Ко Дню преподавателя высшей школы

 

День преподавателя высшей школы все ближе. Накануне праздника, Дня преподавателя высшей школы, мы поздравили доктора технических наук, профессора Юрия Эммануиловича Васильева, заведующего кафедрой «Дорожно-строительные материалы», который трудится в стенах МАДИ с 1979 год

ЮРИЙ ВАСИЛЬЕВ: спасибо, конечно, за поздравления, но мы тут посчитали, и оказалось, что я самый молодой заведующий кафедрой на Дорожно-строительном факультете, мне еще нет 70. Скоро будет 67 лет. (Смеется.)

Юрий Эммануилович, Вы связаны с МАДИ более 40 лет. Получается, вы сразу после окончания института стали преподавателем?

ЮРИЙ ВАСИЛЬЕВ: нет, не сразу. В 1979 году я окончил МАДИ, год проработал инженером кафедры, а потом была альтернатива поступать в аспирантуру или идти преподавателем, и писать диссертацию. Решил, что преподавать интересней. Мне тогда было 23 года. У меня в трудовой книжке с тех пор только одна запись. Копировать очень легко, всего одна страничка.

Помните свои ощущения после первого занятия со студентами?

ЮРИЙ ВАСИЛЬЕВ: Ощущение было очень интересное. Когда я зашел первый раз в аудиторию, за первой партой сидел мой бывший одноклассник, так совпало… Это были конечно удивительные эмоции. У меня было серьезное преимущество, я на тот момент, было уже много седины, так что дистанция существовала.

Работать со студентами интересно, но и не просто, как вы находите подход к молодёжи?

ЮРИЙ ВАСИЛЬЕВ: Я начинал трудовую деятельность, когда кафедру «Дорожно-строительные материалы» возглавлял профессор Сергей Владимирович Шестоперов, а это был очень серьезный учитель: дважды лауреат Государственной премии, дважды кавалер ордена Ленина. Он возглавлял бетонные работы на канале Москва-Волга. Так что мы, его студенты, школу прошли серьезную. Год работы под его руководством, можно было засчитывать за пять лет. Сегодня я ему крайне благодарен, он многому меня научил.

Какие качества самые важные для педагога?

ЮРИЙ ВАСИЛЬЕВ: В учебе важна и теория, и практика. И это нужно соответствующим образом преподнести студенту, чтобы наука интересней воспринималась. Сухие страницы из учебника надо иллюстрировать примерами из практики. По этой причине хочется быть ближе к производству. Тогда есть что рассказывать на лекции.

У вас вся семья автодорожники, получается Васильевы — это целая династия МАДИ?

Я потомственный дорожник. У меня отец был крупный дорожник в Москве и у меня проблем с выбором ВУЗа не было. У меня двое детей. Сначала дочка стала дорожницей. Получила красный диплом. Но, не работала ни дня. Она занялась семьёй, у меня пять внуков. Поэтому сетовать, что она не работает по специальности не приходится. Сын тоже закончил строительный факультет с красным диплом, сейчас он в аспирантуре.

Много лет МАДИ готовит высококлассных специалистов. Есть ли разница между наборами? Каждый курс всегда разный, или это не заметно? 

ЮРИЙ ВАСИЛЬЕВ: Естественно каждый курс непохож на другой. Но обращает на себя тот факт, что в наших филиалах у ребят меньше отвлекающих моментов, чем у москвичей. В регионах, у ребят всегда больше желание учиться, чтобы добиться успеха. Им, конечно, не просто, но они знают, чего хотят.

Какие качества Вы цените в студентах?

ЮРИЙ ВАСИЛЬЕВ: наверное, порядочность. Я не люблю, когда студент начинает указывать пальцем на соседа, переводить стрелки.

Юрий Эммануилович, расскажите, что эта за красный диплом на вашем столе? Мы знаем, что Вы недавно вернулись из Китая?

ЮРИЙ ВАСИЛЬЕВ: да, в этом году китайские коллеги пригласили меня читать лекции, в связи с тем, что запреты, связанные с пандемией, закончились. И удостоили меня огромной чести. Я стал профессором Харбинского Политехнического Университета. Это было неожиданно, но приятно.

Что больше всего Вам запомнилось в Китае?

ЮРИЙ ВАСИЛЬЕВ: В Китае я был пять раз. Первый раз, это было давно, еще не было знаменитого моста Благовещенск -Хэйхэ, который сегодня соединяет Россию и Китай. Нас на пароме перевезли через Амур, и мы день там погуляли. Второй раз я был в Сиане. Нас принимали в Сианьском Транспортном Университете, там я прочитал несколько лекций. Но знаете, больше всего мне запомнился студенческий кампус. Когда нас туда привезли, первое что попало на глаза - действующий асфальтобетонный завод. Я спросил, а что здесь делает завод? Китайские коллеги ответили, что они считают необходимым учить студентов на реальном оборудовании, а не по картинкам в учебнике. Меня это так поразило, что с тех пор я мечтаю, чтобы у нас в МАДИ появилось что-то подобное. 

Какие темы из области дорожно-строительных материалов больше всего были интересны китайским студентам?

ЮРИЙ ВАСИЛЬЕВ: пожалуй, все. По крайней мере они усердно что-то записывали, а потом было много вопросов. А темы были различными: по диагностике автомобильных дорог и приборному оснащению, по исследованию износа дорожных покрытий в зимний период времени, под воздействием шипованной резины, по состоянию нормативной базы в Российской Федерации в области строительных материалов, по обеспечению качества в дорожной отрасли и, естественно, о серосодержащих строительных материалах.

А какую роль играет сера в строительстве дорог?

ЮРИЙ ВАСИЛЬЕВ: Мы в МАДИ с 2000 года занимаемся этой проблематикой. Оказалось, что сера может успешно использоваться, и как компонент асфальтобетона, и как самостоятельное вяжущее вещество, благодаря чему получается новый материал серобетон. И этот материал имеет ряд преимуществ. Например, в северных регионах России, и в Арктике в условиях холодного непродолжительного лета, организовать парниковые условия формирования бетона достаточно сложно, а что касается серы, она не подвержена коррозии, а формирование материала на ее основе происходит за несколько часов.

Сколько время в вашей жизни занимает работа?

ЮРИЙ ВАСИЛЬЕВ: когда я только начинал работать на кафедре «Дорожно-строительных материалов», я как-то попросил заведующего кафедрой С.В. Шестопёрова пораньше уйти с работы. Он это на долго запомнил и многократно впоследствии вспоминал, что у меня на первом месте была не работа, а дом. Но так сложилось, что сегодня никто ничего подобного уже не скажет: у меня работа на первом, втором и третьем месте…

Какая для Вас самая большая награда, как для преподавателя?

ЮРИЙ ВАСИЛЬЕВ: Бывая на производстве мне очень приятно, когда спустя много лет, выпускники узнают с благодарностью своего преподавателя. Это, пожалуй, самая большая награда!