Взаимовыгодное сотрудничество


23 января первый заместитель Министра транспорта РФ руководитель Государственной службы дорожного хозяйства Игорь Слюняев посетил полигон МАДИ. В сопровождении ректора автодорожного института (технического университета) Вячеслава Приходько, руководителя департамента эксплуатации и сохранности автомобильных дорог Росавтодора Игоря Урманова, директоров хозрасчетных структур МАДИ -фирм "ЛонМАДИ" и "Контурс-СДМ" Виктора Соколова и Евгения Локшина, журналистов он посетил учебные аудитории полигона, включая АО "Терминал-М".

 

Евгений Локшин, генеральный директор фирмы "Контурс-СДМ" рассказал руководителю отрасли о том, как проходят учебно-практические занятия студентов на полигоне. Основная практическая польза от таких занятий заключается в том, что студенты имеют возможность проходить обучение на базе реально работающей на рынке фирмы, осуществляющей наладку, доводку, предпродажную подготовку, гарантийное и сервисное обслуживание машин, в частности, разметочных, поливально-уборочных и пр. Всего на полигоне проходят практику два факультета МАДИ, а это семь специализаций - от строительства дорог и аэродромов до дорожно-строительной техники, автоматизации производственных процессов. Предпродажная подготовка дорожных машин, как объяснил Евгений Локшин, связана с необходимостью их доукомплектования навесным и другим оборудованием, и в процессе этой работы студенты приобретают практические навыки, необходимые будущим специалистам, учатся работать с клиентами. Часто выпускники МАДИ остаются работать в "Контурс-СДМ". После практики на полигоне получают удостоверение о том, что они владеют дорожно-строительной техникой. Это очень важно сегодня, подчеркнул Игорь Слюняев, когда идет процесс ужесточения требований по ее управлению.

Ознакомился Игорь Слюняев и с работой АО "ЛонМАДИ" и "КвинтМАДИ" -совместных предприятий Московского автодорожного института и британской компании JVM Equipment. Основанная в 1992 году, фирма ЛонМАДИ предлагает не только высокоэффективную и надежную дорожно-строительную и грузоподъемную технику, но, что особенно важно на российском рынке, европейскую организацию сервисного обслуживания.

Сервис по-европейски означает обязательную предпродажную подготовку машин, гарантийную и послегарантийную техническую поддержку в течение всего периода эксплуатации, обучение персонала покупателя правилам общения с техникой и современным техно- логическим приемам, а также оказание обязательных профессиональных консультаций. Расширение номенклатуры предлагаемой потребителю продукции и услуг, партнерских связей с зарубежными поставщиками, вызвало необходимость создания дочерней компании АО "КвинтМАДИ". Современное оборудование и полностью укомплектованный склад позволяют специалистам компаний постоянно поддерживать технику клиентов в работоспособном состоянии. А студенты технического университета имеют возможность получить навыки обслуживания импортной техники и работы с клиентами. Игорь Слюняев подробно ознакомился с номенклатурой, представленной на складе техники, его одобрение получили обширные партнерские связи обеих компании и энергия руководства.

Руководитель Росавтодора посетил также акционерное общество "Терминал-М", на территории которого студенты-дорожники изучают логистику, интермодальные перевозки, технологию обработки грузов. Терминал занимает площадь 5000 кв.м., был построен "с нуля", работает шестой год. Учебный процесс на терминале построен следующим образом: на видеомонитор, установленный в учебном классе, выводится "живая" картинка с дисплеев, имеющихся на складе, в диспетчерской, на территории. Студенты наблюдают на экране работу погрузчиков, погрузочных порталов. Один раз посмотрев, они могут работать на терминале, участвовать в технологических процессах: цикле погрузочно-разгрузочных работ, и пр. Компьютерная система соединена со складской программой, с диспетчерской службой, с таможней. Другими словами, будущие специалисты могут в реальном режиме времени наблюдать, как идет оформление грузов, как происходит документооборот, и т.д.

