«Вестник Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ)» | Выпуск 2 (69), июнь 2022
Содержание
ЭКСПЛУАТАЦИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА
ИССЛЕДОВАНИЕ СТАТИСТИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ ТРУДОЕМКОСТИ РЕМОНТОВ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
Авторы:
Воронцова Мария Олеговна, ст. преп., vorontsova_madi@mail.ru,
Подгорный Артем Велимирович, вед. инж., podgornyrobot@gmail.com,
МАДИ, Россия, 125319, Москва, Ленинградский пр., 64
Аннотация
В данной работе рассмотрены статистические методы, используемые при анализе процесса определения трудоемкости ремонтов наземных транспортно-технологических средств. В частности, в ходе исследования авторами был рассмотрен метод наименьших квадратов, предложенный Гауссом и Лежандром и позднее обосно-ванный Макаровым и Колмогоровым, которые установили четкие границы. Далее была взята выборка из 60 транспортных средств и усредненное время их ремонта из расчета на 3 отказа, позже были рассчитаны средние значения и абсолютная погрешность. Было выявлено увеличение среднего времени ремонта и абсолютной погрешности с ростом по-рядкового номера ремонта транспортного средства. Построен соответствующий гра-фик изменения показателей, который наглядно демонстрирует данные изменения. Рас-чёты проводились с уровнем доверия 95 % по таблицам распределения Стьюдента. Это позволило наглядно представить увеличение среднего времени ремонта и погрешности по мере увеличения времени эксплуатации.
Ключевые слова: экология, статистика, отработавшие газы, наземные транспортно-технологические средства (НТТС).
Список литературы
- Пронин, И.И. Исследование метода Гаусса-Зейделя (метод Зейделя, процесс Либмана, метод последовательных замещений) с ис-пользованием технологий программированья / И.И. Пронин // Актуальные научные исследо-вания в современном мире. – 2021. – № 11-10(79). – С. 107-111.
- Голованчиков, А.Б. Аппроксимация экспери-ментальных данных методом наименьших квадратов и методом наименьших относитель-ных квадратов / А.Б. Голованчиков, К.Д. Минь, Н.В. Шибитова // Энерго- и ресурсосбереже-ние: промышленность и транпсорт. – 2019. – № 1(26). – С. 42–44.
- Трофименко, Ю.В. Снижение вреда окружаю-щей среде при обращении с отходами эксплу-атации автомобильного транспорта региона / Ю.В. Трофименко, В. И. Комков // Автотранс-портное предприятие. – 2010. – № 5. – С. 33–36.
- Амирханов, Р.Р. О ежедневном обслуживании автомобиля, как обязательном условии про-дления ресурса автомобиля / Р.Р. Амирханов, Н.А. Ртищев, А.В. Терентьев // Актуальные про-блемы гуманитарных и естественных наук. – 2017. – № 1-1. – С. 49-51.
- Котов, Ю.Б. О неправомерности использования нормального распределения для оценки слу-чайной погрешности в экспериментах с малым объемом выборки/ Ю.Б. Котов, Т.А. Семенова // Физическое образование в ВУЗах. – 2014. – Т. 20. – № 3. – С. 65-81.
- Лорсанова, З.М. Дисперсионный анализ, как метод решения задач статистики в программе Excel / З.М. Лорсанова // Актуальные научные исследования в современном мире. – 2019. – № 12-4(56). – С. 147-152.
- У Да. Некоторые задачи теории вероятностей и математической статистики, связанные с ре-спределением Стьюдента: автореф. дис. … канд. физико-математический наук : 01.01.05. / У Да. – М., 2004. – 21 с.
- Фазылов, Ш.Х. Особенности критериев инфор-мативности Фишера/ Ш.Х. Фазылов, Н.С. Маматов // Проблемы вычислительной и прикладной математики. – 2017. – № 4 (10). – С. 110-118.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ОТКАЗОВ ЭЛЕМЕНТОВ, ЛИМИТИРУЮЩИХ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ
Авторы:
Виталий Викторович Гулый, ст. преп., gulyv.v@yandex.ru,
Алексей Александрович Солнцев, канд. техн. наук, доц., solntsev@madi.ru,
Артур Рафикович Асоян, д-р техн. наук, проф., asoyan.ar@mail.ru,
Владимир Сергеевич Ершов, ассистент, vsershov21@gmail.com,
МАДИ, Россия, 125319, Москва, Ленинградский пр., 64
Аннотация
В статье описана проблема реализации комплекса мероприятий по улучшению порядка планирования необходимости, обеспечения и отслеживания поставок запасных частей (ЗЧ) дистрибьютором в дилерскую линию СТО. Рассмотрены главные закономерности распределения отказов элементов (запасных частей), лимитирующих надежность легко-вых автотранспортных средств (ЛАТС). Получены графические зависимости дифференци-альных функций распределения наработок на отказ для отобранных элементов, лими-тирующих работоспособность легковых автомобилей. Полученные графические зависи-мости (результаты) использованы для реализации модели оптимизации работы дилер-ской сети СТО в районе деловой активности. Произведена оценка показателей надёжно-сти элементов отдельно по отказам и неисправностям для автомобилей семейства AUDI. Рассмотрена возможность использования асимптотических зависимостей ведущей функции потока отказов. Определено количество отказов на интервале пробега для ве-дущей функции потока отказов элементов ЛАТС, и на основе полученных данных были по-строены графики ведущих функций потока отказов. Произведен расчет оценки мощности дистрибьюторской системы, взаимодействующей с сетью дилерских СТО. Проанализиро-вано распределение рынка продаж легкового транспорта и прогноз необходимой мощно-сти дилерской сети на территориях Московского региона, города Санкт-Петербурга, а также остальных субъектов Российской Федерации.
Ключевые слова: запасные части, легковые автотранспортные средства, надежность элементов, рынки продаж.
- Аронов, И.З. Оценка надежности по результа-там сокращенных испытаний / И.З. Аронов, Е.И. Бурдасов. – М.: Изд-во стандартов, 1987. – 184 с.
- Панько, Ю.В. Функциональные области управ-ления предприятием: монография / Ю.В. Пань-ко, Н.Ж. Мявлина, Т.В. Болдырева. – Саратов: Амирит, 2020. – 126 с. – ISBN 978-5-00140-759-1.
- Галушко, В.Г. Вероятностно-статистические методы на автотранспорте / В.Г. Галушко. – Ки-ев: Вища школа, 1976, –231 с.
- Гнеденко, Б.В. Вопросы математической тео-рии надежности / Б.В. Гнеденко. – М.: Радио и связь, 1983. – 376 с.
- Карташов, А.А. Внедрение современных ин-формационных технологий в автосервисе / А.А. Карташов, Р.Н. Москвин // News of Science and Education. – 2018. – Т. 10. – № 3. – С. 85-89.
- Уролбоев, А.У. Оценка работ по техническому обслуживанию автомобилей в автосервисах / А.У. Уролбоев // Вестник науки. – 2022. – Т. 3. – № 1(46). – С. 178-184.
- Максикова, Е.Д. Оптимизация транспортного процесса промышленных предприятий / Е.Д. Максикова, С.А. Голик // Вестник Иркутского университета. – 2018. – № 21. – С. 191-193.
- Теоретические и концептуальные представле-ния о взаимодействии человека с системами искусственного интеллекта в транспортной экосистеме: монография / Б.С. Субботин, А.А. Акулов, В.С. Ершов [и др.]. – М.: МАДИ, 2021. – 146 с. – ISBN 978-5-7962-0284-5.
- Григорьев, М.В. Повышение эксплуатационной надежности электронных систем управления двигателем (на примере систем Bosch M1.5.4 и Микас 5.4): дис. … канд. техн. наук / Григорьев Михаил Владимирович. – М., 2004 – 253 с.
- Юсупова, О.В. Прогнозирование потребности в запасных частях на предприятиях автосервиса / О.В. Юсупова, М.И. Филатов // Интеллектуаль-ный и научный потенциал XXI века: сборник статей Международной научно-практической конференции, Волгоград, 22 мая 2017 года. – Волгоград: ООО "ОМЕГА САЙНС", 2017. – С. 106-111.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЭФФИЦИЕНТОВ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ШИНЫ А.Б. ДИКА НА ОСНОВЕ ОБРАБОТКИ ОСЦИЛЛОГРАММЫ ПРОЦЕССА ТОРМОЖЕНИЯ КОЛЕСА
Авторы:
Александр Иванович Федотов, д-р техн. наук, проф., Fai.abs@yandex.ru,
Александр Владимирович Тен, аспирант, aten2010@mail.ru,
ИРНИТУ, Россия, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83
Аннотация
Аннотация. Данная статья посвящена методике определения основных коэффициентов математической модели А.Б. Дика на основе результатов обработки осциллограммы экспериментального исследования процесса торможения колеса на беговом барабане стенда. процесса торможения автомобильного колеса с эластичной шиной на стенде с беговым барабаном. В статье приведен анализ существующих математических моделей, позволяющих описать процесса функционирования колеса с эластичной шиной. В резуль-тате сравнения подтверждена универсальность и простота применения математиче-ской модели шины, разработанной А.Б. Диком. Обосновывается необходимость матема-тического описания характеристик шин в условиях эксплуатации, когда состояние изно-шенной шины и ее свойства отличаются от аналогичных показателей новой шины. В статье представлена методика обработки экспериментального исследования процесса торможения колеса с эластичной шиной на беговом барабане стенда с целью получения коэффициентов математического описания характеристик продольного сцепления шины в модели А.Б. Дика. Представленное в статье сравнение результатов расчета и экспери-мента показывает, что математическая модель шины А.Б. Дика вполне адекватно опи-сывает характеристики продольного сцепления шины с опорной поверхностью. При этом для реализации расчета по модели А.Б. Дика необходимо и достаточно иметь всего три имеющих строгий физический смысл эмпирических коэффициента, которые легко полу-чить экспериментальным путем.
Ключевые слова: шина, характеристики продольного сцепления, тормозная сила, угловая скорость колеса, проскальзывание, осциллограмма, процесс торможения колеса, коэффициенты, модель шины А.Б. Дика.
Список литературы:
- Федотов, А.И. Кинематика колеса, тормозящего на роликах диагностического стенда / А.И. Фе-дотов, В.Г. Власов, О.С. Яньков // Вестник Ир-кутского государственного технического уни-верситета. – 2017. – Т. 21. – № 6(125). – С. 159-172. – DOI 10.21285/1814-3520-2017-6-159-172.
