Дороги без дураков


172 преподавателя России получили звание "Европейский "инженер-педагог". Удостоверение за номером один вручено доктору технических наук ректору Московского автомобильно-дорожного института (Государственный технический университет) Вячеславу ПРИХОДЬКО. Что стоит за этим званием и как России преодолеть две известные с доисторических времен проблемы ("дураки и дороги") - об этом сегодняшняя беседа с ректором МАДИ.

- Вячеслав Михайлович, что такое инженерная педагогика? Почему она вас увлекла?

- Во всем мире она сегодня набирает силу. Я же в ней увидел выход из нашей ситуации. Посмотрите, как прекрасно звучит основной тезис инженерной педагогики. С удовольствием его процитирую: "Нобелевские премии, открытия в области техники, технологии, безусловно, создают престиж техническому инженерному образованию. Вместе с тем качество образования определяется ежедневным трудом преподавателя". Но, как ни странно, сравнительно недавно выяснилось, что в мире не существует системы подготовки преподавательских кадров для технических дисциплин. Впервые требования к преподавателю инженерных дисциплин сформулировала Международная ассоциация инженерного образования. Она же стала продвигать эту идеологию во всем мире.

Это общество по инженерной педагогике было создано в 1972 году. Оно объединило единомышленников, которые утверждали, что подготовить преподавателя для инженерного вуза - это нечто особое, чем подготовить преподавателя для классического университета.

Возьмем предмет "Конструкция автомобиля", тот же курс "Детали машин и теория механизмов" или "Технология металлов". Как их преподавать, успевая за новейшими технологиями и разработками? Я сам выпускник МАДИ, автомобилист по образованию. Но в свое время увлекся наукой о металлах на кафедре "Технология металлов", прирос к ней. И вот уже более десяти лет заведую этой кафедрой. И вижу, что это динамично развивающаяся область, поспеть за ней - до сих пор для нас болевая проблема.

- Поэтому ваш вуз одним из первых и стал осваивать азы инженерной педагогики?

- Да, и самым непосредственным образом. В 1990 году я оказался в командировке в Венгрии на симпозиуме по инженерной педагогике. Тогда я был проректором по учебной работе МАДИ. Мне тогда удалось познакомиться с организаторами этого симпозиума, с президентом этой ассоциации.

Сегодня мы уже имеем российское отделение этого сообщества. Оно было создано в 1995 году. Недавно я избран его генеральным секретарем, а его президентом стал В. А. Жураковский, бывший заместитель министра образования. Сегодня он возглавляет в университете кафедру инженерной педагогики. Мы создали Центр инноваций инженерного образования.

Вообще это обернулось колоссальной работой в масштабе всей России. Недавно мы вернулись из Санкт-Петербурга, где на базе Горного института (Технического университета) провели очередной, уже второй в России, 2002 года, симпозиум по инженерной педагогике. Первый был в МАДИ в 1998 году. Он подвел итоги проделанной за последние годы работы.

На сегодняшний день мы уже создали двенадцать центров в разных вузах страны: от Дальнего Востока до Санкт-Петербурга. Среди них Университет технологии и дизайна в северной столице, несколько центров в Москве, Казани, Тамбове, Перми, Томске. Восемь из них уже получили международную аккредитацию. Инженерная школа страны начинает понимать, что, только объединив усилия, она может представлять силу, стать конкурентоспособной.

К тому же только так мы можем и должны интегрироваться с мировым образовательным пространством. Подчеркиваю, не в него, а с ним. У нас есть, чем поделиться с Западом. Много ценного есть и у них. Вместе мы вырабатываем единый образовательный стандарт на подготовку преподавателей технических дисциплин. Реализуем мы его с помощью наших центров. Это позволяет нам готовить высококлассных педагогов и присваивать им звание "Европейский инженер-педагог".

Сегодня в объединяющейся Европе стало престижно иметь звание "Евро-инженер", то есть это тот инженер, который везде найдет себе работу, и его качество подготовки удовлетворяет все страны, входящие в сообщество Евро-союза. Точно так же сообщество инженерной педагогики выработало стандарт для преподавателя, который удовлетворяет всем параметрам европейских государств по типу "Европейский инженер-педагог".

