Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ) » Интервью для журнала «Дороги СНГ» с врио ректора МАДИ Андреем Келлером

Интервью для журнала «Дороги СНГ» с врио ректора МАДИ Андреем Келлером

-     Андрей Владимирович, в июне 2020-го, то есть меньше года назад, Вы возглавили Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет. Какие проблемы и вызовы пришлось решать в первую очередь?

В разгаре лета самой срочной и важной задачей, конечно, стало объединение коллектива вокруг проведения эффективной приемной кампании. Перед нами стояла задача не просто осуществить очередной набор, но сделать его качественным. Университету для стабильного развития важно уделять особое внимание талантливым абитуриентам, со студенческой скамьи растить молодых ученых.

Хочу отметить, что наш вдумчивый подход к приемной кампании практически сразу отразился на результатах. Впервые университет преодолел порог среднего балла ЕГЭ – он вырос с 61,9 до 64,7. Кроме того, в МАДИ поступило свыше 110 олимпиадников и медалистов, для нас это рекорд.

Но мы не стали останавливаться на достигнутом. Решением ученого совета ввели повышенные стипендии для студентов с высокими баллами ЕГЭ, причем, что особенно важно, нашли инструменты поддержки не только бюджетников, но и контрактников. Это позволило повысить мотивацию талантливых ребят и помочь им адаптироваться к студенческой жизни. Последующие месяцы показали, что решение было верным. Первокурсники показали хорошие результаты обучения и многие уже начали работать в составе проектных команд над исследовательскими и инженерными проектами.

-     Это, безусловно, интересный кейс. Но, чтобы привлекать в вуз талантливых ребят и делать из них перспективных инженеров инновационного типа, университет, прежде всего, сам должен идти в ногу со временем?

Конечно. Причем не просто идти в ногу, но в полной мере соответствовать и даже опережать парадигмы развития автомобильно-дорожной отрасли. В первую очередь, это касается цифровой трансформации всех инженерных процессов, а также цифровизации подходов к образованию, в том числе, обучение студентов применению и самостоятельному проектированию интеллектуальных систем.

Именно поэтому еще одной важной инициативой, над которой мы активно работаем сейчас, стала цифровая трансформация университета. Мы привлеки в МАДИ более 26 млн руб. по программе «Доцифровизация». Эти деньги пошли, прежде всего, на обновление парка компьютерной техники. В результате количество закупленной техники у нас за год выросло на 240%. Сейчас завершаем работы по полному Wi-Fi покрытию общежитий, а также монтируем классы и специализированные рабочие места для дистанционной работы не только преподавателей, но и студентов.

-     Вы говорили о работе над инженерными проектами. В чем здесь роль цифровизации?

Любой специалист подтвердит, что будущее – за цифровыми технологиями проектирования и создания технических систем. Поэтому мы активно развиваем компьютерный инжиниринг, привлекая к разработкам не только преподавателей, но и студентов в составе сквозных проектных команд. Это позволяет одновременно решать сразу несколько задач – и развивать цифровые технологии в инженерном проектировании, и работать в тесной связке с ключевыми предприятиями отрасли, постигая их сложности, текущие вызовы и условия производства. Одним словом, приобретая бесценный опыт работы в реальных условиях.

В рамках этого направления МАДИ стал одним из центральных звеньев Международного инжинирингового центра, который формируется в настоящее время российскими и корейскими промышленниками для трансфера инновационных технологий, поддержки отечественных Hi-tech продуктов и развития продаж на зарубежных рынках.

Кроме того, университет выиграл федеральный конкурс на создание собственного Центра автомобильно-дорожного инжиниринга, получив на его развитие в общей сложности более 350 млн. руб. Центр уже начал работу и в настоящее время пошагово выстраивает систему одного окна по взаимодействию с предприятиями и органами власти.

-     Кстати, о взаимодействии с бизнесом. Часто вузы упрекают в оторванности от реального сектора экономики.