Здесь обучаются, в основном, студенты старших курсов, которые специализируются в области транспортно-логистических систем, интермодальных перевозок и вопросах, связанных с транспортно-экспедиционным обслуживанием. Причем у них проходит практика даже в иностранных компаниях, которые предоставляют им рабочие места. Студенты собирают материал для курсовых и дипломных работ. Ряд сотрудников терминала учатся на заочном и вечернем факультетах.

Три года назад АО "Терминал-M" выиграл международный тендер по получению гранта TASIS и получил техническую помощь стоимостью порядка 2,5 млн. экю.

При подведении итогов Государственного таможенного комитета за 2001 год АО "Терминал-М" вошел в десятку складов, которые отправляют наибольшее количество грузов. Минимально терминал оформляет 30 грузовиков в сутки, максимально - 100. В настоящее время на базе этого центра специалистами технического университета, совместно с университетом Великобритании, аккредитуется программа магистерского управления.

Во время визита на полигон первого заместителя министра транспорта РФ Игоря Слюняева, как и положено, всюду сопровождал хозяин - ректор Московского автодорожного института Вячеслав Приходько. Вот что он рассказал присутствующим:
- Я очень рад, что Игорь Николаевич нашел время посетить наш полигон. История сегодняшних тесных отношений началась 01 сентября 2001 года, когда руководитель Государственной службы дорожного хозяйства приветствовал студентов, поступивших вновь в технический университет. Это сотрудничество скреплено договором между Росавтодором и МАДИ - подробно проработанным документом, в котором закреплены основы нашей совместной работы. Сегодняшняя встреча проходит в рамках этого договора, цель ее - ознакомление руководителя отрасли с тем, что мы называем практической стороной обучения студентов. И мы надеемся, что Игорь Николаевич имел возможность убедиться, что даже та база, которой мы сегодня располагаем, готовя студентов для системы Росавтодора, имеет под собой хорошую основу. У нас есть убежденность в том, что Росавтодор примет активное участие в ее для практической подготовки студентов. Эта цель была основной при подготовке визита Игоря Николаевича на полигон Московского автодорожного института.

Одним из пунктов договора предусмотрена работа по переподготовке и повышению квалификации всех звеньев отрасли, от руководящих кадров до практических работников системы Росавтодора. При этом МАДИ возглавит эту работу. Мы поделимся научным и профессорским потенциалом, базой, которая есть и которую мы еще модернизируем. Совместной задачей является также воссоздание и совместное строительство института повышения квалификации в составе технического университета для нужд дорожного хозяйства. Мы уже предприняли ряд шагов в этом направлении, и в самом ближайшем будущем система заработает.

Договор между МАДИ и Росавтодором является настольной книгой не только у ректора, но и у проректоров, отвечающих за соответствующие направления работы.

Самое главное, что мы не растеряли наш преподавательский потенциал. Причем остались действительно специалисты своего дела, которые не пошли, будучи профессионалами-дорожниками, в коммерцию, а нашли возможности соединить свои материальные интересы с преподавательской деятельностью. Московский автодорожный институт - не просто учебное заведение, которое готовит кадры для этой отрасли. Технический университет является центром, учебно-методическим объединением, которое занимается переподготовкой преподавателей. Поэтому мы можем говорить, что наш ВУЗ работает на все учебные заведения, которые осуществляют подготовку кадров для автотранспортного комплекса страны, и, в том числе, для дорожной отрасли. Я много лет проработал в высшей школе и считаю, а мои коллеги со мной солидарны, что студент только тогда станет настоящим инженером, когда будет владеть навыками работы с техникой. И в этом смысле, если бы не наш полигон, процесс практической подготовки студентов был бы затруднен.

В ходе визита Игоря Слюняева на полигон МАДИ ректор института и руководитель дорожной отрасли ответили на вопросы журналистов.

НТВ: Игорь Николаевич, каков, на Ваш взгляд, результат Вашего посещения полигона?

Игорь Слюняев: Четче стало представление о тех направлениях сотрудничества, которые мы планируем. Несомненно, во главу угла, наряду с профессиональной подготовкой и переподготовкой кадров, должно ставиться техническое перевооружение полигона, лабораторий и отрасли в целом.