- Бойко, А.В. Пространственная математическая модель расчета коэффициента сцепления от проскальзывания с использованием нормаль-ных и касательных нагрузок распределенных по длине пятна контакта эластичной шины ко-леса с роликами диагностического стенда / А.В. Бойко, О.С. Яньков, А.С. Марков // Авиама-шиностроение и транспорт Сибири: сборник статей VII Всероссийской научно-практической конференции, Иркутск, 13–16 апреля 2016 го-да. – Иркутск: Иркутский национальный иссле-довательский технический университет, 2016. – С. 88-96.
- Марков, А.С. Исследование по повторяемости результатов измерения тормозных сил на ро-ликовом силовом стенде в зависимости от из-носа автомобильной шины / А.С. Марков, О.С. Яньков, А.В. Бойко // Безопасность колесных транспортных средств в условиях эксплуата-ции: материалы 99-й Международной научно-технической конференции, Иркутск, 20–22 ап-реля 2017 года / Иркутский национальный ис-следовательский технический университет; под общ. ред. А.И. Федотова. – Иркутск: Иркут-ский национальный исследовательский техни-ческий университет, 2017. – С. 478-485.
- Гергенов, С.М. Исследования сцепных свойств автомобильных шин / С.М. Гергенов, В.А. Кор-чагин, Ж.В. Дарханов // Ползуновский альма-нах. – 2015. – № 2. – С. 91-95.
- Бойко. А.В. Математическая модель для расче-та коэффициента сцепления от проскальзыва-ния с использованием нормальных и касатель-ных распределенных нагрузок по длине пятна контакта эластичной шины с дорогой и бего-вым барабаном диагностического стенда / А.В. Бойко, В.Б Распопина // Вестник Иркутского государственного технического университета. – 2014. – № 10(93). – С. 168-173.
- Марков, А.С. Математическая модель процесса торможения АТС в дорожных условиях учиты-вающая износ рисунка протектора беговой до-рожки шины / А.С. Марков // Безопасность ко-лёсных транспортных средств в условиях экс-плуатации: материалы 106-й Международной научно-технической конференции, Иркутск, 23–26 апреля 2019 года. – Иркутск: Иркутский национальный исследовательский технический университет, 2019. – С. 298-307.
- Марков, А.С. Методика экспериментальных исследований влияния износа рисунка протек-тора беговой дорожки шины на тормозную эф-фективность АТС / А.С. Марков, В.В. Винокуров // Наземные транспортно-технологические средства: проектирование, производство, экс-плуатация: II Всероссийская научно-практическая конференция, Чита, 30–31 октяб-ря 2018 года. – Чита: Забайкальский государ-ственный университет, 2018. – С. 220-225.
- Яньков, О.С. Исследование процессов, проте-кающих в пятне контакта шины тормозящего колеса с двумя опорными роликами стенда / О.С. Яньков, А.С. Марков // Наземные транс-портно-технологические средства: проектиро-вание, производство, эксплуатация: материалы I Всероссийской заочной научно-практической конференции, Чита, 25–28 октября 2016 года / отв. ред. С.П. Озорнин. – Чита: Забайкальский государственный университет, 2016. – С. 245-257.
- Стенд для исследования процесса взаимодей-ствия эластичной шины с двумя беговыми бе-говыми барабанами / А.В. Бойко, О.С. Яньков, А.С. Марков, Н.Ю. Кузнецов // Автомобиль для Сибири и Крайнего Севера: конструкция, экс-плуатация, экономика: 90-я Международная научно-техническая конференция Ассоциации автомобильных инженеров в ИРНИТУ, Иркутск, 09–10 апреля 2015 года. – Иркутск: Иркутский национальный исследовательский технический университет, 2015. – С. 115-123.
ПРОБЛЕМЫ ПОДДЕРЖАНИЯ РАБОТОСПОСОБНОСТИ АВТОМОБИЛЕЙ-ТАКСИ В Г. ХАНОЙ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
Авторы:
Хиу Чыонг Тхай, аспирант, truongk25mta@gmail.com,
Андрей Николаевич Ременцов, д-р пед. наук., канд. техн. наук., проф., rementsov@yandex.ru,
Виктор Акимович Егоров, канд. техн. наук., доц., yegorov@tea.madi.ru,
МАДИ, Россия, 125319, Москва, Ленинградский пр.,64
Аннотация
На протяжении последнего десятилетия в Социалистической Республике Вьетнам происходят значительные преобразования в экономической сфере, рост внутреннего валового продукта стабильно находится в пределах 5¬-7 % в год. Вместе со значительным приростом населения и улучшением его благосостояния растет потребность в пассажирских перевозках. В статье на основе проведенного анализа статистической информации дано описание состояния обеспечения населения таксомоторными перевозками в г. Ханое, сто-лице Социалистической Республики Вьетнам (СРВ). Рассмотрены структура таксомоторных предприятий, возрастная структура подвижного состава, сложившаяся схема организации работ по поддержанию работоспособности автомобилей-такси, пути обоснованного упорядочивания процесса проведения работ по техническому обслуживанию (ТО) и текущему ремонту (ТР) с рациональными параметрами. Изложены методические предпосылки к оптимизации режимов ТО и ТР автомобилей-такси на основе минимизации затрат на поддержание их работоспособности при выполнении требуемых объё-мов пассажирских перевозок. Проведен предварительный сбор статистических данных по отказам основных узлов и агрегатов автомобилей, эксплуатируемых в условиях тропи-ков.
Ключевые слова: таксомоторные перевозки, Вьетнам, организация работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту, возрастная структура парка такси, техническое состояние авто-мобиля, отказы, узлы, агрегаты, системы.
Список литературы:
- Во Чонг Канг. Оптимизация периода обслужи-вания и ремонта дорожного состава дизельно-го двигателя в условии Вьетнама: дис. … канд. наук / Во Чонг Канг. − Ханой, 2020. − 316 с. (Võ Trọng Cang. Tối ưu hóa thời hạn bảo dưỡng, sửa chữa Bộ phận chạy đầu máy diesel khai thác trong điều kiện Việt Nam. − Hà Nội, 2020. − 316 р.). - Вьет.
- Живов, С.В. Разработка методики оптимизации периодичности технического обслуживания легковых автомобилей-такси: дис. … канд. наук / Живов Сергей Владимирович. − М, 2007. − 164 с.
- Князьков, А.Н. Разработка методики автомати-зированного проектирования нормативов си-стемы технического обслуживания и ремонта автомобилей: дис. … канд. наук / Князьков Алексей Николаевич. − Тюмень, 2004. − 239 с.
- Май Куос Выонг. Государственное управление для бизнеса услуги пассажирских перевозок на такси во Вьетнаме; дис. … канд. наук / Май Куос Выонг. – Ханой, 2019. – 202 с. (Mai Quốc Vương. Quản lý nhà nước đối với kinh doanh dịch vụ vận chuyển hành khách bằng taxi tại Việt Nam. − Hà Nội, 2019. − 202 p.). - Вьет.
- Министерство транспорта Вьетнама (Bộ giao thông vận tải Việt nam): официальный сайт [Электронный ресурс]. − Режим доступа: https://thuvienphapluat.vn/van-ban/Giao-thong-Van-tai/Thong-tu-53-2014-TT-BGTVT-bao-duong-ky-thuat-sua-chua-phuong-tien-giao-thong-co-gioi-duong-bo-254537.aspx. (дата обращения: 15.02.2022). − Вьет.
- Нуенг, Х.М. Организация пассажирских пере-возок во Вьетнаме / Х.М. Нуенг, М.Т. Нгуен // Грузовик. – 2014. – № 4. – С. 20-22.
- Нуенг, Х.М. Состояние и перспективы развития производственно-технической базы автотранс-портных предприятий в Ханое/ Х.М. Нуенг // Вестник ОГУ. − 2014. − № 10(171). − С. 140-145.
- Распоряжение Правительства Вьетнама № 86/2014/ NĐ-CP о возрасте эксплуатации и условиях транспортного эксплуатации на авто-мобиле (Nghị định số 86/2014/NĐ–CP của Chính phủ về kinh doanh và điều kiện kinh doanh vận tải bằng xe ôtô): официальный сайт [Электронный ресурс]. − Режим доступа: https://thuvienphapluat.vn/van-ban/Doanh-nghiep/Nghi-dinh-86-2014-ND-CP-kinh-doanh-dieu-kien-kinh-doanh-van-tai-bang-xe-o-to-248987.aspx (дата обращения: 15.03.2022). − Вьет.
- Тхай, Х.Ч. Особенности эксплуатации и техни-ческого обслуживания автомобилей такси в го-родах Вьетнама / Т.Х. Чыонг, А.Н. Ременцов // Вестник МАДИ. − 2020. − № 1(60). − С. 52-58.
- Тхай, Х.Ч. Характеристика таксомоторных пар-ков и ремонта автомобилей такси в городе Ха-ное/ Т.Х. Чыонг, А.Н. Ременцов, В.А Егоров // Эксплуатация автомобильного транспорта: сборник научных трудов по материалам 80-й научно-методической и научно-исследовательской конференции МАДИ. – M.: МАДИ, 2022. − С. 196-201.
ТРАНСПОРТНАЯ ТЕХНИКА
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УТИЛИЗАЦИОННОГО ТЕПЛА ВЫХЛОПНЫХ ГАЗОВ ДВС С ЦЕЛЬЮ ПРОГРЕВА ГИДРОПРИВОДА ЭКСКАВАТОРА
Авторы:
Дмитрий Михайлович Бородин, соискатель, borodindm@tyuiu.ru,
ФГБОУ ВО «Тюменский индустриальный университет»,
Россия, 625000, г. Тюмень, ул. Мельникайте, 72
Аннотация
Статья посвящена вопросам тепловой подготовки гидропривода рабочего органа гид-равлического одноковшового экскаватора, эксплуатируемого при низких температурах окружающего воздуха, и факторам, снижающим эффективность гидропривода. Рассмотрены основные проблемы тепловой подготовки гидропривода экскаватора, преимущества и недостатки известных способов тепловой подготовки. Уделено внимание источникам энергии, которые могут быть использованы для тепловой подготовки экскаваторов. Рассмотрена возможность использования утилизационного тепла отработавших газов дизельного ДВС. Проанализирован тепловой баланс ДВС гидравлического одноковшового экскаватора. В качестве основного способа прогрева рабочей жидкости предложен теплообмен с выхлопными газами ДВС в дополнительном объёме обменника гидравлического бака одноковшового экскаватора. Описаны проведённые эксперименты подобного прогрева, и приведены графики зависимости температуры рабочей жидкости от времени прогрева для модифицированной и контрольной гидросистем. Приведены основ-ные результаты эксперимента, а также статистические характеристики, полученные при проведении опытов.
