Шестоперов Сергей Владимирович (1904—1984)

Известный всему миру ученый, заведующий кафедрой дорожно-строительных материалов Московского автомобильно-дорожного института в 1959-1984 гг., доктор технических наук, профессор.

Незаурядные способности, трудолюбие и страстная любовь к науке обусловили огромные успехи на научном поприще. Исследования и испытания бетона, цемента, каменных материалов, армирования бетона, его морозостойкости, долговечности и многое другое нашли свое воплощение при строительстве высотных зданий в Москве, цементобетонных покрытий дорог, мостов и аэродромов. Он строил речной порт в Киеве, Куйбышевский гидроузел, Челябинский металлургический комбинат, канал Москва-Волга, бетонные укрытия в Севастополе, которые не пробивал ни один снаряд, ни одна бомба.

 

Шестоперов, С.В. Новые исследования в области цементного бетона / С.В. Шестоперов, А.Н. Защепин. – М. : изд. и тип. Дориздата, 1949. – 112 с., 1 л. ил. : ил.

…В настоящей работе автор пытались осветить результаты лабораторных и производственных наблюдений и исследований бетона в образцах, подвергающихся долголетним испытаниям, а также бетона в дорожных покрытиях. Эти результаты позволяют в некоторой степени определить те новые направления, которые должны быть приняты в исследовательской работе по повышению долговечности цементного бетона.

На основании имеющихся данных уже можно утверждать, что исследовать и выбирать цемент и каменные материалы только по признаку их назначения, например, для дорожных, гидротехнических, мостовых, промышленных и других видов бетона, нельзя. Необходимо знать, в каких условиях будет работать материал. Поэтому должен быть принят новый принцип назначения цемента и каменных материалов, а именно - по условным зонам работы материала в сооружении. Правильный выбор типа цемента для конкретных условий, его дозировка на кубический метр бетона, выбор каменных материалов и технически высококачественное производство работ позволят создать такое, например, дорожное покрытие, которое будет долговечным и просто экcnлоатируемым без ремонтов в течение десятков лет.

Приведенные в книге результаты испытаний на совместное действие воды и мороза имеют целью доказать недостаточность существующих методов оценки. Это подтверждается результатами длительных испытаний, в течение которых создавались условия, имеющие место в действительности для части сооружений.

 

Шестоперов, С.В. Контроль качества бетона транспортных сооружений / С.В. Шестоперов. — М. : Транспорт, 1969 .— 223 с.

В книге изложены методические и практические сведения, позволяющие персоналу строительных лабораторий осуществлять не только контроль качества материалов, составляющих бетон, контроль приготовленного бетона, но предупреждать возможность брака.

Затронут принципиальный вопрос, до сих пор недостаточно освещенный в литературе, о том, чем на производстве должна быть лаборатория. Автор на основе многолетнего опыта приходит к выводу о необходимости значительного расширения круга задач лаборатории, сотрудники которой должны быть высококвалифицированными специалистами, технологами-бетонщиками.

Приведены практические рекомендации по каждому технологическому процессу бетонных работ, а также по оборудованию лабораторий для проведения комплекса испытаний.

Рассмотрены организация и выполнение лабораторных работ и научных исследований, составление технической документации и правила ведения отчетности.

 

Шестоперов С.В. Долговечность бетона транспортных сооружений : Моногр. / С.В. Шестоперов. — М. : Транспорт, 1966 .— 500 с.

В монографии рассмотрен комплекс вопросов, связанных с получением долговечных бетонов для транспортных сооружений. Освещена работа бетона и железобетона в конструкциях и изделиях при многократном воздействии попеременного замораживания и оттаивания, а также в агрессивных средах.

Рассмотрены условия достижения долговечности напряженно армированных сборных железобетонных конструкций. Особое внимание обращено на способы формирования жестких бетонных смесей и на уход за твердеющим бетоном. Излагаются меры борьбы с влиянием агрессивной среды, прогрессивные методы производства работ, виды материалов, приемы проектирования, которые позволяют получить долговечные сооружения без удорожания их строительства.

Книга рассчитана на инженерно-технических работников и может быть использована студентами транспортных и строительных вузов.

 

Шестоперов, С.В. Долговечность бетона / С.В. Шестоперов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Автотрансиздат, 1960. – 512 с. : ил.

В книге рассматривается комплекс вопросов, определяющих требования, которые должны быть предъявлены к материалам для изготовления бетона, приемам его проектирования и способам сооружения конструкций заданной долговечности. Материал базируется на многолетних исследованиях в этой области и фактических данных анализа долговечности железобетонных конструкций. В книге рассматриваются долговечность напряженно-армированных сборных железобетонных конструкций и условия их изготовления при заданной долговечности — морозостойкости. Особое внимание обращено на способы формирования жестких бетонных смесей и уход за твердеющим бетоном. Приводятся предложения о создании унифицированной классификации вяжущих материалов, растворов и бетонов по условиям их службы во внешней среде.

Книга рассчитана на инженерно-технических работников.

 

Шестоперов, С.В. Дорожно-строительные материалы : учеб. для автомобил.-дорож. вузов и фак / С.В. Шестоперов.— М. : Высшая школа, 1969. — 672 с. : ил. — Библиогр.: с. 657.

В книге излагаются основные сведения по строительным материалам, используемым при строительстве дорог, мостов и аэродромов. Серьезное внимание автор уделил физическим, химическим и физико-химическим процессам, происходящим при изготовлении различных видов строительных материалов и службе их в строительных конструкциях. Подробно рассмотрены вопросы долговечности строительных материалов в различных природных условиях.

Книга содержит много нового материала, отражающего последние достижения в области производства и применения строительных материалов.