Хоть внутренне многие этому противятся, пора переходить на единый стандарт. Ведь мы хотим, чтобы наши дети общались с европейцами, с американцами. Поэтому мы должны понять, что говорить на одном языке они смогут только при условии общих образовательных программ и подходов к подготовке кадров. Но при этом мы должны сохранить сильные стороны российского образования, которые были в нем и есть. Наоборот, именно они могут притягивать иностранных студентов в наши вузы, сделать российское техническое образование дорогой образовательной услугой.

- Насколько вы учитываете запросы рынка труда?

- В МАДИ сегодня мы обучаем студентов по 32 специальностям и 9 направлениям подготовки бакалавров. Почти везде в последние годы конкурс составляет два-три человека на место. Хотя еще несколько лет назад, к примеру, на строителей и механиков по строительным и дорожным машинам ребята не очень хотели учиться. Теперь такие дипломированные специалисты востребованы. На наших выпускников много заявок, они получают интересные предложения по трудоустройству с достойной зарплатой.

У нас сложились добротные связи со структурами дорожного хозяйства в Москве и в регионах. Нет практически ни одной трассы федерального, регионального или муниципального значения, где бы ни присутствовали специалисты МАДИ. Либо мы участвовали в их проектировании и изысканиях. Либо наши выпускники работают в качестве мастеров, руководителей строек. Либо наши студенты там проходят практику.

Ведь впечатляет, когда видишь новые автобаны, мосты, транспортные тоннели, сложные развязки, соединяющие магистрали. Поверьте, приятно осознавать, что в этих грандиозных строительствах принимали участие специалисты МАДИ.

Дорожное, мостовое, аэродромное строительство - вот далеко не полный перечень специальностей, по которым мы готовим специалистов в последние годы. Потребность в них стала нарастать в начале 90-х. годов, мы быстро на нее среагировали.

Если полистать справочник вузов, то МАДИ по всем показателям представлен в нем как политехническое высшее учебное заведение. Есть прекрасные специальности, о которых многие не знают. Но они востребованы и украшают МАДИ. После развала Советского Союза никто больше не готовит специалистов по средствам аэродромно-технического обеспечения полетов авиации. В результате многие сотрудники таких служб не имеют специального образования. Надо ли говорить о том, что безопасность полетов закладывается на земле и сколь важен уровень подготовки персонала?!

Но это только одно направление деятельности вуза. Мы известная фирма, которая существует 72 года. Вот 13 декабря будем отмечать свой день рождения.

- С другой стороны, автомобилестроение - востребовано ли оно как специальность? Beдь мы все еще неважно выглядим на автомобильном рынке.

- У нас есть несколько факультетов, связанных непосредственно с автомобилями. Профессия сегодня, как никакая другая, востребована, потому что она связана с автомобилизацией страны, но не в привычной для нас трактовке. Я бы в этой связи не путал развитие автомобилестроения в России с ее автомобилизацией.

Давно пора менять подходы к решению этой проблемы. Такова позиция специалистов нашего вуза. В МАДИ уверены, что не надо изобретать велосипед. Давно нам пора отказаться от порочной практики создания нового автомобиля.

Как это обычно делается? Сначала создаем специальное КБ. Набираем туда талантливых людей. Отправляем их путешествовать по миру. Ждем, пока они вберут в себя лучшее, что есть в мире автомобилестроения. Затем они возвращаются домой и начинают проектировать новую модель. К тому времени, когда они закончат работу, весь мир уже давно сделал другую и лучше. А мы опять все начинаем сначала.

Именно с изменения подходов к автомобилестроению начала Южная Корея. Сегодня она заполонила не только свой, но и европейский рынок. Соотношение качества и цены настолько удачное, что это дает ей преимущества.

- С чего тогда следует начинать?

- Я человек очень патриотичный, но сколь мне ни обидно, наш родной АЗЛК не создал и не создаст хорошей машины, если по-прежнему будет держаться за старые подходы. Если бы он начал производство французской модели, то эта машина уже бы продавалась. Само это действие подтянуло бы производство, подняло культуру людей, которые стоят у станков, работают на конвейерных линиях. Принципиально другой уровень организации труда способствовал бы, в свою очередь, появлению основы для создания нового автомобиля. Тогда наша страна была бы достаточно хорошо представлена на любом автосалоне.

