Мосты Евгения Гибшмана

Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет продолжает цикл публикаций «Научный полк». Перелистывая страницы истории, мы вспоминаем наших замечательных коллег – ученых, внесших вклад в Великую Победу.

Наш новый рассказ – о докторе технических наук, профессоре, заведующем кафедрой «Мосты» МАДИ, легенде отечественного мостостроения Евгении Евгеньевиче Гибшмане.

Евгений Евгеньевич Гибшман – выдающийся ученый-мостовик, всю жизнь посвятивший науке и педагогической деятельности, основатель кафедры мостов МАДИ и ее бессменный руководитель с 1932 года до последних дней своей жизни.

Будущий великий инженер-мостовик родился 7 июля (по новому стилю – 20 июля) 1905 года в семье инженера путей сообщения Е.А. Гибшмана.

Евгений учился в московской частной гимназии Страхова, а еще обучался музыке и живописи. Но уже в возрасте 12 лет, в 1917 году, был вынужден для поддержания семьи подрабатывать – работал тапером, счетоводом в красноармейской столовой и даже служил на фабрике готового платья. После окончания в 1921 году средней школы Евгений работал техником на строительстве Перервинской плотины и в том же году по путевке профсоюза поступил в МИИТ.

Получив в 1925 году диплом инженера по специальности «Инженерные сооружения» и прослушав одновременно полный курс факультета электротяги, молодой инженер Гибшман начал трудовой путь в бюро инженерных исследований Научно-технического комитета Наркомата путей сообщения. И сразу же проявил себя как неординарный специалист, талантливый конструктор и подающий надежды исследователь.

В 1927–1929 году Гибшман работал инженером-конструктором мостового отдела Днепростроя. В 1929 году вернулся в Москву, а затем опять уехал на Днепрострой, где до 1931 года занимался металлоконструкциями. Параллельно уже в этот период молодой специалист начинает преподавать авторские курсы «Мосты» и «Железные дороги» в Московском строительном техникуме и, одновременно, успешно оканчивает аспирантуру, навсегда связав свою судьбу с наукой.

Следующим закономерным шагом талантливого ученого стало заведование профильной кафедрой «Мосты» Московского автомобильно-дорожного института, которую Евгений Евгеньевич возглавил в 1932 году. С этого года все исследования и разработки профессора Гибшмана прочно вошли в историю МАДИ.

В 30-е годы Евгений Гибшман представил инженерному сообществу свой учебник по деревянным автодорожным мостам, а при кафедре организовал мостоиспытательную станцию, с помощью которой вместе с коллегами испытал более полутысячи в Москве и регионах. В эти же годы он активно консультировал строительство мостов на Днепрострое, Москворецкого, Большого Каменного, Краснохолмского, Большого Устьинского, Чугунного, Малого Каменного и Новоарбатского мостов в Москве и других городах нашей страны. Выступал консультантом строительных трестов, проектной конторы «Стальконструкции» и научным руководителем отдела искусственных сооружений ДорНии ГушосДора НКВД.

Исследования, проведенные Гибшманом в области работы ветровых связей стальных мостов, впервые доказали, что элементы продольных горизонтальных связей активно включаются в работу на подвижную вертикальную нагрузку. Евгению Евгеньевичу удалось описать работу заклепочных соединений, что позволило снять ограничения в нормативных документах.

В 1935 г. за большие успехи в научной работе Евгению Гибшману присвоили ученую степень кандидата технических наук без защиты диссертации! Спустя пять лет, в предвоенном сороковом, он успешно защитил докторскую диссертацию по динамике мостов и стал доктором технических наук.

С началом войны Евгений Евгеньевич не уехал с институтом в эвакуацию, а остался в Москве, добровольно вступив в войска МПВО. Он трудился на аварийно-восстановительных работах: исправлял поврежденные бомбардировками московские мосты и сооружал понтонные мосты-дублеры.

С 1942 по 1946 годы Гибшман работал консультантом Мостового Управления Красной Армии. В это время он разработал бесценные для Победы транспортные объекты: понтонные переправ в Сталинграде, уникальный деревянный мост через Даугаву в Риге, собранный во время наступления в кратчайшие сроки, и много других военных мостов.

За эту работу Евгений Евгеньевич был награжден орденом Трудового Красного Знамени и орденом Красной Звезды, медалями «За оборону Москвы», «За оборону Сталинграда», «За победу над Германией», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».

Во время войны профессор Гибшман написал книгу по восстановлению мостов, которая стала основным пособием при восстановительных работах на автомобильных дорогах страны, а с 1943 годы продолжил работу в МАДИ, вернувшемся из эвакуации.

В послевоенные годы Евгений Евгеньевич продолжает руководить кафедрой мостов МАДИ. В эти годы он издает фундаментальные учебники по проектированию деревянных и металлических мостов на автомобильных дорогах, а также по искусственным сооружениям на городских автомобильных дорогах для инженеров и техников-мостовиков и дорожников автомобильно-дорожных специальностей.

Ученый с мировым именем, обладатель почетного звания «Заслуженный деятель науки и техники РСФСР», Евгений Гибшман и после войны продолжает активно участвовать в мостостроениии, консультируя проекты крупнейших мостов через реки Оку, Днепр, Енисей, мостов и путепроводов в Москве и на кольцевой дороге, мостов на автомагистрали Москва–Симферополь и на Черноморском побережье Кавказа.

Всю свою жизнь Евгений Евгеньевич занимался подготовкой научных кадров, был неустанным наставником молодых ученых. Под его руководством было защищено 35 докторских и кандидатских диссертаций.