромных машин нового поколения занимается научный коллектив, на 70% состоящий из молодых сотрудников МАДИ в возрасте до 39 лет.

Новые машины будут круглый год отвечать за скоростную уборку искусственных покрытий аэродромов и аэропортов, продувку и очистку от снега, льда, воды, пыли и песка. Они смогут поливать аэродромы водой летом, противообледенительными жидкими и твердыми реагентами — зимой, а также сметать листву осенью и пыль — весной.

Конкурсная комиссия высоко оценила заявку МАДИ, особо отметив ее актуальность. И это действительно так. Новые машины придут на замену устаревшей отечественной технике, повысят безопасность и устойчивость функционирования аэродромов и аэропортов России.

Не секрет, что именно аэропорты часто становятся драйверами развития регионов. При этом в последние годы они работают в условиях резкого роста интенсивности полетов и, как следствие, уменьшения времени на обслуживание взлетно-посадочных полос между взлетами и посадками самолетов.

Добавляет сложности то, что современное электронное оборудование аэропортов способно обеспечить посадку и взлет самолета практически при любых погодных условиях. Аналогичные требования предъявляются и к обслуживанию взлетно-посадочных полос и вспомогательных территорий. Они должны быть безукоризненны в любой климатической зоне и при любых погодных условиях, которые в России могут быть самыми разными. В зимний период около 90% территории страны устойчиво покрыты снегом. Для отечественной авиации является нормой функционирование аэродромов при температурах до −40ºС и снежном покрове на протяжении 5-10 месяцев в году.

Справиться с сильным гололедом, ливнями, ветрами и другими погодными аномалиями может только эффективная техника. Вместе с тем, в настоящее время большинство аэродромов использует устаревшие машины — шнекороторные, щеточные, плужно-щеточные, поливочные и др. Их применение требует большого парка техники, а также немалых затрат на обслуживание и содержание. При этом, учитывая не обеспечивающий всесезонности функционал таких машин, часть парка неизбежно простаивает.

Для эффективного содержания аэродромов необходимы комбинированные машины, объединяющие в себе различное оборудование и способные выполнять сразу несколькоопераций за один проход. При этом они должны двигаться быстро, затрачивая на очистку как можно меньше времени.

«Комплекс может выполнять полный цикл уборки взлетно-посадочной полосы и территории аэродрома/аэропорта круглогодично, пригоден для эксплуатации в условиях Крайнего Севера. Главная цель проекта — основываясь на лучших мировых практиках, создать машины, состоящие полностью из отечественных комплектующих», — отмечает руководитель проекта со стороны МАДИ Дмитрий Александрович Никитин.

На сегодняшний день проведен аналитический обзор, разработаны 3D-модели и подготовлена конструкторская документация по всем трем аэродромным машинам, а также рабочая документация по аэродромной подметально-продувочной машине и аэродромной плужно-щеточной машине с раздачей твердого реагента.

Первая машина на заводе «СпецАгрегат» будет собрана уже в апреле. До конца июня 2022 года планируется построить два образца для испытаний в челябинском аэропорту. Ожидается, что на серийное производство завод выйдет в начале 2023 года. Для создания аэродромной спецтехники на предприятии оборудован отдельный цех. Первый опытный образец более чем на 80% состоит из компонентов российского производства. При подготовке рабочей документации сделан упор на возможность локализации производства отдельных комплектующих и узлов на территории нашей страны.