Московский автодорожный институт в течение 10 лет тесно сотрудничает с западными производителями строительной и эксплуатационной техники.

Одна из задач, которую мы ставим перед собой на среднесрочную перспективу - техническое переоснащение отрасли. И, в первую очередь, это касается дорожно-эксплуатационной техники. Нам нужна также многофункциональная строительная техника, которая может дать качественный результат. Надо сказать, что в дорожных организациях страны, особенно это касается федеральных ДРСУ, техника устарела и морально и физически. Износ основных фондов по отрасли составляет 72 %. На приобретение дорожно-эксплуатационной техники мы в 2002 году заложили 1 млрд. рублей.

Опыт показал, что лизинговые схемы, по которым распределялась техника в последний год, приемлемы в большей степени для подрядных организаций. А для федеральных ДРСУ они выглядят как перекрестное субсидирование: бюджет наполняет уставный фонд компании, а компания поставляет технику бюджетополучателю. Вместе с тем, если взяться за дело с умом, то мы сможем в течение 3-4 лет перевооружить отрасль.

В прошлом году была разработана, а 01 января текущего года утверждена новая классификация работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования. Мы изменили ее в сторону упрощения. Согласно новой классификации, регламентных видов работ стало меньше. Это позволит выполнять те, что остались, гарантированно и качественно. И в этом плане я тоже надеюсь на организационную, методическую, интеллектуальную помощь профессорско-преподавательского коллектива МАДИ.

Мы приложим все силы к тому, чтобы уже в этом году каждый пункт договора между Росавтодором и Московским автодорожным институтом наполнился конкретным содержанием. В частности, одна из наших совместных задач - в ближайшие год-два технически переоснастить лабораторную базу.

Журнал "Дороги России": Что конкретно включает в себя программа сотрудничества Росавтодора и МАДИ, в соответствии с заключенным с ними договором?

И.С.: Большинство западных компаний тратит много денег на подготовку и переподготовку кадров. В итоге это обходится дешевле в плане более грамотной эксплуатации техники, сокращает непроизводительные затраты и издержки, связанные с ремонтом, обслуживанием техники, и т.д. Поскольку дороги строятся и содержатся посредством техники, я считаю, что это - важный аспект взаимодействия.

Д.Р.: Вячеслав Михайлович, каких результатов Вы конкретно ждете от сотрудничества с Росавтодором?

В.П.: Я жду, прежде всего, внимания основных потребителей подготавливаемых нами специалистов. Нужно, чтобы выпускники Московского Автодорожного института - инженеры, экономисты, управленцы - готовились не в очередь в бюро по трудоустройству, а получали реальные рабочие места. Мы только тогда будем считать себя нужными государству, когда они будут работать по специальности, полученной в нашем техническом университете.

Мы - одни из немногих, кто не растерял то хорошее, что было наработано, в том числе, и в советское время. Это - система профессиональной ориентации, система трудоустройства: в МАДИ(ТУ), несмотря на трудности, сохранилась старая система распределения кадров. Поэтому такие структуры, как Центр трудоустройства, имеющий полный банк данных о потенциальных рабочих местах, Центр профессиональной ориентации всегда находятся в центре нашего внимания.

Д.Р.: Что изменилось в ВУЗе за последнее время?

В.П.: Изменения в МАДИ связаны с положительной динамикой, наметившейся в экономике страны. Это касается и бюджетного финансирования, и способов зарабатывания денег собственными силами, или того, что называют внебюджетными поступлениями. За последний год, например, мы заработали внебюджетных средств в 1,5 раза больше, чем ранее. Это дает нам возможность сделать существенную прибавку к зарплатам преподавателей, обслуживающего персонала, сотрудникам института.

В ВУЗе существуют различные хозрасчетные структуры. И, если на первых порах, когда мы только учились зарабатывать деньги, это была, в основном, аренда, то сегодня на первый план выходит платные формы обучения. Здесь 7 категорий, начиная от подготовки в ВУЗ и последующего обучения, и заканчивая послевузовским обучением и переподготовкой специалистов.