Ключевые слова: одноковшовый экскаватор, утилизация тепла, гидропривод рабочего органа, тепловая подготовка, рабочая жидкость, эффективность использования экскаватора.
Список литературы:
- Серова, Н.А. Специфика функционирования Арктической транспортной системы России / Н.А. Серова, В.А. Серова // Автомобиль. Дорога. Инфраструктура. – 2019. – № 3(21). – С. 2.
- Подготовка, эксплуатация и хранение экскава-тора зимой [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://os1.ru/article/9609-podgotovka-ekspluatatsiya-i-hranenie-ekskavatora-zimoy-zimnie-zaboty-ekskavatorshchika-ch-2 (дата об-ращения: 10.06.2021).
- Работа гусеничных экскаваторов в нестандарт-ных условиях [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://xn--l1afgf.xn--p1ai/proizvoditeli/doosan/rabota_gusenichnyh_jekskavatorov_v_nestandartnyh_uslovijah/ (дата обращения: 01.06.2021).
- Васильченко, В.А. Особенности эксплуатации горных машин с гидроприводом при низких температурах / В.А. Васильченко // Горная промышленность. – 2006. – № 2(66). – С. 36-41.
- Тимохов, Р.С. Влияние температуры рабочей жидкости на потери давления в гидравличе-ской системе лесных машин / Р.С. Тимохов, В.А. Бурмистров // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. – С. 252.
- Хоперскова, Ю.С. Оценка технологичности раз-личных способов восстановления штоков гид-равлических цилиндров НТТС / Ю.С. Хоперскова // Автомобиль. Дорога. Инфраструктура. – 2019. – № 2(20). – С. 8.
- Пат. 2559227 Российская Федерация, МПК F02N 19/04. Система прогрева гидропривода СДМ с использованием малого гидробака / Мерданов Ш.М., Карнаухов Н.Н., Конев В.В., Созонов С.В., Половников Е.В.; заявитель и патентооблада-тель Федеральное государственное бюджет-ное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Тюменский государственный нефтегазовый университет" (ТюмГНГУ). – № 2014128725/06; за-явл.11.07.2014; опубл. 08.10.2015, Бюл. № 22. – 6 с.: ил.
- Бородин, Д.М. Экспериментальные исследова-ния прогрева гидропривода строительно-дорожных машин выхлопными газами ДВС / Д.М. Бородин // Инженерный вестник Дона. – 2015. – № 4(38). – С. 117.
- Experimental studies of thermal preparation of internal combustion engine / N.N. Karnaukhov, Sh.M. Merdanov, V.V. Konev, D.M. Borodin // IOP Conference Series: Materials Science and Engi-neering. – 2018. – Vol. 357(1). – Art. No. 012035.
- Двигатели ЯМЗ-236М2, ЯМЗ -238М2. Руковод-ство по эксплуатации 236-3902150-Б РЭ / отв. ред. Д.С. Мокроусов // ПАО "АВТОДИЗЕЛЬ" (Ярославский моторный завод). – Ярославль, 2017. – 188 с.
ЛОКАЛЬНОЕ ЭЛЕКТРОЛИТНО-ПЛАЗМЕННОЕ УПРОЧНЕНИЕ ПЛАШКИ ОБВЯЗКИ КОЛОНН КЛИНОВЫХ
Авторы:
Куат Курганович Комбаев, канд. техн. наук., доц., Kombaev82@mail.ru,
Данияр Серикболович Елеманов, докторант, atonai2009@mail.ru,
Гульнур Нурлыбековна Конарбаева, докторант, gkonar@mail.ru,
Акбота Бауржанкызы Касенова, инженер, baurzhan.bota95@mail.ru,
Восточно-Казахстанский технический университет им. Д. Серикбаева,
Республика Казахстан, 070003, г. Усть-Каменогорск, ул. Протозанова, 69,
Дарын Сүлейменулы Камзин, инженер, kamzin.dako@gmail.com,
Иван Дмитриевич Гридунов, инженер, докторант, rax_rax@mail.ru,
АО «Усть-Каменогорский завод промышленной арматуры»,
Республика Казахстан, 070001, г. Усть-Каменогорск, ул. Островского, 49
Аннотация:
Развитие экономики современного Казахстана и ряда других стран в значительной сте-пени базируется на добыче и реализации углеводородного сырья и его производных про-дуктов на внешнем и внутреннем рынках. Данное обстоятельство стимулирует рост ежегодных объемов добычи нефти и газа. В развитии технологии добычи нефти и газа решающую роль играет повышение технического уровня оборудования, применяемого на промыслах и буровых предприятиях. Оборудование колонн клиновых эксплуатируется в резко континентальных климатических условиях. В процессе прокачки нефти сегменты плашек подвергаются высоким контактным напряжениям и ударно-усталостному изно-су. Для научного исследования химико-термического упрочнения плашки из низкоуглероди-стой легированной стали 20Х ГОСТ 33260-2015 обвязки колонн клиновых (ОКК) разрабо-тана экспериментальная установка электролитно-плазменного упрочнения. Экспери-ментальные исследования электролитно-плазменного упрочнения проводили на различ-ных режимах обработки. Описана зависимость вольтамперной характеристики высоко-скоростного нагрева детали от температуры ионизированной электролитной плазмы. Процессы теплопереноса, нагрева и закалки в электролите описаны математической моделью, выведена формула регрессии. Определены основные параметры электролитно-плазменного упрочнения, рассчитаны оптимальные режимы обработки. Результаты из-мерения микротвёрдости свидетельствуют о повышении твердости относительно ис-ходного состояния. Растровый элементный анализ свидетельствует о поверхностной модификации углеродом упрочняемого слоя низкоуглеродистой легированной стали.
Ключевые слова: установка электролитно-плазменного упрочнения; локальная закалка; микротвёрдость; элементный анализ.
Список литературы:
- Структурно-фазовое состояние поверхностного слоя низкоуглеродистой стали после электро-литно-плазменной модификации / К.К. Комба-ев, М.В. Дудкин, А.И. Ким, А.Б. Касенова, Г.М. Токтарбаева, Д.С. Камзан // Вестник МАДИ. – 2021. – № 3(66). – С. 75-81.
- ASTM E1558-09(2014). Standard Guide for Elec-trolytic Polishing of Metallographic Specimens. – West Conshohocken, Pennsylvania: ASTM Interna-tional, 2014. – 13 p.
- Thermal processes during friction and wearing of medium carbon steel after plasma electrolytic processing / A.O. Komarov, A.A. Smirnov, T.L. Mukhachaeva, S.A. Kusmanov // Journal of Physics: Conference Series. – 2021. – Vol. 1954(1). Art. No. 012020.
- Pogrebnyak, A.D. Electrolytic plasma processing for plating coatings and treating metals and alloys / A.D. Pogrebnyak, A.S. Kaverina, M.K. Kylysh-kanov // Protection of Metals and Physical Chem-istry of Surfaces. – 2014. – Vol. 50. –P. 72-87.
- Tavakoli, H. Morphological and electrochemical study of sulfide. Nitride nanostructure deposited through pulsed plasma electrolysis / H. Tavakoli, M. Sobhani // Journal of Materials Engineering and Performance. – 2017. – Vol. 26(4). – P. 1657-1663.
- Research of cutting temperature reducing of titanium alloy grade 5 below polymorphic transformation depending on calculation of cutting modes / M. Doudkin, K. Kombayev, A. Kim, B. Azamatov, Zh. Azamatova // International Journal of Mechanical and Production Engineering Research and Development. – 2020. – Vol. 10(2). – P. 747–758.
- Electrolytic plasma processing-an innovative treatment for surface modification of 304 stain-less steel / Y.G. Wan, L. Junping, J.H. Guo, Q. Hai, L. Yuning, Z.Hui // Scientific reports. – 2017. – Vol. 7. – Art. No. 308.
- Korotkov, V.A. Effect of plasma hardening on chromium steel corrosion resistance / V.A. Korotkov // Chemical and Petroleum Engineering. – 2018. – Vol. 53(9-10). – P. 627-630.
- Гречнева, М.В. Краткий анализ результатов работ в области плазменного поверхностного упрочнения сталей и сплавов / М.В. Гречнева // Вестник Иркутского государственного технического университета. – 2017. – Т. 21. – № 5 (124). – С. 10-23.
- Characterization of surface hardened layers on Q235 low-carbon steel treated by plasma electrolytic borocarburizing / B. Wang, W.B. Xue, J. Wu, X.Y. Jin, M. Hua // Journal of Alloys and Compounds. – 2013. –Vol. 578. – P. 162-169.
- Laboratory installation for electrolytic-plasma treatment of steel / E. Kozha, D.U. Smagulov, G.E. Akhmetova, K.K. Kombaev // National acade-my of sciences of the republic of Kazakhstan. –2017. –Vol. 4. – P. 219-225.
- Usta, M. Plasma Electrolytic Surface Carburizing of Pure Iron / M. Usta, F. Çavuşlu // Encyclopedia of Iron, Steel, and Their Alloys. – Boca Raton: CRC Press, 2016. – P. 2560-2571.
- Поверхностное термоупрочнение-виды и ха-рактеристика (краткий аналитический обзор) / А.М. Михальченков, А.А. Новиков, А.А. Тюрева, B.Н. Рыжик // Конструирование, использование и надежность машин сельскохозяйственного назначения. – 2016. – № 1(15). – С. 166-174.
- Wu, J. Characterization of carburized layer on T8 steel fabricated by cathodic plasma electrolysis / J. Wu, W. Xue, B. Wang // Surface and Coatings Technology. – 2014. – Vol. 245. – P. 9-15.
- Влияние плазменной закалки на износостой-кость стали 65Г/ И.А. Растегаев, В.А. Коротков, М.А. Афанасьев, Д.Л. Мерсон // Заводская ла-боратория. Диагностика материалов. – 2017. – Т. 83. – №5. – С. 62-65.