- Нам не хватает гибкости?

- Я бы так сказал, что нам не хватает политической мудрости. Председатель правительства РФ Михаил Касьянов и многие другие политики, занимающие ключевые посты, - выпускники нашего института. Поэтому хочется надеяться, что они нас услышат.

Ведь будущее страны - это новый взгляд на автомобили и дороги. Автомагистраль - это новая жизнь, которая вбирает в себя многое: обустройство трассы, заправки, отдых, гостиничное хозяйство, туристические комплексы, наконец. Это серьезная инфраструктура, обеспечивающая занятость людей.

Так что дороги - это кровеносные сосуды нашей страны, определяющие динамику ее развития. Посмотрите на карту нашей страны, как никакая другая, она создана для того, чтобы развивать и железнодорожные, автомобильные магистрали, более интенсивно осваивать воздушное пространство. Страна создана для этого. Поэтому в ближайшее время мы будем вынуждены найти средства, чтобы купить перспективную модель машины и сделать ее российский аналог. С учетом мировых достижений мысль наших инженеров будет работать с большим ускорением.

Понимая все это, мы начали готовить не столько инженеров-технологов автомобилестроения, сколько специалистов, которые работали бы в сфере эксплуатации автомобильного транспорта и обслуживания населения. Мы разрабатываем нормы такого сервиса, изучаем передовые западные технологии. Этот материал ложится в учебные курсы и научные исследования. Становится основой для новых специальностей. Есть среди них и особо актуальная: защита окружающей среды.

- Но автомобиль по-прежнему один из главных загрязнителей воздуха?

- Не один из главных, а основной. Это какое-то сумасшествие. Особенно сейчас эта проблема стала острой, так как на наш рынок завезено много старых автомобилей из Европы, США, Японии. Мы пытаемся несколько этот поток уменьшить, принять соответствующие меры. Повышение налогов с тех, кто покупает автомобили старше семи лет, - одна из них.

Но какое противодействие это вызвало! Множество голосов о каких только проблемах не говорят. О бедности российского покупателя, о лоббировании неэффективного автомобилестроения.

И только никто не говорит о том, что суть этого решения - не сделать Россию свалкой старых автомобилей, от которых Запад избавляется. Любая машина среднего класса вырабатывает свой ресурс к семи годам. Уже во многих странах приняты законы о том, чтобы от таких машин начинать избавляться. Более того, в них создаются специальные условия, вводятся льготы для тех, кто покупает новые машины. Многим такое приобретение обходится вполцены.

Даже в Китае принят закон о том, что запрещается эксплуатация автомобиля, если ему исполнилось десять лет, и введены подзаконные акты, которые поощряют китайцев покупать новые автомобили.

- Насколько в этой связи вы занимаетесь проблемой утилизации старых автомобилей? Это целая отрасль, сфера занятости.

- Это наш вопрос. МАДИ был одним из инициаторов создания Всероссийской ассоциации по утилизации шин. Учеными нашего вуза разработаны технологии, которые, с одной стороны, безвредны, с другой - порождают новый класс материалов. Он, в свою очередь, уже нашел применение в совершенно разных отраслях хозяйства, в том числе и в дорожном строительстве, в домостроении.

Это очень перспективное направление, которое в МАДИ динамично развивается. Его патронирует кафедра промышленно-транспортной экологии, которая готовит специалистов данного профиля. Их сфера деятельности - утилизация автомобиля в целом и отдельных его частей. Для многих выпускников это становится хорошим бизнесом.

Мы должны реально доказать, что наша отрасль во всех сферах является продуктом прогрессивных технологий. Ее назначение - существенно изменить качество жизни, нашей с вами в том числе. Уж сколько можно цитировать классика, что в России всегда были две беды: дураки и дороги. Может быть, благодаря дорогам, по которым поедут комфортные автомобили, мы решим проблему с теми, кто нам мешает.

Людмила Коханова

Научная Среда Проект "Литературной газеты" РАН Ректорская кафедра

№44(5899), 30 октября-5 ноября 2002г.