ДР.: Изменились ли за последнее время приоритеты при подготовке студентов?

В.П.: Я с удовлетворением хочу отметить, что всегда были востребованы наши экономические и управленческие кадры. На эти специальности были всегда высокие конкурсы. Но, и это мне представляется очень важным, за последние три года имеет место нарастание конкурса на инженерные специальности. МАДИ сегодня может предложить студентам хорошие программы, в том числе и практической подготовки. Эта динамика убеждает нас в том, что в обществе формируются, наконец, правильные тенденции, направленные на подготовку специалистов, настоящих профессионалов своего дела.

На базе Московского автодорожного института организован мониторинговый комитет по инженерной педагогике, Президентом которого я являюсь. Комитет занимается подготовкой основного звена высшей школы, - по моему глубокому убеждению, это - педагог. Комитет активно занимается продвижением этой идеи. А подробнее, она состоит в том, чтобы привлечь талантливых, умных молодых людей, в том числе, и к педагогической деятельности, поскольку сегодня в стране утеряны традиции подготовки таких специалистов. Поэтому я в автодорожном институте не только ректор, я возглавляю структуру, занимающуюся подготовкой преподавательских кадров для высшей школы. Это общественная организация, которая дает реальные возможности интеграции с мировым образовательным пространством: тех преподавателей, которых готовит наша организация для технических дисциплин, мы имеем возможность представлять на получение звания "Европейский инженер-педагог". Сегодня уже многим российским преподавателям оно присвоено.

Газета "Трибуна": У меня вопрос к ректору МАДИ и руководителю Росавтодора одновременно; в свете событий текущей зимы проедем ли мы через 10 лет по автодорогам страны?

В.П.: Конечно проедем. Но будущее любой страны всегда зависит от здоровья, ума и интеллекта молодого поколения.

Вот почему нужно активно инвестировать в молодежь, готовить их по реальным инженерным специальностям, которые созданы для того, чтобы создать условия для безопасной жизни людей. В дорожной отрасли - это строители дорог, специалисты в организации дорожного движения, в области эксплуатации транспорта, в области организации управления на транспорте, специалисты в области инженерной защиты окружающей среды.

Я провожу встречи со студентами, чтобы понять, что является мотивацией к выбору той или другой профессии. И вот, на одной из таких встреч, молодой человек, окончивший с золотой медалью школу, на мой вопрос: "Почему на дороги-то пошел?", ответил с хорошим вологодским акцентом: "Так ведь дороги у нас плохие". Перспектива начинается с подготовки в России очень хорошие, умные и способные молодые люди. Это окрыляет.

Я считаю, что патриотизм разряда "Покупайте все отечественное" носит ложный характер. С моей точки зрения, патриотизм - это привлечение в Россию всего лучшего, что наработано в мире, будь это технологии работ, машины, и пр. Истина - в культуре обслуживания населения автотранспортным комплексом страны, включающим и дорожное строительство. Нужно, чтобы любому человеку-участнику движения было уютно и удобно на трассе. А для этого дороги должны быть соответствующим образом обустроены. Потому что общая культура человека растет только от положительных примеров.

За примерами далеко ходить не надо. Вспомним, хотя бы, послевоенную Японию, которая в то время активно перенимала все лучшее, что было создано в мире. А, переняв, они научились высоким технологиям сами и когда Япония? вошла в число передовых индустриально развитых держав, все как-то про это забыли. Настоящий патриотизм направлен на процветание державы.

И.С.: Я полностью согласен с Вячеславом Михайловичем. И мне остается только добавить, что, по моему мнению, МАДИ - один из лучших ВУЗов России, очень приятно, что этот ВУЗ готовит студентов для дорожной отрасли. Наши встречи с ректором носят регулярный характер. И, конечно, перед нами стоят огромные задачи, в первую очередь, связанные с качеством работ и материала в дорожном хозяйстве, с техническим перевооружением отрасли, с нормативно методическим обеспечением деятельности дорожников. И в этом смысле я большие надежды возлагаю на ученых и специалистов дорожного университета.

Дороги России ХХI века. - 2002, №1