МОДЕЛИРОВАНИЕ И РАСЧЕТ ПАРАМЕТРОВ СИСТЕМ АКТИВНОГО КОНТРОЛЯ КРЕНА КОМПАКТНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ С МЕХАНИЗМАМИ НАКЛОНА
Авторы:
Сатер Гайс, аспирант, GhithSater@gmail.com,
Виталий Валентинович Гаевский, д-р техн. наук, проф., vit-life@rambler.ru,
Филипп Кириллович Дьяков, канд. техн. наук, ст. преп., dzzdp@mail.ru,
МАДИ, Россия, 125319, Москва, Ленинградский пр., 64
Аннотация:
В XX и в начале XXI века было проведено большое количество исследований в области теории движения автомобилей. В то же время исследований в области движения ком-пактных транспортных средств (КТС) было проведено гораздо меньше. КТС разрабатывались в основном для решения проблем обычных ТС. Наиболее важной проблемой узких КТС является вопрос их устойчивости к опрокидыванию. Одним из решений предотвра-щения опрокидывания, является использование КТС, активно наклоняющихся в сторону центра поворота, то есть, проектирование КТС с системой активного крена. Такие КТС могут наклоняться аналогично мотоциклам во время поворота, а их устойчивость к опрокидыванию может быть значительно улучшена. Тем не менее, в конструкции системы управления наклоном возникли проблемы при определении желаемого угла наклона в режиме реального времени и при минимизации требований к величине крутящего мо-мента привода наклона. Минимизация требований к величине крутящего момента требует максимально возможной синхронизации процессов наклона и поворота автомобиля. Поэтому разработки таких систем наклона имеют в конструкциях узких КТС решающее значение. В ходе подготовки данной статьи разработана новая математическая модель для моделирования и расчета параметров систем активного контроля крена су-ществующих КТС различных типов с механизмами наклона, которая, в свою очередь, позволит с высокой точностью проектировать систему контроля крена любого КТС.
Ключевые слова: безопасность, поперечная устойчивость, активный крен, линеаризация с обратной свя-зью, компактный автомобиль, система непосредственного управления наклоном.
Список литературы:
- Dynamics of Narrow Tilting Vehicles / R. Rajamani, J. Gohl, L. Alexander, P. Starr // Mathematical and Computer modelling of dynamical systems. –2003. – Vol. 9(2). – P. 209-231.
- Li, Y.T. An Active Roll Mode Suspension System for Ground Vehicles / Y.T. Li, J.L. Meiry, W.G. Roeseler // Journal of Basic Engineering. – 1968. – Vol. 90(2). – P. 167–174.
- Katayama, T. Energy Flow Method for the Study of Motorcycle Wobble Mode / T. Katayama, T. Nishimi // Vehicle System Dynamics. – 1990. – Vol. 19(3). – P. 151-175.
- Weir, D.H. Lateral-Directional Motorcycle Dynam-ics and Rider Control / D.H. Weir, J.W. Zellner // SAE Transactions. – 1978. – DOI: 10.4271/780304.
- Cossalter, V. Steady Turning of Two-Wheeled Ve-hicles / V. Cossalter, A. Doria, R. Lot // Vehicle sys-tem dynamics. – 1999. – Vol. 19. – P. 157-181.
- Hibbard, R. A New Type of Small, Relatively Tall and Narrow Active Tilting Commuter Vehicle / R. Hibbard, D. Karnopp // Twenty First Century Transportation System Solutions, Advanced auto-motive technologies, ASME Publication DSC. – 1996. – Vol. 25. – P. 321-347.
- Piyabongkarn D. Active direct tilt control for sta-bility enhancement of a narrow commuter vehicle / D. Piyabongkarn, T. Keviczky, R. Rajamant // In-ternational Journal of Automotive Technology. – 2004. – Vol. 5(2). – P. 77-88.
- Honda.co.jp: официальный сайт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.honda.co.jp/motor-lineup/category/ (дата обращения: 05.05.2020).
- Karnopp, D. Optimum roll angle behavior for tilt-ing ground vehicles / D. Karnopp, R. Hibbard // ASME Dyn Syst Control Div Publ DSC, ASME Jour-nal. – 1992. – Vol. 44. – P. 29-37.
- Karnopp, D. A Simple Model of Steering-Controlled Banking Vehicles, Transportation Sys-tems / D. Karnopp, C. Fang // ASME DSC. – 1992. – Vol. 44. – P. 1-12.
- Pauwelussen, J. P. The dynamic behaviour of man-wide vehicles with an automatic active tilting mechanism / J. P. Pauwelussen // EAEC Congress vehicle systems technology for the next century. – Barcelona, 1999. – P. 199-206.
- Development and experimental evaluation of a tilt stability control system for narrow commuter ve-hicles / S. Kidane, R. Rajamani, L. Alexander, P. J. Starr, M. Donath // IEEE Transactions on Control Systems Technology. – 2010. – Vol. 18(6). – P. 1266-1279.
- System development for hydraulic tilt actuation of a tilting narrow vehicle / B. Drew, K. Edge, M. Barker, J. Darling, G. Owen, H. Johannsen // 9th Scandinavian International Conference on Fluid Power, SICFP. – Linkoping, Sweden, 2005. – Vol. 5. – P. 1-3.
- Tilting motion control in narrow tilting vehicle using double-loop PID controller / J. C. Chiou, C. Lin, C. Chen, C. Chien // 7th Asian Control Confer-ence. – Hong Kong, China, 2009. – P. 913-918.
- Edelmann, J. Electronic Stability Control of a Nar-row Tilting Vehicle / J. Edelmann, M. Plöchl // SAE International Journal of Materials and Manufac-turing. –2011. – Vol. 4. – P. 1006-1013.
- Roqueiro, N. Sliding Mode Controller and Flatness Based Set-Point Generator for a Three Wheeled Narrow Vehicle / N. Roqueiro, M. G. De Faria, E. F. Colet // IFAC Proceedings Volumes. – 2011. – Vol. 44(1). – P. 11925-11930.
- Switching Dynamic Modeling and Driving Stability Analysis of Three-Wheeled Narrow Tilting Vehicle / H. Furuichi, J. Huang, T. Fukuda, T. Matsuno // IEEE/ASME Transactions on Mechatronics. – 2014. – Vol. 19. – P. 1309-1322.
- Claveau, F. Non-linear control of a Narrow Tilting Vehicle / F. Claveau, P. Chevrel, L. Mourad // IEEE International Conference on Systems, Man and Cybernetics (SMC). – San Diego, 2014. – Vol. 1. – P. 2488-2494.
- Steering stability of a passive front wheel design on tilting narrow track vehicle / J. T. C. Tan, H. Arakawa, Y. Suda, K. Araki, A. Mizuno, M. Horigu-chi // Proceedings of the 25th International Sym-posium on Dynamics of Vehicles on Roads and Tracks, IAVSD. – Rockhampton, Queensland, Aus-tralia, 2017. – Vol. 1. – P. 459-464.
- Tang, C. A Reconfigurable Integrated Control for Narrow Tilting Vehicles / C. Tang, M. Ataei, A. Khajepour // IEEE Transactions on Vehicular Tech-nology. – 2019. – Vol. 68. – P. 234-244.
- Resolve Project: официальный сайт [Электрон-ный ресурс]. – Режим доступа: https://www.resolve-project.eu/ (дата обраще-ния: 05.05.2020).
- Bucchi, F. Stability analysis of a novel four-wheeled motorcycle in straight running / F. Buc-chi, F. Cerù, F. Frendo // Meccanica. – 2017. – Vol. 52. – P. 2603-2613.
- Torque vectoring – based drive: Assistance sys-tem for turning an electric narrow tilting vehicle / Y. Ren, T. Q. Dinh, J. Marco, D. Greenwood // Pro-ceedings of the Institution of Mechanical Engi-neers. Part I: Journal of Systems and Control Engi-neering. – 2019. – Vol. 233(7). – P. 788-800.
- A fundamental investigation of tilt control systems for narrow commuter vehicles / S. Kidane, L. Al-exander, R. Rajamani, P. Starr, M. Donath // Vehi-cle System Dynamics. – 2008. – Vol. 46(4). – P. 295-322.
ПАРАМЕТРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭНЕРГОНАКОПИТЕЛЬНОГО ТОРМОЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
Авторы:
Владимир Семенович Исаков, д-р техн. наук., проф., vs.isakov@mail.ru,
Андрей Владимирович Ерейский, канд. техн. наук, доц., av_e1975@mail.ru,
Евгения Александровна Ерейская, ст. преп., jann_e@mail.ru,
Карина Александровна Дегтярева, канд. техн. наук, доц., karina.degtyareva.2014@mail.ru,
Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И. Платова,
Россия, 346428, Новочеркасск, ул. Просвещения, 132
Аннотация:
В статье рассматривается возможность осуществления энергонакопительного торможения транспортных средств на примере тележки мостового крана с закрепленным на подвесе грузом. Предложенная система осуществляет управляемое величиной тока при-водного электродвигателя торможение тележки крана до полной остановки с сохране-нием кинетической энергии тормозимого объекта в маховичном накопителе, присоединенном к приводу механизма передвижения посредством дифференциального планетарного редуктора. Разработанная математическая модель позволила провести анализ ди-намики энергонакопительного торможения. Установлены параметры тележки крана и транспортируемого груза, условия торможения, оказывающие влияние на время торможения, величину отклонения транспортируемого груза от точки крепления и количество аккумулируемой в маховике энергии. Предложена классификация факторов, влияющих на условия торможения. При помощи математической модели были проведены исследования влияния различных параметров механизма передвижения, накопителя энергии и условий транспортирования груза на эффективность торможения. Были определены за-висимости влияния различных факторов на количество накапливаемой в процессе тор-можения энергии. Установление степени влияния каждого из рассматриваемых параметров и проведение регрессионного анализа позволит выработать рекомендации по конструированию энергонакопительных систем для приводов подъемно-транспортных ма-шин и тем самым снизить энергозатраты при их эксплуатации.
Ключевые слова: тормозные устройства, энергонакопительное торможение, накопитель энергии, пара-метры торможения.
Список литературы:
- Исаков, В.С. Повышение эффективности при-менения энергосберегающих технологий в процессах торможения подъемно-транспортных, строительных и горных машин / В.С. Исаков, А.В. Ерейский // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский реги-он. Технические науки. – 2018. – № 3(199). – С. 80-88
- Исаков, В.С. Структурный анализ тормозных энергосберегающих систем транспортно-технологических машин / В.С. Исаков, А.В. Ерейский, А.А. Кветкин // Техника и техно-логия транспорта. – 2019. – № S(13). – С. 11.
