Иван Алексеевич Засов

Удивительна, поистине необыкновенна судьба Ивана Алексеевича Засова, одного из пионеров отечественного дорожного строительства. Выпускник МАДИ, кандидат технических наук, полковник-инженер прошел нелегкий трудовой путь от ученика слесаря до ученого в области жилищно-коммунального хозяйства страны.

Иван Алексеевич Засов преодолел все трудные испытания, выпавшие на долю нашего народа в военное и послевоенное время, был награжден 25-ю правительственными наградами, 10 из которых ордена.

В предвоенные годы, работая заместителем начальника ГУШОСДОРа НКВД СССР, которому подчинялся и Московский автомобильно-дорожный институт, И.А. Засов занимался строительством крупных магистралей Москва-Минск, Москва-Ленинград, Москва-Киев, был организатором нового управления механизации дорожно-строительных работ. Строители-дорожники работали с огромным напряжением на западных территориях нашей страны — от Балтийского до Черного морей и на востоке на строительстве магистрали Хабаровск-Владивосток.

По решению партии и правительства в первые дни войны началась реорганизация дорожных войск. Сложнейшую задачу строительства Московской кольцевой дороги необходимо было решать в короткие сроки, чтобы с беженцами преградить путь в Москву немецких диверсантов, которые могли взорвать город изнутри. Более 10-и тысяч дорожников и мостовиков, гражданское население, техника, материалы — все было мобилизовано на реализацию проекта дороги, который был сделан за два дня. Сложнее было строить водные переправы, в частности мост через канал «Москва-Волга». Окружная дорога была закончена в намеченный срок и стала крепким поясом обороны Москвы. По ней перебрасывали войска, военную технику на запад, а оттуда эвакуировали людей. За решение этой задачи Засов И.А. был награжден орденом «Знак Почета».

Кольцо блокады все туже сжималось вокруг Ленинграда. Автодорожное обеспечение войск Ленинградского фронта велось в тяжелейших условиях. Сколько суток без сна и отдыха пришлось провести при прокладке трассы мужества через Ладожское озеро. Но «Дорога жизни» работала, и в этом огромная заслуга воинов-дорожников. Трасса имела четыре полосы движения, пропускала все виды боевых и транспортных машин, была оборудована телефонной связью, пунктами обогрева, медицинской и технической помощи. Ледовую трассу более 30-и раз расчищали от снежных заторов, что было настоящим бедствием. Ледовая дорога стала жизненной артерией для Ленинграда.

Летом 1942 года гитлеровцы вышли к Волге. Началась величайшая Сталинградская битва. Наши войска были прижаты к Волге, переправы находились под непрерывным огнем. Приказ Наркома внутренних дел: «Автодорожники и мостовики должны организовать переправы через Волгу». В августе действовало 5 паромных переправ, а к октябрю их было уже 20. Боеприпасы, горючее, хлеб — все шло непрерывным потоком с левого берега на правый для защитников Сталинграда. Сколько героизма и мужества проявляли воины-дорожники, которые под бомбами прокладывали и восстанавливали дороги, рискуя жизнью; наводили мосты и другие переправы — все это Иван Алексеевич видел своими глазами. В конце 1942 года у него состоялась неожиданная встреча на одном из объектов с капитаном-инженером Л.Л. Афанасьевым, начальником ремонтно-дорожного батальона, будущим ректором МАДИ. А еще с ним будут встречи в Венгрии и Австрии в 1945 году.

В июле-августе 1943 года состоялась ожесточенная схватка с фашистами на Орловско-Курской дуге. И.А. Засов во главе опытного мостопоезда РГК (резерва Главного командования) был направлен для механизированного восстановления моста через р. Оку на магистрали Москва-Харьков. Мост был построен за 20 дней, гитлеровцы разгромлены, и 5 августа в Москве был произведен первый в истории Великой Отечественной войны артиллерийский салют в честь освобождения Орла и Белгорода. А опытный мостопоезд был рекомендован к серийному производству, т.к. свою задачу он выполнил.

Летом 1944 года перешли в наступление все четыре Украинских фронта. Тылы не успевали за наступающими частями. Дороги разбиты, более половины автомобильного парка вышло из строя. И Иван Алексеевич стал инициатором ремонта разбитой техники, которой на военных дорогах было множество. И вскоре к линии фронта пошли собранные и отремонтированные ремпоездами колонны машин и другой дорожной техники. Дорожные части стали более мобильными и обеспечивали наступающие войска всем необходимым. За образцовое выполнение задания И.А. Засов был награжден орденом Красной Звезды.

Красная Армия развернула общее наступление на всех фронтах и вышла на государственную границу СССР. Война вступила в завершающую фазу.

Огненные дороги Европы потребовали новых неимоверных усилий. Дороги, мосты и переправы разрушены. Ценой многих жизней была восстановлена переправа через Вислу. Мостовики цеплялись за обледенелые фермы моста, чтобы поднять деревянные конструкции и установить их на нужное место. Казалось, нет предела их силам, стойкости и мужеству. Маршал К.К. Рокоссовский так отозвался об автодорожниках: «Героями были все: и те, кто устремлялся в атаку сквозь стену огня, и те, кто под снарядами и огнем строили мосты и дороги для наступления...».

Фронтовые дороги Ивана Алексеевича Засова пролегли через территории Венгрии, Австрии, Чехословакии и на его груди заблестели медали «За освобождение Варшавы», «За взятие Будапешта», «За взятие Вены».