Вы правы, и, к сожалению, часто такие упреки имеют под собой основание. Именно поэтому МАДИ большое внимание уделяет партнерскому взаимодействию. Причем мы рассматриваем его широко, стремясь сотрудничать и с органами власти, и с предприятиями, и с бизнесом, и с другими университетами – российскими и зарубежными. Только за последние месяцы в университете открыта и успешно работает совместная научно-образовательная лаборатория с ПАО «КАМАЗ». Заключены соглашения о сотрудничестве с ОМГ, АТР, НИИАТ, НАМИ, Дептрансом Москвы, Правительствами Московской и Магаданской областей. Я могу продолжать этот список, но главное – не количество договоров, а их практическая ценность. И она уже есть.

Начата реализация проекта по созданию высокотехнологичного производства отечественной техники для очистки аэродромов, ведутся работы по оптимизации транспортного планирования и развитию сети автодорог России, разрабатываются инновационные конструкции дорожных боковых ограждений, проводится экспертиза технологий для трансфера в автомобильную отрасль. В рамках решения перечисленных задач менее чем за год в МАДИ привлечено более 630 млн руб. дополнительного финансирования. Согласитесь, это немало.

-     Вы рассказываете о неординарных проектах, влияющих на развитие реального сектора экономики. А изменится ли образовательный портрет университета?

И нет, и да. В глобальном смысле философия образования МАДИ была и остается прежним. Наш вуз – кузница высококвалифицированных кадров с широким спектром профессиональных компетенций. Университет и дальше будет обеспечивать практически все кадровые потребности транспортного и специального машиностроения, сферы эксплуатации, сервиса и управления на транспорте, строительства и эксплуатации дорог не только России, но и других стран.

Вместе с тем, сама отрасль мужественно идет сквозь революционные изменения, через смену парадигм. Аналоговая реальность стремительно сменяется цифровой. Мы движемся к полной трансформации автомобильно-дорожной сферы, к интеграции интеллектуальных транспортных систем разных стран, к цифровому управлению транспортом крупнейших городов. И в этом смысле изменение образовательного профиля вуза должно не только следовать, но и опережать изменения.

Именно поэтому мы разработали и запускаем новые образовательные программы. Это автономные транспортные средства, интеллектуальные транспортные системы, цифровой агломерационный транспорт. Уверены, что интерес абитуриентов к ним будет высок.

Параллельно мы поставили задачу развития программ дополнительного образования. Именно они способны стать эффективной «демпферной зоной» для доучивания, повышения квалификации и переподготовки сотрудников автомобильно-дорожной сферы в контексте новых реалий. И, кстати, у нас уже есть первые результаты. За последние месяцы в МАДИ внедрено более 20 новых программ повышения квалификации, количество слушателей резко возросло, а доходы увеличились более чем на 20%.

-     И все же, университет – это, прежде всего, люди. Именно они являются носителями ментальных ценностей, уникального культурного и профессионального кода, который передают своим студентам. Вы для МАДИ человек новый. Что делаете для укрепления коллектива?

Прежде всего, хочу согласиться с этими мудрыми словами. Университет – это, прежде всего, люди. И надо создать такие условия, чтобы в МАДИ им было спокойно, удобно и приятно работать. Чтобы им хотелось приходить в университет, чтобы они чувствовали себя членами команды.

Для помощи и консультирования ученых, «пишущих» специалистов мы создали офис академического письма. Он помогает подобрать подходящие для публикации журналы, качественно перевести научные труды на английский, поддерживать коммуникации с редколлегиями журналов и т.д. Это работа, на которую у вечно занятого, «рвущегося на части» преподавателя не хватает времени и сил. А между тем, она способна существенно повысить известность и востребованность ученого.

Посмотрим на цифры. После создания офиса в МАДИ более чем на 40% увеличилось количество качественных публикаций в изданиях, индексируемых в глобальных базах данных. Впечатляет, не правда ли?

А еще идет вовлечение сотрудников в реальное управление университетом, проводятся встречи с молодыми учеными и студентами, вырос объем средств на стимулирование сотрудников в зависимости от персональных достижений. Инициировано создание кадрового резерва: по программам управления трансформацией университетов, образовательного маркетинга, персонализации обучения, развития международного сотрудничества прошли обучение десятки сотрудников университета. Но, хочу подчеркнуть, это только начало большой работы…

-     Спасибо за откровенный разговор, Андрей Владимирович! Удачи Вам и всему коллективу МАДИ!