- Хмара, Л.А. Повышение эффективности буль-дозеров путем использования гидроаккумули-рующей системы / Л.А. Хмара, А.П. Холодов // Строительные и дорожные машины. – 2012. – № 3. – С. 33-37.
- Ярославцев, М.В. Определение потерь в тяго-вом приводе автономного транспортного средства с комбинированной энергетической установкой методом имитационного модели-рования / М. В. Ярославцев // Наука. Техноло-гии. Инновации: сборник научных трудов: в 9 ч., Новосибирск, 01–05 декабря 2015 года / под ред. Е.Г. Гуровой. – Новосибирск: Новосибир-ский государственный технический универси-тет, 2015. – Ч. 5. – С. 174-176.
- Мятеж, А.В. Определение энергоёмкости бор-тового буферного конденсаторного накопителя энергии для городского электрического транс-порта / А.В. Мятеж, М.В. Ярославцев // Транс-порт Российской Федерации. – 2013. – № 4(47). – С. 62-65.
- Железнов, Е.И. Моделирование работы устрой-ства управления инерционной тормозной си-стемы прицепа / Е.И. Железнов, Р.Е. Железнов // Известия Волгоградского государственного технического университета. Серия: Наземные транспортные системы. – 2014. – Т. 9. – № 19(146). – С. 24-27.
- Носко, А.Л. Методика оценки изменения тор-мозного момента применительно к тормозам грузоподъемных машин / А.Л. Носко // Изве-стия высших учебных заведений. Машино-строение. – 2017. – № 5(686). – С. 37-44.
- Степаненко, В.П. Определение параметров накопителей энергии комбинированных сило-вых установок / В.П. Степаненко // Горный ин-формационно-аналитический бюллетень (научно-технический журнал). – 2016. – № 8. – С. 166-174.
- Корытов, М.С. Моделирование и исследование колебаний груза, перемещаемого грузоподъ-емным краном / М.С. Корытов, В.С. Щербаков, В.Е. Беляков // Вестник Сибирского государ-ственного автомобильно-дорожного универси-тета. – 2019. – Т. 16. – № 5(69). – С. 526-533.
- Щербаков, В.С. Ограничение колебаний груза, перемещаемого мостовым краном: моногра-фия / В.С. Щербаков, М.С. Корытов, Е.О. Шершнева; Министерство образования и науки РФ, Федеральное государственное бюд-жетное образовательное учреждение высшего образования «Сибирский государственный ав-томобильно-дорожный университет (СибА-ДИ)». – Омск: Сибирский государственный ав-томобильно-дорожный университет (СибАДИ), 2018. – 154 с. – ISBN 978-5-00113-041-3.
- Джента, Дж. Накопление кинетической энер-гии: Теория и практика современных махович-ных систем / Дж. Джента; пер. с англ. Н.М. Жмудь, В.Л. Кулакова; под ред. Г.Г. Порт-нова. – М.: Мир, 1988. – 428 с. – ISBN 5-03-000148-4.
- Гербст В.А. Влияние гибкого подвеса груза на торможение крановой тележки // Известия ву-зов. Машиностроение. – 1960. – № 8. – С. 148-154.
РАЗРАБОТКА РАБОЧЕГО ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ ОЧИСТКИ ДОРОГ И ТРОТУАРОВ ОТ СНЕЖНО-ЛЕДЯНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
Авторы:
Геннадий Владимирович Кустарев, канд. техн. наук, проф., proektdm@mail.ru,
МАДИ, Россия, 125319, Москва, Ленинградский пр., 64,
Алина Игоревна Ким, канд. техн. наук, доц., k.a.i.90@mail.ru,
Михаил Васильевич Дудкин, д-р техн. наук, проф., vas_dud@mail.ru,
Георгий Александрович Гурьянов, д-р техн. наук, проф, gguryanov@mail.ru,
Елена Леонидовна Дудкина, ст. науч. сотр., dudkina_1964@list.ru,
Восточно-Казахстанский технический университет им. Д. Серикбаева,
Республика Казахстан, 070004, г. Усть-Каменогорск, ул. Протозанова 69,
Никита Михайлович Андрюхов, ассистент, Andryukhov_nm@mail.ru,
МАДИ, Россия, 125319, Москва, Ленинградский пр., 64
Аннотация:
В статье представлена разработанная авторами конструкция навесного ударно-роторного рабочего оборудования для разрушения снежно-ледяных образований на проезжей части дорог. Была разработана механико-математическая модель процесса ска-лывания льда, позволяющая оптимизировать конструкцию льдоскалывающей машины с целью повышения эффективности ее работы путем введения регулировок и подбора ее оптимальных механико-геометрических характеристик. Актуальность работы и ожидаемый социальный эффект обоснованы возможностью снижения количества ДТП и зимнего травматизма на дорогах РК, а также снижением объемов выбросов выхлопных газов на казахстанских дорогах, обеспечиваемых работой нового рабочего оборудования для зим-него содержания дорог и тротуаров. Приведенные в данной статье результаты получены кафедрами «Дорожно-строительные машины» МАДИ и ВКТУ при выполнении сов-местного, финансируемого КН МОН РК проекта № АР09260192 «Разработка инновационного фрезерно-роторного снегоочистительного рабочего оборудования с повышенной эффективностью работы».
Ключевые слова: зимнее содержание дорог, скалывание снежно-ледяных образований, упругий подвес, рабочий орган.
Список литературы:
- Определение рациональных параметров рабо-чего органа машины для зимнего содержания дорог / Л.Н. Абрамов, Г.В Кустарев, М.В. Дудкин, Б.А. Молдаханов, Н.М. Андрюхов // Строительные и дорожные машины. – 2021. – № 8. – С. 18-22.
- Mlynczak, M. Theoretical studies and conditions analysis of the inertial slider slippage of asymmet-ric planetary vibration exciter for snowplow / M. Mlynczak, G. Kustarev, N. Andryukhov // Bulletin of D. Serikbayev EKTU. – 2021. – Vol. 3. – P. 63-78.
- Warwick, K. Beyond Industrial Policy: Emerging Issues and New Trends / K. Warwick // OECD Sci-ence, Technology and Industry Policy Papers. – 2013. – No. 2. – 56 p. – http://dx.doi.org/10.1787/5k4869clw0xp-en.
- Голендухин, А.М. Разработка льдоскалываю-щего устройства для машины ПСС-1К / А.М. Голендухин // Современная наука и ее ресурсное обеспечение: инновационная пара-дигма: сборник статей IV международной научно-практической конференции. – Петроза-водск: Международный центр научного парт-нерства «Новая Наука», 2020. – С. 81-84.
- Позынич, Е.К. Импортозамещение строитель-но-дорожной и транспортной техники для гос-ударственных и муниципальных нужд / Е.К. Позынич, К.П. Позынич, Р.А. Эунап // Механики XXI веку. – 2015. – № 14. – С. 297-302.
- Мандровский, К.П. Анализ систем мониторинга дорожно-строительных машин и концепция системы управления эффективностью / К.П. Мандровский // Вестник МАДИ. – 2016. – № 1(44). – С. 26-33.
- Баловнев, В.И. Выбор транспортно-технологических машин / В.И. Баловнев, Р.Г. Данилов, Н.Д. Селиверстов // Наука и техника в дорожной отрасли. – 2018. – № 2(84). – С. 38-41.
- Морозов, Р.В. Классификация способов борьбы со снежно-ледяными отложениями / Р.В. Мо-розов // Мир науки. – 2014. – № 4. – С. 29.
- Болдырева, Я.И. Оценка безопасности движения при различных технологиях зимнего со-держания дорог / Я.И. Болдырева., Т.В. Самодурова // Научная опора Воронежской области: сборник трудов победителей конкурса научно-исследовательских работ студентов и аспирантов ВГТУ по приоритетным направлениям раз-вития науки и технологий. – Воронеж: Изд-во ФГБОУ ВО «Воронежский государственный технический университет», 2019. – С. 216-218.
- Сосенкина, И.М. Инновационные решения в зимнем содержании дорог: международный опыт метеорологических наблюдений / И.М. Сосенкина, В.С. Тихонов // Мир дорог. – 2020. – № 129-130. – С. 68-69.
АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ, МОСТЫ И ТРАНСПОРТНЫЕ ТОННЕЛИ
ИЗМЕНЕНИЯ ТРАЕКТОРИИ ДВИЖЕНИЯ АВТОМОБИЛЕЙ ПРИ РАСПОЛОЖЕНИИ НА ОБОЧИНАХ ПРЕПЯТСТВИЯ
Авторы:
Фам Ань Конг, аспирант, anhcong118@gmail.com,
МАДИ, Россия, 125319, Москва, Ленинградский пр., 64
Аннотация:
Положение стоящего на обочине автомобиля является одной из основных причин измене-ния траектории движения транспортных средств, проезжающих по крайней правой по-лосе. Изменение расстояния стоящего автомобиля от кромки проезжей части оказывает существенное влияние на изменение траектории движущихся автомобилей. Для точной оценки величины смещения траектории движения автор провел исследования на участке дороги I технической категории в Московской области. На основе полученных результа-тов исследований для легковых и грузовых автомобилей установлены аналитические за-висимости величины зазора от положения автомобиля-помехи на обочине. При расстоя-нии стоящего автомобиля до 0,75 м от кромки проезжей части отмечено его существен-ное влияние на изменение траектории движущихся автомобилей.
Ключевые слова: траектория движения, обочина автомобильной дороги, величина зазора, положение сто-ящего автомобиля на обочине, ширина обочины.
Список литературы:
- Поспелов, П.И. Дорожные условия и безопас-ность движения: учебник / П.И. Поспелов, К.Х. Азизов, А.Х. Ураков. – Ташкент: ТИПСЭАД, 2018. – 208 с.
- СП 34.13330.2021. Автомобильные дороги. – M.: Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федера-ции (Минстрой России), 2021. – 94 с.
- ОДМ 218.11.004-2020. Методические реко-мендации по порядку проведения оценки уровня содержания автомобильных дорог об-щего пользования федерального значения (для опытного применения). – М.: Росавтодор (Фе-деральное дорожное агентство), 2020. – 241 с.
- Васильев, А.П. Обоснование ширины обочин и типа укрепления на автомобильных дорогах: обзорная информация / А.П. Васильев, Е.В. Жустарева, В.И. Бочкарев. Федеральное до-рожное агентство министерства транспорта Российской Федерации, Информавтодор. – М.: [б.и.], 2008. – 92 с.
- Пугачев, И.Н. Организация и безопасность дви-жения: учеб. пособие / И.Н. Пугачев. – Хаба-ровск: Изд-во Хабар. гос. техн. ун-та, 2004. –232 с.
- ГОСТ Р 52399-2005. Геометрические элементы автомобильных дорог / Минтранс России, Фе-деральное агентство по техническому регули-рованию и метрологии Росстандарт. – М.: Стандартинформ, 2006. – 8 с.
- Федотов, Г.А. Изыскания и проектирование автомобильных дорог / Г.А. Федотов, П.И. По-спелов. – М.: Высшая школа, 2009. – 646 с.
- Косцов, А.В. Проектирование городских маги-стральных улиц с учетом приоритетного дви-жения наземного общественного транспорта по обособленным полосам: дис. … канд. техн. наук / Косцов Алексей Валерьевич; МАДИ. – М., 2012. – 190 с.
- Road Restraint Systems as a Basis for Roadside Safety Improvement / M. Budzyński et al. // IOP Conference Series: Materials Science and Engi-neering. – 2019. – Vol. 471(6). – Art. No. 062029.
- Wolhuter, K.M. Geometric Design of Roads Hand-book / K.M. Wolhuter. – London: CRC Press. 2017. – 626 p.
- Технический паспорт изделия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cdn.sick.com/ (дата обращения 16.03.2021).
ИНЖЕНЕРНАЯ ЗАЩИТА ОСНОВАНИЙ СООРУЖЕНИЙ ТЕРМОСТАБИЛИЗАЦИЕЙ ГРУНТА ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ В РАЙОНАХ ВЕЧНОЙ МЕРЗЛОТЫ
Авторы:
Галина Юрьевна Тимофеева, канд. физ.-мат. наук, доц., phizika@madi.ru,
Петр Евгеньевич Демин, канд. техн. наук, доц., petr-demin@yandex.ru,
Иван Сергеевич Шатилов, ассистент, vfnia_@mail.ru,
МАДИ, Россия, 125319, Москва, Ленинградский пр., 64,
Артем Вячеславович Косачев, канд. техн. наук, гл. инж. проекта, pers1991@mail.ru,
ООО «РСП ИНЖИНИРИНГ», Россия, 127299, Москва, ул. Космонавта Волкова, 20
Аннотация:
В статье описаны результаты научных работ ученых МАДИ по использованию термо-стабилизаторов на автомобильных дорогах. В условиях сезонного промерзания грунтов вечной мерзлоты применение термостабилизаторов в транспортной инфраструктуре (шоссе, мосты, железные дороги, взлетно-посадочные полосы аэропортов) приводит к повышению эксплуатационной надёжности сооружений. В зависимости от температур-ного режима мерзлые и немерзлые грунты отличаются по своим механическим свой-ствам из-за различного содержания льда. При низких температурах грунт характеризу-ется повышенной прочностью и малой водопроницаемостью по сравнению с талыми грунтами. В пределах одного строительного объекта грунты могут находиться в раз-личных состояниях (твердое состояние, вязкое состояние и др.) и демонстрировать раз-личные механические и теплофизические свойства. Для снижения среднегодовой темпе-ратуры грунта применяют термостабилизаторы, которые позволяют снизить темпе-ратуру грунта вокруг них на 1-5 °С. Сваи дорожных сооружений с термостабилизатора-ми внутри них позволяют получить гарантированные результаты по обеспечению тре-буемой несущей способности сооружения.
Ключевые слова: вечная мерзлота, мерзлые грунты, льдистость грунта, влажность грунта, парожид-костный термостабилизатор.
Список литературы:
- Climate Change and Stability of Urban Infrastruc-ture in Russian Permafrost Regions: Prognostic Assessment based on GCM Climate Projections / N.I. Shiklomanov, D.A. Streletskiy, T.B. Swales, V.A. Kokorev // Geographical Review. – 2017. – Vol. 107(1). – P. 125-142.
- Елесин, М.А. О перспективах развития созда-ния мерзлотной лаборатории и основных направлениях ее развития / М.А. Елесин // Научный вестник Арктики. – 2019. – № 7. – С. 16-21.
- Шлойдо, Г.А. Определение сопротивляемости мерзлых грунтов разрушению: дис. … канд. техн. наук: 05.00.00 / Шлойдо Геннадий Ан-дреевич. – М., 1966. – 240 с.
- Richardson, P. Tough Alaska conditions prove new pile design’s versatility / P. Richardson // Alaska Construction and Oil. – 1979. – Feb. – P. 20–28.
- In-situ study on cooling effect of the two-phase closed thermosyphon and insulation combina-tional embankment of the Qinghai-Tibet Railway / J. Wu, W. Ma, Z. Sun, Z. Wen // Cold Regions Sci-ence and Technology. – 2010. – Vol. 60(3). – P. 234–244.
- Péwé, T.I. Frost Heaving of Piles Whit an Example From, Fairbanks, Alaska / T.I. Péwé, R.A. Paige // Geological Survey Bulletin 1111-1. – Washington: United States Government Printing Office, 1963. – P. 333–403.
- Wagner, A.M. Demonstration of an Artificial Fro-zen Barrier: Installation Report / A.M. Wagner, E. Yarmak. – Washington: Army Corps of Engi-neers, 2012. – 37 p.
- Griffin, R.G. Highway Bridge Deicing Using Passive Heat Sources / R.G. Griffin. – Colorado: Colorado Department of Highways, 1982. – 71 p.
- Rudolf, Ju. Thermosiphon Loops for Heat Extrac-tion from the Ground / Ju. Rudolf / KTH School of Industrial Engineering and Management. – Stock-holm, 2008. – 65 p.
- Wagner, A.M. Creation of an artificial frozen bar-rier using hybrid thermosyphons / A.M. Wagner // Cold Regions Science and Technology. – 2013. – Vol. 96. – P. 108-116.
- Ground-Coupled Natural Circulating Devices (Thermosiphons): A Review of Modeling, Experi-mental and Development Studies / M. Badache, Z. Aidoun, P. Eslami-Nejad, D. Blessent // Inventions. – 2019. – Vol. 4(1). – Art. no. 14.
- Shatilov, I.S. Ecological features of establishment and operation of road structures in the conditions of permafrost / I.S. Shatilov, G.V. Shibasov, A.S. Litvinchuk // European Journal of Natural History. – 2021. – Vol. 6. – P. 76-81.
- Трофименко, Ю.В. Обоснование мероприятий по снижению выбросов парниковых газов транспортом и адаптации объектов транспорт-ной инфраструктуры к климатическим измене-ниям в зонах вечной мерзлоты / Ю.В. Трофи-менко, А.Н. Якубович // Экология и промыш-ленность России. – 2019. – Т. 23. – № 2. – С. 55-61.
- Numerical study of long-term cooling effects of thermosyphons around tower footings in perma-frost regions along the Qinghai-Tibet Power Transmission Line / Y. Mu, G. Li, Q. Yu, W. Ma, D. Wang, F. Wang // Cold Regions Science and Technology. – 2016. – Vol. 121. – P. 237–249.
- Song, Y. In-situ study on cooling characteristics of two-phase closed thermosyphon embankment of Qinghai–Tibet Highway in permafrost regions / Y. Song, L. Jin, J. Zhang / Cold Regions Science and Technology. – 2013. – Vol. 93. – P. 12-19.
ИССЛЕДОВАНИЕ НАПРЯЖЕННО-ДЕФОРМИРОВАННОГО СОСТОЯНИЯ ДОРОЖНОЙ ОДЕЖДЫ ПОД ДЕЙСТВИЕМ ЦИКЛИЧЕСКИХ НАГРУЗОК
Авторы:
Евгений Алексеевич Шишкин, канд. техн. наук, доц., 004655@pnu.edu.ru,
Сергей Николаевич Иванченко, д-р техн. наук, проф., sni@mail.khstu.ru,
ТОГУ, Россия, 680035, Хабаровск, ул. Тихоокеанская, 136
Аннотация:
Ключевые слова: дорожная одежда, верхний слой, основание, транспортный поток, циклическое нагруже-ние, напряжение, максимальная деформация, деформация упругого последействия.
Список литературы:
- Ильина, О.Н. Дорожно-строительный материал на основе местных минеральных материалов, обработанных комплексными вяжущими / О.Н. Ильина, Н.В. Коновалов // Известия Казанского государственного архитектурно-строительного университета. – 2013. – № 2(24). – С. 295-300.
- Ковалев, Я.Н. Технико-экономическое сравне-ние конструкций дорожных одежд с использо-ванием местных материалов / Я.Н. Ковалев, А.В. Савуха, В.В. Гиринский // Наука и техника. – 2021. – Т. 20. – № 5. – С. 449-454.
- Александров, А.С. Обобщающая модель пла-стического деформирования дискретных мате-риалов дорожных конструкций при воздей-ствии циклических нагрузок / А.С. Александров // Строительные материалы. – 2016. – № 5. – С. 27-30.
- Расчёт надёжности нежёстких дорожных одежд методом моментов по критерию допус-каемого прогиба / Р.П. Моисеенко, Г.В. Пушкарёва, Б.Г. Акимов, А.О. Стешенко // Вестник Томского государственного архитек-турно-строительного университета. – 2017. – № 6(65). – С. 220-226.
- Леонович, И.И. Применение упруговязкой мо-дели к расчету конструкций дорожных одежд нежесткого типа / И.И. Леонович, А.П. Лащенко // Труды БГТУ. Лесная и деревообрабатываю-щая промышленность. – 2016. – № 2(184). – С. 105-108.
- ОДМ 218.2.062-2015. Рекомендации по опре-делению параметров расчетных нагрузок для современных транспортных средств. – М: Фе-деральное дорожное агентство (РОСАВТОДОР), 2015. – 36 с.
- Акулов, В.В. Анализ методов учёта интенсивно-сти движения на автомобильных дорогах / В.В. Акулов // Вестник евразийской науки. – 2012. – № 4(13). – С. 141.
- Статистическое моделирование доминирую-щих параметров транспортного потока для оценки числа расчетных циклов нагружений за период эксплуатации технической системы / И.Ю. Майстренко, Т.А. Зиннуров, А.А. Султанги-рова, Т.И. Майстренко // Известия Казанского государственного архитектурно-строительного университета. – 2018. – № 1(43). – С. 249-259.
- Конструирование нежестких дорожных одежд / Е.В. Углова, О.В. Конорева, А.С. Конорев, А.Б. Гуляжинов // Инженерный вестник Дона. – 2018. – № 1(48). – С. 157.
- Еганян, Г.В. Механические параметры слоёв нежестких дорожных конструкций на стадии проектирования в России и за рубежом / Г.В. Еганян // Молодой исследователь Дона. – 2018. – № 1(10). – С. 18-22.
МИНИМИЗАЦИЯ ПОСЛЕДСТВИЙ ВОЗДЕЙСТВИЯ УДАРНЫХ МЕХАНИЗМОВ ПРИ РЕМОНТЕ РАЗРУШЕНИЙ ЦЕМЕНТОБЕТОННЫХ ПЛИТ
Авторы:
Вадим Дмитриевич Андронов, канд. техн. наук, vadim.andronov@irmast.ru,
НАО «ИРМАСТ-ХОЛДИНГ», Россия, 105082, Москва, Спартаковский пер., 26, стр.5,
Александр Петрович Виноградов, д-р техн. наук, проф., apv11031939@yandex.ru,
ФГУП ГПИ и НИИ ГА «Аэропроект», Россия, 125171, Москва, Ленинградское шоссе, 7
Аннотация:
В статье конкретизировано понятие «ремонтопригодность» цементобетонных плит, рассмотрены способы удаления поврежденного цементобетона и их воздействие на со-предельную поверхность плит. Обоснована актуальность проблем разрушения сопре-дельного с отремонтированным бетона. Описана природа ударно-волнового и вибраци-онного воздействия на цементобетон. Проанализированы требования немецкого стан-дарта ZTV BEB-StB по текущему содержанию и реконструкции бетонных покрытий при удалении поврежденного бетона с учетом опыта производства аналогичных работ в России предприятиями группы «ИРМАСТ». На основе классической теории разрушений обосновано последующее развитие повреждений прикромочной зоны вокруг отремонти-рованных ранее участков бетона. Проанализировано влияние арматуры в бетоне на де-структивный эффект при распространении ударных волн. На основе теории ударно-волнового воздействия путём расчета коэффициента отражения волны показана эф-фективность применения демпфирующих прокладок из различных материалов для ми-нимизации последствий воздействия ударных механизмов на сопредельный бетон. При-ведены практические рекомендации по установке прокладок. В качестве дополнительного мероприятия на основе проведенных авторами в 2020-21 гг. исследований на базе Мали-новского комбината ЖБИ даны рекомендации по применению защитных пропиток сопре-дельного бетона с использованием наиболее эффективных составов. Предложенные ав-торами решения по установке демпфирующих прокладок и выполнению защитных про-питок зон сопредельного бетона согласованы ФГУП ГПИ и НИИ ГА «Аэропроект» к приме-нению на аэродроме Шереметьево.
Ключевые слова: цементобетонные покрытия, ремонтопригодность, ударно-волновое воздействие на бетон, коэффициент отражения волны, демпфирующие прокладки.
Список литературы:
- Математическое моделирование процессов динамического разрушения бетона / Н.Н. Белов, П.В. Дзюба, О.В. Кабанцев, Д.Г. Копаница, А.А. Югов, Н.Т. Югов // Механика твердого тела. – 2008. – № 2. – С. 124-133.
- Югов, А.А. Деформирование и разрушение же-лезобетонных плит при высокоскоростном ударе летящим предметом конечной жестко-сти: дис. … канд. техн. наук: 05.23.17, 05.23.01: защищена 11.05.2007: утв.: 26.11.2007 / Югов Алексей Александрович. – Томск, 2007. – 167 с. – Библиогр.: с. 19-21 (21 назв.).
- Радченко, П.А. Численный анализ развития раз-рушений в бетоне при ударно-волновом нагру-жении / П.А. Радченко, С.П. Батцев, А.В. Радченко // Физическая механика. – 2020. – № 4. – С. 61-67.
- Griffith, A.A. The Phemonema of Rupture and Flow in Solids / A.A. Griffith / Philosophical Transactions of the Royal Society of London, Sereis A. – 1921. – Vol. 221. – Р. 163-198.
- Энциклопедия по машиностроению XXL. Обо-рудование, материаловедение, механика и… [Электронный ресурс]. – Москва. – Режим до-ступа: https://mash-xxl.info/ (дата обращения: 14.10.2021).
- Диагностика, ремонт, реконструкция, строи-тельство/ Сборник статей, посвященный 20-летию ЗАО «ИРМАСТ-ХОЛДИНГ»; под ред. В.Н. Иванова. – М.: ЗАО «Светлица», 2015. – 173 с. – ISBN 978-5-902438-53-3.
- ZTV BEB-StB. Дополнительные технические до-говорные условия и директивы по текущему содержанию дорожных покрытий – методы бе-тонного строительства / Научно-исследовательская организация по вопросам дорожного движения и транспорта ФРГ (FGSV); пер. с немецкого АО «ИРМАСТ-ХОЛДИНГ». – Кёльн: FGSV, 2015. – 97 с.
- СП 121.13330.2019. Аэродромы. – М.: Стандар-тинформ, 2019. – 94с.
- Бабичев, А.П. Физические величины: Справоч-ник / А. П. Бабичев, Н.А. Бабушкина, А.М. Брат-ковский и др.; под ред. И.С. Григорьева, Е.З. Мейлихова. – М.: Энергоатомиздат, 1991. – 1232 с. – ISBN 5-283-04013-5.
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ В ГОРНО-БАДАХШАНСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ ТАДЖИКИСТАНА
Авторы:
Валиджон Хомиджон Махсум, директор, vali.maxsumov.83@mail.ru,
ГУП «ИПТС» МТРТ, Республика Таджикистан, 734042, г. Душанбе, ул. Айни, 14
Аннотация:
Более 90 % пассажирооборота и более 93 % грузовых перевозок в Республике Таджикистан приходятся на автомобильный транспорт, поэтому автомобильные дороги, в т.ч. меж-дународные, имеют ключевое значение для экономического развития страны. В 2011 году утверждена Государственная целевая программа развития транспортного комплекса Республики Таджикистан до 2025 года, и в настоящее время выполняется поэтапное улучшение состояния и развитие дорог международного значения. Развитие междуна-родных автомобильных дорог Таджикистана, в т.ч. Горно-Бадахшанской автономной об-ласти (ГБАО), является приоритетной задачей правительства страны. Целью строи-тельства и реконструкции участка автомобильной дороги между Кулябом и Калаихумом является улучшение транспортного сообщения по автомобильной дороге Куляб Хорог – гр. Китая и Афганистана (Памирскому тракту), увеличение пассажиро- и грузопотока. Реализация данного проекта была разделена на шесть дорожных участков, строитель-ство некоторых уже завершено, остальные находятся на стадии реконструкции и стро-ительства.
Ключевые слова: международные автомобильные дороги, горные дороги, строительство, перевал, геодинамические процессы, горная местность, укрепление откосов, дорожные условия.
Список литературы:
- Каримов, Б.Б. Управление дорожными отрас-лями стран СНГ / Б.Б. Каримов, Г.Ю. Мирзаянц, Б.Х. Уралов. М.: Интрансдорнаука, 2010. 320 с.
- Статистический ежегодник Республики Таджи-кистан – 2020. – Душанбе: Изд-во ООО «То-Рус», 2021. 495 с.
- Протокол о международных автомобильных дорогах Содружества Независимых Государств [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/901766332 (дата обращения: 10.01.2022).
- Шилакадзе, Т.А. Горные дороги. Эксплуатация, ремонт и содержание / Т.А. Шилакадзе, Б.Б. Каримов, В.Х. Махсумов. – Тбилиси: Нац. Академия наук Грузии, 2021. 320 с.
- Красиков, О.А. Ровность покрытия нежестких дорожных одежд / О.А. Красиков. М.: Гос ИН-ТИ, 2019. 317 с.
- Ахмедов, К.М. Международные автомобиль-ные дороги / К.М. Ахмедов, Б.Б. Каримов. – М.: Интрансдорнаука, 2013. – 398 с.
ПРИМЕНЕНИЕ ХОЛОДНЫХ АСФАЛЬТОБЕТОННЫХ СМЕСЕЙ ПРИ ЯМОЧНОМ РЕМОНТЕ ДОРОЖНЫХ ПОКРЫТИЙ
Авторы:
Владимир Аполенарьевич Ярмолинский, д-р техн. наук, проф., appolonow.vlad@yandex.ru,
МАДИ, Россия, 125319, Москва, Ленинградский пр., 64,
Алексей Александрович Парфенов, канд. техн. наук, доц, 000693@pnu.edu.ru,
ТОГУ, Россия, 680035, Хабаровск, ул. Тихоокеанская, 136
Аннотация:
В статье рассмотрены вопросы применения холодных асфальтобетонных смесей для ямочного ремонта дорожных покрытий с целью повышения межремонтных сроков служ-бы дорожных конструкций. Приведены виды ямочного ремонта асфальтобетонных по-крытий с применением различных материалов. Рассмотрен процесс приготовления хо-лодных ремонтных асфальтобетонных смесей в установках принудительного действия. Рассмотрены вопросы складирования холодных асфальтобетонных смесей в открытый штабель и пакетирования в мешки и контейнеры. Приведены основные технологические операции ямочного ремонта с использованием холодных асфальтобетонных смесей. При-ведены составы добавок для уменьшения степени слёживаемости холодных асфальтобе-тонных смесей и рассмотрены температурные интервалы их производства на АБЗ. Предложены способы охлаждения готовых холодных асфальтобетонных смесей перед их складированием. Рассмотрена технология приготовления холодных ремонтных асфаль-тобетонных смесей с применением битумных эмульсий. Приведены требования к ре-монтным смесям, используемым при отрицательной температуре окружающего воздуха для оперативной и аварийной заделки выбоин покрытия и содержащим в своем составе жидкий битум, модифицированный адгезионными и полимерными добавками. В целях по-лучения более плотной структуры асфальтобетона при ямочном ремонте покрытия предложено вводить в состав ремонтной смеси при ее приготовлении добавку отсева гранодиоритового щебня.
Ключевые слова: автомобильная дорога, межремонтные сроки, транспортно- эксплуатационное состоя-ние дорожных покрытий, ямочный ремонт, холодные асфальтобетонные смеси.
Список литературы:
- Ярмолинский, В.А. Оценка эффективности ре-монтных работ с учетом изменения эксплуата-ционного состояния автомобильных дорог / В.А. Ярмолинский, А.В. Каменчуков // Транс-портное строительство – 2018. №7. – С. 18-20.
- Ярмолинский, В.А. Оптимизация выбора мето-да ремонта асфальтобетонных покрытий / В.А. Ярмолинский, Ю.Н. Лебедева, В.С. Бело-конь // Наука и техника в дорожной отрасли. – 2020. – № 4(94). – С. 10-12.
- Парфенов, А.А. Определение предельных сдвигающих напряжении в холодной асфальто-бетонной смеси в процессе её уплотнения / А.А. Парфенов, А.С. Мартынова // Дальний Во-сток: проблемы развития архитектурно-строительного комплекса. – 2017. – № 1. – С. 80–84.
- Леонович, И.И. Диагностика автомобильных дорог: учеб. пособие / И.И. Леонович, С.В. Бог-данович, И.В. Нестерович – Минск: Новое зна-ние; М.: ИНФРА-М, 2011. – 350 с.
- Ушаков, В.В. Устройство щебеночно-мастичных асфальтобетонных покрытий с учетом дорож-но-климатического районирования: учебн. по-собие / В.В. Ушаков, В.А. Ярмолинский. – М.: МАДИ, 2021. – 110 с.
- Гришин, И.В. Экспериментальные исследова-ния реологических свойств асфальтобетона при различных температурных условиях / И.В. Гришин, Р.А. Каюмов, Г.П. Иванов // Изве-стия Казанского государственного архитектур-но-строительного университета. – 2013. – № 2(24). – С. 99–107.
- Ястремский, Д.А. Проблема повышения долго-вечности асфальтобетонного покрытия и пути ее решения / Д.А. Ястремский, Т.Н. Абайдулли-на, П.В. Чепур // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 3-2. – С. 307–310.
- Шишкин, Е.А. Определение параметров реоло-гической модели асфальтобетонной смеси по результатам лабораторных испытаний / Е.А. Шишкин // Строительные и дорожные ма-шины. – 2019. – № 1. – С. 50–52.
- Доценко, А.И. Оперативный контроль темпера-туры асфальтобетонной смеси после ее транс-портировки / А.И. Доценко, А.А. Соколов // Ме-ханизация строительства. – 2014. – № 7(841). – С. 49–53.
- Немчинов, М.В. Принципы проектирования прочных и долговечных дорожных одежд / М.В. Немчинов, С.А. Холин // Вестник МАДИ. – 2019. – № 4(59). – С. 70–76.
- Ушаков, В.В. Рекомендации по назначению ви-да асфальтобетона для дорожных покрытий / В.В. Ушаков, М.Г. Горячев, С.В. Шведенко // Ав-томобиль. Дорога. Инфраструктура. – 2018. – № 2(16). – C. 7.
- Калашникова, Т.Н. Строительство и ремонт ас-фальтобетонных покрытий: учебное пособие / Т.Н. Калашникова, М.Б. Сокольская. – М.: Экон-Информ, 2010. – 344 с.
ТРАНСПОРТНЫЕ СИСТЕМЫ СТРАНЫ
РАЗРАБОТКА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ РАБОТЫ ВОДИТЕЛЕЙ ГОРОДСКОГО ПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТА НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БОРТОВОГО НАВИГАЦИОННО-СВЯЗНОГО ОБОРУДОВАНИЯ
Авторы:
Вениамин Николаевич Богумил, канд. техн. наук, доц., v_bogumil@mail.ru,
МАДИ, Россия, 125319, Москва, Ленинградский пр., 64,
Олег Николаевич Съедин, канд. техн. наук, заведующий НИО, sedin@niiat.ru,
ОАО «НИИАТ», Россия, 125480, г. Москва, ул. Героев Панфиловцев, 24,
Элдиба Хоссам Мохамед Махмуд Мохамед, магистрант, hossameldiba@gmail.com,
МАДИ, Россия, 125319, Москва, Ленинградский пр., 64
Аннотация:
В статье рассматривается интеллектуальная система контроля работы водителей коммерческих пассажирских транспортных средств, основанная на использовании теле-матического оборудования и направленная на повышение безопасности дорожного дви-жения. Использование возможностей бортового навигационно-связного оборудования, реализованного на базе цифрового тахографа, обязательного для средств ГПТ, в совокуп-ности с устройствами сбора данных о режимах работы транспортного средства с учё-том его местоположения на улично-дорожной сети в целях профилактики нарушений правил дорожного движения будет способствовать повышению уровня безопасности до-рожного движения при организации перевозок, в том числе, снижению тяжести послед-ствий ДТП.
Ключевые слова: бортовое навигационно-связное оборудование, безопасность дорожного движения, инструментальный контроль работы водителей.Список литературы:
- Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ (ред. от 29.11.2021) «О безопасности дорож-ного движения».
- Распоряжение Правительства РФ от 08.01.2018 N 1-р «Об утверждении Стратегии безопасно-сти дорожного движения в Российской Феде-рации на 2018 - 2024 годы».
- Баршев В. ООН приняла резолюцию РФ о по-вышении безопасности дорожного движения [Электронный ресурс] // Российская газета. – 2018. – № 81(7544). – Режим доступа: https://rg.ru/2018/04/16/oon-priniala-rezoliuciiu-rf-o-povyshenii-bezopasnosti-dorozhnogo-dvizheniia.html (дата обращения: 10.01.2022).
- Дорожно-транспортная аварийность в Россий-ской Федерации за 9 месяцев 2021 года. Ин-формационно-аналитический обзор / под. ред. Д.В. Митрошин. – М.: ФКУ «НЦ БДД МВД Рос-сии», 2021. – 39 с.
- Власов, В.М. Применение цифровой инфра-структуры и телематических систем на город-ском пассажирском транспорте: учебник / В.М. Власов, Д.Б. Ефименко, В.Н. Богумил. – М.: ИНФРА-М, 2018. – 352 с.
- Власов, В.М., Цифровая инфраструктура как основа функционирования наземного город-ского пассажирского транспорта / В.М. Власов // Автотранспортное предприятие. – 2016. – № 12. – С. 3-7.
- Bogumil, V.N. Estimation of Passenger Load for Urban Passenger Transport on the Route / V.N. Bogumil, M.J. Duque // IOP Conference Se-ries: Materials Science and Engineering. – 2020. – Vol. 832(1). – Art. No. 012043.
- Горев, А.Э. Проектирование систем городского транспорта / А.Э. Горев, Д.Т. Оспанов. – Спб.: Издательского-полиграфическая компания «КОСТА», 2018. – 256 с.
- Богумил, В.Н. Телематика на городском пасса-жирском транспорте: монография / В.Н. Богу-мил, М.Х. Дуке Саранго. – М.: ИНФРА-М, 2022. – 200 с.
- Беспроводные технологии на автомобильном транспорте. Глобальная навигация и определение местоположения транспортных средств: учебное пособие/ В.М. Власов, Б.Я. Мактас, В.Н. Богумил, И.В. Конин. – М.: ИНФРА-М, 2017. – 184 с.
ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛОГИСТИКИ ВТОРИЧНОГО СЫРЬЯ НА БАЗЕ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ СОРТИРОВКИ БЫТОВЫХ ОТХОДОВ В ЖИЛЫХ ДОМАХ
Авторы:
Роман Николаевич Заикин, ст. преподаватель, romio1406@inbox.ru,
Егор Романович Кожевников, студент td@madi.ru,
МАДИ, Россия, 125319, Москва, Ленинградский пр., 64
Аннотация:
В статье приведён обзор зарубежного опыта утилизации бытовых отходов, описаны лучшие технологии, применяемые за рубежом. Рассмотрена технология обращения с бы-товыми отходами, применяемая в России, проведён сравнительный анализ технологий, выявлены их преимущества и недостатки. Авторами предложены решения, направленные на совершенствование системы логистики бытовых отходов в России. Тематика исследо-вания является актуальной и необходимой. Для повышения эффективности системы об-ращения с бытовыми отходами России необходимо учитывать успешный опыт других стран и применять комбинированный подход, включающий все перечисленные инженер-ные системы. Формирование логистики бытовых отходов на базе применения навигаци-онных технологий позволит повысить эффективность их перевозок посредством переда-чи информации о расположении необходимых фракций заводам-потребителям вторично-го сырья. Предложенные положения могут найти применение в дальнейших научных ис-следованиях для оптимизации процесса утилизации бытовых отходов, что в результате может привести к улучшению экологической ситуации.
Ключевые слова: бытовые отходы, раздельный сбор, автоматизация, жилые дома, логистика вторичного сырья.
Список литературы:
- Инженерная защита окружающей среды при обращении с отходами производства и по-требления: учебное пособие / О.Л. Гуджоян, Е.С. Сидорова, Н.А. Атрохов, Ю.В. Трофименко. – М.: ИНФРА-М, 2019. – 205 c.
- Ефименко, Д.Б. Развитие систем логистического мониторинга международного товародвижения и цифровой инфраструктуры продвижения грузопотоков / Д.Б. Ефименко, Р.Н. Заикин. С.А. Филатов // Прогресс транспортных средств и систем – 2018: материалы международной научно-практической конференции, Волгоград, 09–11 октября 2018 г. – Волгоград: ВолгГТУ, 2018. – С. 231-232.
- Ансеров, Ю.М. Машиностроение и охрана окружающей среды: учебное пособие / Ю.М. Ансеров, В.Д. Дурнев. – М.: ИНФРА-М, 2020. – 224 c.
- Курынцева, П.А. Обращение с отходами произ-водства и потребления: учебное пособие / П.А. Курынцева, С.Ю. Селивановская. – Казань: Ка-зан. ун-т, 2018. – 64 с.
- Васильева, Е.А. Технология обращения с твердыми коммунальными отходами: учебное пособие / Е.А. Васильева, А.В. Левин. – Ч. 1. – СПб.: ВШТЭ СПбГУПТД, 2019. – 61 с.
- Витковская, С.Е. Твердые бытовые отходы: антропогенное звено биологического круговорота: монография / С.Е. Витковская. – СПб.: АФИ, 2012. – 132 c.
- Добросердова, Е.А. Организация и обращение с твердыми бытовыми отходами: учебное по-собие / Е.А. Добросердова, С.Ф. Федорова. – Казань: Изд-во Казанского архитект.-строит. ун-та, 2018. – 83 с.